Вместо предисловия

Друг мой! Много раз ты исповедовался и причащался Святых Христовых Таин.

Слава Богу! Это хорошо.

Приступая к таинствам исповеди и причащения, человек очищается, обновляется, оживотворяется и выходит из храма как бы из купели крещения. По сути дела это так и есть. Чрез покаяние и причащение к нам возвращается благодать, которую мы получили при крещении, но потом потеряли чрез грехи. Покаяние считается вторым крещением, потому что оно возвращает потерянную благодать. После покаяния и причащения человек ощущает радость, мир и утешение.

Но, наверное, ты испытывал и другое, когда вместо радости и утешения после исповеди и причащения в душе вдруг появляется непонятное чувство томления, теснота, неудовлетворенность, какое-то общее расслабление. Это признак того, что неправильно исповедался и недостойно причастился Святых Христовых Таин.

На исповеди, значит, был вялым и холодным, не было у тебя глубоких переживаний, жажды очищения, сердечного сокрушения о своих грехах, горячего стремления соединиться с Господом; когда священник перечислял грехи, говорил «грешен» машинально… вот и результат…

Правда, томление духа бывает и по другой причине, когда Господь испытывает, но чаще бывает, когда мы неправильно каемся. Некоторые к покаянию примешивают самооправдание и даже осуждение, оставляют в стороне личное покаяние своих грехов и переходят к духовной беседе или, еще хуже, затрагивают житейские вопросы. Это рассеивает их и ослабляет покаянное чувство.

Некоторые обвиняют священника и говорят:

– Батюшка не сумел привести в чувство. У другого все плачут, а этот…

Такое понятие неправильное. Не батюшка виноват в том, что у исповедника нет сокрушения сердечного, нет слез покаянных. Причину этого надо искать в самих себе. Значит, в душе его не все благополучно.

Похвально, конечно, когда духовник проводит исповедь с большим духовным подъемом, но если батюшка в преклонном возрасте и немощный, то можно ли требовать от него особого подъема? Да и так ли это необходимо?

Раньше общих исповедей не было. Священнику не приходилось напоминать исповедующимся, в чем они могли согрешить, потому что каждый из них хорошо знал свои грехи! Христиане строго следили за своими поступками, делами, словами и даже помышлениями, поэтому быстро и уверенно перечисляли все, что было у них на совести. Им не приходилось особо напрягать память. Совесть как бы подсказывала им все грехи.

Теперь же на исповеди подходят к священнику и не знают, что говорить. В чем же дело? Что за причина? – Да вся причина в том, что совесть людей огрубела и притупилась, и человек уже не чувствует ее угрызений, стал бесчувственным или, как говорят, стал бессовестным. Грешит и не замечает, что грешит, а иногда умаляет грех, т. е. говорит:

– Это малый грех, за него Бог не взыщет, – и не кается.

Диавол радуется такой беспечности людей, радуется, что живут нетрезвенно, не следят за собой, и убаюкивает их мнимой праведностью. Он внушает им помысл: «А что особенного я сделал? Не убил, не украл. Живу как все».

Выходит, что и нужды нет в покаянии. Вот как хитро подходит злой дух!.. Так вот, друг мой, чтобы посрамить злую силу, чтобы не подпасть под ее влияние и не погибнуть навеки, тебе нужно тоже научиться правильно каяться и не ожидать, когда другие заставят сокрушаться о грехах своих.

Ведь если сокрушение о грехах приходит только на исповеди, да к тому же еще только когда батюшка красноречивый и имеет особую силу благодатной молитвы, которая зажигает сердца, то… надежно ли и прочно ли такое сокрушение? Какие плоды может принести такое покаяние?

Слушаем – плачем, каемся… вышли из храма и забыли, что мы сокрушались о грехах, каялись и давали обещание Богу, как бы присягу давали перед крестом и Евангелием, что не возвратимся к прежним грехам и что с Божией помощью будем исправляться… Про все забыли… Опять начинаем празднословить, осуждать, клеветать, раздражаться, гневаться, ссориться…

Вот это самое страшное. Это значит, что у нас нет настоящего, истинного покаяния, одна только форма покаяния, а духа покаяния нет. А Господу не форма нужна, а сущность! Сущность же покаяния заключается не в том только, чтобы машинально перечислить название грехов священнику, а, главное, в том, чтобы сердце, откуда исходят помышления, не принимало злые и нечистые помыслы, которые переходят в злые слова и злые дела, а принимало бы только чистые и святые помыслы и ощущения, а всему злому говорило бы: не соизволяю. Сущность покаяния заключается в исправлении греховной жизни, в самоусовершенствовании.

Такое покаяние бывает плодотворным, оно всегда приносит добрые плоды. А если человек словами говорит просто, а сам как делал зло, так и продолжает, то это нельзя назвать покаянием. Это лицемерие пред Богом. Избави, Господи!

Загрузка...