1-й блок Сочинения по литературе Письменный экзамен

Рекомендации к освоению текстов сочинений

Изучите направления работы на с. 11. Здесь же темы сочинений. С содержанием каждой темы вы ознакомитесь, читая тексты.

Они отражают приметы нашего времени, что делает их похожими на свободное творчество (те же сочинения на свободную тему).

Однако тексты написаны на основе содержания литературных произведений, обозначенных в школьной программе для изучения на уроках и рекомендованных для внеклассного чтения.

В текстах анализируемых произведений содержатся и конкретные ответы на вопросы, представленные в названии темы, и описание проблемных ситуаций, подсказанных развитием сюжета и поведением действующих лиц. Постарайтесь ответить на следующие вопросы проблемного характера:

– почему автор ввёл в повествование мифический образ хозяина острова? (по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой»);

– почему посол императора Александра генерал Балашёв «в покорной своей судьбе позе» выслушивает Наполеона, которого глубоко презирает? (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»);

– как Понтий Пилат воспринимает Га-Ноцри – только ли как несчастного пленника? (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»);

– почему Печорин, избалованный любовью женщин, опекаемый добрым Максимом Максимычем, тем не менее чувствует себя одиноким? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»);

– что преобладает в отношениях между поколениями: согласие или противостояние? (по ряду произведений).

Вдумайтесь в названия тем, и вы придёте к выводу: это «вечные» темы в жизни и литературе.

Война и мир, человек в его многогранной сущности, сохранение природы, взаимосвязь поколений, бережное отношение к непреходящим ценностям в жизни – вот что всегда занимало умы и сердца людей.

Осваивайте тексты, надейтесь на успех!


Тема I. «Недаром помнит вся Россия…» (к 200-летнему юбилею М.Ю. Лермонтова)

Текст 1. О своеобразии творчества Лермонтова

Лирика Лермонтова. Яркое, многогранное, исполненное глубоких мыслей и сильных чувств явление в русской литературе.

В раннем творчестве Лермонтова просматриваются мотивы романтической поэзии Гёте, Пушкина: поэт воспевает гармонию и красоту мира. Но лирический герой бывает не всегда согласен с этим миром и противостоит ему, вследствие чего он одинок. И только гордость и сила характера позволяют ему выстоять в борьбе с жизненными трудностями. Эти черты роднят произведения Лермонтова с поэзией Байрона. Стихотворение «Нет, я не Байрон…» – это мир души лирического героя, своеобразный манифест его чувств.

Эта направленность просматривается в таких стихотворениях, как «Ветка Палестины», «Мой дом», «Не верь себе», «Парус», в которых лирический герой – «гонимый миром странник». Но свои затаённые думы и «надежд разбитый груз» он, в гордыне своей, может поведать презренной «толпе» лишь в том случае, если снизойдёт к ней. Или на то будет воля Бога.

Критики отмечают особенное внимание поэта к противоречиям, контрастам, конфликтам своего неспокойного времени. О чём стихотворение «Я не хочу, чтоб мир узнал»? Лирический герой – страдающий смертный человек, но он не подотчётен «толпе». Его душа живёт по своим законам, подвластным лишь Богу и совести. И «люди», «невежды», не в силах покорить и сломить волю сильного человека, как буря на море не в силах сокрушить гранитный утёс.

Стихотворение «Дума» исполнено гнева и страсти. Его жанр критики определили как сатиру за его обличительный смысл: в бедах общества повинна «безгеройная действительность» 1830-х годов. Вместе с тем «Дума» – это меланхолическая элегия. Лирический герой горько сожалеет о судьбе пассивного, бездеятельного поколения своих современников, чьё «грядущее иль пусто, иль темно».

Тема родины по-своему представлена в лирике Лермонтова. Родина в одноимённом стихотворении – могучая держава, и в сердце каждого гражданина царит «полный гордого доверия покой» благодаря её силе и надёжности бытия. Величественные картины природы подтверждают эту мысль.

Вместе с тем Родина – милый сердцу край, теплота родных мест, близость к народу, «мужичкам», который он воспринимает как часть своей жизни.

Другое лицо России – в стихотворении «Прощай, немытая Россия», где перед читателями предстает образ полицейско-бюрократического государства с его суровыми законами.

Историк Ключевский писал, что главная черта лирического героя в поэзии Лермонтова – это постоянное, непроходящее чувство грусти. А грусть сродни и радости, и печали. Это, утверждает историк, едва ли не национальная черта русского народа, живущего между «безнадёжным Востоком и самоуверенным Западом».

