Иногда списки тем курсовых работ предлагаются кафедрами. Студент может подойти к информационному стенду кафедры и узнать, на какие темы можно вести исследование под руководством каждого из сотрудников кафедры. В таком подходе есть свои плюсы. Например, один из них заключается в том, что преподаватель предложит студентам только те темы, которые интересны ему самому, и исследование вы будете вести совместно с преподавателем.
Но есть и другой подход. Некоторые кафедры, если и вывешивают такие списки, рассматривают их прежде всего в качестве ориентира для студентов. Студент при этом имеет возможность предложить свою тему для курсовой работы. Такой подход тоже является оправданным. Тема не должна противоречить желаниям самого студента. Но при этом название работы должно соответствовать направлению кафедры (сориентироваться в том, что же это за направление, как раз и могут помочь предлагаемые списки тем), а также интересам научного руководителя.
При выборе темы из предложенного списка остановитесь на той теме, в которой Вы уже немного ориентируетесь, которая Вам уже в какой-то мере знакома. Работу будет писать и проще, и интереснее.
Если формулируете тему самостоятельно, постарайтесь положить в основу формулировки проблему, которая может обладать некоторой научной новизной и иметь практическое значение. Избегайте слишком широких тем. Раскрыть их в рамках одной курсовой работы вряд ли удастся. Но и чрезмерно сужать и упрощать тему также нельзя. О чём Вы будете писать на остальных 25—30 страницах работы после того, как в первом же абзаце решите вынесенную в заголовок проблему?
И самое главное. Уже на этапе выбора темы нужно консультироваться с научным руководителем. Он может помочь избежать типичных ошибок при формулировке темы. В некоторых случаях от формулировок, изначально предлагаемых студентами, после таких консультаций остаётся лишь общее направление. А иногда и его не остаётся, если вдруг выясняется, что уровня подготовки для проведения исследований в этом направлении студенту явно не хватает.
Как правило, формулировка темы совпадает с предметом исследования1 и отражает суть проблемы, которую пытается решить автор. Если вы анализируете деятельность международной организации (например, Шанхайской Организации Сотрудничества), работу нужно назвать «Деятельность Шанхайской Организации Сотрудничества». Если вы определяете динамику развития отношений между двумя странами (например, Индией и Китаем) в определённый период (например, в начале XXI века), работу можно назвать «Динамика развития отношений между Индией и Китаем в начале XXI века».
Обратите внимание: если работа названа «Анализ деятельности Шанхайской Организации Сотрудничества» или «Определение динамики развития отношений между Индией и Китаем в начале XXI века», такая работа воспринимается как методическая или методологическая. Читатель ожидает, что из неё он узнает о том, как проводить анализ деятельности некой международной организации, или о том, как определить динамику отношений между двумя странами в определённый период. Нередко мы можем увидеть подобные названия у научных статей, монографий и диссертаций, несмотря на то, что сами эти работы имеют дело не с методологической, а с конкретной практической проблемой. Однако в политической науке (политологии), частью которой изначально были исследования международных отношений, подобная формулировка в заголовке однозначно означает методологическую направленность работы.
Итак, формулировка темы должна чётко указывать на предмет, знание о котором автор получил в результате исследования, а читатель получит в результате прочтения, или на проблему, которую пытается решить исследователь.
Научная новизна – это критерий научности исследования, определяющий степень преобразования, дополнения, конкретизации научных данных.
Исследование тогда обладает научной новизной, когда в нём либо поставлена проблема, которая до этого не поднималась в науке, либо исследуется объект, который до этого не был исследован в науке, либо получено новое знание об объекте, либо выполняется любая комбинация этих условий.
Новое знание можно понимать по-разному. Оно может заключаться как в коренном изменении известных данных, так и в расширении и дополнении круга известных данных, и в уточнении (конкретизации) известных данных.
Обратите внимание! Если все данные, которые являются результатом вашей научной работы, уже присутствуют в открытых источниках, ваша работа не имеет научного значения. Некоторым студентам кажется, что если они собрали сведения, которые были разрозненными, и поместили их в едином тексте (в курсовой работе), то уже в силу этого курсовая работа обладает научной новизной. Это не так. Научной новизной не обладает работа, представляющая собой лишь сбор сведений, которые и без того были известны. Однако такой сбор сведений может стать основой для их сопоставления, новой интерпретации, обобщений, составления типологии и т. д. Если это будет сделано, то исследователь может претендовать на научную значимость своей работы.
На этот вопрос у каждого вуза есть «официальный» ответ. С 2013 года в России все учебные планы вузов являются компетентностно-ориентированными. Это значит, что в учебном плане вашей образовательной программы должно быть указано, какое место в общей подготовке выпускника занимают курсовые работы: для чего они нужны, какие знания, умения и навыки, необходимые для успешного освоения образовательной программы, они призваны привить.
В каждом вузе, в каждом подразделении, реализующем ту или иную образовательную программу, есть методическая комиссия или иной сходный по функциям орган, который может ознакомить вас с таким учебным планом. В учебном плане образовательной программы бакалавриата СПбГУ по направлению «Международные отношения» указано, что студент, успешно подготовивший и защитивший все курсовые работы, обладает в результате этого следующими компетенциями:
– владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения, способен анализировать философские, мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы,
– способен применять научные подходы, концепции и методы, выработанные в рамках современных социальных и гуманитарных наук, для самостоятельного анализа теоретических и эмпирических проблем,
– владеет английским языком в соответствии с уровнем В2 Общеевропейской шкалы иноязычной коммуникативной компетенции.
