Цит. по: Гиппиус А. Святой Тихон Задонский и всея России чудотворец. Париж: YMCA-PRESS. Б. г. С. 31.
Прот. Г. Флоровский. Пути русского богословия. Париж: YMCA-PRESS, 1983. С. 83.
Задонский чудотворец в воспоминаниях келейников. М., 2001. С. 25–26 (далее – Задонский чудотворец).
Мирское имя святого архипастыря – Тимофей.
Задонский чудотворец. С. 17.
См.: Изгнанный правды ради. Жизнь святителя Арсения (Мацеевича). М., 2001 (Репринт, воспр. изд.: Свящ. М. Попов. Арсений (Мацеевич). митрополит Ростовский и Ярославский. СПб., 1905). С. 158. Схиархим. Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995. С. 37.
Наиболее полная библиография о жизни и деятельности святителя Тихона собрана в кн.: Святитель Тихон Задонский: Избранные труды. Письма, Материалы. М.: ПСТГУ, 2004. С. 639–702.
Прот. Г.Флоровский. Указ. соч. С. 115.
См.: Задонский чудотворец. С. 136.
Задонский чудотворец. С. 35–36.
Прот. Г.Флоровский. Указ. соч. С. 126.
Беседа преподобного Серафима с НА.Мотовиловым о цели христианской жизни. Гл. 3.
Цит. по: Схиархим. Иоанн (Маслов). Указ. соч. С. 75.
Митр. Евгений (Болховитинов). Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого // Митр. Евгений (Болховититнов). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. М., 1995. С. 365.
Свящ. Т. Попов. Святитель Тихон Задонский и его нравоучение. М., 1916. С. 252; См. также: Свящ. Павел Хондзинский. Истинное христианство в житии и трудах святителя Тихона, епископа Задонского // Святитель Тихон Задонский. Избранные труды. Письма. Материалы.
С. 41–42.
Большинство исследователей указывают лишь на период написания посланий – «на покое»; первый жизнеописатель святителя митрополит Евгений (Болховитинов) упоминает только о дате первой публикации основного корпуса их —1784; И. К. Смолич в своем труде «Русское монашество: возникновение, развитие и сущность (988-1917)» датирует оба сборника 1772–1775 годами (М., 1999. С. 358); Как справедливо замечает о Письмах Келейных священник Павел Хондзинский в своем предисловии к изданию избранных творений святителя, «единственное указание, позволяющее определить время работы над ними, – упоминание в 25-м письме самозванца, очевидно, Пугачева. Стало быть, 1774 год можно считать нижней точкой работы над ними» (Указ. соч. С. 41). Что касается Писем Посланных, то самое раннее из датированных по изданию 1889 г., положенному в основу данной публикации, относится к 1769 году, а самое позднее – к 1780 году.
Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Изд. 5. М.: Синодальная типография, 1889. Т. 5. Примечания. С. V.
Этой теме посвящены, в частности, статья священника А. Салтыкова «Из истории русской богословской мысли XVIII века (святитель Тихон Задонский и Иоанн Арндт: «Об истинном христианстве»)» в сб. «1000-летие Крещения Руси: Международная церковно-научная конференция». М., 1989, а также статья священника И. Хондзинского «Два труда об истинном христианстве: святитель Тихон Задонский и Арндт» (ЖМП. 2002. № 2. С. 62–73).
Митр. Евгений (Болховитинов). Указ. соч. С. 366.
Прот. Г. Флоровский. Указ. соч. С. 123.
Задонский чудотворец. С. 109
Задонский чудотворец. С. 27.
Там же. С. 110.
Там же. С. 100–101.
См.: Схиархим. Иоанн (Маслов). Указ. соч. С. 66.
Задонский чудотворец. С. 53.
Задонский чудотворец. С. 99–100.
Прот. Г. Флоровский. Указ. соч. С. 124.
Задонский чудотворец. С. 31.
См.: Там же. С. 28, 79.
Там же. С. 27.
Задонский чудотворец. С. 71, 103–104.
Там же. С. 63–64.
См.: Задонский чудотворец. С. 72–73.
Прот. В. Зеньковский. История русской философии. Л., 1991. Т. 1. Ч. 1. С. 62.
Там же. С. 63.
Задонский чудотворец. С. 41, 42.
Там же. С. 59.
Там же. С. 63.
Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского: в 5 т. Изд. 5. М.: Синодальная типография, 1889. Т. 5. С. 1–138, 241–345.
Ср.: 1 Тим. 3,16.
О, благости и человеколюбия несказанного явившегося Господа! – О, сколь велика благость и несказанно человеколюбие явившегося Господа! (Здесь и далее толкование архаичных слов и выражений, а также исторические комментарии принадлежат редактору данного издания. – Изд.)
