Для жизни человека принципиально важны три центра:
1) Сердечный центр и само физическое сердце человека, т. к. в них заключены жизнь, душа и дух человека. Есть люди душевные – плотские, или мирские и духовные. Душевным, плотским, мирским человеком и его телом, сознанием и разумом управляет его душа, плотский ум и его дух – они его «менеджеры», но не всегда квалифицированные. Духовным человеком – его телом, душой, сознанием и разумом управляет Святой Дух через разум (духовный ум) и направляет в жизни через Творца Небесного. Собственный дух такого человека освобожден от влияния его души на физические процессы в организме, его мысли и сознание. Душа же это центр самоопределения и самопознания, «личность человека». Для своего самоопределения и самопознания душа в нашем мире имеет в своем распоряжении разум человека, его волю и чувства. Воля – немаловажная часть внутреннего мира человека. Это своего рода исполнительный орган души. В воле находится желательная и деятельная часть нашего существа, которая обладает правом выбора. Освященная Святым Духом, Светом Истины, она устанавливает в правильное положение дух, душу и тело человека, для совершения любого вида деятельности. «Ибо Слово Божие (Дух Святой) живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа (человека), составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Послание Ап. Павла Евреям 4 гл., 12 ст.).
2) Головной центр и сам мозг, т. к. в них заключены: жизнь, ум человека и его сознание, механизмы управления физическим телом. Между плотским и духовным умом большая разница: без духовного ума жизнь человека строится по другому сценарию, методом проб и ошибок. Только через обновленный, раскрытый разум, расположенный вне тела между собственным духом и телом человека может войти в человека Святой Дух. Святой Дух входит в человека и оживотворяет все его органы и системы, физическое тело, и наполняет их Светом – божественной энергией, формирует духовный ум, активирующий душу в правильном с позиции Мироздания направлении. Мы с вами в жизни реально видим грязь, пыль и беспорядок в темной комнате, когда яркий свет освещает ее, и имеем возможность при наличии света убраться в своей комнате и навести порядок в ней. Таким же образом Святой Дух через разум освещает нашу душу и сердце, как свет в комнате, и человек видит свой грех, осознает его и искореняет его. Грех просто теряет свою власть, и человек отвергает его сразу, до укоренения греха в душе, сердце, в мыслях и сознании. «Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца» (Притча 20, ст. 27). Разум очень важный руководящий центр, через который Господь дает правильное направление в жизни людей. Ум – это общее название познавательной способности человека и его способности мыслить. Ум дан нам для того, чтобы мы могли познавать мир, постигать знания, рассуждать, судить, соображать, помнить, делать заключения, давать оценку вещам и событиям, делать соответствующие выводы, т. е. – это форма мышления. Эта способность позволяет человеку логически анализировать любые факты, делать выводы в причинно-следственных связях. Разум дан человеку для того, чтобы познавать Бога, Мироздание, себя и окружающий мир. Через это познание человек приобретает способность различать добро и зло, выбирать доброе и полезное и отбрасывать вредное и не нужное. Премудрость, как высшая степень разума, обитает только в разуме, а не в уме человека. «Чтобы понять мудрость и наставления, необходимо понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; послушает мудрый – и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их». (Притча 1., ст. 2, 3,5,6). Высшая степень ума – разум, высшая степень разума – премудрость. Разум это способность ума действовать в верном последовательно-рассудительном изложении: «Я – Премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания… У меня совет и правда. Я – разум, у меня сила. (Притча 8., ст. 12–14)». «Разум для имеющих его – источник жизни. (Притча 16., ст. 22.)». «Разум это очи человека» (Послание Ап. Павла к Ефесянам гл. 1, ст. 17–18). В книге Исаии Ефесянам (гл. 11, ст. 2) Святой Дух назван Духом премудрости и разума, духом совета и крепости, духом ведения и благочестия и страхом Господним. Разум является орудием понимания, через которое Дух Святой, живущий в обновленном духе человека, открывает для него истину к познанию Мироздания, Бога, как Творца неба и земли. Разум, как сказано нами выше, Творцом Небесным помещен между духом человека и его телом, т. е. находится вне тела, и является своего рода передатчиком того, что он получает от духа или тела. В том случае, если тело в чем-то остро нуждается и посылает сигналы к разуму, но он остается неспособным воспринимать информацию от тела, то тело чахнет и умирает. Точно так же, если призыв от Святого Духа не воспринимается разумом человека, не находит отклика, то Святой Дух не проявляется в человеке и постепенно угасает в нем. Может быть, что Святой Дух наполняет дух человека, но не может войти в разум из-за его блокировки чем-либо: грехом, неправильной жизнью, обидами, страхами, зомбированием и т. д… Святой Дух всегда нуждается в разуме для выражения, восприятия человеком того, что он открывает, так и наш разум нуждается в Святом Духе, чтобы уметь читать то, что находится в данный момент в духе. Разум в процессе жизни духовного человека учится различать, где заблуждение, а где истина. Разум должен управляться чьей-то силой. Если разумом управляет Бог, Творец Небесный, то духовная жизнь у такого человека течет в правильном направлении, сердце его пребывает в любви Божьей, собственный дух укрепляется в познании истины, и он возрастает в своем духовном росте и является сосудом божьим. Если разумом человека управляет сатана, то он старается полностью овладеть разумом человека и превратить его в свое орудие на земле. Из обольщенного разума, проистекают в человеке лженауки, ложь, одержимость, гордыня, тщеславие, обольщение, бесноватость, уход верующих людей в религиозный фанатизм, якобы для того, чтобы приобрести «ум Христов» и т. д., но каким путем? Они отказываются правильно развивать, раскрывать, употреблять свой разум и Духом Святым освещать его, чтобы естественным духовным путем приобретать «ум Христов» и возрастать в Духе. Таким путем даже верующие христиане попадают в ловушку, а затем в капкан сатаны, не, говоря уже о мирских людях, и сатана связывает их в своих сетях. У такого человека парализована воля, наступает полная апатия, депрессия, пассивность и он впадает в физический, эмоциональный, психический и духовный анабиоз. Без духовной помощи пастырей, специалистов, без Бога самостоятельно выбраться из этого состояния невозможно. Если разум пленен, то Святой Дух Истины не может ничего сообщить человеку, т. к. такой человек не может и не способен читать от Духа Святого то, что Он вкладывает в его разум, и не может, и не способен видеть, куда идти дальше и что ему делать в жизни. Как Дух Святой нуждается в разуме человека, чтобы наполнить его Светом познания Бога Отца – Небесного Творца, так и человек нуждается в Святом Духе, чтобы быть разумным в познании Истины от Бога. Только духовный разум различает, где добро, а где зло. «Всякий питаемый молоком (младенец), несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным (с раскрытым разумом), у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Послание Апостола Павла Евреям гл.5., ст. 13., 14). Если разум пленен, то такой человек становится невнимательным, неразумным, безрассудным и невменяемым. С таким человеком не только трудно жить, но и невозможно найти общий язык. Из Священного писания мы знаем, что «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир». (Послание Апостола Павла Римлянам гл.8., ст.6). О значении разума в жизни человека написано очень много в Священном Писании, Псалмах, Притчах, у Святых отцов Церкви и у известных проповедников. Наиболее подробно рассматривает вопрос о разуме, духовном уме и Святом Духе известный проповедник из Уэльса, живший в начале прошлого века, Эван Робертс.