Но хотелось бы дать и «неофициальный» ответ на этот вопрос.
Многие поступают в университет в надежде получить не только образование, но и профессию, которая будет приносить им хороший доход. Родители в детстве мотивировали нас ходить в школу, убеждая, что чем больше мы будем учиться, тем лучше у нас будет работа, тем больше мы будем зарабатывать. Сегодня многие понимают, что, имея в багаже только запас знаний по истории, философии, религии и прочим дисциплинам вузовского учебного плана, мы многого не получим в денежном выражении. У нас будет просто хороший кругозор, и нас будут считать начитанными людьми. Образование нам необходимо, но это образование должно быть профильным, прикладным.
Как получить в университете прикладные знания, если основные читаемые курсы ориентированы на приобщение студентов к фундаментальным исследованиям, а не к практической деятельности? Их можно получить, например, при подготовке курсовых, дипломных работ, магистерских диссертаций, научных докладов. Для того чтобы на высоком уровне выполнить такую работу (по крайней мере, в такой практической сфере, как международные отношения), необходимо разобраться в изучаемом предмете на практике: отследить основные события в исследуемой области, по возможности посетить их, регулярно читать новости в этой сфере и т. п. Часто понимание исследуемого предмета не будет полным без знакомства с людьми, которые на практике этим занимаются.
Поэтому относитесь к курсовым работам со всей серьёзностью, ищите не только опубликованные источники по вашей теме. Ту социальную сферу, которую вы исследуете, нужно знать досконально. Не только снаружи, но и изнутри. Ищите возможность проникнуть в эту сферу: налаживайте контакты, пытайтесь работать «на общественных началах». Только тогда Ваша курсовая работа действительно будет содержать ценные знания о том, чему она посвящена.
Таким образом, немаловажный аспект значимости курсовых, дипломных работ, магистерских диссертаций и даже докладов на семинарах заключается в том, что они являются средством мотивации более глубокого проникновения в исследуемую сферу, которое после выпуска из вуза обязательно пригодится вам на практике.
В связи с этим хочется посоветовать всем студентам выбирать для академических работ не самые лёгкие темы, а те темы, которые им интересны с практической точки зрения. И стремиться не просто подготовить работу, соответствующую формальным требованиям, а по-настоящему разобраться в исследуемой теме. Для себя, а не для строчки в приложении к диплому.
Студент. Здравствуйте. Я бы хотел в этом году писать курсовую работу на вашей кафедре.
Секретарь. Здравствуйте. Вы уже определились с темой?
Студент. Нет. У вас есть список возможных тем?
Секретарь. Как такового, списка тем нет. Есть общий перечень возможных направлений исследования.
Студент. Я могу предложить свою тему?
Секретарь. Да, в рамках этих направлений. Какими конкретно проблемами международных отношений Вы интересуетесь?
Студент. Мне интересны международные отношения в арктическом регионе, международное сотрудничество по вопросам освоения Арктики и международные конфликты в сфере использования арктических природных ресурсов.
Секретарь. Этими вопросами занимаются профессор Кузнецов и доцент Петрова. Вы можете подойти к ним в приёмные часы и обсудить точную формулировку темы.
Студент. Когда у них приёмные часы?
Секретарь. У Ивана Анатольевича Кузнецова приёмные часы в понедельник с 14:00 до 15:30. Ирина Александровна Петрова принимает по вторникам с 12:40 до 14:10.
Студент. В какой аудитории?
Секретарь. Иван Анатольевич принимает здесь, на кафедре, а Ирина Александровна – в аудитории 230.
Студент. Спасибо. Тогда я в понедельник подойду к Ивану Анатольевичу.
Секретарь. Да, хорошо.
Студент. До свидания.
Секретарь. До свидания.
Удачные
Этнополитические конфликты во Франции на примере Корсики
Традиции и инновации в международной инновационной деятельности в сфере моды
Проблема охраны природного и историко-культурного наследия в деятельности ЮНЕСКО
Роль Всемирной продовольственной программы в укреплении глобального здоровья
Деятельность международных гуманитарных организаций в Восточной Азии
Образ России в американских СМИ
Особенности подходов ВОИС и ВТО к защите прав изобретателей.
Основные направления деятельности международных волонтёрских организаций
Российские СМИ как инструмент формирования образа России за рубежом
Внешняя культурная политика Израиля
Неудачные
Проблемы в борьбе с ВИЧ/СПИДом в мире.
(Комментарий научного руководителя:
«Эта тема не о международных отношениях, а об одной из социальных проблем современности. Для курсовой работы по направлению „Социальная работа“ она подошла бы. Для курсовой работы по направлению „Международные отношения“ – вряд ли. Чтобы связать её с международными отношениями, можно вместо „в мире“ написать „в деятельности международной организации „Врачи без границ““, „в кенийско-танзанийских отношениях“ или что-нибудь в этом же духе»)
Деятельность Европейского Союза по делам беженцев в сфере предоставления убежища.
(Комментарий научного руководителя:
«Непонятно, к чему здесь относятся слова „в сфере предоставления убежища“: это деятельность в сфере предоставления убежища или дела в сфере предоставления убежища? Кроме того, неясно, что такое „дела“ беженцев. Складывается впечатление, что это судебные процессы. Может быть, лучше назвать их не „делами“, а „вопросами“, а беженцев из названия темы вообще убрать? Ведь и так понятно, что вопросы предоставления убежища касаются именно беженцев». )
Теоретическое обоснование необходимости международного управления интернетом.
