Глава 3. Как в нашей стране начались перемены


Польские паны


Россия была отрезана от Европы враждебными державами, жила сама по себе. А западные государства в это время вовсю строили большие корабли. Выгодно торговали по морям. Захватывали себе колонии в Америке, Африке, Азии. Это приносило им огромные богатства. Вошла в моду роскошь. Короли, князья, вельможи возводили дворцы – чтобы побольше, побогаче. Устраивали умопомрачительные балы, маскарады, пиршества. Щеголяли роскошными нарядами. Нанимали лучших мастеров, заказывая им статуи, картины – из-за этого в Европе достигло высокого уровня изобразительное искусство. Для развлечения богатых людей появился театр.

Но между собой западные страны часто воевали из-за тех же прибылей, из-за колоний. У них и вера отличалась. В некоторых государствах люди не захотели больше подчиняться римскому папе, платить ему подати. Отделились от католической церкви. И их назвали протестантами. В Англии церковь возглавил король, забрал себе церковные владения, и церковные подати стали платить не папе, а ему. В Швеции, Дании, Прибалтике, в половине германских государств люди послушались проповедника Лютера, стали лютеранами. В Голландии и Шотландии выбрали учение другого проповедника, Кальвина, стали кальвинистами. Не только перестали подчиняться папе, но отменили и священников, монахов, иконы, храмы, церковные службы. Дескать, надо читать Библию, и этого достаточно.

При этом сама христианская вера в Европе расшаталась, ослабела. Зато европейцы гордились своей наукой, образованием, университетами. Хотя в то время наука ещё очень отличалась от нынешней. Например, серьёзными науками считались астрология, алхимия, магия. Таких «учёных» брали на службу короли, знатные господа и дамы. Чтобы астрологи составляли им гороскопы, алхимики искали способы превращать все металлы в золото, маги наколдовали удачу. Но европейская наука давала и полезные результаты. В западных странах сделали важные открытия в медицине, появились хорошие инженеры, архитекторы, математики.

Русские жили гораздо проще. Так, как привыкли от отцов и дедов. Одевались в национальные наряды. Мужчины – в длинные кафтаны или зипуны (покороче), шапки с меховой опушкой, сапоги. Женщины – в сарафаны, летники. На голову – шапочки или кокошники. Праздничную одежду украшали вышивкой, жемчугом. Зимой – шубы, тулупы. Мужчины обязательно носили бороды. В то время считали – без бороды как бы и не мужчина. А гордостью женщин и девушек были косы, их заплетали разноцветными лентами, золотыми нитями, жемчугом. Повеселиться русские любили: и покушать хорошо, и поплясать, и песни послушать. Но балы с танцами были не приняты. На праздник мужчины садились за стол отдельно, а женщины отдельно, в другой комнате.

Хотя это вовсе не значило, что русские отставали от западных стран. Просто жили иначе. Что-то было лучше у них, что-то у нас. Таких художников и скульпторов, как в Европе, в России пока не было. Зато русские мастера создавали чудные иконы – европейцам до их уровня было далеко. Не только дворцы, но и избы бедняков украшали великолепной резьбой по дереву – за границей так не умели. А роскошь в Европе соседствовала со страшной грязью. Люди там почти не мылись. У кавалеров и дам в богатых нарядах вши и блохи считались нормальным явлением. Европейцы доказывали, что мыться вообще вредно для здоровья. А для того, чтобы заглушить запахи пота и немытого тела, придумали духи и одеколоны.

Русские были очень чистоплотными. Ходили в баню не реже двух раз в неделю. И города в нашей стране были чистыми, просторными. Летом утопали в зелени садов. Чтобы улицы от дождей не развозило грязью, их мостили деревянными настилами. Европейские города были тесными, улочки узкими, очень грязными. Их не мостили. В домах не было даже туалетов. Все помои и нечистоты выплёскивали прямо на улицы. От этого стояла вонища, плодились крысы, часто возникали эпидемии.

