Традиционный Китай

Страна небесного дракона

Удивительная страна Китай. Весь мир и вся история вращаются вокруг него – по крайней мере, так вам скажет любой местный житель. Века, войны и перекройка карт не изменили самого главного, что думает о себе страна: это обширная Поднебесная, государство ровно в центре мира. Именно так переводится его название – Чжунго, Срединное царство.

Как древнеегипетскую цивилизацию часто называют продуктом Нила, так и Китай в немалой степени обязан своим процветанием реке Хуанхэ – Желтой реке, в долине которой четыре тысячи лет назад и сформировалась эта самобытная культура.

Государство впервые стало единым при императоре Цинь Шихуане (259–210 гг. до н. э.), чье имя переводится как «первый властитель-император Цинь». Он девять лет потратил на объединение (оно же завоевание) шести самостоятельных царств, а затем лично назначал и смещал своих представителей в провинциях. Его гробница с армией терракотовых воинов и сегодня поражает воображение и справедливо считается одним из чудес света: около семи с половиной тысяч воинов в полный рост, причем не встретишь и двух одинаковых лиц, плюс колесницы и лошади. Можете представить себе размах, свойственный этому правителю! Поэтому вас наверняка не удивит, что именно он начал строительство самого крупного инженерного проекта в древней истории – Великой стены длиной в 6700 километров, главной задачей которой полагалась защита от варваров. И хотя своего прямого назначения Стена не выполнила, она помогла добиться территориального единства страны и создать особый мир – тот, который зовется китайской цивилизацией.


Терракотовая армия Цинь Шихуана, Сиань


Специалисты практически единодушны в том, что свои основные черты эта цивилизация получила позже, при династии Хань (206 г. до н. э.–220), когда официальной государственной идеологией стало учение Конфуция. Тогда огромное значение стали придавать образованию: первый университет в нынешнем понимании этого слова был учрежден в Китае во II в. до н. э. Роль образования велика и по сей день, а Конфуций почитаем как никогда. Были сделаны и другие важные шаги: чтобы придать новый импульс экономическому развитию, ханьские императоры снизили налоги, поощряли свободную торговлю, ввели единую валюту, впервые в истории человечества учредили стандартную систему мер и весов. Население страны тогда звалось ханьцами, и сегодня так называется самая многочисленная национальность Китая – примерно 92 % жителей гордо носят имя этой династии.

В Древнем Китае развитие науки и технологий достигло невиданного расцвета. Китайцы познакомились с выплавкой железа на полторы тысячи лет раньше европейцев, изобрели порох, который пришел в Европу лишь через 300 лет, а книгопечатание здесь стало распространяться с XI века – и, пожалуйста, ни слова о Гутенберге или даже о Франциске Скорине[1]. К XIII столетию был изобретен простейший ткацкий станок, а математики вывели теоремы алгебры и тригонометрии, незнакомые европейцам последующие 300 лет. Не забывайте и про компас, изобретенный в Китае в IV веке до н. э. Знаете, когда о нем услышали в Европе? Через полторы тысячи лет! А бумага? В Китае ею широко пользовались уже во II в. до н. э., ясное дело – именно здесь появились первые бумажные деньги, а в Европе бумага стала известна только через 14 столетий. Первые вышки для добычи природного газа строили в Китае уже в I в. до н. э., на 1900 лет раньше, чем в Европе. Причем нефть и газ в качестве топлива в древней стране использовали в IV в. до н. э. – опять же за 14 веков до Европы. Я уж не говорю о таких привычных сегодня бытовых приспособлениях, как спиннинг (в Китае во II в. до н. э., через 14 столетий в Европе), зонтик (IV в. до н. э. – через 1200 лет) или спички (577 г. – тысячелетие спустя). Историк Карл Виттфогель полагал, что Средневековый Китай был «страной с наибольшим уровнем грамотности» и имел «наиболее совершенную систему сельского хозяйства в мире». Это делало страну самым богатым по средневековым меркам государством: по оценкам экономистов, среднедушевой уровень ВВП в Европе XIII века составлял лишь четверть от китайского. Впечатлены?

Перед судьбоносной встречей с Западом в конце XVIII века Китай был стабильным обществом с самодостаточным миром-экономикой и населением 300 млн человек – больше, чем во всей Европе. Многие современные западные историки признают, что во время правления императора Цяньлуна (1736–1796) Китай был самым богатым и процветающим государством мира.

На китайскую систему управления по-прежнему оказывали сильнейшее влияние идеи Конфуция: власть и высокий статус должны принадлежать не богатым и знатным, а культурной и интеллектуальной элите. Слово шэньши означало и «чиновник», и «интеллигент». Превыше всего ценились гуманитарные, а не технические знания, и для получения должности нужно было сдать сложные экзамены кэцзюй на знание классических исторических и философских трактатов, поэзии и каллиграфии. Имена успешно прошедших через эти испытания высекались на каменных стелах, которые и сегодня стоят в пекинском храме Конфуция, причем многим надписям по 1300–1400 лет. Так что истинные знания времени неподвластны. После отставки чиновники обычно возвращались в родные места – город или деревню, чтобы учить детей в школе и защищать интересы общины. Всего на 300 млн человек приходилось 27 тысяч чиновников.

