Представьте себе бесконечный и вечный океан счастья, блаженства, радости и наслаждения.
Представили?
Конечно же, человек не может в нем оказаться. Пока не может. Но тем не менее никто не запрещает попытаться это вообразить.
Так вот, каббалисты называют это безграничное и вечное наслаждение словом «Свет».
Свет – это наслаждение.
Теперь представьте себе бесконечный и вечный океан абсолютной любви, милосердия, добра и бескорыстной отдачи.
Представили?
Конечно же, и это нам недоступно. Пока.
Так вот, любовь и отдача – основное свойство Света, его природа.
Свет – это любовь.
Теперь угадайте, какая единственная проблема есть у Света – бесконечного наслаждения, которое любит и дает вам все?
Сразу же скажем, что это – вполне возможно.
Конечно же! Вы правы! Нужен кто-то, кто это наслаждение и любовь смог бы получить. Нужен кто-то, кто мог бы этим насладиться, и был бы так же вечно и бесконечно наполнен любовью, радостью и счастьем.
Но здесь, в мире безграничного Света, где существует только желание любить и отдавать, нет никого, кто имел бы противоположное желание – получать.
Для того чтобы решить эту проблему, Свет и создает его – желание получать наслаждение.
Это желание и есть я!
Это желание и есть вы!
Это желание и есть каждый из нас.
Мы, люди, по сути своей – желания получать, созданные для обретения вечного и безграничного наслаждения, счастья и любви.
Есть кто-нибудь, кто не хочет этого? Вы знаете такого человека?
Если для вас не очевидно то, что вы – желание получать наслаждение, просто понаблюдайте за собой какое-то время.
Мы же, в качестве разминки, предлагаем вам понаблюдать за Бобом, двадцатилетним студентом физического факультета университета. Сам того не осознавая, он хочет каждую минуту наслаждаться как можно больше, а страдать и испытывать неудобства и разочарования – как можно меньше. При этом он всегда, все так же неосознанно, старается выбрать из всех возможных в данный момент наслаждений такие, которые могут быть им получены с минимальными затратами сил и времени.
Итак… Семь утра. Звонит будильник. Так бывает: только закроешь глаза и заснешь, а он уже звонит. Боб не хочет вставать. Он хочет продолжить наслаждаться сном. Он взвешивает, в полусне, что ему выбрать: удовольствие от еще одного часа сладкой дремы и все минусы того, что он пропустит лекцию по функциональному анализу и будет не столь сведущ в этом уважаемом предмете, что может сказаться на результатах теста. Он выбирает сон, передвигая стрелку будильника на час вперед. Боб засыпает снова. Вот же черт! Снова этот противный звук! Неужели час уже прошел? Что делать? Спать дальше? Нет, не выйдет. Лекцию по теории вероятности пропускать не стоит, потому что этот профессор ведет строгий учет посещаемости своих лекций.
