Писательский голос – это часть личности, которую читатель слышит сквозь строки. Мы не можем контролировать чужое восприятие, зато можем выбирать техники письма. Энн Джензер цитирует преподавателя литературного мастерства Дона Фрая:
«Голос – это сумма писательских стратегий, которые создают иллюзию, что автор разговаривает с читателем прямо со страниц или экрана».
По его мнению, мы используем голос как метафору для звучания текста, потому что устная речь предшествовала письменной. У этой метафоры две стороны.
Каждый голос – особенный, физический он или нет. Банки прибегают к распознаванию по голосу, чтобы подтвердить личность человека, а лингвистическая экспертиза может установить авторство текста во время расследования.
Способность менять голос есть у нас от природы. Мы рассказываем забавную историю на вечеринке одним тоном, а успокаиваем плачущего малыша – другим.
Вряд ли кто-то напишет любовное письмо с теми же интонациями, что сопроводительное к резюме.
Чтобы свободно овладеть писательским голосом в своих текстах, достаточно практиковаться.
«Если вы продолжаете писать в том же духе, что и всегда, вы похожи на атлета, который занимается только бегом без стретчинга или кросс-тренинга, – считает Энн Джензер. – Посещая первое занятие по йоге или пробуя себя в скалолазании, приходится терпеть трудности. Если вы хотите использовать способности своего тела в полной мере, следует укреплять его и растягивать мышцы.
То же самое верно для писателей. Даже если мы полагаемся на привычный нам профессиональный или личный писательский голос, расширяя и исследуя его, мы открываем для себя новые возможности».