Немилосердно печет находящееся в зените солнце. Такое впечатление, будто свирепые лучи вспарывают тебе кожу. Ветра в это полдневное время почти нет. В августе часто бывает так, что штиль держится несколько дней подряд. Поэтому парусная шхуна "Сильвия" передвигается сейчас по морю в лучшем случае со скоростью два узла. Пройдет милю-другую, вновь застынет, уныло всхлипнут штопаные-перештопаные паруса. И опять жди, когда трехмачтовая деревянная посудина тронется с места.
Лопес и Мануэль сидят на корме, укрывшись под навесом, кое-как сделанным из старой мешковины. О том, чтобы уйти в каюту, и подумать страшно. Пускай там тень, но духота такая – просто нет спасения. Только если кого сморил сон, тот способен находиться в подобном пекле. Правда, большинство команды сейчас спит. Заняться делами можно лишь после четырех, когда жара постепенно ослабляет свою мертвую хватку. Ближе к вечеру все выползут на свет божий. Тогда и у повара Нахиля появится работенка. Днем же пираты едят мало. А о выпивке вообще речи быть не может. Интерес к ней проявляется лишь с дуновением вечерней свежести.
Лопес и Мануэль сидят, лениво перебрасываясь словами. Кроме них, на палубе находится лишь капитан дон Росендо. Он старше всех на корабле и по званию, и по возрасту. Ему сорок четыре года. Капитан вообще мало спит. Он позже всех ложится и раньше встает. Да и спит беспокойно – среди ночи поднимается два-три раза. Бродит по шхуне, прислушивается, приглядывается. Дону Росендо кажется, что команда готовит против него заговор. Он ощущает это каким-то шестым чувством. На заговорщиках лежит особая печать. Ему ли не знать об этом! В молодости дон Росендо сам отправил на тот свет троих капитанов, в том числе и своего лучшего друга Пабло. Поэтому он всегда находится настороже. Капитан даже не знает точно, сколько у него в команде верных людей. Если вообще кому-то можно доверять. На кого надеяться, если вспыхнет бунт? Остается надежда только на самого себя. Пристально наблюдает дон Росендо за каждым движением пиратов, ловит каждое их слово. Это он только с виду вялый и сонный, медлительный, как многие полные люди. Однако глаза из-под полуопущенных век с ястребиной зоркостью следят за происходящим вокруг. Никакое нарушение привычного ритма не ускользает от опытного командира.
Но… На всякого мудреца довольно простоты: команда тоже внимательно следит за своим предводителем. Каждое приказание дона Росендо, любой его поступок обсуждаются пиратами на все лады.
– Хотел бы я плавать на новом корабле, – попыхивая трубочкой, говорит Лопес приятелю. – Таком, как у дона Теренцио.
– За чем же дело стало? – спрашивает Мануэль. – У тебя на "Святой Венере" полным полно знакомых.
– И сам дон Теренцио меня хорошо знает. Я был у него тогда, когда мы потопили португальского купца. Да неохота мне долго торчать на берегу. Это для меня что острый нож. Я и ушел с "Сильвией". А когда вернулся, уже поздно было. У него от желающих отбоя нет.
Лопес шумно вздыхает, и вздох Мануэля словно вторит ему:
– Нас вообще считают неудачниками. Дон Федерико только начал строить новый корабль. А меня уже предупредил, что в моих услугах не нуждается.
Некоторое время друзья сидят молча.
– Но когда-нибудь и нам повезет, – говорит после паузы Мануэль. – Будет и на нашей улице праздник.
– Если не будем сидеть сложа руки.
Благо, дон Росендо не слышит этих слов. Они произнесены угрожающим тоном.
– Тоска зеленая, – говорит после очередной паузы Лопес. – Одно развлечение каждый день.
– Когда капитан ругается с поваром, – уточняет Мануэль, и приятель согласно кивает.
В это время, легок на помине, на палубе появляется повар – старый сириец Нахиль. Он ходит на "Сильвии" бессчетное количество лет, пережил дюжину капитанов. В этот рейс он впервые взял с собой пятнадцатилетнего сына Хатима. Из мальчика вряд ли выйдет толк. Из него не то что пират – моряк не получится. Ему на корабле неинтересно. Хатим мечтает стать художником. Поэтому не расстается с грифелем и бумагой, много рисует.
