ПОНЯТИЕ «ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА» возвращается в нашу жизнь после многих лет забвения. Сегодня приходится снова объяснять, что такое «агитация» и «пропаганда» и как они работают в новой, демократической политсистеме. Главной сложностью здесь являются советские ассоциации и советский опыт – невероятно живучий, несмотря на то, что со времени конца Советского Союза прошло уже пятнадцать лет.
Советский агитпроп воспринимался тогда – и вспоминается до сих пор – как нудное, бессмысленное повторение формул, не имеющих никакого отношения к реальности, своего рода заклинаний, в смысл которых под конец существования СССР уже практически никто в стране не верил.
Сегодня именно это бессилие актуального на тот момент политического языка, его отрыв от жизненных реалий и неспособность адекватно их описывать воспринимается как одна из главных причин большой катастрофы 1991 года. Утратив и омертвив вначале идеологию, а затем и связанный с ней понятийный аппарат, мы тем самым утратили и омертвили собственное пространство текущей политики, превратив его в пространство революции. После чего демонтаж политической системы являлся только вопросом времени.
Собственный политический язык – это возможность существования собственной политической системы. Его базовый словарь понятий – это одна из основ национального суверенитета, реализуемого сегодня как суверенная демократия.
Здесь – одна из главных точек непонимания. Как возможна агитация и пропаганда в демократической политсистеме? Как сочетается свобода мысли и слова с существованием партийных идеологий? Так вот, оказывается, что демократическое общество – это общество гораздо более интенсивной борьбы идеологий, доктрин и политических учений, чем тоталитарное. В тоталитарной системе все заранее предзадано: есть единственно верное учение, которое никем не оспаривается и потому всерьез не обсуждается, и вся идеологическая работа связана исключительно с толкованием священных текстов этого учения и донесением их сути до широких масс. В демократии же разные идеологии находятся в постоянной конкуренции за влияние на умы, они все время вступают в столкновение между собой, и от исхода этой борьбы зависит, в частности, политический результат основных партий на выборах – а значит, и текущая политика государства.
Именно поэтому партийная, идеологическая, агитационная работа в демократическом обществе неизбежно должна вестись на гораздо более ответственном и профессиональном уровне. Люди, занимающиеся политической работой, не могут позволить себе говорить пустыми, ничего не значащими формулами – поскольку вынуждены в любой момент быть готовыми ответить за свои слова. Соответственно и сами идеологии не могут быть оторванными от повседневной действительности кабинетными построениями – тот политик, который допускает невнимание к реалиям, неизбежно проигрывает в электоральной гонке.
Алексей Чадаев,
член Общественной палаты