Но у бюрократии, даже так хорошо организованной, как китайская, есть один существенный недостаток – отсутствие творческой инициативы: зачем думать, если за тебя будет это делать начальник, а за него – его начальник, и так – бесконечно вверх, вплоть до императора. Так что, на мой взгляд, чиновничество, которое на определенном этапе, несомненно, способствовало становлению и развитию Китая как мощного государства, впоследствии внесло бесценный вклад и в замедление развития страны.

Ведь в начале XIV века казалось, что Китай стоит на пороге индустриальной революции, сходной с той, что произошла в Англии 400 лет спустя. Но развитие приостановилось, причем историки до сих пор спорят, почему это произошло. В качестве основных называют несколько причин. Население росло слишком быстро, и огромное количество дешевой рабочей силы делало ненужным изобретение новых машин и других технических усовершенствований. Немаловажный фактор: доведенная почти до совершенства бюрократическая машина вбирала в себя лучшие человеческие ресурсы, лишая другие отрасли, в том числе науку, светлых умов. И наконец – монгольское нашествие. Хотя то время, пожалуй, не было исключительно негативным для развития Китая: при монгольских императорах завершилось строительство Великого канала, связавшего север и юг страны, велась активная внешняя торговля. Знаменитый венецианец Марко Поло, посетивший Китай во время правления монгольского императора Хубилая, описал необычайно развитое и богатое государство. Сегодня и сами китайцы признают ту эпоху одним из пиков развития страны, а Чингисхан считается национальным героем, в его честь даже храмовый комплекс возвели (будете удивлены!) в 1950-х годах.

А Европа тем временем подступилась очень близко, ее дыхание было ох как ощутимо – британские завоевания в Индии подогрели интерес и к соседней стране. Товары из Поднебесной – шелк, фарфор, чай – всегда пользовались огромным спросом на Западе, а от перспектив ее колоссального рынка кружилась голова (и, смею вас заверить, кружится до сих пор). Однако проникновению западного капитала мешали строгие ограничения, имевшиеся в Китае на контакты с миром за Стеной: внешняя торговля велась лишь через один порт – Кантон (Гуанчжоу), а иностранные купцы страдали от произвола местных чиновников.

Первые попытки британских делегаций установить дипломатические отношения и упорядочить коммерческие связи с Пекином не принесли особых плодов. Император радушно встретил посла Джорджа Макартни, однако отверг его предложения, резонно заметив, что в Китае есть все и он не нуждается в импорте. Нет ничего странного в том, что вывоз товаров из Китая на Запад значительно преобладал над ввозом. А принятое в 1784 году британским парламентом решение о снижении пошлин на импорт чая сделало его национальным напитком и практически истощило запасы серебра гигантской империи: им расплачивались в торговле с Китаем.


Джордж Макартни – первый британский посол, посетивший Китай


Опытные английские купцы недолго искали товар, который пользовался бы спросом у китайцев, – им оказался опиум. Много веков он считался в Поднебесной лекарством, но только в XVIII веке китайцы узнали о его наркотических свойствах. Как известно еще из Библии, путь вниз всегда быстрее и проще восхождения, так что пагубная привычка распространилась быстро, причем сначала среди элиты общества – чиновников и знати.

Наркокартели? Колумбийские бароны, «золотой треугольник» и афганский опиум? Это все потом, а первую в истории систему наркобизнеса создала знаменитая Ост-Индская компания, имевшая монополию на производство мака в Индии. Более 10 % доходов компании давал опиум, благодаря которому торговый баланс изменился очень быстро, став положительным теперь уже для Британии – и это при том, что экспорт из Китая продолжал расти. Доходы британцев от торговли опием превышали объем операций с шелком и чаем. Только за 20 лет, с 1820 по 1840 год, Китай вывез товаров на сумму 10 млн лянов серебра, а ввез на 60 млн, львиную долю составлял наркотик.

К 1840-м годам число наркоманов в Китае превысило два миллиона, и власти забили тревогу. В 1839 году представитель центрального правительства в Гуанчжоу Линь Цзэсюй объявил войну торговцам опиумом, опустошив их склады, где хранились запасы на гигантскую сумму в 10 млн лянов. Ответ Британии был быстрым и жестким – военная эскадра. Так началась Первая опиумная война, в которой китайские войска потерпели поражение. В 1842 году был подписан Нанкинский договор, фактически означавший утрату Китаем части своего суверенитета: Пекин должен был выплатить огромную контрибуцию, открыть для иностранной торговли четыре порта и передать в британское управление остров Гонконг. Более того, над китайской таможенной системой была установлена иностранная юрисдикция.

Вторая опиумная война (1856–1860), в ходе которой англичане захватили Пекин, и подписанные по ее итогам Тяньцзиньские соглашения и Пекинский договор еще более укрепили зависимое положение Китая. Помимо Британии свою долю пирога захотели получить Франция, США, Россия, а чуть позже и Германия с Японией – территория Китая оказалась разделенной на зоны влияния.

Практически сразу после этих драматических событий часть китайской элиты призывала к изучению западного опыта и применению его в Китае, к проведению широких реформ и модернизации страны. Можно ли сравнить это с «окном в Европу», которое безжалостно рубил Петр I? Если и есть между этими двумя течениями сходство, то достаточно отдаленное – китайские интеллектуалы призывали уподобиться Западу не для того, чтобы стать частью «цивилизованного сообщества», а для того, чтобы лучше защищаться от его вторжения, что необходимо для сохранения самобытности страны. «Восточное учение – основное, западное – прикладное» – главная тема дискуссий в Китае и в XIX, и в XX веке.

