Благодари Бога, что Он дал тебе вкусить, хоть вмале, «яко благ Господь». Да, внутреннее свое состояние обнаруживать не надо даже и духовнику, если он не проходит такую же внутреннюю жизнь. Преподобный Антоний Великий пишет: «Если ты будешь говорить недуховному о духовном, то ему покажется смешным». Я тебе писал в предыдущем письме о смирении и еще повторяю: смиряйся, чадо, враг очень хитер и мы очень немощны. Преподобный Макарий Великий пишет: «Знал я таких людей, которые были в таком духовном совершенстве, что видели на небе славу святых, и в таком состоянии находились шесть лет, и страшно сказать – погибли». Еще приводит некоторых мучеников, которые пали после тяжких мучений. А о прощении грехов Святый Дух говорит через пророка Иезекииля: «Аще грешник покается и жить будет исправно, тогда Господь не помянет грехов его; также и праведник, если развратится, Господь не помянет его праведности».
Умудряйся, чадо, будь мудра, как змея, а кротка, как голубь.
Большую пользу я получаю жить в общем помещении и спать вповалку на нарах. Бог один, а пути к Нему разные – это мы видим на примере св. отцов: одни проходили внутреннее умное делание, преуспевали в духовной жизни, а другие много читали псалмов, канонов, тропарей, тоже преуспевали в духовной жизни. Еще замечу, пишут св. отцы, что природные недостатки остаются и у святых – для их смирения.
Быть на Фаворе со Спасителем очень весело, но когда придется быть и на Голгофе, то терпи – имеяй уши слышать, да слушай, будь внимательна.
Умудри тебя Господь!