Еще в 1970-х годах эксперименты показали, что эффекты памяти могут непосредственно влиять на большинство физиологических реакций, например, угнетать или, наоборот, активировать иммунную систему.
Один из механизмов – условные рефлексы. Если предварять любую физиологическую реакцию определенным сигналом, то через некоторое время сигнал сам по себе будет вызывать её. Например, когда перед кормлением собаки звенит колокольчик, то спустя две-три недели уже один только звонок провоцирует слюноотделение. Уже век как никого не удивляют подобные факты. Сегодня эти опыты знакомы каждому школьнику.
Однако ученые были поражены, когда в 1970-х годах таким способом удалось «отключать» иммунные реакции организма. Эксперименты продемонстрировали, что, если в напитке с определенным вкусом содержится препарат, снижающий количество лимфоцитов, то при длительном употреблении организм привыкает реагировать и на лекарство, и на сам напиток. Через некоторое время употребление напитка уже без лекарственного вещества всё равно будет вызывать тот же эффект.
Можно, усилить или ослабить иммунитет, воздействовать на другие полезные реакции организма, просто связав их с каким-нибудь сигналом.
Многие повторяющиеся события окружающего мира незаметно соединяются с нашими физиологическими реакциями. Мы не замечаем этого, но вокруг нас существует своего рода параллельная вселенная ассоциаций. Она заставляет наш организм реагировать совершенно определенным образом.
Давайте рассмотрим весьма распространенные случаи: визит к врачу или простой прием лекарств.
Белый халат, медицинские инструменты, запахи дезинфицирующих средств, фирменные упаковки таблеток у современных людей ассоциируются с ожиданием, что станет лучше. По закону условных рефлексов сами по себе такие сигналы-ассоциации плюс опыт успешного лечения превращаются в достаточно эффективное лекарственное средство. Кроме того, мощным сигналом служит заботливый вид врача, его уверенность, излучаемый авторитет. Совокупность всех этих моментов действительно способна включать нужные реакции в организме и порождать чудеса исцеления, эффекты плацебо.
Термином «эффект плацебо» называют улучшение самочувствия человека в результате имитации воздействия какого-либо фактора. Например, под видом реального лекарства больному дается совершенно нейтральное средство.
Опыты с плацебо изумляют: реакции организма зависят от наших ожиданий, закрепленных ассоциациями в памяти.
Так, ещё в 1956 году А. Л. Гамбург изучал влияние названий на действие, которое оказывают на человека растворы кофеина и люминала. Исследования проводились у 20 студентов-медиков. Студенты находились в состоянии бодрствования и были знакомы с тем, как действует кофеин и люминал. Измерялось кровяное давление и сердечно-сосудистые реакции после приема препаратов. По условиям эксперимента, когда испытуемым давался кофеин, объявлялось, что это люминал и, наоборот: вместо люминала – кофеин.
В ходе эксперимента у половины испытуемых было обнаружено: название препарата действует сильнее, чем реальные растворы. Если при приеме кофеина говорилось, что это люминал, то реакции соответствовали мнимому люминалу: пульс замедлялся (на 5-11 ударов в минуту), артериальное давление снижалось (на 10-15 мм рт. ст.). То же получалось и в случае указания, что дан кофеин, в то время как в действительности был дан люминал (под видом кофеина): реакция отвечала кофеину, а не реально данному люминалу – пульс учащался, артериальное давление повышалось3.
Сравнительно недавно, в 2010 году, подобные эксперименты, проведенные психологом Алией Крам, вызвали бурю обсуждений в научном сообществе. Описание коктейлей как малокалорийных или высококалорийных оказалось важнее, чем их реальное содержание. Высококалорийные напитки, объявленные низкокалорийными, не утоляли голод у испытуемых и наоборот. Ассоциации и названия неизменно оказывались сильнее, чем реальный химический состав напитков.
Получается, что реакции организма могут быть существенным образом модифицированы через влияние ассоциаций и условно-рефлекторных связей.
Способны ли закрепленные в памяти ассоциативные связи влиять на молодость?