Под влиянием этих движений в 1860–1890-е годы власти осуществляют «политику самоусиления», направленную в первую очередь на укрепление обороноспособности, строят арсеналы для производства оружия по иностранным лицензиям, верфи для современных судов, проводят реорганизацию армии, строят шахты и железные дороги.

Развивается и частный бизнес. В 1870–1890-е годы было создано более 70 частных предприятий, на которых работало около 30 тысяч человек. Но иностранным государствам, так уютно чувствовавшим себя в Китае, не нравились подобные изменения, а потому в 1892 году китайским коммерсантам сроком на 10 лет было запрещено создавать частные предприятия. Таможня по-прежнему находилась в управлении иностранцев, импортные пошлины почти в два раза были ниже экспортных. В конце XIX века в Китае действовало 600 иностранных фирм, из них более 100 – промышленные предприятия.

Вместе с тем история привела к неизбежному результату – в 1911 году империя пала, раздавленная внутренними противоречиями, ростом населения, технологической отсталостью, иностранными интервенциями и коррупцией. За этим последовали гражданская война и японская оккупация 1937–1945 годов, последствия которой для страны не менее трагичны, чем для бывшего СССР тяжелые годы Второй мировой войны. Китай потерял погибшими 35 млн человек.

Победа коммунистов под руководством Мао Цзэдуна в 1949 году тоже принесла Китаю испытания – индустриализацию и коллективизацию, «Большой скачок» и «Великую пролетарскую культурную революцию». Так что настоящая стабильность в страну пришла лишь в начале 1980-х годов, после окончательного утверждения на политической арене Дэн Сяопина с его знаменитым изречением «Мне все равно, какого цвета кошка, главное – чтобы она ловила мышей» и утверждением, что быть богатым почетно. Начавшиеся изменения продолжаются до сих пор. И сегодня Китай – одно из наиболее динамично развивающихся государств мира, которое играет важную роль в международных политических, экономических и других отношениях. Пройдитесь по улицам китайских городов, и у вас сложится совершенно ясное понимание – страна на подъеме. Не зря, видать, учит китайская история: за каждым падением неизбежно следует новый подъем. И, к счастью, правило это почти так же неизбежно, как восход солнца.

Пять элементов китайской Вселенной

Более всего знакомая Западу китайская идея – понятие об инь и ян, противоположных, но сосуществующих началах. Изначально эти слова означали теневой и солнечный склоны горы, но в философском смысле они включают много противоположных по значению пар – темное и светлое, мокрый и сухой, женское и мужское, слабый и сильный, мертвый и живой и т. д. Кстати, плохое и хорошее в эти пары не входит и прямо не противопоставляется. И если вы захотите в связи с этим пофилософствовать об относительности добра и зла, китайцы вас поймут.

Примерно в то же время, когда инь и ян стали означать не только два склона горы, но и все окружающие вещи и явления, в китайском сознании прочно закрепилось еще одно понятие.

Долгое время китайцы делили свою Вселенную на четыре части – Небесного Дракона, Белого Тигра, Красную Птицу и Черную Черепаху; восток, запад, юг и север; весну, осень, лето и зиму. Но примерно в III в. до н. э. появилась концепция пяти элементов, которая с тех пор властвует над сознанием людей Поднебесной. К четырем направлениям и четырем сторонам света добавился «центр» – пятый основной элемент. Так родилась идея у син – пяти элементов, которые составляют Вселенную: дерево, огонь, земля, металл и вода.


Схема пяти первоэлементов (у син)


Даосы считали, что мир делится на инь и ян, которые рождают пять элементов, а из тех, в свою очередь, возникают десять тысяч вещей, вань у. «Десять тысяч» для древнего китайца – бесконечное множество, все, что существует под Небом.

Пять элементов воспринимаются не как субстанции, но как виды постоянно выделяющейся энергии, в каком-то смысле это природа, идея вещи. Природа воды – смачивать и литься вниз, природа огня – согревать и восходить вверх, дерева – сгибаться и снова выпрямляться, металла – подвергаться деформации и принимать различные формы, природа земли – плодоносить. В период Борющихся царств (475–221 гг. до н. э.) возникла идея о том, что элементы не только рождают друг друга, но и борются друг с другом. Дерево рождает огонь, огонь рождает землю, земля рождает металл, металл рождает воду, а вода рождает дерево. По другой концепции, вода разрушает огонь, огонь побеждает металл, металл разрушает дерево, дерево побеждает землю, а земля превосходит воду.

Со временем практически каждый аспект жизни получил интерпретацию в свете теории пяти элементов. Каждому элементу стали соответствовать определенное время года, цвет, сторона света, запах, число, внутренние органы и т. д. Смена времен года отражает взаимозависимость пяти элементов; весной доминирует дерево, которое рождает огонь – летний элемент. Огонь рождает землю, которая является характеристикой центра – третьего летнего месяца. Земля, в свою очередь, рождает металл – доминирующий осенний элемент, а металл порождает воду зимы.

Каждому элементу соответствует определенный цвет, вкус и сторона света. Север, черный цвет и соленый вкус – характеристики воды; юг, красный цвет и горький вкус относятся к огню; восток, зеленый цвет и кислый вкус характеризуют дерево. Металл – это запад, белый цвет, острый вкус; земля – центр, желтый цвет, сладкий вкус.