Боб неохотно встает. Надо привести в порядок тело. Умыть его и одеть. В этом нет особого удовольствия для мужчины, просто необходимость, ведь он должен выглядеть нормально, так как может встретиться в коридорах университета с Лиз, Джулией или Николь. Лучше, конечно, увидеться с Николь. А вот съесть утренний бекон и выпить чашечку кофе с цикорием – в этом удовольствии никак нельзя себе отказать. Сегодня потребность в утренней еде так велика, а удовольствие от поглощения пищи столь сильно, что он съедает два бекона. По дороге, в вагоне метро, Боб садится на единственное свободное место и наслаждается тем, что разглядывает женщин, сидящих напротив. Несколько раз он меняет положение тела. Он кладет левую ногу на правую, затем правую – на левую, широко расставляет их, сводит вместе. Он засовывает руки в карманы, достает их, скрещивает на груди, кладет на колени. Он наклоняет голову вправо и влево, нагибает вперед, откидывает назад. Любое движение он совершает только потому, что каждое новое положение наиболее комфортно и удобно для его тела, отчего он получает маленькое неосознанное удовольствие. Удовлетворив желание рассматривать женщин, он вынужден искать новое желание и тут же находит его – начинает мечтать о Николь, представляя совместное романтическое катание на коньках в центральном парке. Потом – о Лиз. С этой хорошо представить бешеный и непредсказуемый секс. Сексуальные фантазии увлекают Боба. В этот момент перед ним встает немолодая беременная китаянка. Боб тут же уступает ей место, ловя удовольствие оттого, что он такой учтивый и галантный. Помечтав, не без радости, о душевной беседе с Джулией в вечернем ресторанчике, Боб смотрит на часы. Ехать еще пятнадцать минут. Невозможно жить, не получая удовольствие каждую секунду. Тогда он решает насладиться чтением, и достает томик Томаса Манна. Он балдеет именно от такого рода чтива, весьма продвинутого. Вот и нужная станция. Чем насладиться по дороге, идя пешком? Боб закуривает сигарету, потом вторую. Вот и университет. Но что это? Во дворе он видит красный спортивный «BMW» Марты и черный спортивный «BMW» Роберта. «Детки богатых родителей!» Роберт машет из машины: «Бобби, самое время с ветерком прокатиться с нашими девчонками из баскетбольной команды! Сегодня даже лучшие студенты решают, что остаются учиться только маменькины сынки и неудачники». Боб хочет отказаться, но водительское стекло красной машины опускается, и он видит за рулем «бешеную» старшекурсницу, баскетбольную центровую Марту и сидящую рядом красавицу Николь. Последняя мило улыбается ему, на ней – совершенно особенное платье василькового цвета, мягко подчеркивающее и довольно сильно обнажающее ее выдающуюся грудь. «Вот это мы погуляем!» Боб, больше не раздумывая, прыгает в машину к Роберту, поддаваясь новому желанию и устремляясь к следующему наслаждению. Тут звонит мама. «Как твоя учеба? Был ли ты в воскресенье в церкви?» Мама мечтала, что сын станет священником, даже монахом. Боб не был в церкви и прогуливает учебу. Он ищет поддержки у Роберта. Зажимая телефон рукой, он шепотом спрашивает у него: «Мама достала уже с этой религией. Что ей ответить?» Роберт говорит: «Есть люди, которые хотят наслаждаться в этом мире, и поэтому ничем себя не ограничивают. Есть люди, которые хотят насладиться в мире будущем, и поэтому ограничивают себя во всем. Они бы не стали так себя ограничивать, если бы не верили, что в будущем мире их ждет удовольствие гораздо большее». Боб не понимает: «Так что ей сказать?» Роберт улыбается: «Скажи ей, что ты хочешь наслаждаться и в этом мире, и в будущем, – всегда». Роберт рискованно обгоняет красную машину на вираже и едва не задевает боком своего спорткара рейсовый автобус. Он машет рукой девушкам, хитро подмигивает им и говорит Бобу: «Но сначала предлагаю тебе насладиться… в мире этом!»
Вас убедила эта история? Нет?
Просто понаблюдайте за собой. За своими друзьями и знакомыми. За всеми людьми. Если вы будете достаточно внимательны, то, несомненно, различите за их и своими словами и поступками ту основу, что движет всеми нами, в любое время, в любых ситуациях.
Эта основа – желание получить максимальное удовольствие с минимальными затратами сил, избегая при этом страданий и неудобств.
Очень просто.
Мы все хотим наслаждаться, ничего не делая. Всегда и везде. И в этом мире, и в следующем. Не правда ли?
И это – нормально. Такими мы созданы.
Однако мы забежали немного вперед.
Акт творения этой Вселенной, этого мира, проходит по пяти этапам, каждый из которых достоин отдельного рассмотрения. Внимательно изучая этот процесс, мы увидим, что именно управляет мужской частью мироздания, а что – женской, и это знание очень пригодится нам в дальнейшем.
Если будет немного сложно, потерпите чуть-чуть.
Каббалисты пишут, что Свет создал желание получать за пять этапов – пять стадий, с нулевой по четвертую.
Нулевая стадия – это сам Свет, несущий наслаждение без каких бы то ни было ограничений. Эта стадия называется Кетэр.
