Шесть лет назад у меня случился серьезный личный кризис. Как из него выбраться, я не знала. Я чувствовала себя в замкнутом пространстве из которого нет выхода. Все эти громкие лозунги: «выход есть всегда», «сместите угол обзора», «раздвиньте рамки» – казались чушью и бравадой. Выхода не было.
Я не знала, что делать, куда идти, к кому обратиться за помощью. Ситуация выглядела совершенно тупиковой. И я начала читать. Книги стали для меня маяком света в тумане смятения.
Началось все со случайности. На детской площадке няня одного из малышей, мудрая женщина с добрыми глазами, услышала мой тревожный телефонный разговор. И как бы между прочим, упомянула две книги, которые очень помогли ей в жизни: «Управление интеллектом по методу Сильва» Хосе Сильва и Берта Голдмана и «Характеры и роли» Елены Левенталь.
Я нашла эти книги. Прочитала. И дальше пошла цепная реакция. Я начала искать книги по психологии, по развитию, об отношениях. О том, как общаться с невыносимыми людьми и не поддаваться на провокации, как управлять энергией и повышать свою эффективность, как замахиваться на большие цели и достигать их. Я читала, читала запоями, использовала каждую свободную минуту, которых было крайне мало, для того, чтобы читать.
Я прочитала какое-то невероятное количество совершенно разных книг. Там был и «Человек в поисках смысла» Виктора Франкла о том, что помогло автору выжить в нацистском концлагере; там был и «Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков» Мэрри Энн Шеффер о военном времени в Англии; там была «Автобиография» Бенджамина Франклина – одного из авторов Декларации независимости США, бизнесмена, ученого и просто великого человека; там были и лекции основателя НЛП Ричарда Бендлера.
Во время чтения постоянно случались вспышки озарений. Казалось – вот оно, я нащупала нить! Так я продвигалась вперед, от одного поворота к другому, а за ним к следующему. И вела дневник, куда записывала свои размышления и идеи, записывала задачи, которые ставила перед собой, шаги, которые предпринимала, результаты. Мне казалось – вот-вот, ещё чуть-чуть и я оседлаю этого дракона. И так, книга за книгой, день за днём я вела дневник. В результате получился очень объемный дневник.
Я выкарабкалась. Ментально я спаслась. Мне удалось не провалиться в воронку депрессии и обойтись без медикаментов.
Но прошло какое-то время, год или полтора, и меня накрыла вторая волна. Тогда я ещё не знала, что так часто случается. Эта волна была не такая сильная, как первая, но довольно ощутимая и неприятная. И я интуитивно взялась за дневник. Перечитала его. И за пару дней вернулась в нормальное состояние. Я была в радостном шоке – у меня есть инструмент, который помогает!
Но, несмотря на опыт в написании и издании книг, этот дневник я не рассматривала как материал для новой книги. Это был лишь инструмент для личного пользования.
А дальше – как в кино. Через несколько лет мне приснился сон, в котором мое подсознание сказало, что я должна это опубликовать. Я проснулась, подумала: как странно, отмахнулась и забыла. Через полгода мне приснился сон с тем же посылом. Причем он был очень ярким. Знаете, бывают такие сны, когда просыпаешься и не очень понимаешь – это происходило на самом деле или снилось. Он был очень реалистичным.
Тогда я перечитала дневник снова и решила его опубликовать. Несколько месяцев ушло на редактирование. Я структурировала материал в уроки и главы, что-то убрала, что-то дописала. Третья глава появилась на этом этапе, как результат долгих разговоров с шестидесятитрехлетней подругой, которая переживала кризис в отношениях. Много лет она была идеальной женой и матерью. Ее интересы, ее заботы, цели, мечты, карьерные амбиции сводились исключительно к интересам семьи. Пузырь «дом – работа – дом» был ее единственной реальностью долгие годы. И вот в 61 год она узнала, что у мужа – бизнесмена средней руки – уже много лет есть любовница. И он готов к ней уйти. И знаете, что интересно. Когда шок прошёл, ее начали грызть не обида, а сожаления о бездарно растраченном времени. О том, что она так мало тратила на себя, на свои увлечения и мечты, а полностью посвятила себя служению семье. «Почему я не жила для себя, почему мне никто не сказал, почему меня никто не научил?» – постоянно повторяла она. Что я могла ответить. Пока музыка играет – надо танцевать, ведь никогда не поздно начать новую главу.
Дать книге жизнь я решила нетрадиционным путем. В течении 5 месяцев я публиковала уроки в социальных сетях, мессенджерах, на сайте книги и на блокчейн-платформе. И получала письма с такими искренними и трогательными благодарностями, что плакала. Опубликовала, радостно выдохнула от сделанного доброго дела, и пошла дальше.
И вот случился кризис 2020-го. Он налетел, как вихрь. В марте мы с семьей оказалась во Франции в эпицентре событий, когда закрывались границы и страны уходили на локдаун. Было ощущение, что нас перебросило телепортом в компьютерную игру. Я была настолько потрясена происходящим вокруг и так сильно взволнована, что решила провести масштабное исследование, чтобы разобраться в том, что на самом деле происходит, и написать книгу.