(Комментарий научного руководителя:
«Из формулировки темы неясно, о чём пойдёт речь: о том, как учёные теоретически обосновывают необходимость международного управления интернетом, или же всё-таки о самом управлении интернетом»)
Изучение феномена стратегического соперничества США и Китая как фактора трансформации современной международной системы
(Комментарий научного руководителя:
«Если бы это была работа по дидактике, то можно было бы посвятить её изучению. Ваша работа должна быть о самом феномене, а не о его изучении». )
Зарубежные университеты в политике содействия международному развитию: создание новой стратегии для России.
(Комментарий научного руководителя:
«Пирожки в книжных магазинах: создание пельменей для робота». Вы что-нибудь поняли в предыдущем предложении? Точно так же не имеющими отношения друг к другу кажутся и отдельные слова в Вашей формулировке». )
Разработка методов повышения эффективности деятельности Организации Объединенных Наций по урегулированию внутри- и межгосударственных конфликтов
(Комментарий научного руководителя:
«Что будет результатом работы: разработанные методы или описание разработки этих методов? Если первое, то слово „разработка“ в формулировке темы не нужно». )
Россия в Арктике: история, современность, перспективы
(Комментарий научного руководителя:
«Формулировка больше подходит для названия публицистической работы, чем для темы научного исследования. Для научного исследования она хороша, если это фундаментальный комплексный труд. В одной курсовой работе такую многогранную тему не раскрыть. Остановитесь сначала на истории, в следующем году определите основные характеристики современного этапа, а в дипломной работе можете попробовать оценить перспективы». )
Разработка модели безопасности личности для повышения эффективности политики национальной безопасности Российской Федерации
Изучение характера, динамики и актуальных проблем взаимодействия интеллектуальной и политической элиты в Европейском пространстве высшего образования
Анализ общественных дискуссий в ведущих государствах Западной Европы по вопросам участия национальных вооруженных сил в зарубежных операциях на рубеже XX – XXI веков.
После определения предварительной темы курсовой работы необходимо сформулировать тему в окончательном варианте. Начиная с этого этапа, студенту помогает в его работе научный руководитель. Кто он такой и в чём заключаются его функции?
Как правило, научный руководитель – это один из преподавателей кафедры, за которой закреплён студент. Обычно он сам занимается исследованиями в области, близкой к той теме, которая интересует студента. Поэтому студентам рекомендуется на всём протяжении подготовки курсовой работы – от выбора темы до защиты – посещать консультации научного руководителя, которые он может устраивать в свои приёмные часы.
Зачем это может быть нужно?
Во-первых, без согласования с научным руководителем тема работы не будет утверждена.
Во-вторых, научный руководитель может указать на те аспекты темы, которые подлежат обязательному рассмотрению в рамках академической работы, но которые студент мог оставить без внимания.
В-третьих, научный руководитель может скорректировать формулировку цели, задач работы, подсказать методы раскрытия темы, указать направления поиска источников и литературы.
Кроме того, научный руководитель может скорректировать подход к работе, если студент увлекается несущественными аспектами темы, не уделяя должного внимания существенным.
Также научный руководитель может помочь, если научный поиск зашёл в тупик.
Помимо этого, научный руководитель может отредактировать черновик работы на любом этапе его подготовки, указать на ошибки и недочёты в тексте. Благодаря этому, многие огрехи можно исправить до того, как работа будет отдана рецензенту. Это, безусловно, позитивно скажется на оценке.
Наконец, научный руководитель может помочь грамотно оформить результаты исследования.
И это ещё не всё. Научный руководитель – это преподаватель, который работает с вами индивидуально. Индивидуальный подход подразумевает вариативность возможного взаимодействия преподавателя и студента. Поэтому ваш научный руководитель – это тот преподаватель, который может помочь решить именно ваши проблемы, возникающие при написании академических работ.
Прежде чем приступить к подготовке курсовой работы, необходимо утвердить её тему. Чтобы тема была утверждена на кафедре, необходимо сначала согласовать её с научным руководителем. Учтите, что редкий научный руководитель одобрит тему, которая слишком далеко выходит за рамки его собственных научных интересов. Если ваша тема идёт вразрез с научной работой того преподавателя, который был назначен вам или выбран вами в качестве научного руководителя, будьте готовы к тому, что придётся поменять либо тему, либо научного руководителя. Научный руководитель отвечает за итоговый результат (курсовую работу) практически наравне со студентом-автором. Оценку ему, правда, не ставят, но репутационные риски он всё же несёт. Поэтому важно, чтобы он разбирался в том, о чём вы планируете писать. Поэтому же его одобрение необходимо для утверждения темы.
При выборе темы курсовой работы необходимо учесть возможность дальнейшего её развития, углубления и конкретизации, а также использования материалов курсовой работы в выпускной квалификационной работе. Внесение изменений в тему курсовой работы впоследствии возможно также только после согласования с научным руководителем.
Тема курсовой работы (или внесение изменений в неё), как правило, утверждается на основании письменного заявления студента, завизированного научным руководителем. В таком заявлении в правом верхнем углу пишется: «Заведующему кафедрой [наименование кафедры] профессору [Фамилия, имя, отчество] от студента 1 курса [Фамилия, имя, отчество]». Если тему утверждает не заведующий кафедрой, а иное должностное лицо (например, руководитель учебного отдела), то указывается его должность и имя. Ниже по центру пишется слово «заявление», а ещё двумя строчками ниже – примерно такой текст: «Прошу утвердить тему моей курсовой работы в следующей формулировке», – и в кавычках приводится согласованная с научным руководителем формулировка темы. Под заявлением ставятся подписи студента и научного руководителя.