В Европе царило и повальное пьянство. В Англии вельможи на королевских пирах упивались, пока не падали под стол. А на роскошь и развлечения властителям требовались немалые деньги. Поэтому налоги были очень высокими. Простонародье разорялось. Вокруг прекрасных дворцов люди жили в страшной нищете. Было много преступников. Но законы были безжалостными. Даже за ничтожную кражу, вроде носового платка, осуждали на смерть. Причём казни в западных странах считались увлекательным зрелищем. Полюбоваться на них собирались толпы людей, приводили жён, детей.

Хотя времена вообще были очень жестокими. Пытки на допросах, побои для провинившихся – это считалось нормальным во всём мире. И в европейских, и в азиатских странах, и в России тоже. Во всём мире существовало и рабство. Но в России рабов – холопов, было мало. Из них состояла прислуга у богатых бояр. А вот в Англии, Франции, Испании, Голландии, Португалии массы рабов трудились в колониях на плантациях. Обычно их набирали в Африке. Там местные вожди за какие-нибудь побрякушки продавали в рабство и пленных, и своих подданных. Но рабами становились и европейцы, если не уплатили долги, налоги или за какие-то другие проступки.

В нашей стране законы были гораздо мягче. К смертной казни приговаривали редко, только за самые тяжёлые преступления. За менее серьёзные ссылали в Сибирь. Мы уже рассказывали, что в России высоко ставилась справедливость. У Алексея Михайловича было специальное «челобитное окно». Оттуда вывешивали ящик. Любой человек, хоть простой холоп, если его несправедливо обидели, мог прийти и положить туда жалобу. Царь разбирался, призывал виновных к ответу. У него был и особый приказ Тайных дел для расследования таких вопросов.

А вот система образования у нас была слабее, чем за границей. Школы создал ещё Иван Грозный. Но они учили только писать, читать, считать, давали православное воспитание. Дальше человек должен был учиться сам – по той специальности, какую выберет. Читать книги, найти наставников. Была только одна школа в Москве при Чудовом монастыре, где готовили квалифицированных священников, чиновников, дипломатов. Этого не хватало. Чаще всего священником становился сын священника, чиновником – сын чиновника. Кого-то отец хорошо подготовил, а кого-то плохо или он просто дурак.

Однако и при таком образовании в нашей стране были талантливые архитекторы, инженеры, изобретатели, лекари. Но русские цари зазывали на службу и заграничных специалистов. Почему бы и нет, если от них можно узнать хитрости, которые у нас ещё не известны? Они приезжали охотно, в России хорошо платили. В Москве иностранным офицерам, купцам, инженерам отвели отдельный район за городом. Они жили на речке Яузе в Немецкой слободе, её ещё называли Кукуй. Но у москвичей она считалась не слишком хорошим местом. Европейцы жили так, как привыкли в своих странах. В Немецкой слободе постоянно пьянствовали, то и дело случались ссоры, драки, дуэли. Да и заграничные моды казались русским смешными и нелепыми.

Но во время войны царские армии побывали во владениях поляков и шведов. Русские увидели, как живут польские и прибалтийские дворяне. Многое понравилось, казалось интересным. Тысячи польских шляхтичей оказались в плену в России. А они были образованными. Заканчивали университеты, колледжи. Русская знать брала их учителями для своих детей. Хотя заносчивые поляки умели и любили хвастаться. Расхваливали, что в их стране и культура самая высокая, и порядки самые лучшие.

В Россию стали приезжать и казачьи начальники с присоединившейся Украины, их сыновья. Но и из них многие получили польское образование, учились в польских школах. Одеваться они привыкли в польские наряды, брили бороды. Но это возмущало часть русских священников. Они заявляли, что брить бороды – вообще нарушение христианства. Поэтому на Украине не настоящие православные. Хотя на самом-то деле разве зависит вера человека от того, бреется он или нет? Со временем моды меняются. В первые века, сразу после прихода Христа, христиане носили одежду, принятую в Древнем Риме. Потом ходили так, как было принято в Византии, в Древней Руси и других странах. Разве от этого они переставали быть христианами? Но священники упорно доказывали: нет, православные – это обязательно с бородами и в русских нарядах.