Первая стадия – это благостное получение. Свет сформировал свободное пространство – образно говоря, «пустой сосуд», – и вошел в него, передав «сосуду» ощущение наслаждения. Первая стадия создания желания называется Хохма.
Вторая стадия характерна тем, что желание, получившее Свет, кроме самого наслаждения, ощутило основное свойство Света – давать и любить. Поэтому желание захотело быть таким же, как Свет, – дающим и любящим.
Представьте себе, что вы – на трапезе у Царя, в его великолепном дворце. Стол ломится от изысканных напитков и яств. Вы безгранично наслаждаетесь, пробуя их все и думая о том, как любвеобилен и добр к вам Царь, дарующий такое изобилие и не требующий ничего взамен. Но! Неизбежно у вас рождается новое желание – не просто принимать дары, но и быть таким же, как он. А почему бы и нет? Так же, как и он, кого-то любить, дарить кому-то наслаждение, о ком-то заботиться.
Так желание получать становится желанием отдавать, что в нашем случае означает желание вернуть Свету наслаждение.
Эта стадия называется Бина.
Третья стадия. Желание ощутило, что ему, по сути, нечего отдать Свету, кроме того, чтобы делать то, что Он хочет. Поскольку Свет хочет, чтобы желание Им наполнялось, именно это оно и делает в стадии три.
Возвращаясь к нашему примеру: вы понимаете, что у царского стола вы не имеете ничего своего, что бы вы могли дарить, доставляя удовольствие Царю или кому-то еще. Все напитки и яства, стол, кресла, столовые приборы, дворец – вообще все – принадлежит ему. Поэтому вы просто продолжаете наслаждаться едой, так как принять его дары – это единственное, что вы можете сделать, чтобы его порадовать. Немного желаете получать – в размере, необходимом для продолжения своего существования, – не более того. И при этом продолжаете желать стать подобным Царю – желаете много отдавать, как бы сравнивая внутри себя получение и отдачу. Взвешивая. Сопоставляя. Анализируя свои состояния. С какой стати вы должны отказываться от своего желания: стать таким же, как он?
Но почувствуйте разницу: это уже совсем другое получение, чем в первой стадии. Теперь желание получает, потому что Свет хочет дать, а не потому только, что оно хочет получить. Намерение сместилось от получения «для себя» к получению «для него». Оно пытается получать так, чтобы отдавать.
Это желание получать, чтобы отдавать, – сознательное, но еще не самостоятельное. Эта стадия называется Зеир Анпин.
Четвертая стадия. Желание ощущает, что невозможно лишь частично удовлетворить Свет. А чтобы насладить Его полностью, надо принимать от Него не часть наслаждения, как в третьей стадии, а полностью – все. И тогда оно решает принимать и принимает все наслаждение от Света, таким образом, становясь законченным творением – самостоятельным желанием получать. Эта стадия называется Малхут.
И все было бы замечательно, но у творения остался нерешенным вопрос: как же, получая, все-таки стать еще и дающим, как Свет?
Представьте: вы все еще стоите у царского стола, и теперь уже вкушаете и наслаждаетесь по полной программе. Царь радуется, доставляя удовольствие вам еще больше, чем до этого, когда вы, сопоставляя и анализируя, ели совсем немного. Однако вы ничего не можете дать взамен. Получая на все сто процентов, вы не можете быть одновременно таким же любящим и дающим, как Царь. Вы сгораете от стыда. У вас есть все, кроме самостоятельности: возможности заработать самому и отплатить Царю за его доброту. Вы обвиняете себя и не можете оправдать за то наслаждение, которое получаете даром. Вы – словно в аду из-за этого. Вы испытываете нестерпимое унижение. И вы говорите Царю: «Стоп!» Вы говорите ему: «Хватит!»
Получив в четвертой стадии бесконечное наслаждение, желание начинает противиться Свету и отталкивает Его. Поскольку единственным действием Света является удовлетворение созданного Им желания, Он соглашается и полностью выходит из сотворенного желания.