Более всего впечатляют эксперименты с воспроизводством опыта прошлого в гипнотическом состоянии. Внушением того, что испытуемый находится в определенном моменте своей прошлой жизни, можно вызвать детальное воспроизведение всех присутствовавших тогда ощущений, запахов и, самое удивительное, физиологических реакций тела, психологических состояний.
«Сегодня такое-то число такого-то месяца и года. Вы готовитесь к парашютному прыжку» – внушалось испытуемым в экспериментах Л.П. Гримака, физически здоровым парашютистам в возрасте от 19 до 21 года17. Непрерывно регистрировались физиологические показатели. Многочисленные эксперименты показывали воспроизведение стрессовых состояний и соответствующих им показателей: уровень гормонов в крови, ЭЭГ, сердечный ритм. Тело и мозг испытуемых реагировали в точности так же, как и в реальности.
Гримак, – ученый, разработавший метод моделирования состояний в гипнозе, отмечал невероятно большое количество информации, которая может быть воспроизведена в гипнотическом состоянии простым внушением: «Сегодня такое-то число такого-то месяца и года». По указанию экспериментатора гипнотизируемый может даже заново восстановить по памяти текст когда-то прочитанной книги. При этом он просто смотрит на воображаемую книгу из прошлого, перелистывает её страницы, видит текст.
Интересный случай из криминальной практики, связанный с возможностями человеческой памяти, привёл известный современный гипнотизер Ричард Бендлер. Полиция обратилась к нему за помощью в поисках преступника. Кто-то схватил жертву сзади и завязал ей глаза. Можно ли найти какие-нибудь зацепки для следствия?
Бендлер согласился оказать помощь и дал своеобразную инструкцию потерпевшему: вернуть воспоминания о нападении в замедленном темпе, просматривая их подобно фильму. По приказу гипнотизера «фильм» был остановлен как раз перед тем, как руки преступника коснулись лица жертвы. Затем Бендлер велел увеличить видимый образ рук преступника. Это позволило жертве преступления спокойно рассмотреть отпечаток одного из пальцев, сильно увеличив его в своем воображении, и зарисовать со всеми подробностями. По нарисованному дактилоскопическому отпечатку полиция нашла преступника18.
Бендлер отметил, что всё это было не так быстро. На гипнотическую операцию по извлечению воспоминания ушло несколько часов. Но на такие вещи способна наша память и точные инструкции.
Есть и много других удивительные возможностей, связанных с образами нашей памяти. Бине и Фере – авторитетные ученые девятнадцатого века, тщательно изучавшие силу воображения, продемонстрировали способность внушенного образа прочно связываться с реальными стимулами. Например, показывая загипнотизированному пустой лист бумаги, они внушали, что на нём фотография известного лица. Испытуемый действительно видел на листе иллюзорную фотографию. Затем ученые вкладывали лист с «фотографией» обратно в пачку, смешивая его с другими чистыми листами. Однако загипнотизированный всегда безошибочно находил его впоследствии. Причем он указывал, когда на листе была перевернутая фотография, а когда лист белой бумаги располагался правильно. Для остальных людей этот лист был совершенно неотличим от других точно таких же листов из пачки19.
Воспроизведение в гипнозе ранее пережитых психических состояний впервые было осуществлено Жаком Шарко. А в 1987 г. Р. Крафт-Эбинг произвел первые гипнотические опыты со способностью людей перемещаться по времени.
Крафт-Эбинг поставил перед собой задачу доказать реальное, а не фантастическое изменение личности при внушении определенного возраста. Его опыты с 33-летней Пьежель показали полное перевоплощение этой женщины в 7-летнего ребенка, затем 15 и 19-летнюю девушку. Превратившись в ребенка, испытуемая начинала играть, ее мимика, позы и речь со всей очевидностью соответствовали внушенному возрасту.
Точка зрения Крафта-Эбинга вызвала дискуссию и резкую критику в научной среде, но дальнейшие исследования показали ее обоснованность.
