Адресат моих писем – образ собирательный, за ним реальные лица, перипетии многолетних переписок. Тему «Бердяев и Штейнер» мне захотелось облечь в форму письма к (немецкому) профессору – философу, одновременно антропософу, – проблема эта безнадежно диалогична. Для меня она приобрела особую остроту после прочтения интереснейшей книги Карена Свасьяна «Растождествления». Пускай читатель не преувеличит моей смелости и не решит, что обращаюсь – то я в своем первом «философическом письме» как раз к Свасьяну. Повторю: я вижу перед собой внутреннего, вымышленного собеседника. Но я позволяю себе не только цитировать «Растождествления», но и заимствовать у Свасьяна его антибердяевские пассажи и обобщать его отношение к русскому экзистенциалисту до типично антропософского. Надеюсь на снисходительность Карена Араевича не только к «автору» письма, но и… к «даме». – Следуя своей внутренней логике – не только диалогической, но и историко – философской, – моя переписка с «коллегой» продолжилась и вылилась в серию из восьми (в соответствии с «философической» чаадаевской) «писем о русском экзистенциализме».
Бердяев Н. А. Философия свободы // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Издательство «Правда», 1989. С. 71.
Штейнер Р. Об утерянном храме, который должен быть восстановлен // Штейнер Р. Золотая легенда и легенда о Храме. М.: «Новалис», 2006. С. 181.
Свасьян К. Книга – мистерия // Свасьян К. Растождествления. М.: «Ev identis», 2006. С. 467.
Штайнер Р. Философия свободы. Основные черты современного мироровоззрения. (Результаты душевных наблюдений по естественнонаучному методу). Сайт www.koob.ru. С. 40.
Штайнер Р. Философия свободы. Основные черты современного мироровоззрения. (Результаты душевных наблюдений по естественнонаучному методу). Сайт www.koob.ru. С. 114.
См.: Штайнер Р. Поиск новой Изиды, Божественной Софии (1920) // Штайнер Р. Границы естественного познания. Поиск новой Изиды, Божественной Софии. Пер. с нем. языка Памфиловой Л. Б. М.: «Титурель», 2003. С. 183 и далее; Тургенева А. Воспоминания о Рудольфе Штейнере и строительстве первого Гётеанума. Пер. с нем. языка Бонецкой Н. К. М.: «Новалис», 2002. С. 119.
Штейнер Р. Философия свободы. С. 114.
Свасьян К. Книга – мистерия. Указ. изд. С. 412.
Свасьян К. Книга – мистерия. Указ. изд. С. 468.
См.: Свасьян К. Недержание лжи // Там же. С. 323 – 331. Выражения Свасьяна вряд ли подлежат цитированию за их нецензурностью.
Письмо Штейнера от ноября 1894 г. к Розе Майредер цитирую по статье «Книга – мистерия» К. Свасьяна. См.: Там же. С. 415.
См.: Штейнер Р. Истина и наука (пер. с нем. языка Б. Григорова). М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992. С. 42 – 43.
Свасьян К. Книга – мистерия. Указ. изд. С. 414.
Его же. Экспонированная антропософия // Там же. С. 312.
Бердяев Н. А. О новом религиозном сознании // Бердяев Н. А. О русских классиках. М.: «Высшая школа», 1993. С. 227.
«Книгу – мистерию» Свасьян называет «философским фундаментом штирнеровского мировоззрения». См.: Свасьян К. Конец истории философии // Свасьян К. Растождествления. С. 166.
См.: Свасьян К. Сорок тысяч антропософий? Там же. С. 334.
Цит. по: Френч М. Лик Премудрости. Дилемма философии и перспектива софиологии. Пер. с нем. языка Бонецкой Н. К. СПб.: «Росток», 2015. С. 406.
Ср.: Свасьян К. Загадки истории философии // Свасьян К. Растождествления. М.: «Evidentis», 2006. С. 479.
Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Сайт www.royallib.ru. С. 272.
Штайнер Р. Философия свободы. Сайт www.koob.ru. С. 115.
Гайденко П. П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М.: «Наука», 1990. С. 26.
Гайденко П. П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М.: «Наука», 1990. С. 118.
«Наукоучение ‹…› не признаёт трансцендентного личного Бога христианской религии». – Там же. С. 105.
«Наукоучение ‹…› не признаёт трансцендентного личного Бога христианской религии». – Там же. С. 104.
