ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

Оборудование рабочего места

Для работы с соломкой не требуется специально оборудованного места, нужно только соблюдать общие правила. Лучше всего работать за чистым удобным столом, на котором можно свободно расположить солому, коробочки с готовыми соломенными лентами по оттенкам, другие материалы и необходимые принадлежности. Все эти предметы должны быть расположены так, чтобы до них было легко дотянуться. Но в то же время лучше не класть на стол ничего лишнего. Желательно застелить рабочий стол клеенкой, чтобы уберечь его поверхность от возможных капель клея или воды. Кстати, для выполнения плоскостной аппликации следует приготовить выглаженные соломенные ленты, а для создания объемной игрушки – неразрезанные соломенные трубочки.

Рабочее место нужно расположить так, чтобы свет падал на стол с левой стороны. Важно работать с соломкой при хорошем освещении. Желательно, чтобы рабочая плоскость стола располагалась на уровне колен. Для работы подойдет низкий столик, поскольку многие операции производятся на весу.

Перед тем как приступить к изготовлению разнообразных поделок из соломы, нужно выделить специальное место для сушки собранного растительного материала. Еще необходимо предусмотреть место, в котором можно свободно, не мешая другим членам семьи, заниматься обработкой соломы: освобождать ее от листьев, убирать узлы, вырезать ровные части. Также необходимо приобрести подходящие емкости для замачивания и кипячения соломки, ее последующего крашения. Кроме того, нужно иметь в запасе растительные или синтетические красители.

Удивительными секретами мастерства ныне владеют далеко не все плетельщики. Но когда-то умели плести из жгутов соломы предметы быта почти все крестьяне. Навыки ремесла передавались из поколения в поколение.

Поскольку перед началом плетения соломинки нужно на 10–15 мин опустить в воду комнатной температуры, а затем завернуть в лоскут влажной ткани, то надо приготовить подходящую емкость (лучше всего кювет или таз) для замачивания соломы и кусок ткани для ее заворачивания.

Для выполнения аппликации может понадобиться в качестве фона плотный материал: цветная гладкая или бархатная бумага, самоклеящаяся пленка, искусственная кожа или замша, ткань с различной фактурой, клеенка, картон, фанера, тонкие дощечки, тонкие листы ДСП, пластик, оргалит. Оргалит – это вид прессованного картона, из которого обычно делают ящики для перевозки мебели. Он имеет с одной стороны гладкую поверхность, а с другой поверхность шероховатая. Именно шероховатую сторону следует использовать как фон картины. Особенно красивы аппликации, панно и картины, выполненные на основе из цветной бархатной бумаги или бумаги для пастели, шелковистой ткани – шелк или атлас темного цвета. Можно использовать светлый шелк, но его нужно предварительно расписать красками для батика на тему, соответствующую будущей композиции из соломки. Вообще, в качестве основы лучше выбирать плотные неэластичные ткани типа мешковины, джинсовой ткани и т. д.

Иногда умельцы выполняют аппликацию прямо на бытовых предметах из дерева, декорируя сам предмет. Для этого нужно запасти различные деревянные заготовки – шкатулки, ключницы и т. п.

В качестве вспомогательного материала для работы в технике аппликации надо иметь прозрачную бумагу – кальку или тонкую папиросную бумагу для изготовления из соломенных лент фрагментов композиции (на кальку будут наклеиваться пластины соломки).

Вспомогательным материалом в декоративной аппликации из соломки является так называемый соломенный бисер. Его можно изготовить из самых маленьких и неровных лент, которые надо нарезать на мелкие кусочки прямо или под углом. Таким образом, из лент получаются квадратики, ромбики или прямоугольники.

Соломенный бисер удобней всего хранить в коробочках (пакетиках) – отдельно каждый вид. Его также используют для украшения деревянной посуды или недорогой бижутерии для подростков.

При создании аппликаций или картин для наклеивания соломки обычно используют клей «Момент» или ПВА, резиновый, казеиновый, столярный. При использовании в работе клея ПВА следует подбирать клей хорошего качества для канцелярских работ; от строительного клея ПВА лучше отказаться, поскольку он слишком жидкий – будет растекаться. Можно использовать универсальный полимерный клей с прозрачной основой, а также быстросохнущие синтетические клеи, образующие при высыхании бесцветную пленку. При выполнении некоторых работ может понадобиться клеевой пистолет, клеевой карандаш или двусторонний скотч.

В качестве дополнительного декорирования работ из соломки допускается применение бисера, искусственных цветов и веточек, ракушек и многого другого из того, что впоследствии может продемонстрировать художественный образ, подчеркнуть его особенности.

Для фиксации аппликации на фоне и защиты ее от внешних воздействий необходимо качественное стекло.

Для профессионального оформления готовой работы нужны рамы и рамки соответствующего размера. Для работы с соломкой не требуется каких-либо особо сложных инструментов или приспособлений.

При изготовлении разнообразных соломенных поделок потребуются:

– острые ножницы прямые (разного размера) и маникюрные, канцелярский нож для резки бумаги и нож с коротким, заточенным под угол лезвием;

– пинцет для работы с мелкими деталями;

– пробойники, шило;

– пресс (любой тяжелый предмет) для выравнивания плоскостных готовых изделий;

– утюг и гладильная доска для разглаживания соломы. Утюг предпочтительнее иметь или чугунный, или тяжелый электрический 1970-х гг., поскольку не все современные утюги могут нагреваться до нужной температуры;

– паяльник малой мощности, тонкое шило на деревянной ручке или игла для выжигания по дереву для создания акцентов в виде различных штрихов, теней или небольших пятен темных оттенков. Можно взять специальный прибор для выжигания по дереву, но его конструкция не позволяет наносить очень тонкие линии и мелкие точки;

– простой карандаш, ручка, бумага писчая (ксероксная);

– черная или цветная тушь, морилка, краски для ткани, аэрозольная краска в баллончике, бесцветный лак, кисти для краски;

– кисти для клея разного размера (для крупных деталей), тоненькая спица или зубочистка (для приклеивания мелких деталей), мягкая ветошь для удаления клея (рис. 2).



Рис. 2. Набор самых необходимых инструментов и материалов для работы с соломой


Для изготовления объемной игрушки нужны такие инструменты, как:

– большие острые ножницы;

– нож с широким лезвием;

– деревянная шпажка или палочка для кукол;

– портняжная игла, деревянный молоток, пластилин, леска, проволока.

Для работы над куклами и объемными фигурками нужно иметь два вида ниток – толстые, очень прочные, из армированного хлопка или капрона, и тоненькие шелковые, золотисто-желтые, подобранные под цвет соломки. При изготовлении соломенных кукол и объемных игрушек могут понадобиться лоскуты тканей различных цветов, декоративная тесьма, ленты, кружево и шнуры.

Очень важное устройство в работе над куклой из соломы – это специальное приспособление под названием «коза». Для его изготовления можно использовать в качестве основы обычную разделочную доску. Немного отступая от ее нижнего края, просверлить два наклонных отверстия на расстоянии 5–6 см друг от друга. В эти отверстия вставить две небольшие, смазанные клеем палочки – это рога «козы».

В прежние времена крестьяне при помощи такого приспособления резали для скотины солому. В наше время оно необходимо для четкого выравнивания подола куклы (рис. 3).



Рис. 3. Приспособление «коза» для поделок из соломы


Для плетения из соломы необходимы такие инструменты, как:

– ножницы разных размеров, шило;

– линейка;

– бечевка и льняные нитки для сшивания плетенки;

– большая штопальная игла;

– мешочная игла.

При спиральном плетении вместо иглы с бечевкой удобней будет воспользоваться челноком.

Подбор сюжетов

Подбор сюжетов – это не менее важная задача для начинающих мастеров. Тому, кто задумал создание своей первой аппликации из соломы,3 легче всего черпать вдохновение из детских книжек-раскрасок. Тематика картины из соломки может быть разнообразной. Но из этого материала лучше всего выходят изображения кораблей, лодок, замков, домов и различных архитектурных ансамблей, пейзажи, цветы и птицы. Намного сложнее выполнить из соломки фигуры животных и людей. Предпочтительнее использовать в первых работах рисунки с крупными и четко очерченными деталями. Не следует использовать рисунки с переходными тенями или с мелкими деталями. В ряде случаев передача таких деталей с использованием соломы происходит с большим искажением.

Загрузка...