А рядом с грустью – вера, которая порождает национально-религиозные настроения. Об этом мы читаем в стихотворениях «Когда волнуется желтеющая нива» и «Молитва» («Я, Матерь Божия ныне с молитвою»). А ещё в стихах звучит надежда на то, что «душа странника в свете безродного» будет спасена Божественной волей.

О поэтическом мастерстве. Лермонтов был одним из первых поэтов, употребивших 3-сложный стихотворный размер. У него – сочетание амфибрахия с анапестом.

Некоторые его поэтические произведения имеют чётко обозначенный сюжет, действующие лица, интригу. Этим они похожи на прозу. Например: «Три пальмы», «Мцыри», «Валерик» и т. д.

Лермонтов – великий русский поэт, живописец, храбрый офицер действующей на Кавказе армии. Его талант вызывает восхищение и поклонение не одного поколения читателей. Произведения гениального художника воспитывают чувства, развивают вкус к прекрасному, возвышают душу и учат ценить жизнь во всех её проявлениях.

Текст 2. Лирический герой в творчестве Лермонтова

М.Ю. Лермонтов – великий русский поэт, о котором критик В.Г. Белинский выразился так: «Чудная натура».

Любовь; жизнь природы; патриотизм – ощущение себя как сына России; боль за поруганное человеческое достоинство; печаль за судьбу современного ему поколения – названные темы становятся тем миром, в котором живёт лирический герой его поэзии.

Критик Белинский утверждал, что личная жизнь человека без жизни общества и государства всегда будет неполной.

Вот почему яркий патриотический настрой стихотворения «Бородино», а также рассказ героя, «дяди», так сильно впечатляет его молодых слушателей. «Могучее, лихое племя… богатыри» защитили Россию от вражеского нашествия, отстояли её независимость.

Тема патриотизма звучит в стихотворении «Родина». Лирический герой видит Россию в двух образах. Первый. Россия – огромная страна с необозримыми просторами природы. Это империя, самодержавное государство. Вот почему в сердце каждого российского гражданина вселяется «полный гордого терпения покой» из-за силы власти, славы и престижа этого государства.

Второй образ таков. Россия – родина малая с милой сердцу неяркой природой, с простодушным народом, близким просвещённому лирическому герою.

В поэме «Песня про купца Калашникова» звучит иная тема. Это тема чести, необходимости защиты чистоты собственного имени и имени близких людей ценою даже собственной жизни.

Осознавая своё родство с людьми, лирический герой в 1830-е годы, суровую эпоху после восстания декабристов, не может не чувствовать себя одиноким. И, хотя он силён и горд, это приносит ему страдания. Он несчастлив ещё и потому, что его поколение утратило веру в идеалы, страсть к настоящему делу и, если нужно, к борьбе. Портрет поколения – в стихотворении «Дума».

В некоторых ранних произведениях романтического направления автор показывает трагедию личности одинокого человека, который разъединён с существующим миропорядком из-за проявлений его вольнолюбивой натуры и несогласия с навязанными правилами жизни. Тема эта звучит в таких стихотворениях, как «Нет, я не Байрон», «Парус», «Мой дом», «Листок».

Печорин в романе «Герой нашего времени» несчастлив оттого, что «силы необъятные» его души остаются без применения в условиях жёсткого порядка, царящего в России при Николае Первом.

И всё же светлое, умиротворяющее начало пребывает в душе лирического героя. Оно видится в таких стихотворениях, как «Выхожу один я на дорогу», «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва». Человек после его трудов и страданий заслуживает и покоя, и награды за своё терпение, а ещё – милости и защиты со стороны Высших сил.

Герой в творчестве Лермонтова – это человек с мятежными чувствами, сильной волей, с желанием видеть мир в гармонии и совершенстве. Но, несмотря на то, что он скорее несчастлив, чем счастлив, он стремится найти свои идеалы и жить и творить в согласии с ними.

Текст 3. Особенности проблематики в творчестве Лермонтова

Проблема – вопрос, требующий разрешения, поставленный жизнью общества. Лермонтов, как художник и философ, видит в окружающей действительности самые важные из проблем и предлагает их решение читателю.

Историзм в творчестве – одна из них. Любое состояние общества и жизни отдельного человека вырастает из картины предыдущих событий. Эпоха Ивана Грозного – этап жизни России, подготовивший условия для формирования русского национального характера.

