Торговля в Петербурге

Первые торговые заведения появились в Петербурге еще при императоре Петре I. Долгое время торговля, включая оптовую и международную, была одной из главных отраслей городского хозяйства – один только порт с таможней давал казне неплохие барыши. Первый торговый корабль прибыл из Голландии в Петербург в 1703 году, а с 1718 года Петербургский порт получил от государя преференции перед архангельским. Во второй половине XVIII века наблюдается существенный рост заходов торговых кораблей в столицу Российской империи. Если до 1750 года наш город в среднем посещали 150–250 иностранных судов, то к концу столетия их число достигало 800–900. Основным поставщиком товаров в то время была, безусловно, Великобритания, за ней с большим отрывом следовали Голландия, Дания, Франция и немецкие княжества.

В Петербурге купцов разделяли на российских и иностранных. Российские, в свою очередь, делились на местных и иногородних, причем последних официально называли гостями. Наше купечество составляло три гильдии, и принадлежность к ним определялась величиной капитала торгового предприятия. В 3-ю гильдию принимали торговцев с капиталом до 5 тысяч рублей и занимающихся мелкой торговлей, трактирным или банным делом, словом, мелким бизнесом, как сказали бы в наши дни. Купцы 2-й гильдии имели капитала до 10 тысяч рублей и занимались любым бизнесом, кроме участия в промышленности и судовых перевозках. 1-я гильдия – самая почетная. Купцы этого уровня с капиталом от 10 до 50 тысяч (и более) занимали высшую ступень в торговой и промышленной иерархии и вели дела по всему свету. 1-я гильдия позволяла купцу (с капиталом более 100 тысяч) занимать высокое положение в сословном русском обществе, избираться в суды, пользоваться преимуществами именитого горожанина (официальный статус), иметь загородные резиденции и усадьбы (как дворяне), быть свободным от телесных наказаний.

Иностранные купцы занимались в России в основном оптовой международной торговлей, хотя со временем иностранцы заняли определенные ниши и в розничной торговле нашего города. Например, немцы открывали булочные, а французы – кондитерские магазины. При оптовой торговле предпочтение отдавалось долгосрочным контрактам. Это объясняется тем, что территория империи была большой и купцы из глубинки, посетив столицу и заключив договор с иностранным комиссионером, работали в течение года и более по уже одной отлаженной схеме.

Купцы


В XVIII–XIX веках Санкт-Петербург оставался одним из немногих русских городов с развитой системой розничной торговли. Конечно, лавки и магазины были повсюду, но только в столице покупатель мог удовлетворить свои потребности полностью. Особенно это касалось торговли дорогими и иностранными товарами – мебелью, тканями, украшениями, модной одеждой. В 1790-х годах в Петербург ввозили свежие овощи и фрукты, английское пиво, французскую водку, шампанское и другие вина, кофе, табак, минеральную воду, сахар, материи разного вида, галантерейные товары, карманные часы, английскую посуду, бумагу, стекло, зеркала и т. д. С другой стороны, город потреблял и огромное количество продуктов и товаров, производимых в России и ввозимых по рекам. Обратно в провинцию отправляли импортные товары.

Расцвет петербургской торговли приходится на конец XIX – начало XX веков, когда город рос, развивалась промышленность и массовое производство дешевых товаров. Кроме магазинов была востребована такая форма, как рынок, коих в Санкт-Петербурге было множество. Главной торговой улицей города была Садовая, и здесь находилось несколько известных рынков – Александровский, Сенной, а также Гостиный двор и Апраксин двор. Всего в столице было 20 рынков. Первым торговым центром в современном понимании стал универсальный магазин Гвардейского экономического общества на Большой Конюшенной улице. Невский проспект славился фешенебельными магазинами. Но обо всем по порядку.

На рынке


В городе было два Александровских рынка – Старый (Мытный) в районе Невского проспекта и Новый, разместившийся на Садовой улице и Вознесенском проспекте. На Старом издавна торговали оптом: зерном, мукой, дегтем, солониной, кожами и железом. Новый отстроили в 1867 году, специализировался он на подержанных вещах, одежде и домашней утвари. Была здесь и «толкучка» – продажа с рук всего, что только можно представить. Известным центром торговли мясом, птицей, рыбой и зеленью был Городской рынок на Сенной площади, его высокие металлические корпуса находились на месте выходов подземного перехода. Расположенный недалеко Апраксин двор (Садовая ул., 28) состоял из магазинов готового платья, верхней одежды, мехов, обуви и тканей. Продавали здесь и мебель, золотые ювелирные украшения, работало несколько иконных лавок. На Васильевском острове работал Андреевский рынок (6-я и 7-я линии), известный тем, что на улице, рядом с ним, утром можно было купить молочные товары из Финляндии – творог, масло, сыр. Андреевский рынок работает и в наши дни. На Мойке у Конюшенного моста на Круглом рынке шла торговля разного рода продуктами, а Новый Гостиный двор на Стрелке Васильевского острова (рядом с Биржей) был известным в городе центром оптовой торговли. Старейшим в Петербурге был Сытный рынок, сохранившийся на Петроградской стороне до нашего времени. Торговля здесь ведется с начала XVIII столетия. Перечисленные рынки были основными центрами розничной торговли (кроме Нового Гостиного двора), но в столице работало и множество оптовых и специализированных рынков, например – чайный, Скотопригонный двор (торговля мясом) на Обводном канале, Хлебная биржа (зерно и мука) на Полтавской улице и т. д.

Рыночная торговля


Большую территорию занимал главный городской рынок – Александровский, бывший в определенном смысле символом розничной торговли столицы империи. Его корпуса располагались на линии Садовая улица – Вознесенский проспект и Малков (Бойцова) переулок – набережная реки Фонтанки. В наши дни ничто не напоминает об этом городке торговых магазинчиков и лавок – территория застроена в основном зданиями 1930-х годов и послевоенными сооружениями, хотя разрушение торговой зоны началось еще в конце XIX века.

Александровский рынок (справа)


Рынок делился на части по видам торговли. На Садовой улице и Вознесенском проспекте в магазинах с витринами торговали одеждой, обувью, товарами для военных, церковными принадлежностями. Там же, на Вознесенском, но в подвалах, находились магазинчики букинистов. Спустившись вниз по узкой каменной лестнице, вы попадали в царство книг, газет и журналов, и зачастую здесь в грудах и стопках на стеллажах плохо освещенных помещений можно было откопать редкие образцы печатной продукции прошлого. На набережной реки Фонтанки продавали кожевенный товар, а Малков переулок торговал яйцом оптом и в розницу.

Петербургские старожилы В.И. Пызин и Д.А. Засосов вспоминали: «Зимой и летом торговцы стояли у входов в свои заведения и не только зазывали покупателей, громко расхваливая свой товар, но буквально тащили их за руки, приговаривая: „Хоть не купите, а посмотрите, какой у нас товар“. У каждого торговца имелись свои прибаутки вроде (обращаясь к скромно одетой девушке): „Красавица, заходите, специально для вас держим плюшевые саки с аграмантами" или, обращаясь к проходящему студенту: „Господин студент, для вас только что получены брюки гвардейского сукна, самолучшая диагональ барона Штиглица, брюки модные, со штрипками!" Для рабочего тоже наготове были свои обращения. Многие зазывалы ловко рифмовали свои обращения. Торговля шла бойко». Аграмантом раньше называли узорчатое плетение (тесьму) из шнуров и использовали ее для отделки платьев, мебели или занавесей. Штрипка была тесьмой на брюках.

Загрузка...