Некоторыми иностранными новинками увлёкся и царь. До сих пор по Руси ходили только народные актёры, скоморохи. Давали представления на площадях, базарах. А Алексей Михайлович для своей молодой жены Натальи впервые создал настоящий театр. И ему самому так понравилось, что первый спектакль он смотрел несколько раз, 10 часов подряд.

Казалось бы, что в этом плохого? Ничего. Но затаили злобу поляки, римский папа, иезуиты. Борьбу за Украину они проиграли. Россия оказалась сильнее. Однако прикидывали, что можно и саму Россию захомутать хитростью. Так её окрутить, чтобы развалить изнутри – и чтобы Православная Церковь папе подчинилась.

Заметили, что царь интересуется иностранной культурой, и подсунули ему учёного монаха Симеона Полоцкого. Он прекрасно умел и стихи писать, и пьесы сочинять. Изображал из себя православного, хотя был тайным агентом иезуитов. Алексею Михайловичу талантливый монах очень понравился. Государь поставил его начальником новой школы при Заиконоспасском монастыре. Она должна была давать высшее образование молодым чиновникам и дипломатам. А царь и для собственных старших детей взял учителем Симеона. Он и начал действовать. Среди учеников Заиконоспасской школы выискивал себе помощников, соблазнял работать на иезуитов. Ну а царским детям умело расписывал, что России надо брать пример с Польши и других европейских стран, какие они культурные, развитые.

Зимой 1676 года Алексей Михайлович сильно простудился. Разболелся и 8 февраля умер. Царём стал его старший сын Фёдор. Ему было всего 14 лет, и он был тяжело болен.

У него опухали ноги, он еле ходил, опираясь на палку. А на Украине продолжалась война. Турки как раз в это время разгромили Польшу. Заставили её отдать часть Украины. И дальше-то нацелились на российские области Украины. Но царская армия была сильной, опытной. В ней было уже 75 полков нового строя – солдатских, драгунских, рейтарских. Вооружены они были лучшими мушкетами и пушками. Появились и ручные гранаты, наполненные порохом. Солдат поджигал фитиль и бросал гранату. На стороне русских сражалось и большинство украинских казаков.

Царские войска начали наступление на гетмана-изменника Дорошенко. Помощником у него был Иван Мазепа. Он был поляком, шляхтичем. Сперва служил своему королю. Но увлёкся женой богатого пана. Тот узнал, что Мазепа крутит любовь с его супругой. Схватил его. Приказал раздеть, вымазать смолой, вывалять в перьях, привязать к коню задом наперёд и в таком виде пустить на дорогу. После страшного позора оставаться среди дворян было нельзя, и Мазепа ушёл к казакам. Показал себя хорошим командиром, очень образованным – он закончил иезуитский колледж. Дорошенко назначил его генеральным писарем, то есть начальником штаба. Послал его к султану просить помощи.

Но в степи его поймали запорожцы. Передали царским воеводам, и Мазепу перевербовали. Он начал работать на русских. Изменнических казаков разгромили, Дорошенко взяли в плен. Турки всё равно двинулись захватывать русскую часть Украины. Но царские полки и украинские казаки под командованием воеводы Ромодановского два раза били их возле крепости Чигирин. Распотрошили две огромных турецких армии. Только после этого султан согласился мириться. Признал, что Левобережная Украина и Киев принадлежат России.

Казалось бы, можно только радоваться. Но в нашей стране начались серьёзные проблемы. Фёдор был сыном Алексея Михайловича от первой жены, Марии Милославской. Но сам-то он из-за болезни почти ничего не мог делать. Править стали его приближённые. Друзья, с которыми он рос, – такие же мальчишки. И родственники его матери, Милославские. Особенно хитрой и энергичной была его сестра Софья. Милославские ненавидели родственников второй жены Алексея Михайловича, Нарышкиных. Придумывали на них всякие обвинения. Снимали с должностей, отбирали имения, отправляли в ссылки. Царицу Наталью с детьми, Петром и Наташей, вообще хотели выселить из дворца. Но она и её друзья написали речь для четырёхлетнего царевича Петра. Мальчик выучил её наизусть. Пошёл к царю и высказал, как их обижают. Фёдор был очень добрым человеком, а для Петра – не только старшим братом, но и крёстным отцом. Он устыдился. Виновных наказал и заставил извиняться.

