День памяти 4 августа
Мария Магдалина была одной из жен-мироносиц – учениц Христа, ходивших вслед за ним и апостолами еще при земной жизни Господа. Во всех четырех Евангелиях сказано, что она в числе других присутствовала при распятии Христа, сидела у его Гроба, первой обнаружила, что Гроб опустел, и ей первой явился воскресший Спаситель. Роль Марии Магдалины в становлении и развитии раннего христианства несомненна и подтверждается многими письменными источниками того времени.
Святая Мария Магдалина, прославившаяся самоотверженной любовью к Иисусу Христу, была родом из богатого города Магдалы на побережье Геннисаретского озера, что на севере Израиля. О семье, в которой воспитывалась Мария, а также о детских, отроческих годах и юности ее почти ничего известно. Но есть подтверждения тому, что в прошлом, до судьбоносной встречи с Иисусом Христом, Мария вела греховную жизнь.
Вспомним хотя бы эпизод из Библии, где Сын Божий предлагает бросить людям из толпы, ополчившейся против Марии Магдалины, камень в нее, если кто из них безгрешен. Иисус очистил женщину от нечистых духов, провоцирующих ее на совершение распутства: бесов, сидящих в Марии, оказалось ровно семь, согласно церковному преданию. Так Иисус Христос явил великое чудо исцеления Марии Магдалины, просветления ее ума, привлечения ее к вере во Христа Спасителя и к вечному спасению.
С этой поры душа Марии Магдалины воспылала самой благодарной и преданной любовью к ее Спасителю Христу. Она же первая подала другим пример признательного служения делу Богочеловека и преимуществовала пред прочими усердием в этом святом деле. А бескорыстное, ревностное служение Христу в то время, когда «Он не имел, где головы приклонить» и от большинства людей видел холодность, удивление или вражду, особенно утешало среди постоянных трудов и наглых оскорблений.
Поразительны чрезвычайная стойкость и необыкновенное мужество, с которыми относилась святая Мария Магдалина к своему избавителю. Несмотря на препятствия и всяческие опасности, в тяжкие дни и часы жестоких страданий Христа Мария Магдалина вела себя порой даже мужественнее и преданнее самих апостолов. Когда многие побеждены были страхом от врагов Господних, «бежали» и скрылись, Мария Магдалина любовью побеждала нерешительность и непоколебимостью своего участия к Страдавшему старалась смягчить тернистый путь, каким Он шел ради спасения мира.
Жестокие страдания Спасителя, распятого на Кресте, усугубляли вызывающе наглые глумления иудейских первосвященников, книжников и старейшин. Они, не довольствуясь исполнением их жестокого мщения, находясь близ Креста распятого Христа, насмешливо высказывали бессовестные и дерзкие упреки невинному страдальцу. И когда глупость толпы с низкой злобой иудейских старейшин окружали Христа, взор Его с утешением замечал слезы благочестивых женщин, между которыми Мария Магдалина была «из первых же». В этих сострадательных слезах как бы блеснул для Сына Человеческого луч света среди мрачного царства греха.
И после смерти исцелителя своего Мария Магдалина не покидает Христа: она сопровождала перенесение Тела Его Иосифом Аримафейским и Никодимом от Креста ко Гробу, была при погребении, смотрела, где полагали Его. И когда, чтобы отдать честь по закону Божию наступающему уже великому празднику Пасхи, оставила погребенное Тело, то благодарная любовь Марии Магдалины в глубокой скорби открыла ей источник утешения. Любовь внушила ей желание оказать и возможную последнюю честь уничиженному иудеями ее Спасителю.
Она покупает миро и ароматы, чтобы помазанием Тела погребенного Христа воздать, по еврейскому обычаю, возможную пóчесть. Предприятие это, давшее Марии Магдалине наименование еще и мироносицы, принадлежало ей, так как два евангелиста ставят ее опять первою между некоторыми другими женами, ей последовавшими в нем. Третий же евангелист ставит только одну ее, прославляя в этом благородном деле.