Особенно поражают возможности гипноза в возвращении к периодам детского возраста. Известный советский ученый, гипнотизер В. Л. Райков сообщал, что в глубоком гипнозе иногда удается воспроизведение внушаемых состояний самого раннего детского возраста, которые не могут быть теоретически объяснены ни с позиции «актерской игры», ни состоянием частичного сна. Сюда относятся изменения ЭЭГ, дискоординация движения глазных яблок, как у грудных младенцев, репродукция отдельных неврологических симптомов и рефлексов, которые исчезают с возрастом20.
Степень проявлений зависит от глубины гипнотического состояния, однако, как отмечал Райков, трудно объяснить, как сохраняется связь с гипнотизером, когда испытуемый во многом действительно ведет себя как ребенок: не может, например, фиксировать глазами поднесенный к лицу яркий предмет. Требуется специальный приказ «Ты взрослый», чтобы вывести испытуемого из этого состояния.
Большой интерес представляют исследования в гипнотическом состоянии ситуаций, связанных с расстройствами организма. Обнаружилось, что при возвращении в то время, когда человек был болен, симптомы заболеваний возникают повторно.
Так М. Л. Линецкий (лаборатория ЦПНБ) воспроизводил с помощью словесного внушения малярийные синдромы. П. К. Булатова совместно с П. И. Булем показали возможность воспроизведения припадка бронхиальной астмы, используя внушение заданного возраста. В области дерматологии схожие исследования были проведены А. И. Картамышевым21. Путем внушения «сейчас такой-то год, месяц, день» он вызывал имеющийся в прошлом дерматоз со всеми сопутствующими явлениями. Наоборот, ему удавалось приостановить проявление кожных заболеваний, убрать их симптомы простым внушением того, что больной находится в другом времени.
М.С. Шойфет анализируя опыт использования гипнотической регрессии (так называется возвращение в прошлое с помощью специальных техник), считает обоснованным метод перенесения в то время, когда организм больного был здоров. Как он считает, переводя загипнотизированного в период, предшествующий заболеванию, можно избавить его от органических симптомов, поскольку здоровье, как и болезнь, имеет биологическую и физическую память22.
Многие из известных психологов, психотерапевтов приходили к своему пониманию ценных ресурсов воспоминаний, возвращая клиентов для исцеления в благополучное прошлое.
Таковы были приёмы Милтона Эриксона – легенды современной психотерапии, гипнотизера, исследователя трансовых состояний. Одним из его излюбленных способов помощи клиентам стала техника воспоминаний. Когда пациент вспоминал со всеми деталями и подробностями прошедшее, как бы заново оказывался в том времени, когда мучавшие человека проблемы ещё не возникли, то это каким-то образом помогало ему перестроиться. На языке системного подхода – давало возможность перенастроить всю систему регуляции (психической, нейрогуморальной). И проблемы клиентов действительно уходили.
Основатели нейро-лингвистического программирования Дж. Гриндер и Р. Бендлер, отыскивая наиболее эффективные техники современных мастеров психотерапии, также остановили особое внимание на технике воспоминаний.
В книге – своеобразной энциклопедии гипноза – «Формирование транса» они описали любопытный случай исправления близорукости. Оказалось, что для этого можно направить клиента обратно в детство, когда его зрение было вполне нормальное и дать ему внушением специальные, нетривиальные инструкции. Вы можете составить себе впечатление об этом необычном способе исправления близорукости со слов авторов.
«Мы создавали тогда фантастические, «заколдованные» гипнотические группы, изолированные от окружающего мира, и наблюдали за ними. В одной из таких групп был этот мужчина, постоянно регрессирующий во времени, и когда он стал «моложе», он перестал видеть сквозь свои очки. Он регрессировал до пятилетнего возраста и сказал: «Чего это я ничего не вижу? Зачем мне эта штука на лице?». Потом взял и выбросил очки.
