В книге рассматриваются формы сознания и когнитивное поле человека. Прежде чем перейти к онтологическому вопросу, проблеме познания. Исследование начнется рассматриваться с видов одаренности. Выделяя отдельным объектом исследования цифровую одаренность. Цифровая одаренность будет рассматриваться по признакам и особенностям отличающих от других видов одарённостей и своей особенностью будущего развития.
Внедрение цифровых технологий в социальное пространство. Дало резкий толчок изменению восприятия реальности современного человека и задало новый виток в развитии функций его психической деятельности.
Определение цифровой одаренности, является одной из значимой исследовательской работой по формированию вышеуказанного тезиса, что позволит упростить. Облегчить аксиологическую ориентированность в дальнейших исследованиях явлений в цифровой среде.
Выявление эндогенных факторов в становление функции психической деятельности одаренных людей позволит эксплицировать путь развития как отдельного вида одаренности. Особенность понятия одаренности выделяется в разрезе универсального психологического процесса. Ясность в процессе генезиса высших психических в цифровой среде, до сих пор не соответствует реальности.
В основной состав исследования входят научные труды ученых Л.С. Выготского, А.В. Петровского, В.В. Юрчука, В. С. Юркевича, А.А. Бодалева, А.И. Савенкова, Д. Б. Богоявленской, Б.М. Теплова и др. И обзор экспериментальных исследований отечественных и зарубежных ученых в сегменте психологии и цифровизации.
Проблема современного определения цифровой одаренности, значительно искажает получение данных и их использования, что затрудняет исследовательскую работу в исследовании высших форм психики человека.
Современная реальность, объективизм, действительность смешалась как краски талантливого художника с новыми высшими формами адаптации человеческого организма к современным реалиям. Наука отстает за современным прогрессом, не исключено, что многие модели экспериментальных исследований потеряли уже свою актуальность.
Создание компьютера, стало одно из основных причин появления цифровой среды в социуме. Понятие «цифровизация» стало активно употребляться с 1970 года1, с тех времен цифровые технологии стали стремительно набирать обороты. За несколько десятков лет цифровизация заполнила собой пространство жизнедеятельности человека. Когнитивное поле человека, благодаря цифровизации, качественно изменилось в культурных ценностях. Усовершенствовался интеллектуальный уровень и творческий потенциал человека. С точки зрения трансцендентального подхода к проблеме цифровизации, искусственный интеллект, является феноменальным творением изобретения человека.
Цифровизацию не только как новый продукт, но и новый формат мировоззрения, в котором сосредотачивается изменение основного аксиологического акцента социального общества. Он приводит пример, что математическая наука, одна из самых точных наук. Она под влиянием цифровой технологии визуализирует многомерные математические концепции, и что другие прикладные, естественные, гуманитарные науки. Используют в разных направлениях цифровые технологии, помогают наукам определить точные данные, статистику в своих исследованиях.
Творческий сегмент экзистенционально подвергся трансформации в цифровой среде, которые интенсивно пользуются разработками цифровых технологий. Создают на их основе свои интеллектуальные продукты в искусстве. Рамки виртуального мира, которые раньше могли у человека выражаться в галлюцинациях и иллюзиях, сейчас же он может их создавать произвольно.
В аналогиях, представляемых выше, прослеживаются признаки одарённости, что и подтверждает существование отдельного вида цифровой одаренности.
Одаренность является психическим процессом, который проявляется в новой форме при определенных психических качествах. Ими обладает человек. Л. С. Выготский, определяет одаренность как системное, саморазвивающееся в течение жизни качество психики. Достижение индивидом незаурядных и высоких результатов по сравнению с другими. Ученый Б.М. Теплов, одаренность видит в наличие потенциально высоких способностей или сочетание нескольких способностей у одного человека, A.M. Матюшкин, утверждает, что одаренность – высокий творческий потенциал, В.Н. Мясищев – одаренность – проявление и развитие общих и специальных способностей. Д.Б. Богоявленская в своей работе, считает, что одаренность соотносится прежде всего. Со способностью человека достигать выше статической нормы результатов в одной или несколько видах деятельности, или это системное развитие, качество психики выражающихся в высоких результатах по сравнению с другими.