Далее среди ночного еще сумрака первого дня недели, после скорбной Субботы, Мария Магдалина с некоторыми благочестивыми женами, презирая опасность, бесстрашно идет ко Гробу Спасителя, неся ароматы и миро, приготовленные для помазания Тела Христова, чтобы оказать ему последнюю дань любви и почитания. Но на пути из Иерусалима к пещере Гроба Христова Мария Магдалина вспомнила, что вход в ту пещеру был закрыт Иосифом и Никодимом большим, тяжелым камнем, которого никто не в силах отвалить. Теперь же он был полностью отодвинут.
Здесь надо сказать, что у иудеев того времени камень, закрывавший доступ ко гробу умершего, считался неприкосновенным, как бы освященным. И сдвинутый от входа в пещеру Гроба Христова камень свидетельствовал, что с телом погребенного там произошло что-то особенное. Что же именно? Проще и прежде всего была мысль, что Тело Иисуса взято кем-либо из этой пещеры и могло быть положено в другом месте.
Отчаявшаяся Мария в горе отправилась к Иоанну и Петру, дабы рассказать о том, что тело мессии исчезло из места погребения. Тогда апостолы вместе с Магдалиной вновь отправились к скалистой горе и увидели, что в пещере пусто. Ученики Христа в скорби покинули грот, тогда как Мария осталась рядом с гробом, плача и пытаясь понять причину исчезновения Тела Иисуса Христа.
Мария Магдалина подняла заплаканные глаза и увидела, что перед ней сидят два ангела. Когда те спросили о причине страданий несчастной девы, та ответила, что ее мучает неизвестность. Тогда женщина увидела Иисуса Христа, которого первоначально по ошибке приняла за садовника, и попросила указать, где находится могила Учителя. Но когда пришедший произнес ее имя, она узнала Сына Божьего и бросилась к Его ногам. Согласно евангельским сводам, Иисус ответил Марии:
– Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему…
Сказав так, Христос стал невидим. А обрадованная, осчастливленная Мария Магдалина пошла и рассказала о случившемся с нею апостолам Христовым, с восторгом утешая их скорбь дивными словами:
– Христос воскрес!
Вот поэтому-то, как первая, посланная от Самого Господа благовестница совершившегося Христова Воскресения, Мария Магдалина признана христианскою церковью «равноапостольной». Здесь – светлейшая черта всего удивительного служения Марии Магдалины церкви Христовой.
В утро Воскресения Христова Мария Магдалина удостоена была видеть Господа Воскресшего первой из всех учеников и учениц Его и первой же по непосредственному повелению Господа сделана вестницею, проповедницею для них Воскресения Его. Апостолы проповедовали Воскресение Христово всему миру, а Мария Магдалина проповедовала Воскресение Христово самим апостолам – она сама была апостолом для апостолов! Святые Отцы церкви видят в этом обстоятельстве особенную тайну и премудрость провидения Божия.
Освященная созерцанием восторжествовавшего над смертью победоносного Христа, Мария Магдалина стала подлинным свидетелем Воскресения Христова. Но благодатной ее вести апостолы и все, бывшие с ними в доме Иоанна Богослова, не поверили. Они «печалились, плакали, но услышав, что Христос жив и что она видела Его, не поверили». Почему же?..
Мария Магдалина пользовалась полным несомненным доверием апостолов. Кроме того, в числе других мироносицами (которые также известили учеников Христовых о восстании из мертвых их Учителя) были и мать апостола Иоанна Богослова, и мать апостола Иакова, и Марфа, и Мария с прочими благочестивыми женами. Но апостолы все равно «не поверили им, почтя рассказ их за мечтание» – столь велико было тогда уныние небольшого общества учеников Христовых.
После того как первосвященники иудейские распяли Иисуса, а апостолы разбежались и скрылись, последние внезапно лишились всего – всех своих личных и народных надежд. В них затмилась вера в Иисуса Мессию, в его силу и славу; с потерею веры потерялось и мужество духа; угнетало их и сознание не исполненного долга пред Христом, которого они малодушно оставили одного в руках врагов. Потому, не имея никакой поддержки ни в себе, ни вне себя, апостолы думали больше уже о сохранении своей собственной безопасности «страха ради от иудеев». До смерти Христовой они все «надеялись, что Он, Учитель их, есть Мессия, который избавит Израиля», откроет славное земное царство Израильское, но Его смерть на Кресте совсем разрушила эти их надежды и мечты.