Меня это озадачило и заинтересовало, и я произвел форменную проверку его зрения без очков. У меня не было при себе стандартной таблицы для проверки зрения, но на стене висело объявление, и я попросил назвать буквы, которые он видит. Он не знал, как называются буквы, и я заставил его нарисовать их. Он изобразил кудрявыми загогулинами то, что видит. Рисунки его были совершенно детскими. Затем я возвратил его снова во взрослое состояние и провел такую же проверку зрения. Но без очков он не мог больше назвать буквы, которые только что видел. Я возвратил его в пятилетний возраст, и он снова увидел буквы на объявлении. Это произошло случайно, и я никак не мог объяснить этого явления. Прежде чем возвратить его окончательно во взрослое состояние, я дал ему следующие инструкции: «Теперь ваши глаза останутся в том же состоянии, в каком они были, когда вам было 5 лет, а все остальное вырастет и станет взрослым». Вот и все, что я сделал, – и он стал хорошо видеть»23.
Как видите, ключевым элементом исправления близорукости здесь стали работа с памятью и особые инструкции, данные бессознательному разуму.
Продолжая по аналогии, таким способом можно возвращать многие утраченные в детстве способности.
Так, можно ускорить обучение иностранным языкам, как бы став на время детьми. Эта возможность совмещать в себе и взрослого, и ребёнка, переносить навыки из одного состояния в другое – качество хорошо организованной психики.
Эстанислао Бахрах в книге «Гибкий ум. Как видеть вещи иначе и думать нестандартно» приводит результаты любопытного эксперимента. Двум группам студентов задали вопросы:
Группа 1: «Тебе семь лет и не надо идти в школу. Весь день ты можешь делать что хочешь. Чем бы ты занялся?»
Группа 2: «Весь день ты можешь делать, что хочешь. Чем бы ты занялся? Куда пошел бы?»
Студенты 10 минут писали свои ответы. После этого им предложили ряд загадок и тест на творческие способности, например, придумать альтернативное применение старым автомобильным шинам. Студенты из первой группы оказались намного более творческими и предложили вдвое больше идей, чем студенты из второй. Получается, что вспомнить, почувствовать себя в возрасте семи лет – простой способ усилить свою креативность?
Сегодня ученые находят всё больше свидетельств того, что образы, извлекаемые из памяти, влияют на человеческое тело, работу мозга. Удивительно, но именно воспоминания позволяют почти мгновенно включить то или иное состояние, как будто память и есть та удобная кнопка, нажатие которой настраивает на нужное состояние.
В прошлом, в памяти любого человека находится множество полезных ресурсов: потенциальная готовность к обучению, образы оптимальной нейрогуморальной регуляции организма.
Имеет очевидный смысл возвращаться периодически в свое прошлое, помогая организму вспомнить состояние, когда мы были более гармоничны и уравновешены, энергетически наполнены. Используя специальные инструкции, можно добиться и более впечатляющих результатов.
Путешествия в благополучное прошлое позволяют быстрее адаптироваться, приспосабливаться к новым условиям, избегать хронических стрессов.
Подумайте об этом серьезно. Именно нарушения нейрогуморальной регуляции ведут к болезням, а самое главное – это одна из основных причин старения нашего тела.
Для путешествий в прошлое не обязательно находиться в состоянии гипнотического транса. В 1962-1966 гг. в лаборатории физиологии эмоций Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии Академии наук СССР была проведена серия впечатляющих экспериментов. Изучалась способность вспоминать эмоционально заряженные моменты своей жизни. В эксперименте измерялись КГР (кожно-гальванический рефлекс), величина сердечных реакций, изменения дыхания, другие реакции. Объективные показатели фиксировали, как воспоминания влияют на вегетативную нервную систему24.
Многочисленными опытами было установлено, что реальные события и воспоминания об этих событиях дают совершенно схожие реакции, когда они связаны с эмоциями. Было продемонстрировано, что все испытуемые, вызывая яркие эмоционально-насыщенные образы прошлого, повторно переживают сдвиги и «бури» вегетативных реакций, запечатленные их памятью.