Ежедневно с середины марта я проводила глубокий мониторинг. Я чувствовала себя ученым в лаборатории. Происходящее вызывало азарт и огромный интерес. Ежедневно я наблюдала акты невероятной доброты и примеры тупой жестокой агрессии. Я видела, как с одной стороны, рушатся бизнесы с сильным фундаментом, как тысячи людей теряют работу, как политики высшего ранга, окружённые топовыми экспертами, мечутся в растерянности, не зная, что предпринять, как страны дерутся за маски и тесты, как мега богатые покупают острова, чтобы переждать локдаун, и строят подземные бункеры размером с футбольное поле на случай народных волнений. И в это же время в стране с самой сильной экономикой, в Америке, выстраиваются беспрецедентные очереди за бесплатной едой, в Индии рабочие-мигранты погибают, пытаясь преодолеть сотни километров пешком без еды и питья, чтобы попасть домой, в Испании страдают дети, неделями запертые в заточении в маленьких квартирах. В такие минуты меня накрывали волны гнева на мир, который сошёл с ума, на тех, кто довёл его до такого состояния. Но с другой стороны, я видела противоположные истории. Как люди перестраиваются на ходу, кардинально меняют род деятельности, используют новые возможности и запускают новые проекты. Как 99-летний английский полковник собирает более 30 миллионов фунтов стерлингов для больниц своей страны на краудфандинге, а 98-летний французский доктор приостанавливает частную практику в Париже и консультирует пациентов в доме престарелых. Как именитые рестораторы готовят бесплатные обеды для медиков, а топовые бизнесмены закупают медицинское оборудование. Как голливудские звёзды жертвуют свою плазму, а неравнодушные люди по всему миру запускают волонтерские проекты. От происходящего вокруг кружилась голова. Волны гнева сменялись волнами тепла и вдохновения, временами было страшно, временами гордо, иногда грустно, порой я чувствовала растерянность, но всегда было дико интересно. И, что главное, не было ни стресса, ни панических настроений.
Этот кризис выбил почву из под ног и забрал у людей главное. Он высосал уверенность в себе. Произошли вещи, которые полгода назад никто даже представить не мог. Общество разделилось. Одни покрылись испариной страха, ратуя за любые ужесточения, другие считали происходящее фашизмом, и стонали под гнетом ограничений.
Всем было продемонстрировано, что от отдельно взятого человека не зависит вообще ничего. Деньги не решают. Связи не решают. Знания, достижения, заслуги не решают. Казалось, что выдернули внутренний стержень, на котором держалась конструкция, и все посыпалось, как карточный домик.
И тут я заметила активность на странице книги «Пинки&Поцелуи» в фейсбуке, где начались перепосты. И мелькнула мысль: а что, если книга поможет справится с нынешним кризисом тысячам других людей также, как в своё время помогла мне. Поможет вернуть почву под ногами и уверенность в себе. Поможет собрать себя по кусочкам, вытянуть за волосы из воронки и увидеть вокруг новые возможности. Может мне нужно опубликовать ее классическим способом и рассказать о ней как можно большему количеству людей?
Наверное, главное, что я поняла, выкарабкиваясь из кризиса – когда хочешь вылезть из засасывающей воронки, нужно смотреть не на то, что непосредственно перед тобой, а на точку, в которую хочешь попасть, на ближайший поворот. Так учат ездить на мотоцикле. Если будешь смотреть на дорогу перед собой – упадёшь.
Тоже самое я держала в голове, когда интуитивно пыталась найти выход. Не смотрела на то, что имею, я старалась концентрироваться на том, что хочу иметь. Научилась не убегать от того, что у меня было, а идти к тому, что хотела достичь. Потому что если убегаешь – фокусируешься на том, что тебя догоняет или держит, и теряешь энергию. А если стремишься к чему-то – фокус смещается на цель. И если попробовать сказать о книге одним предложением – она показывает не как убежать от чего-то плохого, а как прийти к чему-то хорошему.
Сейчас вокруг все соткано из противоречий. Власть имущие и деньгодержащие персоны, среди которых и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, и миллиардер Рей Далио говорят, что все должны объединиться. Но мы видим обратное. Происходит сильное разобщение. Люди чувствуют себя некомфортно рядом с другими людьми, люди боятся друг друга. Растёт градус неприятия и ненависти. Происходят конфликты на расовой почве. В Китае косо смотрят на африканцев, в Европе и Америке косо смотрят на китайцев, в Индии косо смотрят на местных мусульман. Одни благодарят медперсонал за спасение жизней, а другие нападают на медиков как на разносчиков инфекции. За последние месяцы достигли рекордных показателей случаи домашнего насилия, взлетело количество разрывов и разводов, вырос масштаб алкоголизма.
Мне очень нравится идея быть вместе, быть рядом, взяться за руки, победить врага совместными усилиями. Но сейчас она не работает. Грустно, да. Похоже, это инстинкты, заложенные в нас природой. Чтобы выйти из кризиса, нужно начать с себя, потом задействовать ближний круг, потом круг расширять. Только так мы сможем сделать что-то существенное. Это как кислородная маска в самолете. Сначала надеваешь ее на себя, потом на ребенка. Потому что недееспособный человек не может помочь другому.
Прямо перед глазами у каждого из нас сейчас – здоровье и экономика. Это главная боль и главная забота. А ближайший поворот, на котором надо держать фокус – это уверенность в себе, уверенность в том, что, чтобы не случилось – вы разберётесь, справитесь и победите. Это антихрупкость.