После того как заведующий кафедрой (или иное должностное лицо) наложит на заявление резолюцию «Утверждаю», тема курсовой работы считается утверждённой.
Имеет смысл утвердить тему курсовой работы в самом начале учебного года. В отношении выпускной квалификационной работы утверждение темы за год до защиты во многих вузах является обязательным. Тема магистерской диссертации утверждается в начале первого года обучения в магистратуре; тема кандидатской диссертации – в начале первого года обучения в аспирантуре. При этом тема кандидатской диссертации утверждается на заседании учёного совета. Темы остальных академических работ, как правило, утверждаются на кафедре.
Нет. Университет отличается от вузов других типов (прежде всего, от специализированных институтов) тем, что здесь работают учёные, преподаватели, ведущие исследования по самым разным направлениям. Если вы реализуете в своей работе комплексный подход, комбинирующий теории и методы философии и математики, Вы можете попытаться обратиться к высококвалифицированным специалистам как в области философии, так и в области математики. У всех преподавателей университета есть приёмные часы, во время которых многие из них будут рады побеседовать со студентом, стремящимся к знаниям.
По крайней мере, один из соавторов этого учебного пособия, будучи студентом, не стеснялся подойти к декану не своего факультета с вопросом, что ещё можно почитать по моей теме (потому что тема имела отношение к его факультету), и получал помощь. Даже несмотря на то, что декан казался большим начальником, который всё время занят. Не имели возражений против этого и другие преподаватели. Правда, нам известны и случаи, когда студенты обращались за советом к сторонним преподавателя, и эти преподаватели указывали научным руководителям таких студентов на то, что научный руководитель сам должен помогать студентам писать работы, и недопустимо, чтобы студенты обращались «на сторону». Такие преподаватели предпочитают не давать советов «чужим» студентам и не приветствуют обращение студентов, работающих под их научным руководством, к сторонним экспертам. Их точку зрения тоже нужно уважать. Понятно, что консультирование сторонних студентов осуществляется на общественных началах (бесплатно), и поэтому может быть только жестом доброй воли. Требовать помощи в курсовой работе от стороннего специалиста нельзя.
Научный руководитель, безусловно, должен быть основным наставником при написании академических работ. Поэтому консультироваться с ним обязательно.
Однажды на неком веб-форуме появилось такое сообщение: «У меня есть научный руководитель. Он довольно милый человек, но мне не очень понравилось с ним работать. Все дело в том, что из предложенных мною для разработки тем он выбрал ту, которую не только в России, но и вообще в мире никто практически не изучал. Это все интересно, но он вообще никогда не говорит мне ни про то, какую литературу смотреть, каких авторов и т. п. И самая большая проблема в том, что он вообще не озвучивает своих требований и не объясняет, как в принципе должно строиться исследование на данном этапе моего обучения. Все это меня огорчает, я переживаю и думаю поменять научника. Но проблема в том, что я не знаю, как не испортить при этом отношений с нынешним научным руководителем. Не чувствую я с ним перспективности. И диплом у него писать тоже не хочется. А вы меняли научных руководителей? И как проходила ваша работа с ними?»
Из текста сообщения видно, что его автор (девушка) подходит к работе с научным руководителем достаточно многопланово. С одной стороны, она многого ждёт от него как от педагога, а с другой – видит в нём человека, который может и обидеться, если она откажется с ним работать.
В чём-то она, конечно же, неправа. Наука – это самостоятельная деятельность, и научный руководитель ничего не должен делать за студента. Инициатива в общении научного руководителя и студента всегда должна исходить от последнего. Задача научного руководителя – не составить список литературы, а откорректировать его, не довести требования до сведения студента, а разъяснить их, если это необходимо.
Однако такой серьёзный подход студентки можно только приветствовать. Действительно, к выбору научного руководителя стоит подходить не менее ответственно, чем к выбору вуза и направления подготовки. Но не потому, что научный руководитель «возврату и обмену не подлежит», а потому что вы и ваш будущий научный руководитель должны говорить на одном языке, ведь «переводчика» со стороны вам никто не даст. И именно к научному руководителю преподаватели, работодатели, различные конкурсные комиссии и прочие люди, от которых так или иначе может зависеть ваше будущее, будут обращаться за характеристикой, оценкой вашего потенциала. Да и вы при наличии тёплых отношений сможете обратиться к научному руководителю за помощью в каких-то сложных ситуациях, не связанных напрямую с вашими академическими работами.
Никто не отнимает у вас права на смену научного руководителя, и вряд ли это может вызвать у кого-то обиду или, тем более, перерасти в скандал, но всё же подобные перебежки обычно не приветствуются. Академическое сообщество очень консервативно. Поэтому, принимая решение о смене научного руководителя, постарайтесь сделать всё возможное, чтобы расстаться по-хорошему, сохраняя максимально уважительные отношения. И помните, что решение о назначении и о смене научного руководителя принимает заведующий кафедрой, который опирается не только на ваши предпочтения, но и на загруженность разных преподавателей. И это может привести к тому, что сменить научного руководителя вам не разрешат по объективным причинам.