В «Песне про купца Калашникова» и поэме «Боярин Орша» изображены царь Иван Четвёртый и боярин – личности сильные, прямолинейные. Их чувства и действия нацеленны и бескомпромиссны. В обоих произведениях, по Белинскому, показаны «простодушная суровость нравов, богатырская сила» и «широкий разлёт чувств».

Историзм просматривается и в стихотворении «Бородино», где противопоставлены поколения защитников России и иных, молодых современников Лермонтова.

Следующая проблема, которую видит читатель в поэзии Лермонтова, – нравственная, связанная с личной жизнью и чувствами отдельного человека. Но она бывает связана и с социальными аспектами, с жизнью разных слоев населения. Опричник Кирибеевич в «Песне» притязает на любовь замужней женщины, жены купца Калашникова. Он считает, что ему «пределы не поставлены»: он под защитой того, кого именуют «надёжа-царь».

Обласканный властью, молодой опричник, любимец царя, уверен в своём превосходстве над купцом. Ведь купечество – сословие многочисленное, а они, опричники, охраняющие покой властителя, избранные, особенные. Поэтому Кирибеевич уверен в том, что имеет беспрепятственное право пользоваться радостями жизни, попирая права других.

Однако Калашников, человек чести, предпочитает быть казнённым, но скрыть от людей и самого царя подлинные причины позора своей жены, своей семьи. Об этом он скажет только «Богу единому». Именно в Калашникове мы видим черты русского национального характера во всей его чистоте и силе.

«Невольник чести», Пушкин убит великосветским обществом. Об этом стихотворение «Смерть поэта». «Свободы, гения и славы палачи» не простили Пушкину могучего таланта, внутренней независимости и чувства правоты. Чистота имени и незапятнанная честь для величайшего из русских поэтов – более высокие ценности, чем сама жизнь.

В стихотворении «Дума» автор показывает проблему поколения 1830-х годов, сурового начала правления императора Николая Первого (вспомним участь декабристов). В бездеятельности и несостоятельности этого поколения повинно и время, и то, что эти люди «перед властию презренные рабы». В осуждении власти представлена гражданская позиция автора.

Следующая обозначенная проблема выявляет отношение художника к лирическому герою его поэзии, призванному осознать своё предназначение в этом мире. Это проблема его душевного одиночества (в духе Байрона), закрытости для людей, а часто – странничества и неприкаянности. Но лирический герой должен смириться со своей участью и подчиниться судьбе. Об этом стихотворения «Мой дом», «Парус», «Не верь себе», «Листок», «Тучи», «И скучно и грустно».

Образ Родины лирический герой осознаёт двойственно. Эта проблема является главной в одноимённом стихотворении Лермонтова. Родина – это и могущественная держава в полной силе и блеске славы, и милый сердцу дом, где привычная среда успокаивает человека и делает его счастливым.

В заключение можно сказать, что Лермонтов освещает в своём творчестве проблемы современной ему эпохи и оценивает их насущный смысл, их значимость как историк, художник, как патриот, подлинный сын России.

Текст 4. О специфике художественной картины мира в творчестве Лермонтова

Критик Белинский писал, что действительность как материал – это чистое золото, но не очищенное, а «в куче земли и руды». Задача науки и искусства – это золото очистить.

Художественные картины, созданные Лермонтовым в его произведениях, – это широкое полотно реальной жизни, многоцветной и переменчивой, но в её индивидуальных проявлениях. Рассмотрим это на примерах романа «Герой нашего времени». Первое, что описывает художник, – социальная среда, в которой живёт и действует главный герой: горцы, военные, разноликое «водяное общество» Пятигорска и Кисловодска. Офицеры: Печорин, Грушницкий, Максим Максимыч – принадлежат казённой военной сфере и, как люди служивые, они официально обязаны нести «государеву службу», в их случае – воевать. Но у них «под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум». Об этом можно говорить почти без иронии, сделав, однако, скидку на то, что Максим Максимыч пусть образованностью не блещет, но имеет множество других достоинств, а именно: мудрость, чувство такта, врождённое благородство, теплоту и сердечность. И даже Грушницкий, при кажущейся неразвитости чувств, произносит по-французски витиеватую фразу, которую по-русски сочинит далеко не каждый. А он – юнкер, всего год назад закончивший военное училище и уже побывавший в деле, где ранен и даже награждён георгиевским крестом.