Применительно к человеку пять элементов связаны с органами тела и эмоциями, что крайне важно в традиционной медицине. Дереву соответствуют глаза, сухожилия, желчный пузырь, печень и гнев; огню – язык, кровеносные сосуды, тонкие кишки, сердце и чувство радости; земле – рот, мускулы, желудок, поджелудочная железа и беспокойство; металлу – нос, волосы на теле, толстая кишка, легкие и печаль; воде – уши, кости, мочевой пузырь, почки и страх.

Школа инь-ян определила каждому из пяти элементов и соответствующие числа: 1 и 6 – воде, 2 и 7 – огню, 3 и 8 – дереву, 4 и 9 – металлу, 5 и 10 – земле. Четные числа считаются принадлежащими Земле, а нечетные – Небу. Нечетные числа возвышают элемент, а четные приводят его к совершенству. Все это отражено в знаменитой «Книге Перемен», «И Цзин».

Теория пяти элементов нашла отражение и во взгляде на историю. Самым знаменитым представителем инь-янской школы считается философ Цзоу Янь, живший в III в. до н. э. Он полагал, что смена династий демонстрирует переход от одного элемента к другому. Земля, под знаком которой правил знаменитый предок китайской нации Хуан-ди (Желтый Император), была побеждена деревом – знаком династии Ся (2070–1600 гг. до н. э.). Она, в свою очередь, покорилась династии Шан (1600–1046 гг. до н. э.), знаком которой был металл. Цзоу Янь считал, что огонь, покровительствовавший династии Чжоу (1046–256 гг. до н. э.), при которой он жил, обязательно будет побежден землей, знаком следующей династии. Так, полагал философ, начнется новый цикл истории. Каждая династия выбирала цвет, который соответствовал цвету покровительствующего элемента, меняла идеалы своего правления и даже календарь в соответствии с этим элементом.

В даосской философии термин у син означает не только известные нам пять элементов, но и их способность отгонять злых духов и привлекать полезных. А потому пять элементов нередко использовались в фэншуе для защиты. И сегодня еще в Пекине остались свидетельства того, как с помощью у син императоры династий Мин (1368–1644) и Цин (1644–1911) защищали свою столицу от злых духов и врагов.

На востоке Пекина, что соответствует элементу дерева, у син представляла императорская фабрика лесоматериалов, она находилась за городской стеной недалеко от ворот Гуанцюймэнь. Именно здесь обрабатывали дерево, которое затем шло на постройку дворцов. Люди верили, что здесь дерево пропитывается сверхъестественными силами, а потому это место часто называли «Священной фабрикой леса». Здесь хранилось дерево наньму длиной более 23 м и диаметром более 2 м. В 1758 году император Цяньлун написал «Песню о священном дереве», в которой рассказал его историю, и приказал возвести павильон, а в нем – установить каменную стелу со словами «Песни».

На юге, который соответствует элементу огня, за городской стеной в районе Юндинмэнь стоял Янь Дунь – Дымный холм.

Это была сигнальная башня, на которой в древние времена разводили огонь для предупреждения о нападении. Башню построили еще когда нынешний Пекин назывался Даду (1271–1368), при династии Мин она была перестроена в форме пирамиды. Во времена Цин башня была вновь реконструирована, построили павильон, в котором размещалась каменная колонна с изречениями императора Цяньлуна. В них он описывал обычаи, бытовавшие тогда в округе, а также состояние строительства в столице, потому эта каменная колонна считается важным историческим памятником. Вплоть до 1900 года цинские императоры проводили здесь церемонии жертвоприношений богам огня и воды.

Знаку металла соответствует запад, и местным у син считается Большой колокол храма Цзюешэн, часто его называют Императором древних колоколов. Колокол был отлит во время правления императора Чжу-ди (правил под девизом Юнлэ, 1403–1424) из династии Мин. Он считался символом мужества и интеллекта императора, который перенес столицу из южного Нанкина в северный Пекин, а также знаком уважения и признательности павшим воинам. Колокол достигает 6,95 м в высоту, 4 м в диаметре и весит 26,5 тонн. На его внутренней и внешней поверхностях выбиты около 100 буддистских сутр – более 230 тысяч иероглифов. Вначале Большой колокол располагался возле входа в парк Бэйхай, затем был перемещен в храм Ваньшоу и только при династии Цин обрел свое нынешнее место в храме Цзюешэн, ставшем в 1985 году Музеем древних колоколов.

У син севера, что соответствует элементу воды, многие считают озеро Куньмин в парке Ихэюань. Когда-то оно называлось Вэн по имени искусственного холма. Император Цяньлун переименовал этот холм в Ваньшоу – Холм долголетия, это был один из его подарков матери на день рождения. Озеро назвали Куньмин, поскольку, по словам историков, его вырыл император Лю Че из династии Хань (206 г. до н. э.–220), чтобы тренировать свой флот. Возможно, именно благодаря этим тренировкам император и его солдаты смогли победить государство Куньмин, которое находилось на территории нынешней провинции Юньнань. Переименовав озеро, Цяньлун демонстрировал уверенность в том, что он будет управлять страной такой же сильной рукой, как это делали императоры династии Хань.