Студент. Здравствуйте. Меня зовут Сюй Сяочжоу. Я бы хотел попросить Вас быть моим научным руководителем в этом году.
Преподаватель. Здравствуйте. А кто был Вашим научным руководителем в прошлом году?
Студент. Никто не был. Я студент первого курса.
Преподаватель. Первого курса?! А выглядите очень взрослым и умным, как будто уже на выпускной курс перешли.
Студент. Да, я старше большинства первокурсников. В нашей стране школу заканчивают в более позднем возрасте, чем в России.
Преподаватель. И по-русски Вы говорите очень хорошо, как будто уже несколько лет здесь учитесь. Вы давно в России?
Студент. Я целый год интенсивно изучал русский язык на подготовительных курсах университета, и до этого ещё несколько лет в школе.
Преподаватель. Да, я вижу, что мы с Вами сможем вести конструктивный диалог. Какое направление исследований Вас интересует?
Студент. Меня интересует позиция Китая в вопросах отношений между Кирибати и Новой Зеландией.
Преподаватель. И какова эта позиция?
Студент. Насколько я знаю, её нет.
Преподаватель. Видите ли, мы не можем исследовать то, чего нет. Для исследования необходимо выбрать актуальную научную или практическую проблему.
Студент. Эта проблема очень актуальна! Из-за глобального потепления и повышения уровня мирового океана через несколько десятилетий страна Кирибати исчезнет – полностью окажется под водой. Жители этой страны отправляются в Новую Зеландию в поисках убежища, а там им отказывают!
Преподаватель. Тогда я предложил бы Вам посвятить исследование оценке перспектив развития международных отношений в Океании в условиях обострения глобальных экологических проблем. Это очень актуальная тема. По ней Вы найдёте больше источников и литературы.
Студент. Но я считаю, что Китай должен внятно сформулировать свою позицию по этому вопросу, если он стремится быть лидером в Азиатско-Тихоокеанском регионе! Это тоже очень важно.
Преподаватель. Этот аспект может быть упомянут в Вашей работе. Но для темы всей работы Ваша формулировка слишком узка. Не найдёте достаточного количества источников. Я предлагаю Вам поискать источники и сформулировать тему, исходя из тех материалов, которые удастся найти.
Студент. Хорошо. Когда мне подойти к Вам для согласования темы?
Преподаватель. Не затягивайте с этим. Тему лучше утвердить заранее.
Студент. Хорошо. До свидания.
Преподаватель. До свидания.
1. Заголовок работы:
«Россия в Арктике: история, современность, перспективы».
Комментарий научного руководителя:
«Тема сформулирована таким образом, что исследование, скорее всего, получится описательным. Вы не ставите никакой проблемы. Содержанием работы, написанной на такую тему, будет описание истории пребывания России в Арктике, современного состояния вопроса и оценка перспектив. Здесь нет единой цели. Каждая часть работы («история», «современность» и «перспективы») рискует стать самостоятельной и слабо связанной с другими частями.
Чтобы эти три части были органично связаны в одной работе, нужно чётко представить себе исследовательскую цель. Такой целью может быть выявление тенденций развития политики России в Арктике (политологический подход) или прослеживание эволюции такой политики (исторический подход). В первом случае тему лучше сформулировать так: «Тенденции развития политики России в Арктике». Во втором – так: «Эволюция политики России в Арктике». Какой вариант Вам ближе?»
2. Фрагмент оглавления курсовой работы на тему «Роль политического фактора в международном культурном обмене»:
«Глава 1. Политика и культура.
§1. Понятие культурного обмена. §2. Роль культурного обмена в международных отношениях.»
Комментарий научного руководителя:
«В двух запланированных параграфах этой главы всю тему «Политика и культура» не раскрыть. «Политика и культура» – это не только роль культурного обмена в международных отношениях. Во-первых, и политика может влиять на культуру, а не только культура на политику. Во-вторых, есть ведь ещё и внутренняя политика.
Я бы не брал так широко – «Политика и культура». Ограничился бы взаимовлиянием мирового культурного процесса и международной политики. Соответственно, первый параграф – роль культуры в международной политике, второй – влияние международной политики на мировой культурный процесс. Найдёте информацию?
Параграф про понятие не нужен. Определение понятий лучше давать во введении. Специальный раздел этому посвящается тогда, когда с определением есть какие-нибудь сложности.»
3. Вопрос студента на полях курсовой работы:
«Помогите мне определиться, какой термин я использую: внешняя культурная политика, культурная дипломатия или публичная дипломатия. В США чаще употребляется „публичная дипломатия“, но насколько я поняла, в это понятие входит не только культурный аспект. Например, заместитель госсекретаря по делам публичной дипломатии руководит и Бюро по делам образования и культуры, и еще двумя: Бюро по общественным связям и Управлением координатора по вопросам международной информации. Уместно ли в связи с этим говорить, что я рассматриваю именно внешнюю культурную политику США, а не публичную дипломатию США в целом, так как исследую только культурный фактор?»