В 1981 году группа мужчин в возрасте за 70 лет под руководством психолога Элен Лангер приняла участие в пятидневном семинаре. Одной группе пожилых мужчин (контрольная группа) предложили вспоминать, какими они были на 22 года моложе. В отличие от них мужчины другой (экспериментальной) группы находились в помещении, где была воссоздана обстановка прошлых лет. Созданные условия визуально и тактильно помогали им перенестись на 22 года ранее, в 1959 год. Они смотрели фильмы и телешоу, популярные в то время. Листали «свежие» газеты, бурно обсуждая новости 1959 года – приход к власти на Кубе Фиделя Кастро, визит в США Генерального секретаря КПСС Никиты Хрущева, спортивные и прочие события4.
Все пять дней исследователи проводили измерения психологических и физиологических параметров. Измерения показали, что в обеих группах – экспериментальной и контрольной, организм испытуемых помолодел функционально и структурно. Однако мужчины экспериментальной группы (те, которые были окружены обстановкой прошлых лет) улучшили свои показатели здоровья значимо больше, чем члены контрольной группы.
Исследователи отметили изменения в росте, весе и походке. Стали подвижнее суставы, ушла сутулость. Зрение и слух обострились, а мышцы окрепли. Улучшилась память испытуемых, другие показатели их умственных способностей (экспериментальная группа – на 63%, контрольная – на 44%). Как отметили исследователи, мужчины буквально помолодели на глазах за пять дней эксперимента.
Эксперименты показывают реальную силу ассоциаций, которые можно использовать для лечения. Так, Кристофер Спивак – специалист по боли в вашингтонском Национальном военном медицинском центре Уолта Рида разработал необычную методику: он сочетает прием болеутоляющих средств и специальные чувственные ощущения: аромат перечной мяты, яркий вкус конфет или звуки любимой песни. Память связывает уменьшение боли с ароматом, вкусом или звуком. Проходит совсем немного времени, и внутренний фармацевт начинает усмирять боль, просто получив знакомые сигналы. Пациенты вместо болеутоляющих принимают конфеты или ароматы5. По всей очевидности, таким образом можно приручить не только обезболивание, но и иммунные реакции, синтез необходимых гормонов.
Ван Эрик, автор книги «Внушаемый мозг», согласился поучаствовать в одном из подобных экспериментов, чтобы проверить силу ассоциаций на себе. К нему подключили электроды и наносили удары током разной интенсивности. Слабый удар ощущался как укол булавкой, сильный вызывал тупую боль, одновременно давящую и жгучую, переносимую с трудом. Перед тем как наносился очередной удар, загорался цвет. Зеленый – когда следовал слабый разряд, и красный – когда сильный. Всего было двадцать четыре разряда тока.
Когда пытка закончилась, экспериментатор показал результаты. Оказалось, что все последние удары, при которых горел зеленый цвет, на самом деле были сильные и должны были вызывать жгучие боли6. Но они воспринимались как слабые. Всего двенадцать разрядов и боль оказалась под контролем ассоциаций. Просто удивительно, что такие возможности никто не использует.
Влияют ли на наше здоровье ассоциации, связанные с возрастом?
И в наше время эта область научного поиска практически ускользает от внимания ученых. В то же время существует ряд экспериментов, показывающих важность таких ассоциаций и бессознательных ожиданий.
В опытах советского ученого И. И. Короткина испытуемым предлагалось представить себя в разных возрастах. При этом происходили выраженные изменения, которые фиксировались ученым. Сами изменения не осознавались испытуемыми, однако они ясно ощущали, насколько им удавалось перевоплотиться в заданный образ молодого или пожилого возраста.
Мысленное перевоплощение в пожилой возраст приводило к хорошо регистрируемому и выраженному торможению как условных, так и безусловных рефлексов. При этом наблюдалось ослабление как возбудительных, так и тормозных процессов (особенно их сложных форм). Подобные же реакции наблюдались и при воспоминаниях усталости. Рефлексы у «усталых стариков» ослабевали в ещё большей степени, чем у «нормальных стариков»7.
Наоборот, воображая себя в более молодом возрасте, вспоминая это состояние, испытуемые усиливали свои рефлексы. Их нервная система работала ярко, интенсивно и быстро.