На озере Куньмин


Знак земли соотносится с центром, а потому у син центра считается холм Цзиншань позади Запретного города. Во времена династии Юань (1279–1368) это был небольшой холм, венчавшийся башней Яньчунь. Когда строили Запретный город, здесь вырыли множество искусственных каналов и озер. Землю насыпали на уже существующий холм, сделав его значительно выше и назвав Ваньсуй – Гора долголетия, что вполне соответствовало местному фэншую. Кроме того, правители династии Мин считали, что насыпной холм символизирует погребение предыдущей династии Юань, а также стабильность и контроль над государством со стороны новой династии. Однако в 1644 году этот холм с глубоким символическим значением стал местом гибели последнего минского императора – Чунчжэн повесился на одном из деревьев у подножия. Круг замкнулся.

Одиннадцать лет спустя цинский властитель переименовал холм в Цзиншань, а император Цяньлун построил пять павильонов на горе – в ясную погоду отсюда как на ладони виден Запретный город во всем своем величии.

Стратегия в черно-белых тонах

О существовании этой игры я узнала только в Китае – в моем краю такие игры не слишком популярны. А здесь люди увлечены всерьез, извечный индикатор – телевизор – тому подтверждение. В прямом эфире показывают все маломальски значимые местные турниры, а все международные – и подавно.

Игра, о которой идет речь, известна в мире как го, но это японское название, которое почему-то больше прижилось, а оригинальное, китайское имя игры – вэйци. В Европе игру иногда называют китайскими шахматами, что не совсем верно: китайские шахматы – другая игра, аналога вэйци в мире нет, а потому называть эту игру по аналогии – бессмысленно.

Правила просты, и объяснить их можно за десять минут, а вот чтобы научиться по-настоящему играть и стать мастером, потребуются годы. В Китае даже есть поговорка: «Ты должен как можно скорее проиграть свои первые сто партий вэйци».

Правила игры практически не изменялись на протяжении столетий. Играют небольшими круглыми «камнями», го-ши, которые сегодня делают иногда из стекла и пластика, но классический вариант – белые камни (180 штук) из грейфера, черные (181 камень) – из сланца, иные вариации не допускаются.

Игра начинается с пустой доски. Камни, которыми играют в вэйци, двигаются не по квадратам, как в шахматах или шашках, а по пересечениям линий. Другое отличие от популярных настольных игр – игрок черными камнями ходит первым, если встречаются партнеры одного уровня. Если же играют соперники разных уровней, то первыми ходят белые.

Цель игры – захватить площадь большую, чем у соперника. Как она высчитывается: количество ваших расставленных камней плюс количество камней, которые еще можно поставить без проблем, то есть внутри ваших «стен». «Взять» чужой камень (один или сразу несколько) можно, если полностью окружить их своими камнями – занять все свободные точки вокруг. Как видите, главный смысл игры – борьба за территорию. Специалисты говорят, что первые 30–50 ходов – всего лишь разминка или, точнее, разведка боем, серьезная игра начинается только после этого. Партия продолжается обычно 200–250 ходов.


Набор для игры в го: доска и камни


В Китае в вэйци играли уже тысячи лет назад, самая старая доска 17х17 линий обнаружена в уезде Ванду и относится к временам династии Хань (206 г. до н. э.–220). На одной шелковой картине, которую датируют 750 годом, изображены игроки в вэйци. Однако если верить легенде, игра значительно старше – утверждают, что ей как минимум 4000 лет. Якобы полумифический император Яо, живший в XXIII в. до н. э., придумал ее для своего сына Дань Чжу и назвал игру и.

Династию Шан (1600–1046 гг. до н. э.), ту самую, к которой принадлежал император Яо, сменила династия Чжоу (1046– 256 гг. до н. э.), и вскоре родилась теория инь-ян – отражение устройства космоса. Как оказалось, игра вэйци имеет к космосу и теории инь-ян самое непосредственное отношение. Знаменитый историк Бань Гу (32–92 гг. н. э.) в книге «Суть го» писал: «Доска должна быть квадратной и отражать законы земли. Линии должны быть прямыми, как божественные достоинства. Черные и белые камни разделены, как инь и ян. Их расположение на доске похоже на модель небес».

Удивительно, но Конфуций не относился к игре серьезно и ставил ее в один ряд с такими бесспорными для него грехами, как обжорство и праздность. Тем не менее со временем игра в го стала одним из четырех обязательных искусств, которыми должен был овладеть каждый китайский интеллектуал, наряду с каллиграфией, живописью и музыкой.

Если вы пока не начали играть в го, но хотя бы раз видели, как это делают другие, у вас наверняка возникла ассоциация с боевыми действиями. И совершенно справедливо: ведь даже древний перевод названия связан с военным делом и означает «окружать камни», а игроки сражаются за территорию как настоящие военачальники. Еще одна популярная средневековая книга, «Инструкция по игре в го», выстроена по образу и подобию знаменитого и во всем мире уважаемого трактата «Искусства войны» Сунь-цзы и даже использует те же слова и обороты. Многие термины игры напоминают о боевых искусствах – блокировка, толкание, атака и т. д. Знатоки утверждают, что Мао Цзэдун был большим любителем игры в го, более того, призывал соратников изучать игру и тем самым оттачивать стратегическое мышление. По крайней мере, его знаменитая стратегия «окружения города деревней» очень напоминает игру в вэйци – только посмотрите внимательно на любую доску, усеянную черно-белыми камнями. Игра в этом случае – значительно больше, чем просто игра.