Комментарий научного руководителя:
«На мой взгляд, ограничение одной парадигмой было бы искусственным. Если Вы решите, что пишете о культурной дипломатии, то Вам придётся ограничиться формами и методами использования культуры в международной деятельности государств. Если решите писать о внешней культурной политике, придётся ограничиться целями и задачами такой деятельности. Если решите, что будете писать о публичной дипломатии, придётся ограничиваться вопросами влияния США на политические элиты других государств через общественность. Между тем, в реальности культурный фактор формирования образа США в Великобритании может проявляться как во внешнеполитической деятельности, использующей культуру для решения задач некультурного характера (культурной дипломатии), так и в политике по вопросам международного культурного обмена (внешней культурной политике), и в целенаправленных имиджевых акциях (публичной дипломатии). Далеко не любое проявление культурного фактора формирования образа США в Великобритании мы сможем отнести сразу ко всем трём этим феноменам. Поэтому, отказываясь от любых двух из них, мы неоправданно сужаем объект исследования и рискуем оторвать результаты от реальности.
Я бы на Вашем месте уделил внимание в тексте разъяснению того, что семантические поля этих трёх понятий хоть и имеют большую область пересечения, но всё же не являются тождественными друг другу. (Иногда культуру используют не в имиджевых целях, однако влияние на восприятие страны за рубежом это может оказывать. Такие примеры нельзя назвать публичной дипломатией, но можно назвать культурной. Иногда цель – распространение культурных ценностей, а вовсе не создание образа страны. Образ – лишь побочный эффект. Это опять же не публичная дипломатия, а внешняя культурная политика. И т. д.) И заключил бы, что ограничиваться рассмотрением только одной стороны изучаемого объекта нецелесообразно».
Целью работы должно быть решение той проблемы, которая сформулирована в заголовке, или получение знания о том предмете, который вынесен в заголовок.
Примеры.
1). Тема сформулирована так:
«Адекватное представление о партнёре по международному сотрудничеству в условиях информационного общества».
Предмет (проблема) – адекватное представление.
Одна из корректных формулировок цели:
«Сформулировать признаки адекватного представления о партнёре по международному сотрудничеству в условиях информационного общества».
2). Тема:
«Формирование адекватного представления о партнёре по международному сотрудничеству в условиях информационного общества».
Предмет (проблема) – формирование представления.
Возможная цель:
«Выявить ключевые характеристики процесса формирования адекватного представления о партнёре по международному сотрудничеству в условиях информационного общества».
3). Тема:
«Стратегия формирования адекватного представления о партнёре по международному сотрудничеству в условиях информационного общества».
Проблема (предмет) – стратегия.
Возможная цель:
«Разработать стратегию формирования адекватного представления о партнёре по международному сотрудничеству в условиях информационного общества».
Как мы видим, смещение акцента в формулировке темы влияет на цель. Разберитесь в сути вашей темы, выделите в назывном предложении, в котором она сформулирована, главный член (подлежащее) и поставьте цель так, чтобы её достижение означало получение знания о предмете, выраженном этим подлежащим, или решение проблемы, связанной с данным предметом.
Иногда в авторефератах диссертаций, вынесенных на всеобщее обозрение перед защитой, можно увидеть формулировку цели работы, начинающуюся со слова «исследовать». Например, такую: «В настоящей работе мы ставим перед собой цель исследовать проблему взаимовлияния международных организаций на европейском континенте».
Если вы увидели в автореферате такую цель, вы можете быть практически на сто процентов уверены в том, что на защите автор диссертации обязательно услышит претензии к такой формулировке цели. Не меньше претензий будет и в том случае, если вместо «исследовать» в формулировке цели будет присутствовать слово «проанализировать».
Почему такие формулировки неправильны? Потому что, во-первых, цель – это результат, а не процесс, и, во-вторых, цель должна быть верифицируемой.
Поясним, что мы имеем в виду. Исследование и анализ – это то, чем вы занимаетесь в ходе работы. А цель – это итог, к которому вы в результате работы должны прийти. Цель – это ожидаемый результат вашего исследования, а не само это исследование. Ожидаемый результат должен быть сформулирован таким образом, чтобы читатель мог ознакомиться с заключением работы, в котором сформулированы основные выводы исследования, и чётко установить, достигнут ли этот результат. Если целью названо «исследование», то как на основе заключения работы понять, проведено ли это исследование? Что в этом случае является результатом работы? Её текст? Однажды на защите какой-то академической работы автор в ответ на просьбу доказать, что цель, сформулированная как «исследование» темы достигнута, взял в руку свою работу и сказал: «Вот. Видите? Это – исследование. Это – результат». Комиссия не смогла удержаться от смеха.
Нет, результатом работы должен быть итоговый вывод. Подумайте, к какому выводу вы хотите прийти, и в соответствии с этим сформулируйте цель.
Итак, «исследование темы» или «анализ проблемы» – некорректные формулировки цели.
Корректные – «выявление», «определение» чего-либо, «разработка» (например, рекомендаций) и т. п.
Иногда студенты ошибочно называют цель работы «задачей». И недоумевают, что же ещё от них требуется, если научный руководитель говорит о том, что одной задачи недостаточно, и что у работы, кроме задач, должна быть ещё и цель.
Действительно, некоторая путаница тут может возникнуть. Понятно, что каждая научная работа призвана решить некую проблему, имеющую научное или практическое значение. Некоторым студентам (как правило, на младших курсах) кажется, что решение этой проблемы – это и есть задача исследования, которая должна быть указана во введении. Эти студенты очень удивляются, почему задач должно быть несколько. Дай бог одну-то решить!
Всё верно, но решение научной или практической проблемы должно быть целью работы. Нацеленность на решение такого рода проблемы придаёт работе научную или практическую значимость (об этом тоже следует заявить во введении). А вот задачами исследования традиционно называются последовательно выполняемые действия, ведущие к достижению цели.