Томительное, тяжкое положение… Но вот более пылкий апостол Петр снова идет к святому Гробу, не давая себе отчета, не зная, зачем идет, ведь сам уже видел пустое место, где был погребен Христос. Однако теперь Петр тут же возвратился и с восторгом возвестил:
– Воистину воскрес Христос!.. Я сам видел Его: Он и мне явился на пути.
Теперь, казалось, вполне достаточно было очевидцев Воскресшего для уверения истины Воскресения Христова, а потому многие ученики радостно приветствовали друг друга. А Мария Магдалина и другие мироносицы, сияющие счастьем и презирая все опасности от неистовых врагов Иисуса Христа, не могли оставаться спокойными на одном месте. Они переходили из дома в дом, от одних учеников Христовых к другим, в чистоте, простоте, глубине и крепости любви к своему Исцелителю и Учителю, восторженно повторяя несчетное число раз отрадное благовестие:
– Христос воскрес! Воистину воскрес!..
И благодатно, быстро стало расти дерево церкви Христовой. Малая горсть искренно преданных Христу Спасителю учеников и учениц, из коих самою ревностнейшею была святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина, восторжествовали над надменным суемудрием язычества, овладели целыми царствами с их царями и понесли в мир божественное учение Христово.
Святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина самоотверженно исполнила первую и главную заповедь Христа Спасителя, как сказано у Марка и Матфея: «Возлюбила Господа всем сердцем своим, всею душею своею, всем разумением своим и всею крепостию своею» (Мф. 22:37). Осуществление святою Мариею Магдалиною при всяких обстоятельствах такой истинной всецелой любви к Господу служит жизненным образцом для любви каждого христианина к Богу.
По примеру святой Марии Магдалины христиане должны иметь и проявлять самоотверженную любовь к Богу. Сила этой любви должна быть такова, чтобы никто и ничто не могло бы сбить с пути: «ни жизнь, ни смерть, ни высота, ни глубина, никакая тварь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее».
Со времени описанных святыми евангелистами явлений воскресшего Христа и проповеди святой Марии Магдалины о Воскресении сохранившиеся новозаветные книги не сообщают более подробностей о деятельности этой равноапостольной святой. Истории же о последующей ее жизни существенно разнятся, в зависимости от местности, откуда они исходят. Однако по сути предания эти, так или иначе, все же сообщают о ревностной равноапостольной деятельности святой Марии Магдалины.
Так, предание Восточной греко-русской православной церкви сообщает, что после евангельских явлений воскресшего Христа святая равноапостольная Мария Магдалина пребывала с Пресвятою Богородицею и апостолами и была деятельною свидетельницей и участницей первых успехов распространения христианской веры в Иерусалиме. Затем Мария Магдалина проповедовала и по другим странам, всюду возвещая небесную благодать, радость и спасение всем, уверовавшим в Спасителя.
В Италии святая равноапостольная Мария Магдалина явилась к царствовавшему в то время императору Тиберию и поднесла ему, по общепринятому восточному обычаю, яйцо, окрашенное в красный цвет, сказав при этом:
– Христос воскрес!
Как ни парадоксально, императора вовсе не удивила бедность подношения святой Марии Магдалины, впервые явившейся к нему. А все потому, что он знал древний обычай (вообще на Востоке и у иудеев в частности), являясь в первый раз к высшим, подносить в знак почтения дар с каким-либо известным или символическим значением. Бедные люди в подобных обстоятельствах подносили различные плоды или яйца птиц. Мария Магдалина разъяснила подозрительному Тиберию, что означает ее подношение. В своей проповеди она с большим вдохновением и убеждением рассказала императору о жизни, чудесах, распятии и воскресении Иисуса Христа, о действиях несправедливого суда и попустительстве малодушного римского правителя Иудеи Пилата Понтийского. Разгневанный Тиберий предал членов Иерусалимского синедриона суду, а Пилат лишен был власти и сослан в Галлию, в город Виенну, где, по одному преданию, удрученный угрызениями совести и отчаянием, сам лишил себя жизни. По другому же преданию, приговоренный судом к смертной казни Пилат раскаялся, обратился с молитвою ко Христу и был им прощен, в знак чего, по отсечении головы его, она была принята ангелом.