Время играть в маджонг

Время с середины весны и до конца осени – лучшее, чтобы понаблюдать за традиционной китайской азартной игрой маджонг (в самом Китае ее название произносится как мацзян). Пройдитесь по старым пекинским улочкам, загляните во дворы современных высотных зданий – и вы наверняка увидите там людей, которые, сгруппировавшись по четыре вокруг квадратных столиков, увлеченно стучат по ним костяшками с разноцветными рисунками и надписями. Периодически кто-то из игроков радостно кричит «Хула!» и, как бы в подтверждение своих слов, ударяет рукой о стол. Трое других выглядят не такими радостными, и вы понимаете, что победитель – тот, кто крикнул, а все остальные проиграли. Обычно проходит минута-другая, и все начинается заново: четыре игрока рассаживаются за квадратным столом, смешивают костяшки и… Игра может длиться, например, 20 часов – подряд, без существенных перерывов. В фильме Вонг Карвая «Любовное настроение» соседи главных героев играли в маджонг несколько суток, и знающие люди говорят, что это не редкость. Привыкание происходит очень быстро – только вы научились играть, как уже сразу и готовы заниматься этим увлекательным делом часами. Сейчас в маджонг можно сразиться не только на узких улочках китайских городов, но и повсюду в Азии, более того – в Интернете этой увлекательной игре посвящено множество сайтов, а по всему миру разбросаны виртуальные сообщества любителей маджонга.


Четверо игроков за партией в маджонг


Так что же это такое?

Если говорить о традиционной китайской культуре, то следует признать, что маджонг – относительный новичок. Некоторые историки, правда, утверждают, что истоки игры можно проследить аж до 800 года – мол, тогда существовали карточные игры с правилами, очень похожими на сегодняшний маджонг. Но все же будем смотреть правде в глаза: современная игра с костяшками появилась только в конце XIX века. Иностранцы познакомились с ней в 1920-е годы – через свои концессии в Шанхае. И практически сразу пали жертвами ее азартной натуры.

Итак, маджонг – это состязательная игра, в нее играют костяшками, внешне напоминающими те, которыми «режутся» в домино во дворах моей родной Беларуси. Но только на китайских костяшках нарисованы не точки, как в домино, а иероглифы и рисунки. Маджонг, кстати, в шутку часто называют «двигать кирпичи» или «укладывать кирпичи». Внешне процесс действительно напоминает возведение невысокой стены.

Полный набор для игры в маджонг состоит из 136 костяшек: 36 «брусков» (или бамбуков, которые пронумерованы от единицы до девяти, по четыре штуки каждого номера), 36 «дотов» (или кругов, они тоже пронумерованы от единицы до девяти, по четыре штуки каждого номера), 36 «символов» (или иероглифов, нумерованных от единицы до девяти, по четыре штуки каждого номера), 12 «наград» (по четыре красных, зеленых и белых драконов) и 16 «ветров» (по четыре восточных, южных, западных и северных). Есть еще восемь «цветов», которые добавляются в середине игры.

Как водится в Китае, все не просто так, каждая костяшка что-то символизирует. «Брусок» означает копье, «точка» – щит, «символ» – войска. Восточные, западные, северные и южные ветры представляют генералов-стражников четырех дверей. Иероглиф чжун (центр, пишется как в названии государства Китай) указывает на командира, а фа – на офицера, который доносит приказы начальства до подчиненных. Костяшки без изображений символизируют отряды, находящиеся в резерве.

У каждого игрока по 13 костяшек. Цель игры – сложить набор, а побеждает тот, кто первым соберет четыре набора из трех костяшек и пару подобных. Правил, как этого достичь, множество, и в разных регионах Китая они различаются – более того, бывает, что устойчивое сообщество игроков устанавливает собственные вариации правил, которые могут отличаться от общепринятых. Начать играть в маджонг сложно, даже немного страшновато, особенно человеку, не очень хорошо знакомому с китайской или азиатской культурой. Настоящие профессионалы, бывает, даже на костяшки не смотрят и легко угадывают изображение, лишь пощупав фишку кончиками пальцев. Но чтобы такого уровня достичь, нужны годы.

Маджонг всегда был и остается азартной игрой. Правда, официально на деньги никто не играет, но на самом деле – случается, совсем по чуть-чуть, иначе что за интерес? Богачом после победы не станешь, но на бокал пива или чашку ароматного чая – себе и всем игрокам за столом – заработать можно.

Как стать счастливым в своем доме, спросите у ветра и воды

Многое роднит нас с китайцами, и в немалой степени – любовь к своему дому и стремление к счастливой семейной жизни. Зачастую здесь сходство и заканчивается, потому что китайцы этого не только хотят, но и знают как добиться. Имя этого знания фэншуй – то ли наука, то ли искусство поселять в свой дом удачу и равновесие.

Сегодня ни один проект в Сингапуре, Гонконге, Южной Корее и других азиатских странах не будет утвержден без консультации с мастером фэншуя, который наблюдает за строительством любого здания или сооружения – от загородной виллы до аэропорта, помогает на стадии выбора земельного участка, проектирования, обустройства интерьера, а затем дает оценку логотипам и фирменному стилю. Для Запада же фэншуй – учение относительно новое. Раньше всего он появился в Великобритании, проникнув через колониальные владения. Однако подлинный интерес к древнему учению возник около полувека назад. Сегодня фэншуй в большой моде. В Америке, говорят, повальное увлечение фэншуем началось с Дональда Трампа, который обратился к китайскому мастеру, чтобы правильно рассчитать судьбу Western Gulf Building в южной части Центрального парка в Нью-Йорке. Бывшее до того убыточным здание после вмешательства Трампа, вооруженного древним знанием, было продано практически моментально и принесло миллионы долларов дохода. Это доказывает лишь, что знание, которым обладал китайский народ на протяжении тысячелетий, проникает в западную цивилизацию, так уставшую от неспособности точных и не очень наук объяснить суть вещей и явлений.