Начать нужно с чёткой формулировки цели. Цель фундаментальной научной работы – получение нового знания. Цель прикладной научной работы – решение актуальной практической проблемы. Знание о чём именно вы хотите получить в результате исследования? Какую проблему хотите решить? Ответьте на эти вопросы, и тем самым вы сформулируете цель.
Следующий шаг – выбор пути (метода) достижения цели. Здесь нужна литература.
Итак, вы чётко сформулировали цель, чётко определили предмет исследования. Значит, Вам нужна научная литература на тему, касающуюся вашего предмета (чтобы понять, какими путями это можно исследовать, а также выяснить, что уже известно о вашем предмете мировой науке, и не изобретать велосипед, а опереться на достижения предшественников). Выберите ключевые понятия в этой области и поищите, что написано о них в научной литературе.
Нашли литературу, посмотрели, как другие авторы предлагают достигать цели, сходной с вашей, определились с методом, на основе этого построили последовательность задач. А дальше приступили к их решению: одной задачи за другой.
Итак, цель должна быть одна, а задач – много.
Так же, как и цель. Задачи – это цели отдельных этапов работы. Наметьте эти этапы на пути к достижению цели и чётко сформулируйте: что нужно сделать для того, чтобы пройти каждый из этих этапов. Это и будет формулировка задач.
Выбор этапов на пути к достижению цели зависит от избранной методологии. Изучите избранный вами методологический подход. Разберитесь в том, какую последовательность действий при исследовании он предполагает. И наложите эту последовательность на свою тему. Получите последовательность этапов-задач.
Задачи, как и цель, должны быть верифицируемыми. То есть, по последним абзацам структурного раздела работы, посвящённого решению той или иной задачи, должно быть понятно, что задача решена. Если, например, вы заявили, что одна из задач заключается в том, чтобы «рассмотреть» тот или иной феномен, то проверить, насколько решена эта задача, будет крайне сложно. Действительно, как объективно оценить, рассмотрен ли феномен?
Формулировка задачи должна отсылать нас не к процессу, а к результату. Грамотная формулировка – «определить» что-либо, «выявить» что-либо, «классифицировать» что-либо и т. п. При такой формулировке читатель может заглянуть в последний абзац соответствующего параграфа и сразу увидеть: есть ли там определение, список выявленного, некая чёткая классификация или что-либо подобное.
Имеет смысл в качестве первой задачи (при любой цели) предложить анализ теоретического дискурса проблемы (выявление аспектов, которые уже раскрыты в литературе, выявление серьёзных недостатков научных работ и т. д. – в общем, корректировка пути к достижению цели с оглядкой на предшественников). А затем уже перейти к практической части.
Студент. Здравствуйте. Я студент первого курса…
Научный руководитель. Здравствуйте, Сюй Сяочжоу! Я помню Вас. Как поживаете?
Студент. Спасибо, хорошо. Я пришёл поговорить о курсовой работе. Можно?
Научный руководитель. Нужно! Как продвигается Ваша курсовая работа?
Студент. Я был в библиотеке. Нашёл много литературы по теме. Вся она разная. Не знаю, за что браться.
Научный руководитель. Понятно. Только Вас-то я помню, а вот тему Вашей курсовой работы – нет, к сожалению. Напомните, пожалуйста!
Студент. «Внешняя политика Китая в Океании».
Научный руководитель. Да, тема очень широкая. Можно запутаться в ней.
Студент. Действительно, очень много об этом пишут. И все – о разном. Вот я и не знаю, что нужно упоминать, а что – необязательно.
Научный руководитель. Вам нужно чётко сформулировать цель. Тогда Вы поймёте, какие аспекты темы нужно раскрывать для достижения этой цели, а какие – нет.
Студент. Я не понимаю, какой должна быть цель. Моя цель – раскрыть тему. Разве не так?
Научный руководитель. Раскрыть такую широкую тему в небольшой курсовой работе невозможно. Чёткая формулировка цели поможет Вам её сузить.
Студент. Как, например?
Научный руководитель. Если целью будет выявление основных направлений китайской политики в Океании, то в курсовой работе нужно будет выявить, на какие направления расходуется больше ресурсов. А если целью будет определение актуальных проблем такой политики, то нужно будет оценивать не степень внимания к различным направлениям, а эффективность деятельности по этим направлениям.
Студент. Я понял. Тогда я посмотрю, о чём у меня больше материала, и определюсь с целью. Спасибо.
Научный руководитель. Успехов Вам!
Удачные
1. «Цель данного исследования – определить значение деятельности Американской Ассоциации Киноиндустрии в реализации национальных интересов, выраженных в основном курсе публичной дипломатии США.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
– выявить основные формы и направления международного взаимодействия в сфере кинематографа с целью оценки полноценности деятельности Американской Ассоциации Киноиндустрии как кинематографической организации;
– …»
2. «Целью работы является определение роли кинематографа в международном культурном сотрудничестве.
Исходя из поставленной цели, автор поставил перед собой следующие задачи:
– дать общую характеристику влияния кино на зрителя;
– дать общую характеристику политического аспекта влияния кино на зрителя;
– выявить особенности ключевых форм международного сотрудничества в сфере кинематографа;
– дать оценку современных тенденций американизации, коммерциализации и политизации международного культурного сотрудничества в сфере кинематографа».
3. «Цель работы – выявление актуальных проблем работы волонтерских организаций в рамках международного гуманитарного сотрудничества.
