ГЛАВА 1. Какие чувства бывают: условное разделение на «хорошие» и «плохие»

Каждый день мы испытываем гамму чувств. От одних мурашки бегут по коже (в хорошем смысле этого слова). Другие нас разрывают, отягощают, разрушают и могут подорвать здоровье.

Условно мы делим чувства на позитивные и негативные.

Примеры позитивных чувств: любовь, счастье, восторг, благодарность, уважение, нежность, надежда, вдохновение, умиротворение, удовлетворение, доверие, оптимизм, уверенность, спокойствие, признательность, эмпатия, сострадание, изумление, умиление, эйфория, симпатия, энтузиазм, радость, легкость.

Примеры негативных чувств: гнев, боль, разочарование, отчаяние, опустошение, безысходность, уныние, отвращение, усталость, безнадежность, стыд, сожаление, вина, зависть, злость, скука, бессилие, печаль, тоска, страх, неудовлетворенность, обида, ревность, ненависть, безразличие.

Отрицательные чувства, которые люди не хотят испытывать (потому что их сложнее переживать), доставляют в основном боль и беспокойство, нежели удовольствие и наполнение. Но нужно понимать, что положительные и отрицательные чувства – это две стороны одной медали.

Нельзя испытывать всегда только позитив. Это утопичная идея токсичного саморазвития, когда тебе говорят, что можно жить всегда только в кайф. Психически здоровый человек не может испытывать только положительные чувства. Так не бывает.

Для понимания этого можно использовать образ качелей. Чтобы подняться высоко-высоко, вперед и вверх, нужно улететь далеко назад. Чем ярче эмоции, когда ты взмываешь вверх, тем страшнее и волнительнее, когда возвращаешься назад.

Если мы подавляем в себе отрицательные чувства, то нет возможности испытывать и положительные в полном объеме.

Когда испытываешь сложные чувства, это порой пугает. Особенно тех, кто не умеет этого делать, или тех, у кого стоят внутренние запреты на выражение гнева, боли, обиды.

В нашей культуре условно делят чувства на хорошие и плохие. В моей семье в детстве, например, было принято не проявлять негативные чувства (гнев, злость, уныние, тоску, печаль). Мне рекомендовалось о них забыть и как можно скорее перейти в приподнятое состояние духа.

Почему так происходило? Находясь в терапии, я поняла, что выдерживать свои негативные чувства и чувства человека, который живет с тобой рядом, например, маленького ребенка, достаточно тяжело, энергозатратно, если ты подавляешь свои.

Когда я злилась и пыталась это выразить, мама действовала по двум сценариям. Первый: она запрещала мне испытывать гнев, говорила, что злиться нельзя, злиться плохо, нормальные девочки не злятся. И вообще, злость – это чувство, которое испытывают глупые и необразованные люди. У нас в семье был культ высшего образования. На людей, учившихся в техникуме или только в школе, смотрели свысока, как на неполноценных. Вот им можно было злиться, вести себя неадекватно, закатывать истерику, рыдать и терять лицо. С них спроса нет. А вот образованным людям, элите – нельзя.

Второй сценарий: мама переставала со мной разговаривать, пока я не начинала вести себя «нормально». Нормально – значит подавлять чувства, снова улыбаться, говорить в доброжелательной манере. Она игнорировала меня до тех пор, пока я не начинала вести себя таким образом.

Надо ли объяснять, какой смертельный ужас испытывает маленький ребенок, когда единственный родитель изгоняет его из своей жизни и относится как к пустому месту? Для меня это было похоже на смерть. Естественно, я делала вид, что больше не злюсь и веду себя нормально. При этом я ненавидела себя за это лицемерие и злилась еще больше. И прилагала еще больше усилий, чтобы держать лицо.

Так я попадала в замкнутый круг. Эмоциональный всплеск запускал определенный ряд химических реакций в теле, увеличивался уровень кортизола – гормона стресса. Чтобы вернуть уровень гормона в нормальное состояние, его нужно было вывести из организма.

Загрузка...