Признаками одаренности являются характеристики, которые проявляются в реальном мире и могут быть признаны наблюдателем. Под особенностями одаренности понимается, как отличие от стандартного создания результата действительности. Своими нестандартными продуктами в любой области. Помимо трансцендентального, экзистенционального подхода, используется архитектонический способ. Он рассматривает одаренность. Как целостную экспрессию переживания, которые проявляются от любой реакции на раздражитель или паттерна эмоции, или под влиянием этической культуры.
Вышеуказанный психический процесс создает будущий образ результата от интеллектуальной или синтетической деятельности мышления. Психологический процесс выполняет материализации результата созданного продукта в действительности мира и в последующем выражение для признания его обществом.
Виды одаренности
Систематизация одаренности определяется на основе критериев классификации видов одаренности и осуществляется в рамках основных видов деятельности.
Виды одаренности в деятельности человека:
– Практическая – ремесленная, спортивная и организационная;
– Теоретическая – интеллектуальная;
– Художественно-эстетическая – хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная;
– Коммуникативная – лидерская, аттрактивная;
– Духовно-ценностная – создание новых духовных ценностей и служения людям.
Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение. Всех уровней в психическую деятельность человека с преобладанием более значимого уровня.2
Современное общество при негативном влиянии пандемии, стало активно использовать цифровые технологии, цифровизация стала неотъемлемой частью в повседневной, профессиональной и иной части жизнедеятельности человека. Сегодня нельзя человечество представить без гаджета, компьютера или любого другого цифрового изобретения. Использующие для коммуникационных форм, метода, инструмента и результата ее реализации через сети Интернет.
Цифровизация:
– Новая реальность, динамичное совершенствование технологий, упрощение коммуникаций, взаимоотношений человека в пространстве цифровых платформ.
– Глобальный процесс, охватывающий полностью жизнедеятельность человека со взаимодействием технологического прогресса.
Ученый Т.Ф. Кузнецов3 прогнозирует, что цифровизация в скором будущем изобретет цифровых двойников, что будут способствовать удобно для физических объектов. Быть географически в разных местах. Виртуальная реальность, то, что существует, но в реальности, будет менять мир в цифровой среде под влиянием знаково-символической формации,4 в которой происходит формирования цифрового индивида. Он будет одновременно реализовываться в реальной и цифровой среде.
Технологическая трансформация общества начало берет свое с двадцатого века, где и появляется новое понятие «цифровизация». Понятие так и не приобретает сегодня однозначного научного толкования.5
Ученые М. А. Скляр и К. В. Кудрявцева, в своей работе понятие «цифровизация» рассматривает в широком и узком смысле:
– В узком смысле – информация преобразовывается в цифровую форму;
– В широком, значит, что сегменты экономического и социального значения переходят во взаимодействия в социальную среду.6
Шкала, роста, исследования цифровизации как объекта исследования увеличивается в интенсивном темпе. По обзору исследований Ю.О. Данеева зарубежной и отечественной литературы. Было выявлено, что с 2012 года до 2018 года рост, публикаций в научных издательствах вырос значительно, показывая актуальность исследования данной темы для широкого круга дисциплин.7
Современная трансформация на глобальном, так и на локальном уровне произошла из-за влияния на человечество пандемия COVID-19. Открыла человеку новые возможности для развития человека в цифровой среде под влиянием негативного опыта. В этой среде появляются качественно новые возможности для воплощения своих идей человеку с одарёнными способностями, ученый С.А, Краченко, в своей статье акцентирует, о появлении нового социального индивида, какой человек будет в будущем, научный мир еще не может понять.8
В. Б. Тарасов упоминал о появлении политики синергетических организациях, таких как Гугл, Яндекс и т.д., еще в 1996 году. Он в своем труде раскрывал, что современная человеческая ценность, в скором будущем изменит свою сущность и природу, что можно увидеть из вышеуказанных исследований Ю.О. Данеева.9
Ученые разрабатывают будущие концепции развития общества в цифровом континенте. Цифровая аксиология выстраивается путём наделения новым смыслом многих традиционных ценностей культуры, что способствует формированию совершенно других ценностей.10
Один из примеров исследования, был проведен в экономическом секторе, на котором по показателям исследовательских данных. Они сделали выводы, о развитии цифровизации и акцентировали о функциональности в IT-решениях.11
В Энергетическом секторе трансформация в цифровой среде, происходящая в настоящее время, в той или иной степени затрагивает электроэнергетические системы большинства государств мира. Автор выделяет несколько основных причин данного процесса.
