Представьте себе, что вы попали в Древнюю Русь, где не было водопровода и люди набирали воду из колодца. У каждого колодца был свой предел. Допустим, вычерпали сегодня 20 вёдер, нужно подождать до завтра, когда вода наберётся снова. Пришли завтра – и снова можно набирать.
А теперь представьте, что вам стало мало, и вы набрали 30 вёдер. На следующий день и того больше: 40, 50… Вода в колодце уже закончилась – вы по дну черпаете. Приходите завтра, а там и привычных 20 вёдер нет. Не успели подводные источники «вернуть» воду.
Такая же история порой происходит и с писателями или блогерами. Мы можем не спать всю ночь, когда нас посетит вдохновение, и черпать, черпать вёдрами идеи из головы. Бывает, на несколько дней уходим в такой творческий запой. И вдруг – всё! Закончилось. Только скрежет металла по дну: вычерпали всё без остатка. И ждём неделями, а то и месяцами, когда же вновь вернётся вдохновение. Как в Древней Руси сидели у колодца и воду ждали.
Если вас устраивает такая ситуация, то можно закрыть книгу и не читать дальше. Я сейчас вполне серьёзно. Я встречала коллег-писателей, которые прямо заявляли: «Да, я могу не спать неделю и писать, когда приходит вдохновение. Писать каждый день – это не моё. Ну ничего, подожду следующей волны!» И я могу понять эту точку зрения, потому что раньше сама её придерживалась.
Но потом стала прислушиваться к своей норме, задала себе вопрос: «Сколько же у меня этих условных вёдер?» И поняла, почему мне порой так тошно возвращаться к одной и той же книге. Я просто увлекалась и перебирала. Мне хватило нескольких недель, чтобы определить свою норму. К сожалению, я пришла к этому открытию уже уставшая. Стала уменьшать постепенно и быстро нащупала точку «О! Вот мои 20 вёдер!»
После этого мне стало легче писать каждый день.
Для определения своей нормы используйте «Технику помодоро». Но после каждого звонка будильника прислушивайтесь к себе и задавайте вопрос: «А мне сейчас много? Мало? Или достаточно?»
Сделать это за один день точно не получится, часто писатели месяцами не могут определить свою норму. Как ускорить этот процесс? Во-первых, работайте регулярно. Участники марафона-тренинга «Пиши каждый день» в течение месяца справлялись с этой задачей именно потому, что ежедневно опирались на свои ощущения.
Во-вторых, учтите, что у одного человека могут быть разные нормы для разных текстов. Даже в пределах одной книги есть участки, которые различаются по динамике. Например, план книги вы пишете с одной скоростью, а саму книгу – с другой. В художественном произведении есть диалоги, описания и рассказ о действии. Диалоги могут даваться вам легко, и вы за день напишете 10 страниц, а на описаниях забуксуете и выдадите только 6 страниц.