По преданию, вместе со святою равноапостольною Мариею Магдалиною в Италию отправились сестры Лазаря Марфа и Мария. Пилат, узнав об этом и боясь разоблачений христианами его противозаконных действий, сам отправил императору Тиберию донесение об Иисусе Христе, в котором он свидетельствовал о его благодетельной жизни, об исцелении всяких болезней, увечий, даже воскрешении умерших и о прочих великих чудесах.
Пилат утверждал, что, проверив обвинения иудеев, он не нашел никакой вины Иисуса Христа, хотел избавить Его от рук крамольных иудеев, но не смог и отдал Его на их волю. А после распятия иудеями Иисуса совершились страшные знамения в природе, и много умерших людей воскресло, когда на третий день воскрес Иисус.
После таких свидетельств со стороны римского правителя Иудеи и со стороны почитателей Христа Спасителя император Тиберий, по преданию, сам уверовав в Спасителя, предложил причислить его к лику римских богов. И даже тогда, когда римский сенат отверг такое его предложение, Тиберий царским указом грозил наказывать всякого, кто осмелился бы оскорблять верующих в Иисуса Христа.
Таким образом своей проповедью о Христе Спасителе святая равноапостольная Мария Магдалина побудила языческого правителя Иудеи письменно засвидетельствовать всемирное событие Воскресения Христова пред миром языческим, а самого языческого императора Римской империи – признать величие и божественное могущество Христа Спасителя, облегчив всем этим распространение христианства.
Христиане же того времени, узнав о значении и силе впечатления, произведенного подношением Марией Магдалиной императору Тиберию красного яйца со словами: «Христос воскрес!», начали подражать ей в этом и при воспоминании Воскресения Христова стали дарить красные яйца. Так мало-помалу обычай этот распространился повсюду, сделался всеобщим между христианами всего мира. И яйцо при этом служит символом Воскресения Христова и нашего возрождения в жизнь будущую.
Святая равноапостольная Мария Магдалина еще долгое время продолжала проповедовать благовестие Христа в Италии, в городе Рим – и при первом посещении Рима апостолом Павлом, и после отбытия его через два года.
Святой Иоанн Златоуст поучает, что, воздавая каждому верующему соответствующую ему похвалу, апостол Павел приветствует святую равноапостольную Марию как потрудившуюся и посвятившую себя апостольским подвигам. Труды ее, упоминаемые здесь апостолом, были подвигами апостолов и евангелистов, – следовательно, равноапостольными; она служила, – добавляет святой Златоуст, – и неустрашимо подвергалась опасностям и совершала тяжкие путешествия, разделяя с апостолами всякие труды проповедничества.
Из Рима, по преданию Церкви, святая равноапостольная Мария Магдалина прибыла в город Эфес, тогда особенно знаменитый в Малой Азии. Там, по преданию и свидетельству многих святых отцов и церковных писателей, святая равноапостольная Мария Магдалина помогала святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в благовестнических трудах. В Эфесе же она скончалась и была похоронена.
В Х веке, при императоре Льве VI, нетленные прославленные мощи святой равноапостольной Марии Магдалины были торжественно перенесены из Эфеса в Константинополь и помещены в храме монастыря Святого Лазаря. Таково предание Восточной православной церкви.
И все же нельзя однозначно утверждать, что мощи святой равноапостольной Марии Магдалины навсегда всецело остались в Константинополе. Они могли быть перенесены самими верующими в другое место из опасения нападений турок. Также они легко могли быть взяты и на запад, в Рим, из Константинополя, когда в начале XIII века им овладели крестоносцы Четвертого крестового похода – тогда мощи святых многих юго-восточных областей уносились и разделялись по разным городам западных стран Европы.
Римско-католическая церковь утверждает, что мощи святой равноапостольной Марии Магдалины, за исключением ее главы, покоятся в Риме, около Латеранского дворца римских пап в главном храме Святого Иоанна Латеранского, под алтарем. Этот алтарь папа Гонорий II, лично похоронивший мощи, освятил в честь святой равноапостольной Марии Магдалины. Также с 1280 года мощами этой святой Римско-католическая церковь почитает мощи, разделенные на части, находящиеся в Провансе близ города Марселя, где в уединенной долине воздвигнут величественный храм в честь святой Марии Магдалины.