– Интенсивное развитие возобновляемой энергетики;
– Децентрализация (направление в производстве электроэнергии);
– Интеллектуализация потребления и управление им;
– Управление потреблением во времени;
– Расширение использования электромобилей.12
На основании представленных фактов из научной литературы, трудов ученых, исследователей. Можно отметить, что «цифровизация» имеет основную точку ориентира по исследованию. Современные ученые степени уже существуют на ступени трансформации, так же как и меняется профессиональная компетентность и их наименование. Характер современной профессии направлен на автоматизацию бизнес-процессов, что со временем минимизирует участие человека. Дополнительная реальность, создание виртуальных объектов, дополняют реальный мир (интернет-магазины, игровая индустрия, медицина и т.д. (примером может служить маркер карты в интерфейсе камеры указывающий направления движения, виртуальная реальность, благодаря которой зарубежные ученые избавляют людей от страха высоты, SD-моделирования и т.д.). Одно из самых важных сегментов в «цифровизации» является технологии машинного обучения и искусственного интеллекта, что подразумевает собой создание аналогии человека.
Международная научно-практическая конференция «Одаренность и ее развитие в межнациональных коммуникациях 21 века» прошедшая 28 октября 2019, поднимали основные проблемы образовательного пространства, один из акцентов ставился потенциал музейной педагогики. Исследователи Новожилова В.А. и коллеги, подчеркнули преобразования и изменения внутреннего образа личности методами и средствами. Обеспечиваются разнообразными формами музейной деятельности, как в музее, так и в образовательном учреждении. Осуществление решения данной проблемы через формат цифрового обучения художественного искусства внесет определенный и благоприятный ракурс для будущего образовательного процесса.13
В проведенном исследовании N 100 человек, разделенных по типам профессий. Данные показали, что исследуемые, работающие в профессии человек-природа, менее зависимы от цифровых технологий, чем в профессии человек-человек.
Перед исследованием о зависимости цифровых технологий и в жизни, и профессии в выборке были выделены преобладающие стили мышления с помощью теста «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеев, Л. Громова). Смогло определить категорию обладающие синтетическим стилем мышление, которое по количеству преобладали в профессиях человек-человек и человек-художественный образ составляющие 10 % из всего количества людей.
В выделенной группе с синтетическим стилем мышления творческая деятельность проявлялась в киноиндустрии, писательском мастерстве и живописи. Проявления и развития их способностей включающие в себя виды теоретической, художественно-эстетической одаренности в творчестве в эпоху цифровизации под влиянием запретов в связи ослаблением распространением коронавируса (COVID19). Открыла им новые проявления своих талантов в цифровом пространстве в виде выставок своих работ или вещание в цифровом пространстве. Изобретение новых технологий в виртуальном ресурсе в виде изобретения дизайна игр, робототехники или создание виртуальных площадок с иллюзией реальности.
Большинство компаний давно применяют робототехнику в бизнесе, что способствовало увеличению качества продукции. Интернет, мобильные телефоны, прочие средства сбора, хранения, анализа и обмена информацией в цифровой форме выступают инструментами цифровых технологий.14
Следует отметить следующие особенности цифровизации и человека:
– Реконструкция генезиса в цифровой среде формируют цифрового индивида.
– Особенности одаренности вносят основной вклад в развития цифрового пространства.
В итоге складывается, что цифровая одаренность – это психологический процесс, проявляющий в цифровой среде, как способность создавать новые цифровые технологии и иные реальности в когнитивном пространстве.
Ежедневная включенность в виртуальную информационную среду. Создает необходимость адаптации, реакции и определенных переживаний, что ведет к трансформационной активности в психической структуре человека. Интернет, мобильные телефоны, прочие средства сбора, хранения, анализа и обмена информацией в цифровой форме. Формируют информационные потоки, расширяют коммуникативный сегмент, дополнительно расширяет реальность. Разрушая при этом традиционную идентичность индивида, что способствует формированию новой системы ценностей, меняя деятельность человека.
Современный человек всегда стремится к цели (самоактуализация, самореализация, интеграция, индивидуализация, автономия, творчество, креативность, радость, здоровье, успех, счастье и т.д.). Формировали, формируют и будут формировать люди с одаренными способностями. Цифровая одаренность является горящим сердцем Данко, из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль».