Предисловие

Ом Шри Ганешая намаха!

Ведическая звездная астрология все больше и больше привлекает внимание астрологов и людей, интересующихся этой наукой, на Западе и в нашей стране. Возможно, это происходит потому, что все астрологические традиции вышли из Вед и, обращаясь к индийской астрологии, мы заново открываем свои истоки. Кроме того, в Индии астрологическая традиция не прерывалась на протяжении более пяти тысяч лет, тогда как развитие западной астрологии началось намного позже и примерно в XVII веке почти прекратилось.

Западным астрологам свойственен чересчур практический подход к астрологии, в основе которого стоит личность, живущая один раз и потому имеющая свободу воли и выбора. Ведическая астрология, развивавшаяся в русле духовных традиций Индии и основанная на законе перевоплощения, рассматривает человека как духовное существо, формируемое универсальной системой воздействий и реакций, причин и следствий и их окончательного равновесия. Согласно Ведам, свобода воли обычного человека невелика и обусловлена его кармой. Древние индусы полагали, что человеческая жизнь неразрывно связана с многообразием движений в космосе, и рождение человека в определенный час происходит не случайно, а в соответствии с морально-нравственными законами, по которым создана вся Вселенная.

Опираясь на Веды, изучая Высшие законы и стремясь познать Абсолют, индусы достигли совершенства во многих отраслях знания, в том числе и в астрономии, намного опередив европейцев с их часто материалистичным подходом в науке. Например, известно, что за несколько веков до Коперника инддийский астроном Арьябхата, опираясь на древние знания, писал, что восход и заход звезд и планет происходит вследствие движения Земли вокруг Солнца.

Индусы, будучи наследниками могущественной арийской цивилизации и обладая их совершенным знанием, Ведами, всегда были учителями для европейцев, как в духовных, так и в материальных отраслях знания. В книге «Древние календари и созвездия» И. М. Планкет пишет, что «греческие писатели начала христианской эры высоко оценивали индийскую астрономию». В книге «Жизнь Аполлона Тианского», посвященной греческому астроному и философу и написанной Филостратом около 200 года н. э., говорится, что мудрость и знания Аполлона превосходили знания его современников, так как он изучал астрологию и астрономию с индийским мудрецом Гуадападой. Вместе с тем, успехи индийской астрономии были лишь средством для достижения конечного результата, то есть для развития астрологии, или джйотиш-шастры, великой науки о звездах.

Интерес к индийской астрологии не ослабевает, быть может, потому, что джйотиш базируется на трактатах, написанных не простыми смертными людьми, а великими риши, мудрецами Вселенной: Бхригу Муни, Нарадой Муни, Гарга Муни, Вьясой, Парашарой Муни, Васиштхой и другими, которые приходили в этот мир, чтобы дать людям Высшее знание. Поэтому фундаментальные идеи в области астрологии, астрономии, йоги и медицины изложены в зашифрованном виде. Как древние гимны Ригведы, так и труды по астрологии написаны в такой форме, что правильно понять их могут только посвященные. При поверхностном изучении или при взгляде на традицию со стороны истинное значение этого сокровенного знания остается скрытым.

Кроме того, огромный магнетизм ведической астрологии заложен не только в ее эзотерике, но и в мистицизме. Более всего европейцев поражают гороскопы, выполненные в системе нади, иначе называемой «астрологией пальмовых листьев». Астрология нади распростанена в Южной Индии, а коллекции гороскопов носят название «Нади-грантха». Считается, что их составил махариши Агастья Муни. Нужный гороскоп из этой коллекции брахманы-хранители, или агастья-шастри, находят по отпечатку большого пальца правой руки и с помощью особого опросника. Чтобы подтвердить правильность найденного гороскопа, они начинают его чтение с перечисления имен родителей и близких человека, который обращается к ним, и если имена названы правильно, зачитывают гороскоп и предсказания, сделанные Агастьей Муни более пяти тысяч лет назад.

В Северной Индии подобные коллекции называются «Бхригу-самхита» по имени составителя – мудреца Бхригу. Чтобы найти гороскоп в этой коллекции, ее знатоки, или бхригу-шастри, изучают линии на руке человека, обратившегося к ним за предсказаниями, и используют особую секретную формулу расчета номера гороскопа в коллекции.

Тем не менее астрология – это наука вероятностная. Наша судьба определена кармой, или результатами наших прошлых поступков, однако в любой момент Высшей милостью все может измениться. Астролог может лишь предположить, каким образом будут развиваться события в будущем, но кто, кроме Абсолютной Истины, может с уверенностью сказать, что же произойдет в действительности? Поэтому высшее предназначение джйотиш, как одной из ведических наук – обретение высших духовных знаний и духовное совершенствование человека, развитие йоги – связи души и Бога.

К астрологам в Индии предъявляются особые требования. Астролог – это брахманическая профессия, согласно традиции, это – учителя общества. Считается, что астрологом может считаться тот, кто обладает четырьмя важными качествами. Первое качество – это ведагья, знание Вед, священных писаний и законов материального мира. Второе – ганитапату, знание математики и астрономии. Следующее необходимое качество – вриттаван, совершенные действия и хорошее образование. Астролог должен стремиться к чистой жизни, ненасилию, быть нравственным и высокоморальным человеком. И последнее, но не по важности, качество – сатьявача, «говорить только правду». Но что подразумевается под правдой?

Отношения астролога и клиента чрезвычайно деликатны, и порой невежество астролога может негативно повлиять на судьбу человека. Поэтому астролог должен соблюдать аскетизм речи, состоящий, как пишет «Бхагавад-Гита», в «…произнесении слов, которые правдивы, приятны, благотворны и не беспокоят других, а также в чтении ведических гимнов».

Величайший астролог-ученый I в. до н. э. Варахамихира писал, что «хороший астролог должен победить ненависть, зависть и эгоизм, довольствоваться тем, что имеет, знать Веды, уметь давать ясные и конкретные прогнозы. Он должен быть скромным в желаниях и осознавать пределы своих возможностей, в то же время должен быть уверенным в своих астрологических и оккультных знаниях».

Хотелось бы пожелать всем читателям открыть для себя удивительную, непостижимую мудрость Вед, частью которых является джйотиш-шастра, наука о звездах. Пусть эта книга поможет всем, желающим познать себя как часть Вселенной, как духовное существо, неразрывно связанное с Божественным.

Индубала Деви даси,

январь 1999 года

Загрузка...