Православная церковь свято чтит память Марии Магдалины – женщины, призванной самим Господом. Когда-то святая, получив исцеление, искренне и бесповоротно начав новую, чистую жизнь, больше никогда не колебалась на этом пути. Мария возлюбила Господа, призвавшего ее к новой жизни. Она была верна Ему не только тогда, когда Он, изгнав из нее семь бесов, окруженный восторженным народом, проходил по городам и селениям Палестины, снискав Себе славу чудотворца. Так было и тогда, когда все ученики от страха покинули Его и Он, уничиженный и распятый, в муках висел на Кресте. Вот почему Господь, зная ее верность, именно ей первой явился, восстав от Гроба, и именно ее сподобил быть первой проповедницей Своего Воскресения.
Молитва первая
О святая мироносице и всехвальная равноапостольная Христова ученице Магдалино Марие! К тебе, яко верней и мощней о нас к Богу ходатаице, грешнии и недостойнии ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Ты в житии своем страшныя козни бесовския испытала еси, но благодатию Христовою явно тех свободилася еси; и нас молитвами твоими от сети бесовския избави, да непрестанно во всем житии нашем делом, словом, мыслию и тайными помышлениями сердец наших верно послужим Единому Святому Владыце Богу, яко же Тому обещалися есмы. Ты паче всех благ земных Сладчайшаго Господа Иисуса возлюбила еси и Тому чрез все житие добре последовала еси, Божественными учении Его и благодатию не токмо свою душу питающи, но и множество людей от тьмы языческия ко Христа чудному свету приводящи; то ведуще просим тя: испроси нам у Христа Бога благодать просвещающую и освящающую, да ею осеняеми, преуспеваем в вере и благочестии, в подвизех любве и самоотвержения, да неленостно тщимся служити ближним в их нуждах духовных и телесных, памятующе пример твоего человеколюбия. Ты, святая Марие, бодренно благодатию Божиею протекла еси житие на земли и мирно отошла еси во обители небесныя; моли Христа Спаса, да молитвами твоими сподобит нас непреткновенно совершити странствие наше в сей юдоли плача и в мире и покаянии скончати живот наш. Да тако и в святости на земли поживше, вечныя блаженныя жизни на небеси сподобимся и тамо с тобою и всеми святыми вкупе выну восхвалим Троицу нераздельную, воспоим Едино Божество, Отца и Сына и Духа Всесвятаго во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О святая мироносице, равноапостольная Магдалино Марие! Ты теплою любовию своею ко Христу Богу попрала еси злыя козни вражия и обрела еси безценный бисер Христа и достигла еси Царства Небеснаго. Сего ради к тебе припадаю и умиленною душею и сокрушенным сердцем вопию ти аз недостойный: призри с высоты небесныя на мя, боримаго греховными искушениями; виждь, коль многими грехи и беды на всяк день враг запинает мя, ища моея погибели. Славная и всехвальная ученице Христова, Марие! Умоли возлюбленнаго тобою и возлюбившаго тя Христа Бога, да подаст ми оставление многих моих прегрешений, укрепит мя благодатию Своею трезвенно и бодренно шествовати путем святых заповедей Его и да соделает мя благоуханным храмом Духа Святаго: да тако в мире непостыдно скончаю многотрудное житие мое на земли и вселюся во светлыя и блаженныя обители рая небеснаго, идеже ты со всеми святыми непрестанно радостно славословиши Единосущную Троицу, Отца и Сына и Духа Всесвятаго. Аминь.
День памяти 7 октября
О жизни первомученицы Феклы известно из упоминаний о ней в творениях святых Епифания Кипрского, Иоанна Златоустого и Амвросия Медиоланского, восхвалявших ее твердую веру и мужество. Именно эта святая, воспринявшая основы веры от апостола Павла, стала первой женщиной-мученицей за Христа. Праведную Феклу неоднократно приговаривали к смерти, но она, претерпев жестокие истязания и издевательства, не погибла, а по Промыслу Божию осталась невредимой и прожила долгую жизнь, проповедуя и обращая многих язычников в христианство.