Фэншуй стал неотъемлемой частью китайской культуры более трех с половиной тысяч лет назад, но до сих пор идут споры – наука это или искусство, лежит в его основе строгое знание или запредельная сенситивность? Можно сказать, что это доступный каждому свод практических правил и советов, как жить на земле. Регламентации эти зачастую так же просты, как надпись «Не стой под стрелой!». Но, с другой стороны, правил так много, а применение их бывает столь заковыристо, что усвоить предписания фэншуя и научиться использовать их иногда можно только к концу жизни.

Само слово «фэншуй» состоит из двух частей. «Фэн» – ветер, но иероглиф этот можно перевести и как «дуновение жизни», «стиль», «поветрие». «Шуй» – вода, один из основных элементов мироздания, основа жизни. Если пойти дальше, то можно вспомнить, что река в даосском понимании – олицетворение течения дао, сокровенной сути бытия. А китайский поэт сравнил бы «фэншуй» с рябью на водной поверхности, в которой мудрец способен прочесть невидимые для непосвященных знаки… Присутствие частиц жизненной энергии ци, незримых сил природы, мастер фэншуя чувствует везде: в живых и неживых объектах, в естественном или антропоморфном пейзаже, в скалах, водоемах, растениях.

Фэншуй использовался еще во времена династии Чжоу (1027–777 гг. до н. э.) как техника для обнаружения благоприятного места для могил, но потом выяснилось, что найти правильное место жительства для живых – задача тоже не из простых. Так эти принципы стали использовать при планировке домов и поселений.

Хотя фэншуй восходит к древнейшим временам взаимоотношений человека и природы, в виде оформленного свода знаний он предстал по китайским понятиям совсем недавно – в XII–XIII веках при династии Сун, когда Ван Ци и несколько других ученых сформулировали само это понятие. Тогда же возникли Фуцзяньская школа (школа компаса) и школа Цзянси (школа формы). Фуцзяньская школа в своих построениях руководствовалась специальным геомантическим компасом, а школа Цзяньси пыталась интерпретировать жизненные силы, которыми обладает земля. Ее последователи изучали пейзаж, особое внимание уделяя горам и источникам, полагая их кровеносными артериями Дракона. Влияние этой школы и сегодня хорошо заметно в южном Китае, где дома ловко вписываются в ландшафт, но не доминируют в нем. На севере же страны, с равнинами и недостатком воды, такая школа просто не могла прижиться.

Конечно, не обошлось без поиска точных соответствий сил ян и инь, светлой и темной сторон мироздания, его мужского и женского начал. Но я не стану столь глубоко влезать в лабиринт китайских премудростей. Скажу только, что основной принцип фэншуя – даосская вера в то, что все является единым целым: небо, земля и человечество, а ключ к гармоничной и удачной жизни – сосуществование человека и природы в идеальной окружающей среде.

Традиционный фэншуй всю новую историю подвергался нападкам со стороны империалистов, националистов и коммунистов, в этом они проявили редкое единодушие. Но, несмотря на гонения, фэншуй выжил и остается влиятельной силой в традиционном китайском мировоззрении. Китайская геомантия – вещь весьма консервативная, особенно в архитектуре, и в прошлом крестьяне часто ссылались на фэншуй, выступая против тех или иных строительных проектов на своей территории. Во времена европейской экспансии конца XIX – начала XX века китайцы очень недоверчиво относились к строительству железных дорог и зачастую утверждали, что новые христианские церкви отбрасывают тень, неблагоприятную для окружающей среды. Хотите верьте, хотите нет, но направление железнодорожного полотна менялось, высота церковных шпилей становилась иной – все для того, чтобы быть в гармонии с местным фэншуем.


Геомантический компас состоит из колец с 24 отметками по внешнему краю. Количество таких колец может варьироваться от одного до тридцати шести


Фэншуй – сложная смесь астрономии, географии, наук о природе и окружающей среде, архитектуры, садоводства, этики и даже пророчества. Наверное, поэтому только китайцы и могут быть настоящими мастерами фэншуя – с этим нужно родиться. Обычно мастер-геомант обучается отцом и передает свои знания сыну. Когда его просят дать совет относительно размещения здания или могилы, он готовит к работе специальный геомантический компас и календарь, принимает ванну и на несколько дней переходит на вегетарианскую диету – чтобы очистить организм от шлаков и вредных примесей и продемонстрировать должное почтение богам. По прибытии на место он проводит манипуляции, необходимые для исследования окружающего пейзажа, и только после этого решает, какое место является самым благоприятным. Затем к анализу подключаются различные цифровые комбинации, включая день рождения владельца, и определяется благоприятная дата начала строительства.


Геомант за гаданием


Геоманта часто зовут и для решения других важных вопросов – определить дату женитьбы или похорон, написать специальные домашние молитвы, которые будут вывешены на двери и обязательно защитят жилище и принесут удачу.