Гайденко П. П. Парадоксы свободы в учении Фихте. С. 105.
Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика… С. 15, 37, 220, 221 соотв.
Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика… С. 88, 100 соотв.
См.: Гайденко П. П. Парадоксы… С. 105–106.
См.: Гайденко П. П. Парадоксы… С. 5.
Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика… С. 4.
Бердяев Н. А. Смысл творчества // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Издательство «Правда», 1989. С. 518.
Бердяев Н. А. Смысл творчества // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Издательство «Правда», 1989. С. 518, 517, 226 соотв.
Цит. по: Гайденко П. П. Парадоксы… С. 56.
«Назначение человека» – название труда Фихте (1800 г.); «О назначении человека» – книга Бердяева 1931 г., особенно им ценимая.
Гайденко П. П. Парадоксы… С. 62.
Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. М.: «Республика», 1997.С. 458, 457 соотв.
Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика… С. 264.
Бердяев Н. А. Самопознание. М.: «ДЭМ», 1990. С. 165.
Бердяев Н. А. Самопознание. С. 165.
Бердяев Н. А. Самопознание. С. 196 – 197.
См.: Гайденко П. П. Парадоксы… С. 49.
Бердяев Н. А. Самопознание. С. 197.
Бердяев Н. А. Смысл творчества. Указ. изд. С. 313.
См.: Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика… С. 91.
Это русский Шиллер – в переводческой версии В. Жуковского.
Бердяев Н. А. Смысл творчества. С. 314.
Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика… С. 75.
Бердяев Н. А. Самопознание. С. 284.
См.: Тургенева А. Воспоминания о Рудольфе Штейнере и строительстве первого Гётеанума. Пер. с нем. языка Н. Бонецкой. М.: «Новалис», 2002. С. 50.
Бердяев Н. А. Философия свободного духа // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: «Республика», 1994. С. 178.
Штайнер Р. Очерк тайноведения. Ереван: «Ной», 1992. С. 187 и далее.
См. об этом подробно в главе «Боги Греции в России» моей монографии «Дух Серебряного века», М.: Центр гуманитарных инициатив, 2015.
Волошина М. Зелёная Змея. Перевод с нем. языка М. Н. Жемчужниковой. М.: «Энигма», 1993. С. 221 – 222.
Волошина М. Зелёная Змея. С. 244.
Тургенева А. Воспоминания… С. 69.
Тургенева А. Воспоминания… С. 116.
Волошина М. Зелёная Змея. С. 240 – 242.
См.: Штейнер Р. Манихейство (1904 г.) // Штейнер Р. Золотая легенда и легенда о Храме. М.: «Новалис», 2006. С. 61 – 74.
Тургенева А. Воспоминания… С. 119.
Волошина М. Зелёная Змея. С. 238.
См.: Волошина М. Зелёная Змея. С. 240.
См.: Волошина М. Зелёная Змея. С. 222.
Бердяев Н. А. Самопознание. С. 178.
Бердяев Н. А. Смысл творчества //Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Издательство «Правда», 1989. С. 515.
Бердяев Н. А. Человек и машина // «Путь», № 38. Париж, май 1933. С. 15, 24 соотв.
Свасьян К. Россия: мысли вслух // Свасьян К. Растождествления. М.: «Evidentis», 2006. C. 67.
Бердяев Н. А. Самопознание. М.: «ДЭМ», 1990. С. 215.
Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Перевод с нем. языка Ю. М. Антоновского // Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: Издательство «Мысль», 1990. С. 206, 207.
Бердяев Н. А. Дух и реальность // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: «Республика», 1994. С. 461.
Бердяев Н. А. Дух и реальность // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: «Республика», 1994. С. 456.
Бердяев Н. А. Смысл творчества. С. 534.
Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж: YMCA PRESS, 1937. C. 462.
Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. М.: «Республика», 1997. С. 467.
Бердяев Н. А. Дух и реальность. Указ. изд. С. 457.
Бердяев Н. А. Дух и реальность. Указ. изд. С. 461.
Бердяев Н. А. Дух и реальность. Указ. изд. С. 461, 457 соотв.
«Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что дóлжно превзойти». – Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Указ изд. С. 8.
См. главу «Homo faber и homo liturg us» моей книги «Между Логосом и Софией».
Бердяев Н. А. Человек и машина. Указ. изд. С. 15.