А Печорин – это богато одарённый от природы человек, который наделён тонкостью чувств, наблюдательностью, умением разгадывать человеческие характеры. Однако в том, что он герой своего времени, сомневается и сам автор, о чём он пишет в предисловии к «Журналу Печорина». В монологах главного героя романа звучит обида на себя и на современную ему эпоху, хотя сам он является виновником трагедий тех людей, которые встретились на его жизненном пути. Лишь любящая Печорина княгиня Вера в последнем письме к нему говорит о лучших чертах дорогого для неё человека: о его обаянии, о чём-то «гордом и таинственном», что так привлекательно в нём. И она же чувствует, насколько он несчастлив.

Социальная среда широко изображена автором: мы видим людей не только из высшего общества, но и «из простых». Это горцы: татары, черкесы, осетины – проводники в горах и хозяева придорожных постоялых дворов. Это контрабандисты из главы «Тамань». Люди разных сословий идут рядом по своим, внутренним жизненным законам, и это неизбежно.

Великолепны портреты действующих лиц. Особенно примечательная черта их внешности – глаза. Блеск глаз Печорина, «ослепительный, но холодный», – свидетельство силы воли и ощущения превосходства над людьми. При первой встрече с княжной Мери его поражают «бархатные глаза» утончённой аристократки – признак избранности и изнеженности той средой, которая её взрастила. А глаза Бэлы «так и заглядывали вам в душу». Поэтически одарённая девушка из замкнутой горской, с феодальными традициями семьи видит молодого красавца, русского офицера, и «поёт» ему «комплимент» – прекрасную песню-метафору про молодой тополь. Вспоминается известное сравнение: глаза – зеркало души. Наконец, слепые (но зрячие!) глаза мальчика из подозрительного семейства, к которому на постой определили Печорина в Тамани, выражают многое: в доме, по словам проводника, «нечисто».

Среда, в которой живут герои, тоже представлена в разных образах. Один из них – вещный, предметный мир, окружающий героев. Это сакли, нищие постоялые дворы, которые содержат оборванные местные горцы. Это бедная хата, немудрёное жилище контрабандистов, на высоком берегу моря. Это «чистенький, новенький городок» Пятигорск, куда главный герой приехал подлечиться и успокоить свою мятущуюся душу. Это «ресторация» с шумными собраниями и балами, место, где встречаются многие представители «водяного общества».

Красноречивы детали. Это жестяной чайник, спутник странствующего военного. Это украшенное серебром дорогое оружие Казбича, признак доблести, и нищая одежда, свидетельство презрительного отношения гордого воина к ненужным ценностям жизни. Это отсутствие икон в хате контрабандистов – плохой знак, свидетельство их нечистой жизни и злых помыслов.

Природа в романе – отдельная страница в многомерной картине мира, отражённого в «Дневнике» главного героя. Только в горах, в вольной стихии, в нецивилизованной среде, взрастали неуёмные характеры, буйные и страстные, готовые всё разрушать на своём пути. Таков Казбич из главы «Бэла».

Горделивый Печорин, при всём его скептическом отношении к жизни, умиляется видами Пятигорска и обрамляющих его гор. Пятиглавый Бешту синеет, «как последняя туча рассеянной бури». Машук, «как мохнатая персидская шапка», высится над Пятигорском.

Прелестная деталь: лепестки с цветущих деревьев через открытое окно падают на стол Печорина.

Романтический образ «ундины» из главы «Тамань» дан автором на фоне моря, такого же переменчивого и своенравного, как и её характер. Вспомним также описание утра, «голубого и свежего», накануне дуэли – утра, которое могло стать последним в жизни главного героя.

Таким образом, природа либо соответствует чувствам человека, либо противопоставлена этим чувствам.

В заключение можно сказать, что художественная картина мира в творчестве Лермонтова многогранна и многолика, с глубоким проникновением в суть жизненных процессов и характеров героев.

Тема II. Человек и природа в отечественной и мировой литературе (по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой»)

Текст 1. Размышления над социальным аспектом повести

В повести (1976) ведётся рассказ о событиях 50–60-х гг., когда по решению руководства страны на реке Ангаре, что в Сибири, возводилась Братская ГЭС. Этому грандиозному строительству сопутствовало ещё одно. Плотина, перегородив путь Ангаре, вынуждала людей на шаг, грандиозный по размаху и значимости: нужно было затопить разлившейся водой сотни километров пригодной для жизни территории, создав искусственное море.