Пророцы – пророки.
Ср.: Мф. 13, 17; Лк. 10, 24.
Ии. 20, 29.
И мы от грешников есмы – и мы тоже грешники.
Обращалися – здесь: общались, пребывали.
Яли – ели.
Прокаженныя очищающего, слепыя просвещающего, мертвыя воскре тающего – прокаженных очищающего, слепых просвещающего, мертвых вое крешающего.
1 Ин. 1,1–3.
2 Пет. 1, 16–18; ср.: Мф. 17, 3; Мк. 9, 7.
Тоя – той.
1 Тим. 1,15
Рассуждай сие, брате – рассуждай об этом, брат (обращение).
Ср.: 1 Пет. 1, 8, 9.
Взыскати – здесь: найти, оказать милостивое внимание.
Мф. 18, 11; Лк. 19,10.
Пс. 143, 3.
Ср.: Пс. 32, 9; 148,3.
Аки – здесь: как.
Имея сотворить – намереваясь, собираясь сотворить.
Ср.: Быт. 1, 26.
Которыя ради вины – по этой причине; поэтому.
Евр. 2, 12.
Мф. 6, 9; Лк. и, 2.
Ин. 20,17.
Рим. 2, 23.
Когда – здесь: если.
По Бозе – здесь: о Боге.
По словеси – по слову.
2 Кор. 7, 10.
Обветшавший – здесь: изнуренные, постаревшие.
Страсти – здесь: страдания.
Прочая – здесь: прочее.
Странным – здесь: странническим.
Его благодатию и человеколюбием вси получают вечный живот, которые ни получают. – Все, кто получают вечную жизнь, получают ее Его благодатью и человеколюбием.
Рим. 3, 23.
Гал. 3, 10; ср.: Втор. 27, 26; см.; Пс. 13 и 52.
1 Пет. 1. 18–19.
Гал. 3, 13.
Последование Великой Пятницы. Утреня. Седален, глас 4.
Кроме – здесь: без, вне.
Мф. 25, 41.
Возлюбленне – возлюбленный (обращение).
Рим. 3, 23.
1Тим. 1,13.
2 Кор. 3, 13.
См.: Мк. 16, 13.
Пс. 18, 3.
Никому не хощет погибнуть – никому не желает погибели.
1 Тим. 2, 4.
Мк. 16,15,16.
Ин. 1,11.
Языки – здесь: язычники.
Тит. 1, 16.
От нас – здесь: нами.
См.: Мф. 2, 11.
Приидем – придем.
Приимем – примем.
Лк. 6, 46.
2 Кор. 5, 14.
Гал. 2, 20.
Ин. 20, 28.
Ирмос. Глас 2, песнь 4.
Ирмос. Глас 8, песнь 4.
Обще – здесь: вместе.
За крайнее бедствие поставляет – считает величайшим бедствием.
Евр. 13, 5.
Особенно – здесь: отдельно, лично.
1 Кор. 1, 30.
Пользует – здесь: дает помощь.
Оказывают – здесь: имеют.
Ср.: 1 Пет. 1, 18–19.
1 Ин. 4,19.
По нас – здесь: за нас.
Ср.: Пс. 115, 3.
Ин. 15, 5.
Тую – ту, ее.
От нас – здесь: из нас.
Иак. 2, 18.
От дел – делами.
1 Ин. 3, 9.
Показался – здесь: явился.
Быт. 22; Иак. 2, 21.
Приемшая сходники – принявшая соглядатаев, тайных наблюдателей.
Иис. Нав. 2; Иак. 2, 25.
Исх. 20, 2.
Ср.: Флп. 2, 10.
В руце — в руке.
Не пощадил – здесь: не пожалел.
Ср.: Флп. 2, 12.
Ср.: Евр. 13, 14.
Ср.: Евр. 11, 10.
Иак. 2, 26.
Противно – здесь: вопреки, несмотря на.
Поставляют – здесь: представляют, считают.
Деньга – полкопейки.
Иак. 2, 15, 16.
Живут миру и прихотям своим – живут для мира и по прихотям своим.
От Спасителя – здесь: Спасителем.
Мк. 1,15.
Жалении – здесь: сокрушении.
Судит – здесь: считает.
Ради – здесь: из-за.
1 Пет. 5, 8.
Своея – Своей.
Наблюдает – здесь: ждет.
Рим. 8, 32.
Аще не – здесь: если не, как не.
Ин. 3, 16.
Нежели дыхать – чем дышать.
Рим. 2, 23.
Яко – здесь: ибо, потому что.
2 Кор. 7, 10.