Мимическая гимнастика и самомассаж
• Самомассаж проводится перед артикуляционной гимнастикой.
• Перед занятием ребенок должен мыть руки.
• Движения сначала показывают отдельно и лишь после усвоения их включают в занятия в полном объеме.
• Сначала текст нужно читать медленно, чтобы ребенок успевал сделать самомассаж, а не обозначал его движением.
• Ритм стиха задает ритм массажных движений.
Артикуляционная гимнастика
• Занятия проводятся в форме игры.
• Необходимо соблюдать определенную последовательность упражнений: от простых к более сложным.
• На одном занятии нужно давать 2–3 упражнения, а к последующим переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.
• Все упражнения необходимо проводить естественно, без напряжения, точно и плавно.
• Чтобы у ребенка выработалось устойчивое, четкое положение губ, языка, некоторые упражнения следует выполнять под счет, который ведет взрослый.
• При затруднениях в выполнении упражнений надо вернуться к более простому материалу.
• Упражнения выполняют поэтапно, в последовательности, указанной логопедом. Инструкции нужно давать дробно.
• Упражнения сначала выполняют перед зеркалом, поскольку ребенку необходим зрительный контроль.
• Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, чтобы ребенок видел лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено.
Упражнения на формирование правильного звукопроизношепия
• Работа проводится с учетом появления звуков в онтогенезе: сначала свистящие, затем шипящие, потом сонорные.
• При работе над звуками важно формировать зрительное восприятие. Ребенок должен видеть артикуляцию звука (смотреть на лицо и губы взрослого, стараться по подражанию повторить артикуляционный уклад).
Упражнения на автоматизацию звука
• Необходимым условием успешной автоматизации звука служит постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений.
• Автоматизация звука должна проводиться с ребенком в строгой последовательности.
Упражнения на развитие фонематического слуха
• Работа по развитию фонематического слуха начинается с формирования способности выделять данный звук в ряде других звуков.
• Необходимо формировать умение слышать конкретный звук в слоге и слове.
Упражнения на развитие мелкой моторики с предметами
• Сначала все упражнения с предметами выполняются медленно.
• Нужно следить за тем, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти и пальцев с предметом и переключался с одного движения на другое.
• Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем – другой рукой, после этого двумя одновременно.
• Для координации движения руки в соответствии с ритмом нужно использовать стихотворные тексты.
• Занятия должны быть регулярными.
Учитесь радоваться вместе с ребенком. Поощряйте его, хвалите за любой, даже самый маленький шаг к победе над своим недугом. Терпеливо относитесь к неудачам на занятии, помните о том, что не нужно торопиться в таком непростом и многотрудном деле.
Желаем успехов!