А ко всему прочему и Фёдор, и его молодые друзья, и Софья были учениками Симеона Полоцкого. Увлеклись его рассказами, как весело, красиво и цивилизованно живётся в Польше. Симеон никуда не делся. Остался советником Фёдора и Софьи. Помог протолкнуть к царскому двору помощников, которых он подготовил в России, – боярина Василия Голицына, учёного монаха Сильвестра Медведева. Софье оба очень полюбились, стали её доверенными друзьями. Вместе они и Фёдора настроили вводить в России такие же порядки, как у поляков.

Царь приказал всем дворянам и чиновникам брить бороды, одеваться в польские наряды. В русской одежде вообще запретил пускать в Кремль. Знатные люди начали строить себе такие же дома и дворцы, как польские паны. Заказывали и покупали за границей европейские картины, очень дорогие иностранные кареты, дабы похвастаться. Начали устраивать пышные балы с танцами. Организовывали частные школы для своих детей с польскими учителями.

Такие новшества встревожили патриарха Иоакима. Теперь среди русской знати становились модными и всякие заграничные учения, совсем не христианские. Патриарх предостерёг царя, что это опасно. Ведь те же самые порядки развалили и ослабили Польшу. Но Симеон Полоцкий доказывал Фёдору, что Иоаким просто отстал от жизни и ничего не смыслит. Государь указал патриарху, что гражданские дела его не касаются. Запретил в них вмешиваться. Ещё и увеличил налоги с Церкви.

А Симеон с иезуитами как раз и замышляли расшатать православную веру. Постепенно, потихонечку перетянуть Россию к католикам, к римскому папе. Симеон оказался специалистом и в таких «науках», которые были запрещены в нашей стране, – магии, астрологии. Он и его ученик Сильвестр Медведев заинтересовали Софью, составляли для неё гороскопы. Царю Симеон предложил из Заиконоспасской школы сделать первый в России университет, Славяно-греко-латинскую академию. Принимать туда и дворян, и простых людей. Готовить из них учёных священников, чиновников. Фёдор горячо одобрил идею.

Но возглавить академию, конечно же, должен был Симеон. А Медведева он предложил назначить наставником к подрастающему царевичу Петру. Вот и будет Симеон воспитывать таких священников и чиновников, чтобы склонялись к католической церкви. И Петра воспитают так же. Когда больной Фёдор умрёт, новый царь станет вполне подходящим для поляков и иезуитов. Однако патриарх уже догадался, что Полоцкий – враг России и православия. С Фёдором он спорить не мог, насчёт академии согласился, но отложил, тянул время. А назначение Медведева учителем к Петру не благословил. Без его благословения и мать отказалась принимать Сильвестра.

Но перемены Фёдора и без того наделали бед. Вельможам требовалось много денег – на дворцы, балы, украшения, кареты, на модные польские наряды для себя, жён, детей. Они так же, как в Польше, принялись обирать своих крестьян. Даже называть начали, как в Польше, себя – «шляхетством», а простых людей – «подлый люд». Однако и справедливость в стране нарушилась. Ведь до высоких постов дорвались любимцы царя, его молодые друзья, Милославские. Они принялись вовсю воровать, хищничать, брать взятки.

Они ликвидировали «челобитное окно» во дворце и приказ Тайных дел, расследовавший преступления начальников. Больной Фёдор из дома не выходил. А простых людей в русской одежде теперь даже в Кремль не пускали. Пожаловаться царю стало нельзя. Поборы с крепостных крестьян росли, и они убегали. На Дон к казакам, в Сибирь. Или становились разбойниками. Солдаты, драгуны, стрельцы не получали жалованья. Его разворовывали начальники. Одни расходились кто куда. Другие вместо службы занимались хозяйством, торговлей, пахали землю – кушать-то надо. Великолепная армия, только что победившая поляков и турок, стала разваливаться.

Загрузка...