Тем не менее, подобие сотворённого Адама сотворившему его Богу совсем не означает взаимного тождества. Различные концепции могут интерпретировать идею богоподобия по-разному, внося при этом в решение проблемы определённые крупицы истины, однако в основу любой подобной теории в качестве исходного пункта должен быть положен следующий тезис: Человек не равен Богу. Человек не может быть Богом – в силу своей принадлежности к тварному миру, в силу действия законов бытия, регламентирующих и ограничивающих его существование; наконец, в силу того очевидного факта, что человек как творение лежит по ту сторону «онтологической пропасти» от Бога-Творца. Таким образом, подобие в данном случае не есть тождество или равенство, а лишь похожесть, своего рода неполная, приблизительная, поверхностная копия, неточный слепок. Возникает вполне закономерный вопрос: в чём же именно выражена идея подобия человека Богу? Или, говоря проще, что общего у человека и Бога, в чём то сходство, та общая грань, то сакраментальное единство, что позволило Моисею определить человека как «образ и подобие» Божие? Да и существует ли такое единство?
Существует. Выше мы уже определили, что человек, равно как и Бог, обладает способностью творить – способностью, которой лишены другие тварные существа, принадлежащие к животному или растительному миру. Но творчество – не первопричина, а лишь симптом упомянутого единства, следствие одной из важнейших составляющих любой человеческой личности – её духа. Именно духовное, духоносное начало есть тот основополагающий элемент единения с Богом, которое определяет человека как некую «пограничную область» (термин Шри Шримад А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады – автора книги «Бхагавад-Гита как она есть») между Богом-Творцом и миром-творением. И именно это начало даёт нам право говорить о существовании своеобразного подобия между Богом и человеком.
Итак, мы рассмотрели такие важные категории человеческого бытия, как творчество и духовность, а также определили характер подобия человека Богу, имеющему в своём основании духовное единство Творца и Его творения. Однако этим идея подобия не исчерпывается.
Продолжим цепочку наших рассуждений.