Нахиль подходит к борту и опускает на веревке ведро. Ему нужно помыть оставленную с вечера посуду.
Дон Росендо подзывает его к себе:
– Принеси мне чаю с халвой.
Старый повар сохраняет обычную почтительность, однако в глубине души недоволен приказом. Халвы на борту осталось мало. Капитан же ест ее по несколько раз в день. Макароны на исходе, оливковое масло тоже. Уже заканчивается неприкосновенный запас. Если кончится халва, Нахилю нечем будет кормить пиратов. Ее нужно оставить на черный день, она может долго лежать и не портится. Августовский штиль вещь известная – можно долго не добраться до берега. А в море других припасов не найти. Разве что подвернется суденышко, которое можно ограбить.
Тем не менее повар быстро выполняет капитанское приказание. Помимо чая и халвы, он приносит большую оловянную кружку, в которой плещется ром. Нахилю прекрасно известны вкусы и привычки хозяина. Старик знает, что после чая тот обязательно захочет промочить горло. Так зачем же лишний раз ходить по такой жаре туда-обратно, когда можно принести всё сразу!
Лопес и Мануэль бесстрастно наблюдают за сценой, которая повторяется изо дня в день.
В это время на палубу поднимается Хуарес…
Весь июль Димка Скорлупкин провел в лагере. Его закадычный друг Олег Запольский тоже, только они были в разных местах. А теперь оба почти одновременно вернулись домой, в Теремковск.
Олегу отдых ни чуточки не понравился. У них были слишком строгие воспитатели, следившие за каждым шагом ребят. В довершение ко всему нельзя было купаться. В том пруду, на берегу которого находился лагерь, обнаружили какие-то холерные палочки, и купаться в нем строго-настрого запретили. Как назло, стояли жаркие дни. Чтобы немножко освежить детей, их поливали из леек. Представляете? Такое издевательство можно вытерпеть, если тебе лет шесть, от силы семь. Но когда тебе идет тринадцатый год, это поливание из лейки граничит с издевательством. Уж лучше проводить каникулы в городе. Здесь всегда найдешь, чем заняться.
В отличие от Олега, Димка вспоминал свой лагерь с удовольствием. Там подобралась на редкость хорошая компания. Было очень весело. Димка охотно остался бы там еще на одну смену. Однако у них дома готовилось семейное торжество – в начале августа отцу исполнилось сорок лет. Юбилей собирались отмечать с размахом. Должны были приехать все близкие родственники. Разве можно допустить, чтобы такой праздник проходил без единственного сына именинника! Поэтому Димка проводил август в городе.
На день рождения отца к ним домой пришло много народу: и родственников, и знакомых. Его старший брат, дядя Рома, не поленился прилететь из самой Москвы. "Спасибо, что не забываете меня, – сказал он, появившись на пороге, – пригласили".
Это он, конечно, так пошутил. Дядю Рому в семье Скорлупкиных не могли бы забыть при всем желании: о нем часто говорят по радио, пишут в газетах, его показывают по телевизору. И не только его самого – показывают его фильмы. Ведь дядя Рома кинорежиисер. Он уже поставил несколько картин. Среди них такая известная комедия как "Ты сломаешь себе шею". На этой картине про гимнастов – обхохочешься. Нет такого человека, который бы ее не видел. А "Внук эмигранта"? Тоже знаменитый фильм. Он даже получил премию на международном фестивале.
В этот раз дядя Рома приехал в приподнятом настроении. Он только что закончил снимать новую картину из жизни пиратов. Снимали ее намного дольше обычного. Несколько раз кончались деньги. Поневоле приходилось делать перерывы, которые порой продолжались по несколько месяцев. До тех пор, пока не найдется спонсор: банк или крупный завод. После этого съемки продолжались.
Буквально несколько дней назад "Черный флаг" был полностью готов. Фильм еще мало кто видел. Были только просмотры для журналистов, после чего в разных газетах появились хвалебные статьи. Официальная премьера будет в сентябре в московском кинозале "Ролан".