Поставленная цель достигается посредством решения следующих конкретных задач:
определить понятие «международное гуманитарное сотрудничество»;
проследить становление и развитие волонтерских объединений;
выявить основные принципы работы волонтерских организаций;
определить основные формы работы международных волонтёрских организаций;
выявить проблемные аспекты деятельности волонтерских организаций в современном мире;
выработать предложения по оптимизации такой деятельности».
Неудачные
1. «Цель данной работы – выработка рекомендаций по преодолению конфликтов, возникающих в международном антидопинговом сотрудничестве между главными международными акторами, а также выявление роли России в современной мировой антидопинговой политике.
Для достижения этой цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
1). Изучить историю появления допинга, а также международных и национальных институтов, призванных бороться с его употреблением.
2). Рассмотреть актуальность международных правовых документов в области борьбы с допингом в спорте, их юридическую силу и опыт применения.
3). Изучить принципы работы и роль современных международных и национальных организаций по борьбе с допингом, выявив их слабые и сильные стороны, а также проиллюстрировать проблематику их взаимоотношений друг с другом, уделив особое внимание деятельности соответствующих российских организаций.
4). Выработать рекомендации по преодолению конфликтов, возникающих в международном антидопинговом сотрудничестве между главными международными акторами.
5). Выявить роль России в современной мировой антидопинговой политике».
2. «Целью работы является раскрытие потенциала кинематографа в международном культурном сотрудничестве.
Исходя из поставленной цели, автором были поставлены следующие задачи:
– Дать общую характеристику влиянию кино
– Исследовать сущность феномена подсознательного влияния кино
– Дать определения понятию «политическое» кино
– Выявить положения совместного кинопроизводства и международного кинопроката
– Исследовать такую форму международного культурного сотрудничества как кинофестивали и кинопремии
– Проанализировать современные тенденции американизации, коммерциализации и политизации».
3. «Цель работы. Формулировка и указание основных направлений работы волонтерских организаций в процессе международного гуманитарного сотрудничества.
Поставленная цель достигается посредством решения следующих конкретных задач:
определить сущность международного гуманитарного сотрудничества;
изучить становление, развитие и принципы работы волонтерских объединений;
изучить основные критерии классификации волонтерских организаций;
обозначить основные направления деятельности волонтеров в рамках международного сотрудничества;
раскрыть проблемы и пути оптимизации деятельности волонтерского движения в современном мире».
В курсовой работе необходимо указать, какие методы студент использовал в своём исследовании. Что же такое метод? Слово «метод» на многих европейских языках звучит почти одинаково и пришло во все эти языки из древнегреческого, где оно означало «путь». В современной исследовательской практике значение этого слова также близко к значению слова «путь». Под методом понимают последовательность шагов, которые необходимо сделать для того, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.
Методы бывают как общенаучными, так и применимыми только в отдельных областях научных знаний. В исследовании международных отношений мы можем пользоваться и теми, и другими. Из общенаучных методов в наших исследованиях наиболее распространены анализ, прогноз и наблюдение. Кроме них, мы используем специфические методы политологии (метод экспертных оценок, моделирование политических процессов) политический психоанализ), социологии (опрос, интервью, включённое наблюдение), истории (диахронический анализ, синхронический анализ, периодизация), экономики (агрегирование, графический метод, SWAT-анализ) и других общественных и гуманитарных наук (сравнительный анализ, дискурс-анализ, контент-анализ).
Строгое следование методу однозначно указывает нам, какое действие в ходе исследования следует совершить в первую очередь, какой шаг сделать вслед за ним, какую меру принять впоследствии, и так далее.
Оформленный научный метод, как правило, не ограничивается указанием последовательности шагов. Он строго детерминирует и правила толкования результатов этих шагов. Таким образом в науке исключается возможность того, что разные учёные, воспользовавшиеся одним и тем же методом для исследования одного и того же предмета, придут к существенно различающимся результатам.
Критерии научности – объективность, истинность, интерсубъективность, универсализм, воспроизводимость, достоверность, верифицируемость и опытность знания. Исходя из этих критериев, научным мы можем назвать исследование, отвечающее следующему ряду условий.
Во-первых, это должно быть исследование реально существующего объекта. Во-вторых, объект должен рассматриваться с максимально объективной точки зрения, чтобы результаты исследования были универсальными и достоверными. В-третьих, исследование должно быть построено на научной методологии. Методы и методики должны быть чётко описаны и воспроизводимы, так чтобы исследование могло быть повторено где угодно, когда угодно и кем угодно, и его результаты при этом не изменились. В-четвёртых, исследование должно быть нацелено на получение нового знания, которое может выражаться в открытии некоторых закономерностей в поведении объекта или в его взаимодействии с другими объектами, либо в открытии взаимосвязи свойств объекта между собой или со свойствами других объектов. В-пятых, полученное знание должно быть верифицируемо (должно поддаваться проверке, прежде всего опытной).
Когда вы планируете исследование, задумайтесь, все ли эти условия соблюдены. Не выдумали ли вы объект исследования? Существует ли он в действительности? Часто в погоне за новыми перспективными темами мы создаём понятия, не обозначающие никаких реально существующих явлений. Это недопустимо.
Разумеется, не стоит впадать и в другую крайность. Если мы будем стремиться убедиться в том, что выберем предмет исследования, признанный мировой наукой, упомянутый во множестве исследований, мы можем остановить свой выбор на предмете, все существенные свойства которого уже открыты и описаны нашими предшественниками.