В начале I века в Иконии жила восемнадцатилетняя девушка по имени Фекла, дочь Феоклии, из знатного и славного рода. Она была обручена с неким Фамиром, одним из самых знатных юношей в городе. Видя чудеса, совершаемые апостолами, Фекла вместе с другими слушала их беседы, усердно внимая всему, что они проповедовали. На добрую почву падало Слово Божие, глубоко проникая в сердце Феклы: она уверовала в Сына Божия, возлюбила Его и прилепилась всею душою. Павел же, по внушению свыше, стал беседовать с ней, сказав, что отроковица, хранящая ради любви ко Христу свое девство, подобна ангелам, она – невеста Христу, а Христос есть ее Жених, вводящий ее в чертог Свой небесный.
Много говорил о том святой Павел и побудил Феклу к сохранению девства, так что святая дева тогда же твердо решила оставить жениха, презреть все сладости мира и служить Христу в чистоте до самой кончины своей. Так мудрая дева стала невестой Жениха небесного и с пламенною любовью последовала Ему; стремясь к нетленному Жениху своему, она таяла как воск, так что на ней сбылось реченное Давидом: «Сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей».
Фекла была так восхищена беседой с Павлом, что три дня и три ночи совсем забыла о пище и питии и о покое телесном. Как некогда Мария, «которая села у ног Иисуса», помышляла об одном лишь Боге, так и Фекла питалась только Словом Его. Когда же ее мать Феоклия узнала, что дочь уверовала во Христа, то с гневом обрушилась на нее, святых проповедников – апостолов – укорила, а жениху Фамиру сказала:
– Или тебе нужды нет до невесты своей, что она находится в каком-то помрачении? Смотри: она прельстилась сими пришельцами – обманщиками, которые своими высокопарными речами увлекают безумных людей; вот уже три дня как она не отходит от них, забыв о доме своем.
Тогда Фамир начал ласково и нежно говорить с Феклой, но она ни о чем не хотела говорить с ним – даже и смотреть на него она не желала, ибо в своем сердце носила иного жениха. Взирая на него духовными своими очами, она беседовала с ним в уме своем, сей же тленный и временный жених внушал ей только отвращение.
Фамир, видя, что Фекла его отвергает, опечалился, а Феоклия в гневе таскала дочь за волосы и топтала ногами, после заперла ее одну и стала морить голодом. Впрочем, затем сама же, побуждаемая естественною материнскою любовью, плакала о своей дочери, обняв, целовала ее, со слезами умоляла, чтобы Фекла не отвергала своего жениха – богатого, благородного, всеми почитаемого.
Фекла же, отвернувшись от него, сидела молча, ничего не ела, только постоянно вспоминала в глубине сердца о своем Женихе небесном. Когда же Фамир хотел насильно обнять и поцеловать ее, она вырвалась из его рук, как птица из сети. Тогда мать опять пришла в ярость и снова стала бить ее, а опечаленный Фамир пошел к князю с жалобой на апостола Павла.
– В нашем городе, – говорил незадачливый жених, – появился один пришелец, своим волшебством он прельщает народ и, отклоняя его от почитания богов, обращает ко Христу Иисусу, распятому на кресте иудеями. Он прельстил и девицу Феклу, мою невесту. Сначала она сильно любила меня, а ныне не только не хочет смотреть на меня, а убегает как от какого-нибудь зверя.
Князь призвал Павла и спросил его, откуда он и что делает у них в городе? Тогда Павел по обыкновению стал поучать его Слову Божию, проповедуя об Иисусе Христе. Однако князь не стал сейчас же разбирать дело, а временно отложил суд над Павлом. Пока же повелел связать его, посадить в темницу и держать его там до тех пор, пока явится возможность допросить пришельца подробнее. Фекла же, узнав, что Павла из-за нее посадили в темницу, встала ночью, тайно пробралась из дому и пришла к тюремным воротам. Она сняла с себя ожерелье и другие золотые вещи и отдала их сторожу темницы, прося его, чтобы он отворил ей двери и пропустил к Павлу.