В Теремковске картину еще никто не видел, а Димка уже смотрел. Потому что дядя Рома привез с собой кассету. На день рождения отца гостей так и приглашали: приходите к трем часам. Сначала посмотрим "Черный флаг", а потом сядем за стол.
Это был тот редкий случай, когда никто не опоздал. Уж очень заманчиво посмотреть фильм, о съемках которого растрезвонили все газеты.
Дядя Рома старше Владимира Витальевича на четыре года. Они очень похожи. Только у Владимира Витальевича почти нет волос. Он хоть и моложе брата, но уже лысый. А у дяди Ромы волосы короткие, их не зачешешь. У него надо лбом чёлка. Как у римских императоров на древних скульптурах. Только в отличие от них он добрый. Привез из Москвы подарки всем Скорлупкиным, а не только имениннику. Димке он вручил бейсбольную шапочку с надписью "Super".
Когда шел фильм, дядя Рома попутно рассказывал о всяких случаях, которые происходили во время съемок. Однако Димка почти ничего не слышал. Его полностью захватили приключения пиратов. Картина до того понравилась Димке, что он попросил у дядя Ромы разрешения посмотреть ее еще раз. Сегодня взрослые уехали в гости к старой знакомой дяди Ромы, с которой он учился в школе, в одном классе. Поэтому можно спокойно посмотреть.
Димка очень любил послепраздничные дни. Обычно мама и бабушка готовили угощение для гостей с большим запасом. Они вечно боялись, что еды не хватит и гости останутся голодными. "Вот падёт позор на наши головы", – говорила бабушка. Чтобы позора не было, готовили очень много. В результате после праздников оставалось столько еды, что она с трудом помещалась в холодильнике. Приходилось сооружать сложные конструкции. Ставить одну тарелку, прокладывать ее фанеркой, на нее ставить другую, на другую – третью. Выискивали малейшую нишу, чтобы втиснуть туда баночку с майонезом. Нелегко потом вытащить нужную вещь. Всё того и жди вывалится на пол. Однако Димка с этой работой справлялся. Вот и сейчас он виртуозно извлек из холодильника блюдо с тортом, не уронив при этом ни холодец, ни салат.
Димка так и задумал наслаждаться жизнью: будет пить чай с тортом и смотреть "Черный флаг". Замечательный фильм, замечательная еда.
Он вставил кассету в магнитофон. Потом нарезал торт, сделал на кухне чай и принес чашку в комнату. Вообще-то мама велела сначала разогреть борщ и мясо с гречневой кашей. Однако Димка любил начинать обед с самого вкусного. это у него с самого детства. Как-то, когда он был второклассником, сев к столу, сразу схватился за компот. Мама сказала, что сначала нужно поесть первое. На что Димка заявил: "От перемены мест съедаемых сумма не меняется". Потом родители со смехом пересказывали знакомым его слова, считая это удачной шуткой. А он не шутил. Если сначала поесть первое и второе, то перебьешь аппетит. Тогда уже и торт будет не в радость. Благо, сейчас он один и может выбирать еду в любом порядке.
Димка включил магнитофон и поудобней уселся на стуле. Сейчас он увидит, как дон Росендо спасается от погони и его выручают рыбаки.
Но вдруг… От удивления Димка поперхнулся "наполеоном". Вместо трехмачтового пиратской парусника, плывущего по морю, на экране неожиданно появился поезд. Он остановился на маленькой станции. Из вагона, растерянно оглядывась по сторонам, вышел мужчина в кожаном пальто и шляпе. Поскольку его никто не встречал, мужчина прошел в здание вокзала…
"Наверное, перепутали и вложили кассету в другую коробку", – подумал Димка. Он точно знал, что дядя Рома привез картину в этой коробочке. На ней ничего не нарисовано, есть только всякие надписи на английском. На всех покупных кассетах, которые были у Скорлупкиных, обязательно цветные кадры или рисунки.
Димка стал проверять ленты. Все лежали в своих коробках. Что написано на упаковке, то и внутри. Ничего не перепутано. Да и не помнил он у себя такого фильма с этим артистом, который выходит из поезда. Откуда же появилась эта кассета? А главное – куда подевался "Черный флаг"?