В повести освещена жизнь островной деревни Матёры, которая была расположена на острове посреди Ангары и имела то же название. В деревне и вокруг базировался совхоз, в котором десятилетия трудились и молодые, и старые жители. Жизнь текла своим порядком: старшие поколения сменялись молодыми, старые дома уступали место вновь построенным; и дома, и подворья богатели трудами своих хозяев. Судьба деревни показана через судьбу старшего поколения, стариков и старух, в чьей жизни запечатлелись черты биографии страны. Это старухи Дарья, Настасья со своим стариком Егором, Катерина с беспутным сыном Павлом. Есть и пришлые: безответная Сима с угрюмым внуком, к которому присохла душой. И дед Богодул, немногословный, суровый нравом, проживающий в заброшенном после колчаковцев бараке. Многие из старшего поколения не дождались своих сыновей после войны, а некоторые уже взрослые дети и внуки были настигнуты смертью из-за болезней и жизненных неурядиц. И остались старики, одинокие и семейные, доживать в Матёре в ожидании её последнего срока. Они возились с ребятишками, присматривали за огородами, по вечерам собирались для мирных бесед, для обсуждения своего житья-бытья. А среднее и молодое поколения трудились на большой земле, в городе и леспромхозовском посёлке, утверждаясь в новых профессиях, осваивая иной, городской быт. Время было летнее, забот, связанных с землёй, множество. Нужно было убрать картошку на личных огородах и совхозном поле (в первую очередь!), провести сенокос. Затопление предполагалось в середине сентября, и нужно было сделать очень многое: запастись сеном для коров, если удастся их пристроить на новом месте, собрать урожай, упаковать вещи, отделив необходимое от лишнего, а вещи приросли к людям, будь то нелепое корыто, или ружьё для охоты, или ненужная в эту пору гармонь.

Да, технический прогресс в обновлении жизни – процесс, объективно необходимый, но какой ценой он может быть достигнут? Вот и мудрая Дарья приходит к выводу, что торопливые, жадные до работы люди спешат, суетятся и в суматохе дней не могут остановиться и осмотреться, чтобы осмыслить счастье бытия, насладиться бесконечно дорогими моментами жизни. Да и не ясно, думает старуха, люди ли управляют работой или работа управляет людьми.

Переправлять на новое место людей, скот, вещи из домашнего обихода дорого и хлопотно. Рушится сложившийся в течение десятилетий семейный уклад, разбредаются в поисках лучшей доли люди, ослабевают семейные связи.

А было ли должное внимание со стороны руководящих работников к жителям Матёры, а также к жителям ещё семидесяти деревень, подлежащих затоплению? Именно они и явились непосредственными исполнителями государственных планов по преобразованию этих мест. Они – строители ГЭС, работники совхозов и леспромхоза, рабочие городских предприятий. Вот и построенный посёлок расположен на негодной для посевов земле. А где выращивать хлебные культуры? Ведь посёлок возведён в пяти километрах от планируемого моря, которое могло бы сослужить добрую службу людям в будущем, если бы они жили рядом, а не вдали от него.

И экология посёлка не продумана: в подвалах домов полно воды, подворье в полторы сотки крохотное – где держать корову и иную привычную живность? И хотя одинаковые дома и дворы создают картину порядка и стройности, не все переселенцы рады тому новому, что приходит в их жизнь. Выходит, бесценная Матёра, что вскормила не одно поколение, земля лишняя? Но ведь Бог, создавая землю, никому ни пяди не дал лишней. Значит, в этом величайшем по замыслу деле есть вторая, недобрая для людей сторона.

Затеяв строительство ГЭС и искусственного моря, люди берут на себя почти непосильную ношу и огромную ответственность перед последующими поколениями. Здесь главное – сохранить силы, не «шмякнуться», выстоять. Этого можно достичь, лишь сохранив связь с родной землёй. Как сказал старожил этих мест, к новым условиям «привыкать надо». И ещё: «Не мешали бы мужику – он из любой заразы вылезет».

Текст 2. Размышления над экологическим аспектом воздействия человека на природу

В повести описаны события 50–60-х гг. прошлого века, когда река Ангара, приток Енисея, перегораживалась плотиной Братской ГЭС, а водные массы реки сбрасывались в котлован рукотворного моря. Под затоплением оказывались десятки населённых пунктов с домами жителей, школами и больницами. И нужно было эту инфраструктуру насильственно уничтожить, чтобы расчистить ложе для гигантского водохранилища. Под толщей воды скрывались леса, плодородные земли с огородами, полями, пастбищами. Страдала не только природа, но без вины виноватыми оказывались люди.

