Предлагаю вниманию читателей новый сборник духовной поэзии «Поэтическая звонница». Это моя четвертая книга стихов, в которой я размышляю на темы, волнующие современного человека: о вере и Церкви, о смысле жизни, о необходимости исполнения заповедей Божьих, о скорбях и радостях земного пути, о переходе в мир иной, духовный.
Большой опыт работы православным психологом дал мне пищу для раздумий над этими вопросами. Свои поэтические рассуждения я всегда стараюсь согласовывать с библейскими постулатами и трудами святых отцов, которые призывают человека к обретению добродетелей, к борьбе с грехами, страстями и пороками, чтобы найти свой путь в Небесную обитель Божьего Царства. А чтобы войти в дарованное Христом спасение, чтобы воскреснуть с Ним, нужно не только творить добрые дела, но прежде всего осознать свою природную греховность. Надо познать себя, свои страсти или наклонности к ним (они передаются всем нам по наследству), которые толкают нас на совершение греха.
О том, какие у нас всех есть страсти и какие совершаем грехи, как раз и повествуется в этом сборнике. А также о том, как бороться со страстями, пороками и грехами, чтобы стать участниками Христова Воскресения.
Название сборника – «Поэтическая звонница» – неслучайно. Звучание церковных колоколов символизирует собой Архангельские трубы, воспевающие Славу Господню и побуждающие христианскую душу к непрестанному бодрствованию, к молитве, к духовному возрастанию и творению добрых дел. Об этом и все мое поэтическое творчество…
Кроме того, существует поверье, что звучание колоколов очищает воздух в радиусе нескольких верст. В период моровых болезней (эпидемий) неустанно звонили в колокола, призывая на помощь Силы Небесные. А духовная поэзия очищает пространство души человека. Василий Жуковский писал: «Поэзия должна приближать людей к Богу. Она есть лекарство душ, безверием крушимых».
Церковный колокольный звон – это великая духовная святыня: являясь молитвой в звуках, церковный звон связывает землю с Небом. Он ассоциируется с невидимым, непостижимым Творцом, уносит душу от мирской суеты ввысь, в горний мир, и напоминает ей о скоротечности земной жизни и о жизни вечной. Рождая молитвенный настрой, звучание колокола укрепляет веру христиан, а в великие и воскресные праздники вселяет в их души духовную радость, создает умиротворенное настроение. Звон колокола разносится далеко в воздухе, символизируя распространение Евангелия по всему миру. И по своей внешней форме колокол – не что иное, как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе Божию благодать.
В церковном звучании колоколов, в звуках и переливах православные люди научились отличать призыв на службу, торжество Богослужения и тревогу из-за какой-либо беды. По характерному звону можно понять, что происходит в храме и какое событие отмечается в конкретный день церковного календаря.
Существует несколько видов звона.
Благовест – одиночные мерные удары в большой колокол. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения. Этот звон подготавливает христиан к соборной молитве в храме. Он также оповещает о совершении таинства Евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия во время других служб. Когда звучит благовест, так и кажется, что колокол поет: «В храм, в храм, в храм!», мерными ударами чеканя каждый шаг идущих в храм православных христиан. Будто голос Бога зовет: «Адам, Адам, где ты?»
Трезвон – несколько одновременно звонящих колоколов либо сразу после благовеста, либо перед Богослужением, либо отдельно перед началом торжественных служб. В нем участвуют все группы колоколов. Музыка трезвона выражает особый радостный настрой, славящий Бога, напоминает о Воскресении Иисуса Христа, благостно действует на христианскую душу.
Перезвон – поочередные удары в каждый колокол, от большого к малому. Он представляет собой печально-торжественный звон и совершают его во дни храмовых праздников, на Великую Пятницу и в Великую Субботу, в день Крестной Смерти Господа и Его вольного погребения, а также при погружении Креста в воду во время водоосвящения.
Перебор – это погребальный колокольный звон. Он представляет собой медленные, через одинаковый промежуток, удары последовательно во все колокола, от малого к большому. Этот звон символизирует ход человеческой жизни: от рождения и взросления к переходу в иной мир. Такой звон выражает скорбь, его совершают во время отпевания усопших. Этот скорбный похоронный перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего.
Набат – это грозный, тревожный бой самого большого колокола. Означает наступление опасности: природные катаклизмы, пожары или приближающиеся вражеские войска. А также всевозможные общественные бедствия: мятежи, бунты, эпидемии. Звук колокола здесь более тяжелый, частый. Существовал набат охранительный, когда в непогоду заблудившиеся путники шли на звон колокола, подобно тому как морские суда ориентировались на маяк. Известен и метельный набат, который звучал, пока продолжалась вьюга в холодных краях Руси.
Я старалась распределить свой стихотворный поток по соответствующим разделам сборника, предполагая, чтó может охватывать собой название каждого звона. Но по своему смысловому значению многие стихи перетекают из одного русла (раздела) в другое. Поэтому четкого разграничения общего содержания сборника по разделам, названным в соответствии с видами звона, нет.
В раздел «Перебор», соответствующий погребальному звону, который символизирует ход человеческой жизни от рождения и взросления к переходу в иной мир, я включила стихи о страстях и грехах человека, ведущих к смерти, к смерти второй, вечной. Поэтому читатель найдет в нем призыв справить о страстях, пороках и грехах тризну, то есть побороть их в себе. Подобно тому как звучание перебора заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего, так и в общем потоке стихов о человеческой греховности в этом разделе читатель увидит стихи, выражающие надежду на воскресение мертвых, на жизнь вечную в Царствии Небесном. Раздел «Перебор» получился самым объемным, ибо грехов у нас всех, к сожалению, больше, чем добродетелей.
Кто знаком с моим творчеством, встретит здесь несколько стихотворений из первого сборника, но в новой редакции. А вот новых стихов для раздела, соответствующего такому виду звона, как «Перезвон», я еще не написала. Вместо него я включила в сборник раздел «Благовест души поэта» с размышлениями о своем пути к Богу, о своей вере, о своих победах и поражениях на этом пути, о восприятии самой себя как христианки, о своих отношениях с Богом и окружающими людьми.
Это великая честь, что Господь призвал нас в Свою Церковь. И Он смотрит на нас в надежде, что мы пройдем тем путем, который Он указал. И святые угодники Божии, которые составляют тело Христовой Церкви, вместе с Богородицей и со всеми Ангелами также смотрят на нас с надеждой. Да поможет нам всем Милостивый Господь прояснить линию своей жизни в соответствии с Евангельской истиной, чтобы достичь совершенства – стать святыми и жить вечно со Христом в Его Царстве. Аминь.
С христианской любовью,
Надежда Георгица