Воздух, свет, угол, под которым восходит солнце, уровень шума – в фэншуе все это важно. Большое значение имеют и пять даосских элементов – металл, дерево, земля, огонь, вода (о которых написано в главе «Пять элементов китайской Вселенной»), а также знак рождения по китайскому гороскопу. Во внимание принимаются животные, растения, подземные пустоты и трещины, воздух, вода, земля и преобладающие цвета.

Кроме того, у каждого человека свои отношения с разными стихиями. В первую очередь это зависит от года рождения. Если вы рождены в год Огня, говорят мастера фэншуя, то слишком большое количество элемента Воды в вашем доме (черный цвет, искусственные водоемы и фонтаны) не будет благоприятным, так как Вода разрушает Огонь. И наоборот, зелень или деревянный дом принесут удачу и счастье, так как Дерево производит Огонь. Желательно спать в комнате, соответствующей южной части дома или квартиры.

К дереву китайцы относят мебель, растения, шелк, хлопок, обои, драпировки, простыни, изображения пейзажей, садов и цветов. Помещения: сад, детская, ресторан.

Огонь – все источники света (электричество, свечи, камины), кожа, мех, перья, шерсть, шелк, животные, изображения людей и зверей. Помещения: церковь, кухня, библиотека. Как видите, шелк относится и к древесной, и к огненной частям вселенной. Такая двойственность не случайна и не удивительна – китайская культура не любит четких противостояний, за исключением инь-ян.

Земля – керамика, кирпич, изображения пустынь и полей, из помещений – блочный, кирпичный дом, ферма, гараж, туннель.

Металл – скалы, камни, скульптура, деньги, ювелирные изделия, железнодорожные пути.

Вода – кристаллы, стекла, зеркала, средства связи, компьютер, из помещений – почта, прачечная.

А если вы родились в год Земли, тогда слишком много растений не принесут вам удачи, а вот все элементы Огня будут способствовать процветанию, так как в соответствии с китайской космологией Огонь рождает Землю. Людям этого элемента следует спать рядом с центром или в центре дома.

Обычно, если члены семьи рождены под разными элементами, основополагающим фактором становится элемент, под которым рожден глава дома.

Стороны света также очень важны в фэншуе. Север отвечает за карьеру, северо-восток – за образование, духовность и интеллект, восток заведует семьей и прошлым, юго-восток – богатством, юг – славой, юго-запад отвечает за взаимоотношения и брак, запад – за творчество, детей и будущее, северо-запад помогает в путешествиях. Заметили – ничто не отвечает за здоровье? На первый взгляд, странно. На самом же деле все логично: китайцы считают, что здоровье – это следствие всей жизни, и во многом оно зависит от гармоничных отношений с окружающей средой и людьми. Вот такая китайская логика.

Жителю Поднебесной всегда было важно расположение места, где он поселился. Ведь мир полон зла, а отвести его от себя и своих близких – первейшая задача каждого хозяина. Так что неудивительно, что любой мастер фэншуя начнет свои поучения с расположения вашего жилья – и неважно, существует оно в реальности или пока только в мечтах и планах.

Итак, перед домом не должно быть холма. Возвышенность создает препятствие перед глазами, и это препятствие будет тенью сопровождать вас на работе и в личной жизни. Лучше всего помещать дом фасадом к воде, чтобы солнце и горы находились позади. В доме, построенном на естественной наклонной плоскости, парадная дверь должна быть ниже задней.

Противопоказаны деревья, загораживающие вход в дом. У китайца их вид ассоциируется с курительными палочками, дымящимися перед жертвенником. Разве вам хочется быть жертвенной овцой?

Неудивительно, что нет лада в доме, находящемся на вершине Т-образного перекрестка. Духи, убеждены китайцы, движутся по прямой. Если дорога упирается в ваш дом, незримые существа будут постоянно залетать в раскрытые окна, заползать в щели. К тому же это увеличит риск заболеваний.

Скверно, когда жилище выходит фасадом на какой-нибудь «казенный» дом – отделение милиции, тюрьму или больницу. Обычно там бывают не самые приятные личности, а также люди несчастные, обездоленные, убогие. Их отрицательная энергия ци непременно будет влиять на вашу жизнь. Примерно по тем же причинам нежелательно фронтальное соседство с церковью и, конечно, кладбищем. Около храмов и кладбищ всегда обитают духи, полагают китайцы.

Что еще не должно находиться перед домом? Помойка, линия электропередачи, остановка общественного транспорта, если табличка с номером автобуса повернута в сторону вашего дома (символизирует занесенный топор), шлагбаум с белыми полосами (белая повязка у китайцев – знак траура). Отрицательное влияние окажут руины перед дверью (символ упадка, разрушения, к тому же там наверняка есть духи прежних обитателей). Плохо, если прямо напротив двери вход в метро – оттуда прямо-таки сифонит отрицательная энергия! То же самое можно сказать и о туннеле, который «нацелен» на ваш дом. Лучше избегать перспективы с сетчатой оградой – сеть «улавливает» жителей дома и препятствует их процветанию. Нежелательны перед домом фабрика с высокой трубой, тень которой «перечеркивает» ваш дом, или автомобильная стоянка, и не только потому, что шумно и воздух плох. Стоящие авто олицетворяют застой, отсутствие движения.

Загрузка...