Димка надеялся, что дядя Рома сразу разъяснит недоразумение. Может, он захотел показать свой фильм в гостях у одноклассницы и взял его туда. А из Москвы привез еще какую-то картину.
Ее Димка смотреть не стал. У него испортилось настроение. Даже торт поел без особого аппетита. Съел три кусочка и остановился.
Родители и дядя Рома вернулись к вечеру. Димка измаялся, ожидая их. "Черный флаг" они с собой не брали, и отсутствие кассеты всех огорчило. Особенно расстроился дядя Рома. Его лицо скривилось, как от зубной боли.
– Неужели у вас в Москве нет еще одной такой записи? – удивился Димка.
– Есть-то есть. Но и судьба этой мне далеко небезразлична. Если кто-то прихватил ее как сувенир, как вещь, принадлежащую известному режиссеру, еще полбеды. Хотя и это некрасиво. Я же опасаюсь, что она до премьеры попадет в пиратский видеопрокат. Это ужасно! – сокрушался дядя Рома. – Ведь для того чтобы закончить картину, наша студия занимала деньги. А отдавать долг мы рассчитывали из сумм, вырученных за прокат в кинотеатрах. Если же они появятся до премьеры на рынке, это нанесет ощутимый удар по нашим доходам.
Все были растеряны и не знали, что предпринять. Заявить в милицию? Но у милиции столько важных дел, что если они и возьмутся за поиски "Черного флага", то не сразу. А через месяц-другой такие поиски вообще будут лишены всякого смысла. К тому времени фильм пойдет в прокате.
– Тут возможен лишь один путь: искать своими силами, – сказал Скорлупкин-старший.
– Учитывая, что мы с тобой работаем, а Роман завтра улетает, это, конечно, самый плодотворный путь, – ехидно заметила мама. – Вся надежда на Евдокию Дмитриевну. – Это она имела в виду Димкину бабушку.
Папу ее ехидство не смутило:
– Ты забыла про Димку.
Услышав это, дядя Рома возмутился. Он обрушился на младшего брата:
– Не хватало еще впутывать в такое дело детей! Ты представляешь, Володя, что значит связаться с пиратской мафией? Это опасно для жизни. Для видеопиратов рынок – щедрая кормушка, они ворочают гигантскими деньгами. Если кто-нибудь встанет у них на пути, они горло готовы перегрызть.
– Взрослому, – уточнил Владимир Витальевич. – У детей же в подобных ситуациях больше возможностей. Сам посуди, какой преступник станет вступать в единоборство с детьми?! Кто их примет всерьез?
– Это может случиться невольно. Ты допускаешь, что они вооружены?
– Не исключено.
– Тем более что у них есть охрана. И вот ночью они услышали в офисе подозрительный шорох. Выпустили на звук всю обойму. А потом выяснилось, что туда пробрались детишки. Ой, извините, недоразумение вышло…
При этих словах Нина Константиновна вздрогнула и поежилась:
– Бр-р. Прямо фильм ужасов. – Она посмотрела на мужа: – Может, ребятам, в самом деле лучше держаться подальше от этой мафии.
– Каким ребятам? – спросил дядя Рома. – Почему вы называете Диму во множественном числе?
Владимир Витальевич рассказал брату, как Димка и его лучший друг Олег Запольский распутали дело со сбором макулатуры. Кто-то из учеников их класса подложил для веса в стопку газет металл. Ребята провели целое следствие, чтобы обнаружить жулика. Сначала нашли, откуда этот металл появился. Потом проникли в тайную артель по производству бронежилетов, лежали под пулями, навели среди жуликов панику…
Московский кинорежиссер слушал подробный рассказ Владимира Витальевича раскрыв рот. Он ни разу не перебил его, только иной раз восхищенно цокал языком. Потом повернулся к Димке:
– Ты и твой товарищ прямо подкинули мне сюжет для нового фильма. Эта история будет поинтереснее "Черного флага", – улыбнулся он и спросил: – Твой приятель живет далеко отсюда?
– Не очень. В соседнем подъезде.
– Прекрасно. Что если ты позовешь сейчас его сюда, и мы вместе продумаем план поисков кассеты. Может, тогда я смогу улететь со спокойной душой.