Результаты подтвердились и с помощью методик гипнотического внушения.
Эксперименты Короткина могут быть оценены по достоинству в наше время, когда роль нейрогуморальной регуляции в сохранении здоровья становится более понятной. Многие болезни вызваны разбалансировкой и снижением активности нервной системы (особенно её парасимпатического отдела).
Не секрет, что наряду с полезным плацебо существует и ноцебо, то есть эффекты, когда негативные ожидания ухудшают здоровье.
Познакомьтесь, с результатами одного из исследований. Испытуемым сообщали заведомо неверную информацию, что препарат, который они принимают, может вызвать эректильную дисфункцию, снижение либидо или проблемы с эякуляцией. В результате вероятность появления этих симптомов у испытуемых, увеличивалась в три раза, по сравнению с теми, кто не был введен в заблуждение8.
По понятным этическим причинам эффекты ноцебо изучаются в меньшей степени, чем благотворного плацебо. Опасно и нетактично вводить в заблуждение людей, давая им неверную информацию, подвергая риску их здоровье. Но разве коллективные убеждения о возрасте не проделывают с нами такие же фокусы?
Так, известный социальный психолог Дэвид Майерс описывает результат одного из любопытных экспериментов. Целью данного исследования было установить эффект неосознаваемого влияния ассоциаций на состояние организма. Испытуемых в эксперименте просили закончить предложения, содержащие такие слова, как «старый», «мудрый», «ушедший на пенсию». После выполнения теста незаметно для участников измерялась скорость их движения. Испытуемые гораздо медленнее шли к лифту, чем те, которые не имели дела со словами9.
Поскольку замедленные реакции ‒ один из привычных атрибутов пожилого возраста, экспериментаторы сделали вывод о том, что даже слабые ассоциативные связи способны настраивать организм на проявление черт соответствующего возраста.
Андрей Фоменко приводит актуальный эксперимент ученых Йоркского университета (Канада) и Калифорнийского университета в Беркли (США). Авторы исследования хотели понять, как различные виды работы с убеждениями о старении влияют на пожилых людей.
«Участников исследования разделили на четыре группы. К первой группе применялись технологии скрытого воздействия. Ежедневно в течение 15 минут испытуемым показывали видеоролики нейтрального содержания, во время которых на экране всплывали надписи. Это были сочетания слова «старение» и его синонимов со словами, несущими положительную окраску, такими как мудрость, здоровье, проворный, энергичный. Причем время показа этих сочетаний было настолько коротким, что люди не успевали даже осознать их появление.
Участники из второй группы осознанно работали с убеждениями о старении. Они ежедневно писали эссе о позитивных и бодрых пожилых людях. Третья группа одновременно подвергалась воздействию неосознаваемых убеждений и проходила через осознанную работу с ними. Четвертую (контрольную) группу не подвергали какому‑либо воздействию.
После нескольких недель работы ученые оценили, как изменились представления участников о старении, а также их физические навыки. Оказалось, что позитивные сдвиги произошли лишь в первой группе. Люди, на чьи убеждения влияли в обход сознания, стали гораздо оптимистичнее воспринимать пожилой возраст. Но что самое удивительное, под их новые убеждения «подстроилась» и физиология: они стали более ловкими, энергичными и подвижными, а проявления возрастных заболеваний уменьшились. При этом в других группах не было никаких изменений ни на психологическом, ни на физическом уровне»10.
Как читает Фоменко, этот эксперимент позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, когда речь идет о старении, мы имеем дело с глубинными установками, которые влияют на нас в обход сознательного контроля. Эти убеждения глубоко внедрились в нашу психическую структуру. Возможно, мы имеем дело и с другими формами программирующего коллективного опыта: морфогенетическими полями, ассоциативными схемами, архетипами коллективного бессознательного. Они воздействуют не только на наши мысли о пожилом возрасте, но и на наше тело, делая его немощным или, наоборот, более ловким, сильным, здоровым.
Во-вторых, для изменения этих стереотипов и ограничений, касающихся старения, необходимо использовать инструменты формирования новых ассоциативных цепочек в обход сознания – как это и было сделано в исследовании, прорабатывать установки и ассоциативные схемы с помощью техник внушения и самовнушения.