Действие происходит в деревне на острове, расположенном на середине реки Ангары. И деревня, и остров называются одинаково – Матёра. Если обратиться к словарю, то слова «мать» и «Матёра» имеют общность в значениях корня: в нём звучит материнское, созидающее начало.

Земля Матёры – это часть России, деревня на юго-востоке Сибири. Таков казённо-административный смысл этого слова. Второй его смысл обозначает понятие «земля» как почва – в самом конкретном образе. Земля, поливаемая дождями и согретая живительными лучами солнца, зимой засыпанная снегом, а летом радующая людей щедрыми урожаями, она бесконечно дорога тем, кто на ней живёт в трудах, горе и радости. И земля эта – фундамент, основа жизни сельчан. На ней стоят их дома, созревает вовремя нужный овощ на огородах, плодится скот, а на совхозной ниве доходят до кондиции и зерновые культуры, и обильные травы. Остров всего в пять километров длиной, но и природа, и люди постарались всё здесь выстроить «по уму», исходя из практической надобности и опыта многих поколений. И вскоре эта благодатная земля скроется под толщей воды и, безмолвная, замрёт там навеки.

Теперь же перед жителями Матёры встаёт задача переселения с обжитого, привычного места в иные – в посёлок, где базируется леспромхоз, или в город. Да, жители Матёры соглашаются с новыми нормами жизни, которые в сущности навязываются им сверху – и политикой партии и государства, и местным начальством разных уровней.

Действительно, народу, обществу очень нужна электроэнергия, вырабатываемая гигантской Братской ГЭС. И технический прогресс шагает по свету семимильными шагами. Сработанные на славу новые машины и механизмы назавтра устаревают, и люди стараются совершенствовать сделанные или изобрести новые. И в этой бешеной гонке, в безудержном стремлении идти в ногу с техническим прогрессом далеко не всегда побеждают люди. Машины «скоро бегают, да много загребают». «Оне с вас все жилы вытянут… Уже не до себя, не до человека», – говорит мудрая старуха Дарья.

Переселение в новые места всколыхнуло не только быт, но и сознание людей, высветило те истины, которые им были хорошо известны, но о них не думали и не говорили: не нужно было. Вот и выясняется, что настроения и планы у представителей трёх поколений: старшего, среднего и младшего – разные. Старуха Дарья и её сверстники, старики и старухи, смолоду в колее так называемого исторического процесса. Они, вовлечённые в коллективизацию, честно трудились в своём островном совхозе, многие проводили на войну сыновей и не дождались их обратно. Но жизнь продолжалась, и старшие как могли, своим опытом и знанием жизни помогали семьям, теперь уже среднему и младшему поколениям: устраивали быт, возились с ребятнёй, смотрели за огородами и живностью. Потерять приобретённые, наработанные ценности, потерять землю – это становится для них подлинной трагедией.

Вот и рассказывает старуха притчу-аллегорию «про семь братов»: они имели одну кобылу, которая на всех семерых пахала, а они её продали «за рупь двадцать» бродячему цыгану. Дарья и её сверстники «из Матёры выросли», и в потере родной земли она винит не только правительство с его директивами, а целое поколение более молодых, которые идут вслед за старшими. «А вы-то какие? Вы почто так делаете? Эта земля всем принадлежит – кто до нас был и кто после нас придёт».

Сын Дарьи Павел – степенный, работящий мужик, он исправно трудится в леспромхозе на материке, он с семьёй живёт в новом посёлке, но родительский дом не забывает: помогает старой матери пережить потери и утраты, занимается хозяйством. Младший же из семьи, внук Дарьи Андрей, недавно отслуживший в армии, полон молодых сил и желания свернуть горы. Что ему леспромхозовский посёлок или город с заводами и рабочими местами? Ему нужно непременно трудиться на переднем крае, где возводится одно из величайших технических сооружений века – ГЭС. Но, когда бабка Дарья попросила внука скосить деляну для сена корове, оказалось, что он позабыл, как это делается.

А как же чувствуют себя люди, жители Матёры, и иные, пришлые? Человек заморочен и растерян, у него нет уверенности в завтрашнем дне. Кто поможет ему обрести веру в себя? Будет ли он счастлив в будущем? Этими или похожими вопросами задаются крестьяне, жители Матёры, хозяева разоряемых и гибнущих домов. И земля гибнет, потому что её «понужают».

