Древние финикийцы были искусными мореплавателями
История пиратства так же стара, как история мореплавания. А одними из первых мореплавателей были финикийцы – в древнем мире они считались самыми искусными кораблестроителями и умелыми мореходами. Именно они около 3000 лет назад были властителями Средиземного моря. Торговлю они более или менее успешно сочетали с грабежами, и, вероятно, именно их можно считать предками всех пиратов.
Умение строить корабли древние греки переняли главным образом у финикийцев. У них же, видимо, научились они и пиратству, тем более что наука-то была нехитрая. Одним из известнейших древнегреческих пиратов был тиран, а иначе говоря, просто правитель острова Самос по имени Поликрат – он обложил данью все ближайшие островки и города и зарекомендовал себя жестоким и жадным разбойником. Однако в 523 или 522 году до нашей эры его морской беспредел закончился. Персы заманили тирана в ловушку, просто посулив ему дары, если он явится к ним со своего острова. Жадность сгубила Поликрата – он купился на щедрые обещания, заявился к персам, но тут же горько пожалел о содеянном – его сначала жестоко пытали, а потом распяли.
О самом, пожалуй, известном случае морского разбоя (а вернее, о его неудачной попытке) в древние времена рассказывают древнегреческие мифы.
Однажды морские разбойники, хозяйничавшие в Тирренском море, пленили, на свою беду, одного белокурого красавца. Они полагали, что захватили сына какого-то местного царя и теперь получат за него богатый выкуп. Радуясь своей удаче, они попытались заковать юношу в цепи, но те почему-то спадали с его рук. Тут бы им задуматься, спросить себя – что это за странный такой пленник, цепи на нем не держатся, а сам он все время как-то странно улыбается (с чего бы это в его-то положении?), но жадность и глупость ослепили их. А в «плен» им попался не кто иной, как бог виноделия Дионис. Только кормчий корабля заподозрил неладное – стал уговаривать сотоварищей: отпустим, мол, ребята, этого странного парня подобру-поздорову. Какое там! Когда это пираты добровольно отказывались от добычи?
Так Дионис наказал пиратов
Наконец Дионису надоели эти игры. И тогда на палубу корабля вдруг полилось вино, а вокруг мачты обвились виноградные лозы, густо повисли виноградные кисти, по мачтам побежал плющ. На каждой уключине появился венок. Разбойники таращились на эти чудеса, а тот, кто только что был их пленником, у них на глазах превратился в чудовищного льва. Лев громко зарычал и приподнялся на задних лапах, его глаза грозно засверкали. Разбойники в ужасе бросились один за другим в море. Там все они превратились в дельфинов. Дионис пощадил одного только кормчего. Вот что он сказал ему: «Не бойся, достойный человек, я тебя полюбил. Знай, я Дионис, звонкоголосый бог, моя мать – Семела, возлюбленная Зевса».
Разбойники, покусившиеся на Диониса, превратились в дельфинов
Не так уж часто пираты получали за свои преступления столь скорое и заслуженное наказание.