Посвящается памяти моего друга – полковника Григорьева Юрия Ивановича, одного из организаторов службы служебного собаководства пограничных войск Беларуси.
Наверное, с самого начала появления пограничной службы, пограничники прибегали к различным хитростям и и использованию всяческих приспособлений, облегчавших пограничную службу и одновременно повышавших качество и эффективность охраны границы. Еще во времена Великого княжества Литовского, Руского и Самогитского для наблюдения за сопредельной стороной возводились наблюдательные вышки, в качестве сигнальных средств использовался валежник и сухой камыш и др. Эти средства с успехом применялись пограничниками разных поколений, а некоторые применяются и поныне.
Пожалуй одним из самых древних и эффективных средств, применяемых в охране границы, наряду с наблюдательными вышками, являются собаки. К сожалению, сведения об их применении в охране границ Великого княжества и Речи Посполитой весьма скудны, а вот о временах, когда на территории нынешней Беларуси дислоцировались части и подразделения Отдельного Корпуса Пограничной Стражи (ОКПС) Российской империи или советских пограничных формирований сведений гораздо больше.
Известно, что сторожевых собак в охране границы Российской империи начали применять еще в середине XIX в. по инициативе отдельных офицеров пограничной службы. Со временем, по мере приобретения опыта, использование собак стало весьма эффективным средством охраны границы. В этой связи циркуляром командира ОКПС «О заведении на постах собак для службы пограничного надзора» от 25 мая (6 июня) 1894 г. №4672 с 1894 г. командирам всех бригад ОКПС предписывалось «организовать обзаведение в отрядах соответственных сторожевых собак».1