Вот и мечется ровесник Павла Петруха, неглупый, одарённый от природы мужик, но растерявший и свои таланты, и привычку к оседлой трудовой жизни. Он же одним из первых поджигает свой дом, сработанный собственными руками, самый красивый в деревне.

В повести поднята тема совести. Герои повести видят в ней одну из главных жизненных ценностей. Они, люди с чистой совестью, чувствуя свою правоту, уживутся, привыкнут к новым условиям и перевезут на новую землю упрямых стариков.

Один из самых таинственных образов в повести – образ некого зверя, хозяина острова, вездесущего и всевидящего. Именно он берёг покой и уклад жизни местных людей. Повесть заканчивается тем, что последние, не переселённые из деревни старики слышат его полный тоски и отчаяния вой. Деталь многозначительная: у людей от сердца отрывают ценности, которые до этих пор наполняли их жизнь богатым содержанием и правильным смыслом.

Текст 3. Размышления над эстетическим аспектом

Эстетика всегда рассматривала понятие прекрасного и его значение в жизни людей. Созидающее, прекрасное, и негативное, разрушающее, – эти начала всегда присутствуют в жизни и отдельного человека, и всего общества. С этих позиций автор показывает судьбу островной деревни Матёры, которая должна подвергнуться затоплению и стать дном искусственно создаваемого Братского моря.

Матёра – для деревенских жителей «родная, самой судьбой назначенная земля».

И природа всегда жила в согласии с людьми. Поля и огороды давали обильные урожаи, луга – сено скоту, леса – свои дары летом и осенью. Молодежь веселилась на просторе за деревней.

Но черты трагедии из-за вынужденного переселения людей виделись всё отчётливее. Люди семьями покидали Матёру, осваивая новый быт и иную работу. В деревне оставались лишь самые старые, но ещё в силе, люди, которые должны были завершить множество начатых дел: подготовить к отправке за реку наработанное за годы имущество, убрать урожай, присмотреть за ребятнёй.

Но привычный миропорядок рушился. Следы упадка можно было видеть всюду. Мёртво застыли окна в опустевших домах, хлопали ворота, покосились заборы, неприютно и голо смотрелись стены в брошенных жилищах. Образ покинутого, разоряемого дома с горечью и болью автор описывает в финале повести: шесть сиротливо «сгрудившихся в кучу, сцепившихся неразлучно избёнок» закончат эпопею Матёры.

А как в этих условиях вели себя люди? Они оказались на перепутье: в состоянии тревоги, растерянности, неуверенности в завтрашнем дне.

Насильственное, по директивам сверху, уничтожение и природы, и материальных ценностей становилось всеобщей трагедией.

Вся деревня остро, как говорят, в штыки восприняла уничтожение кладбища: из сердца не вырвать память об ушедших дорогих и близких.

И всё же остались в жизни односельчан и горькие радости, и грустные праздники.

Собрались жители Матёры, деревенские и из посёлка, на сенокос: нужно было заготовить сено и перевезти его для скота на подворья в новые усадьбы. Прибыли и давно уехавшие для того, чтобы повидаться с земляками и отвести душу в знакомой работе. После трудов, возвращаясь с лугов дружной толпой, пели хором. Людей объединяли и радость встреч с друзьями юности, и общий труд, и знакомая песня.

У деревенских людей свои эстетические подходы в оценке нравственных качеств, поведения и даже внешности людей. Безоговорочно осуждаются суетность, неумение держать слово, нелюбовь к труду. Городские женщины не по сердцу старухам: очень взбалмошны и любят пускать пыль в глаза. Осмеян Петруха, мужик талантливый, но крайне легкомысленный. Ведь он мечется по свету в поисках славы и лёгких денег. Жизненная история его является настолько же интересной, насколько странной и в чём-то нелепой. Построенный собственными руками хозяина, где особенно красивы резные наличники на окнах, его дом становится «собственностью Ак. наук», памятником деревянного зодчества. Петруха был рад и горд. Но эта самая «Ак. наук» заплатила за дом лишь половину денег, вторую половину заплатить не удосужилась. И перед великим затоплением Петруха собственными руками поджёг дом, своё детище, к которому успел прирасти сердцем. Человек задиристый, он приискал для себя поговорку, которой охотно пользовался: «Извини-подвинься». Жизнь «подвинула» его самого.