Тюремный сторож исполнил ее просьбу, обрадовавшись драгоценному подарку, после чего ввел ее к святому Павлу. Фекла с радостными слезами пала пред ним и облобызала оковы узника Христова. Сначала Павел, увидев ее, пришел в ужас, но затем, когда узнал все, что она потерпела от матери и от жениха за свое целомудрие, возрадовался, благословляя ее и восхваляя веру и девическое целомудрие. И Фекла сидела в темнице с Павлом как дочь с отцом своим, слушая его отеческое учение и слагая в сердце своем слова его, он же много поучал ее вере в Господа Иисуса Христа, наставлял в любви к Богу, убеждал хранить целомудренное девство и совершенно утвердил ее в учении Христовом.
Между тем в доме Феоклии стали искать Феклу. Поднялся крик, плач, мать рыдала о своей дочери, Фамир – о невесте, рабы – о госпоже своей; слуги разыскивали, спрашивали и на улицах, и в домах – но нигде не находили ее. Лишь спустя время узнали, что она находится в темнице. За ней тотчас же бросились, прибежав туда, посланные увидели, что она сидит около Павла и с величайшим вниманием слушает его наставления. Тогда Феклу вывели из темницы, а обо всем случившемся донесли князю. Тот, воссев на судейское место, велел привести к себе Павла. Лишь только народ увидал, кого привели, закричал:
– Князь, человек сей волхв, казни его!
Особенно настаивал Фамир, говоря, чтобы Павла казнили, ибо тот отвратил от него невесту. Когда призвали Феклу, князь спросил ее:
– Почему ты гнушаешься своим женихом, столь прекрасным и благородным? Отчего ты не выходишь за него?
Фекла ничего не отвечала. Тогда Феоклия изменила своему материнскому чувству и как свирепая львица или разъяренная медведица стала неистово кричать князю:
– Сожги сию злую рабу, достойна она такой смерти, это не дочь моя, ибо не слушает меня, матери своей; сожги ее в пример другим! Пусть все городские девицы, видя это, убоятся, пусть не осмеливаются они ослушаться матерей своих и противиться им. Нет, это не чадо мое, но проклятый отросток и сухая ветвь!
Так настойчиво требовала мать, чтобы сожжена была дочь ее, а Фамир – чтобы был казнен Павел. Князь долго допрашивал святого апостола, но не нашел в нем никакой вины, кроме проповеди Христовой. Его решение было таким: повелеть бить Павла и изгнать из города, дабы он не мог и других девиц склонять к хранению девства. Вместе с Павлом были подвергнуты изгнанию Варнава и Онисифор с его сыновьями. После такого вердикта странники удалились в Ликаонские города Листру и Дервию, а оттуда в Антиохию.
Но сначала они пробыли несколько дней недалеко от города Иконии, в одной пещере на пути в Дафну, желая узнать, что будет с Феклою. Там странники пребывали в посте и усердно молились о ней, чтобы Господь укрепил ее силы и проявил милость Свою на ней.
Долго князь старался уговорить Феклу с прежней любовью обходиться со своим женихом, но старания его не увенчались успехом. Тогда он по прошению Феоклии осудил святую деву на сожжение. Стражники принесли сухие дрова и сено, сложили большой костер. Затем взяли святую, чтобы возвести ее на погибель, она же не позволила вести себя, но сама поспешно шла к приготовленному месту казни и, сотворивши крестное знамение, взошла на костер. Ибо не страшен был ей огонь физический – сама она пылала невещественным огнем любви божественной. Находясь на костре, она смотрела вперед и узрела в образе Павла Господа, стоящего и повелевающего ей быть твердою. Посему святой Киприан так и говорит в молитве: «Предстани нам якоже во узах Павлу, и во огне Фекле».
Костер подожгли со всех сторон, но, на удивление, пламя, высоко поднявшись, лишь окружило Феклу, не причинив вреда. Еще больше были все поражены, когда внезапно полил сильный дождь с градом, погасивший огонь. Князь и его обслуга в страхе бежали от внезапной стихии. Фекла же сошла невредимой: огонь не коснулся чистой девы. После сего она не пошла в дом своей матери и не стала задерживаться в Иконии, а отправилась из города искать своего духовного отца – Павла. По дороге она встретила одного из его учеников, шедшего в город, чтобы купить хлеба. Святая дева узнала его и спросила: