Книга, которую вы держите в руках, состоит из трех частей, включающих в себя деятельностный подход, т. е. познание окружающего мира через реализацию образовательных областей, являющихся неотъемлемой частью образовательной программы.
Образовательные области, обеспечивающие разностороннее развитие дошкольников, выбраны в трех книгах совершенно произвольно. Поскольку ведущими видами детской деятельности являются игровая, продуктивная, коммуникативная, исследовательская и другие, независимо от выбранных областей, представлены различные формы работы с дошкольниками.
Исследования педагогов и психологов говорят о том, что к концу старшего дошкольного возраста дети достигают определенного уровня самостоятельности и инициативности через различные виды деятельности. У них начинают формироваться навыки самообучения («Я сделаю сам!»).
Как показывает практика, инициативность проявляется больше всего в общении, опытно-экспериментальной деятельности, игре, художественном творчестве.
В первой книге были даны примеры реализации форм работы с образовательными областями «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».
Вторая книга описывает формы работы с детьми, направленные на реализацию речевого и познавательного развития.
Данная книга раскрывает формы работы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Одна из задач этой области – формирование интереса к окружающему миру и потребности к самовыражению.
Это направление предполагает приобщение дошкольников к культуре и искусству, развитие творческих способностей, воображения, художественного вкуса, а также ознакомление с различными видами творческой деятельности, художественными и музыкальными произведениями и объединяет традиционные виды продуктивной деятельности и т. д.
В книге по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» представлены формы работы с нетрадиционными техниками:
– эбру;
– манкография;
– ватопластика;
– киригами;
– экологическое моделирование;
– бумагопластика;
– творческая деятельность через экскурсии в Музей космонавтики и Дом-музей К. И. Чуковского;
– рисование мыльными пузырями;
– мыльный конструктор.
В развитии художественно-эстетической деятельности формируется общая культура дошкольников.
Интеграция всех областей обеспечивает целостное восприятие окружающего мира.