Свои истории и биографии есть и в природе. За деревней, на просторе, росла огромная лиственница, «листвень». С годами дерево, со стволом не в обхват, приобрело прочность литого металла, и никакие «поджогчики» и разрушители не в силах были его уничтожить. Так и суждено было ему, непокорённому, уйти на дно моря. И деревья умирают стоя.

Вывод. Жители деревни, её главная ценность, – это труженики и подвижники. Они создают тот миропорядок, на котором стояла и стоять будет русская земля. И несломленный «листвень», могучее дерево, – символ жизнестойкости и людей, и природы.

Тема III. Вопросы, заданные человечеству войной

Текст 1. Размышления о причинах войны

(по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Война – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Война 1812 г. – в центре художественного замысла Л.Н. Толстого в его гениальном романе-эпопее «Война и мир» (1863–1869).

Человек имеет неоспоримое право жить на земле. Смерть на войне ужасна и безнравственна: она отбирает это право. Смерть героя, защищавшего отечество, может прославить его имя, но от этого её трагический смысл не станет иным: человека ведь нет.

Пока идёт война, совершается «такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, поджогов и убийств, которое в целые века не соберёт летопись всех судов мира».

Но, с точки зрения морали войны, эти поступки не безнравственны: они ведь совершены против ненавистного врага, а также во имя чести и славы «нашей» стороны.

Л.Н. Толстой пишет о том, что с конца 1811 г. в Западной Европе началось «вооружение и сосредоточение сил», так что к лету 1812 г. грозные полчища врагов России обозначились у её границ. По источникам, 450 тысяч человек насчитывалось в армии Наполеона, причём французов – 190 тысяч, остальные представляли собой контингент союзников.

Говоря о причинах войны, Толстой называет главную. В людской среде, будь то государства, сословия, общественные течения, возникают моменты, когда определённые силы объединяются для того, чтобы создать предпосылки для появления какого-то очень важного события. Это событие из-за своей значимости в жизни людей может изменить мир.

Так, войны Наполеона с Тройственным союзом в 1805–1807 гг. и заключённый Тильзитский мир 1807 г. перекроили карту Европы. Наполеон явился инициатором экономической блокады Англии. Россия не согласилась с условиями изоляции Англии, получая от неё военную и финансовую помощь. С ведома Наполеона Россия установила своё влияние в Финляндии вопреки интересам Швеции. Наполеоном была обещана независимость Польше, что шло вразрез с интересами России, но воодушевляло поляков.

Конфликты из-за столкновения интересов возникают не только между государствами. Главы наций и армий, члены монарших семейств, дипломаты – это те высокопоставленные люди, от которых зависит, быть войне или не быть. Но, как пишет Толстой, их авторитет и решающее последнее слово в возникших событиях могли быть только видимостью.

Это лишь казалось, что твёрдость русского императора Александра и властолюбие Наполеона могли подвигнуть ситуацию к войне Западной Европы с Россией. По словам писателя, «миллиарды причин совпали для того, чтобы произвести то, что было». Ужас войны в том, что её грозный и страшный механизм, набрав обороты, беспощадно убивает людей.

«Должны были миллионы людей, отрекшись от своих чувств и своего разума, идти на восток с Запада и убивать себе подобных…».

Как правило, именно «великие люди», агрессоры и захватчики, повинны в личных трагедиях тех, на кого они напали.

Толстой пишет: «Нельзя понять… почему из-за того, что герцог обижен, тысячи людей другого края убивали и разоряли людей Смоленской и Московской губерний и были убиваемы ими».

Толстой – великий гуманист. Он утверждает, что личная жизнь человека и, главное, ценность этой жизни превыше всего. Но если люди вовлечены в исторический процесс, общий для всех, то их средой становится «жизнь стихийная, роевая».

В этом случае, как говорят, массы творят историю. Жители Франции охотно поддержали Наполеона в его притязаниях на чужие территории, на материальные богатства иных стран. И все полагали, что расходы на эти войны окупятся выгодами, полученными после победы.

Солдаты армии Наполеона выражали любовь к своему кумиру радостными возгласами, когда при выходе из леса к Неману видели его фигуру.

А император Александр и подданные его государства имели совершенно другие побудительные обстоятельства, которые вовлекли их в кровавые события войны. Главная причина вступления в войну со стороны Русского мира была одна – это стремление всей нации отстоять независимость родной земли любой ценой.

Загрузка...