Важным открытием оказалось, что в отличие от обычных воспоминаний, многократное воспроизведение эмоционально заряженных воспоминаний, как положительных, так и отрицательных, не ослабляет их действие на тело и нервную систему. То есть именно эмоциональность воспоминания становится важной, когда мы хотим воздействовать на свой организм мысленными образами.
Поэтому, вспоминать следует обязательно эмоционально насыщенные моменты приятного отдыха или воодушевления, вдохновения, пиковых переживаний. Так мы не только не истощаем ресурсы ценного накопленного опыта, наоборот, усиливаем себя во всех смыслах.
Это важно:
Во-первых, такие воспоминания вдохновляют, делают нас в буквальном смысле сильнее, грациознее, уверенней.
Во-вторых, в эти моменты организм может быть настроен по параметрам молодости, здоровья и вдохновения, которые становятся своеобразным эталоном системы сбалансированной нейрогуморальной регуляции.
В-третьих, воспоминания особых продуктивных моментов, пиковых переживаний сами по себе улучшают работу памяти, быстро развивают воображение.
Так мы открываем в себе способность влиять на весь организм, творчески менять программы поведения, в целом, приручать подсознание, которое «может всё», как об этом пишут популярные авторы.
Например, признанный исследователь трансового опыта, создатель концепции генеративного транса Стив Гиллиген выбирает подобные техники как надежную основу для эффективного внушения и самовнушения.
Как пишет Гиллиген, большинство людей может легко вспомнить ощущения, когда они занимались чем-то эстетическим, например, читали хорошую книгу, слушали красивую музыку, гуляли на природе или нежно обнимали любимого человека. Такие воспоминания позволяют легко войти в состояние потока, когда человек способен без потери осознанности создать новые модели поведения, уйти от деструктивных состояний, найти решение запутанных проблем.
Модель самовнушения у Гиллигена предполагает три составляющие:
Во-первых, следует вспомнить и как бы заново пережить лучшие минуты своей жизни – это позволяет быстро войти в состояние потока.
Во-вторых, полезно вообразить рядом людей, присутствие которых поддерживает и усиливает нас.
В-третьих, важно подобрать правильную фразу самовнушения, которая выразит позитивное намерение. Фраза должна быть простая – в ней должно быть не больше пяти слов. И эта фраза должна вызвать внутри вас определенный эмоциональный резонанс.
Так, один из клиентов Стива Гиллигена прошел через мучительный кризис середины жизни, который включал в себя развод, смену работы и смерть родителей. Выйдя из кризиса, он очень удивился, увидев, каким несчастным и нездоровым он стал. Он решил каждый день заниматься самовнушением, вспоминая моменты лучших состояний и подобрав вдохновляющую мантру: «Хочу быть здоровым и счастливым». Уже через неделю он заметил, что его диета значительно изменилась, а после нескольких недель произошли позитивные изменения: здоровье, энергия, оптимизм25.
О том, что в пиковых переживаниях, потоковых состояниях организм настраивается на здоровье, гармонию свидетельствуют и другие авторы26.
Использование воспоминаний – только одна из возможностей, как вернуться к состоянию хорошего здоровья и сохранять молодость. Существуют и другие, но заново пережить наиболее вдохновленные, наполненные энергией, силой, эмоционально заряженные моменты своей жизни – очень действенный метод по простоте исполнения, естественности и позитивным эффектам.
Такие воспоминания могут стать для вас триггером – «талисманом», почти мгновенно настраивающим на состояние прекрасной психической и физической формы, одновременно повышая сопротивляемость организма к болезням, вредным воздействиям.
Действительно, в двадцатом веке советские физиологи открыли особые состояния (реакция активации), в которые может входить организм человека, сталкиваясь со стрессовыми факторами. Эти состояния оказались тесно связаны с позитивными эмоциями, пиковым опытом, правильной реакцией на стресс. В режиме реакции активации:
усиливается иммунная система – она способна справиться практически с любым заболеванием;
восстанавливается внутренний баланс функций организма (это проявляется в отличном сне, высокой работоспособности, активности и прекрасном самочувствии);