Неосознаваемые ассоциации, связанные с возрастом, по всей видимости, обладают способностью настраивать бессознательную психику на беспомощность, усталость, постепенный закат сил после перехода за черту середины жизни. Одновременно эти ожидания все дальше и дальше уводят людей от целительных возможностей пиковых переживаний, состояний вдохновения, потока, воодушевления, которые ассоциируются у людей с рассветом, молодостью, подъемом сил, легкостью и большой активностью.
Не с этим ли обстоятельством связан достаточно драматичный для многих период кризиса среднего возраста? Действительно, трудно разорвать навязанные культуральные установки и уйти от образа заката: чувств ненужности, тяжести, общего ощущения потери связи с потоком жизни. Йель Даниэл Левинсон в своей нашумевшей книге «Сезоны человеческой жизни» писал, что люди в середине жизни страдают от некоторой потери витальности, присущей юности. Хотя они не близки к смерти в буквальном смысле и не претерпевают резкого ухудшения физического состояния, для большого числа людей жизнь в среднем возрасте становится процессом постепенного отчуждения от мира и от себя самого11. Нужны радикальные средства, способные противостоять образам увядания и приближения смерти.
А что будет, когда мы свяжем ассоциациями возраст и вдохновение, вплетем опыт пиковых переживаний в свое будущее?
Давайте обратим внимание, что именно пиковый опыт позволяет освобождаться от ограничений, выходить за пределы обусловленных норм, проявляет истинные возможности человека. Как показал в свое время Абрахам Маслоу, в моменты пиковых переживаний люди становятся максимально уникальными, целостными, продуктивными12.
Возможность менять состояние организма одной только научной презентацией была недавно доказана психологом Алией Крам. Эти впечатляющие исследования вызвали большой резонанс в научном сообществе13.
Крам изучала горничных из семи американских отелей. Работа горничной достаточно тяжела физически, в среднем на нее расходуется более 300 ккал/час. По физическим нагрузкам такую работу можно приравнять к занятиям фитнесом или ходьбой со скоростью около 6 км/ч.
Тем не менее, две трети горничных, с которыми работала Крам, считали, что их образ жизни недостаточно активен, а одна треть – что его вообще нельзя назвать активным. Физическое состояние горничных отражало их убеждения: уровень артериального давления, отношение объема талии к объему бедер и масса тела соответствовали показателям людей, ведущих сидячий образ жизни.
Для проведения эксперимента Крам создала постер, наглядно объясняющий, почему работу горничной можно приравнять к занятиям фитнесом. Переворачивание матрасов, подбирание полотенец с пола, толкание тяжелых тележек, уборка при помощи пылесоса – все эти действия требуют силы и выносливости. На постере был показан расход калорий каждого вида деятельности: к примеру, женщина весом 64 кг тратит на чистку ванной в течение 15 минут 60 ккал.
В четырех из семи отелей Крам устроила для горничных пятнадцатиминутную презентацию, где познакомила их с этой информацией. На время эксперимента она повесила копии своего постера на досках объявлений в комнатах отдыха горничных. Суть сообщения: физическая активность соответствует рекомендациям врачей или даже превосходит их, работающие должны видеть преимущества такого образа жизни для своего здоровья.
Горничные из трех оставшихся отелей были контрольной группой. Они получали во время эксперимента другую информацию. Им сообщалось о том, что физическая активность является важной составляющей здорового образа жизни, но им не говорили о том, что их работу можно считать физическими упражнениями.
Через 30 дней Крам проверила состояние горничных. Те женщины, которые прослушали презентацию, ощущали, что они выполняют гораздо больше упражнений, чем им казалось ранее. Члены этой группы скинули, в среднем, по килограмму, снизили артериальное давление почти на 10% и демонстрировали потерю жира и уменьшение индекса массы тела. Работницы даже сообщили о том, что их работа стала им больше нравиться. Образ их жизни никак не изменился. Изменилось только восприятие и ассоциации. И это вызвало ощутимые улучшения в организме. У горничных из контрольной группы никаких перемен не наблюдалось.