Главная задача первых фраз в тексте – приковать внимание. Заинтриговать. Моментально погрузить в историю или тему. Приёмов, как этого достичь, не так много. Чтобы было понятнее, буду сразу показывать на примерах.
Техника «интригующий вопрос»
Что общего у дождевого червя и суперсовременных машин для прокладки тоннелей? Без раздумий на этот вопрос ответят только инженеры. Оказывается, прокладывать подземные коридоры людей научили земляные черви. Они вгрызаются в грунт, пропускают его через себя и оставляют позади идеально ровные норы. Этот же принцип лежит в основе тоннелепроходческих комплексов.
Техника «провокационная фраза»
За жестокое обращение с детьми – принудительная стерилизация или расстрел.
Эта техника всегда эксплуатирует базовые ценности и вызывает яркую эмоцию. Чаще всего возмущение и желание вступить в ожесточённый спор. Нередко в погоне за «провокационной фразой» журналисты выдёргивают её из контекста. Например, из интервью эксперта. Это «грязный» ход. И с такой техникой нужно быть крайне осторожным. Текст текстом, но репутацию нужно беречь.
Техника «цифры и статистика»
27 миллионов долларов за грамм! Это самое дорогое вещество в мире. Металл калифорний. В чистом виде на нашей планете можно добыть всего пять граммов. Но химики научились его получать искусственным путём.
Техника «правило трёх»
Подробно об этом универсальном алгоритме я уже писала. Повторяться не буду.
Техника «сенсационный факт»
Бегемоты – не травоядные! Это самые настоящие хищники. Ещё 10 лет назад биологи считали, что нападение бегемотов на других животных – всего лишь способ защитить свою территорию. Последние исследования это полностью опровергают. Бегемоты охотятся! На антилоп, зебр и даже крокодилов. В некоторых частях Африки гиппопотамы полностью перешли на мясной рацион.
Техника «скользкая горка»
Это высший пилотаж. Разработал метод американский копирайтер Джозеф Шугерман. Главная задача «горки» – с самого начала вызвать любопытство, увлечь, а потом уже «скормить» рекламу. Свои тексты Шугерман часто начинал с обещания разнести в пух и прах какой-то товар:
Вместо того чтобы рассказывать о том, какое это потрясающее изделие – термостат Magic Stat, мы его разнесём в пух и прах. Совершенно безжалостно.
Либо с неожиданной истории. Она служила трамплином, который заставлял «скользить с горки» и читать текст до конца.
Кому интересно, может изучить все истории Дж. Шугермана в книге «Искусство создания рекламных посланий».
Если текст не связан с рекламой, «горку» применяют немного иначе. История начинается с яркой детали. И весь первый абзац мы интригуем читателя. В каждом следующем предложении подкидываем новый повод для любопытства:
Следы кокаина, гашиша и табака в гробнице одного из величайших правителей Древнего Египта. Эти же вещества учёные обнаружили на коже и волосах Рамсеса Второго. Концентрация кокаина говорит о том, что фараон принимал наркотик незадолго до смерти. Немецкие учёные провели исследования ещё нескольких мумий древнеегипетских вельмож. Результаты тестов обескураживают. Примерно треть были наркоманами. Это открытие рушит всё, что человечество знало о Древнем мире. А совсем скоро может заставить полностью переписать историческую хронологию.
Если продолжить в том же духе, текст можно заставить дочитать до конца.
Кстати, про фараонов всё правда. Статья была напечатана в журнале «Огонёк» № 32 от 07 сентября 2003 г., с. 17. Статью сопровождал комментарий российского судмедэксперта Светланы Балабановой. Она подтвердила результаты анализов.