Предисловие

Если бы мне двадцать лет назад сказали, что я буду над такой книгой работать – не поверил бы! Даже и думать не дерзнул.

Но раз такая книга есть – значит, время ее пришло. Как и предсказывали святые мученики – государство отказалось от политики безбожия. Время-то нынче тяжелое: и в политическом, и в экономическом, и, особенно, в нравственном смысле. Народ, томимый, как сказал А.С. Пушкин, «духовной жаждою», мечется в поисках этой духовной опоры. Она необходима и для каждого человека, и для существования нации. Это относится не только к православным, а, пожалуй, ко всем нашим современникам.

Книга эта хоть и повествует о православных святых, но обращена ко всем – и к верующим других конфессий, и к неверующим. Верить в Бога или не верить и как молиться или не молиться вовсе – личное дело каждого. А вот не знать о целой планете духовной жизни, о целом космосе, который составлял и сейчас составляет огромную часть нашей жизни и культуры, и, в частности, культуры и жизни Петербурга, – просто нельзя!

Молитвами, трудами, страданием и подвигами, живших прежде нас, людей создано все, что составляет нашу жизнь сегодня.

Главная задача книги – показать людям, за столетие отбитым от веры, что существовал огромный мир Русского Православия, с церковными реформами и расколами, без знания которого невозможно понять Отечественной истории.

Рассказать о том страшном времени, когда православная вера уничтожалась, когда сотнями тысяч расстреливались священники, монахи и просто миряне, чья вина была только в том, что они верили в Бога. Кроме уничтожения храмов, истребления духовенства, репрессии распространялись и на их родственников, которые до 1935 года именовались «лишенцами», «чуждым элементом», а уже на моей памяти, в 1960-е годы «пережитками капитализма». Постараемся ограничиться только констатацией фактов, дабы не увеличивать озлобленности в нашем и без того не милосердном мире. Книга о святых, а не о палачах…

Одна из задач автора – сделать издание подспорьем для петербургских краеведов, для преподавателей и учащихся, овладевающими основами Православной культуры, для всех добрых людей, кому дорог наш город и наша Родина. Книгой можно пользоваться как справочником и даже как путеводителем. Ведь земная жизнь святых, причисленных к Петербугскому Собору, проходила в нашем городе и его окрестностях. Сохранились дома, в которых они жили, хоть и нет на них памятных мемориальных досок, улицы, по которым они ходили, а теперь ходим мы, сохранились или восстанавливаются храмы, где они молились «о мире и благоденствии Державы Российской» – стало быть, о нас.

Можно пройти по святым и памятным местам Петербурга: в книге приведены адреса. Совершая паломничество или просто экскурсию по этим адресам, помяните не только святых, «на землях Петербугских просиявших», к кому можно молитвенно обращаться за помощью, но и своих близких, сохранивших веру, наших дедов и отцов, павших на поле брани за други своя, наших матерей и бабушек, вымоливших нас из сатанинского безбожия. Не причислены они поименно к лицу святых, но память о них – мучениках и мученицах – свята. Они с нами всегда. По их молитвам и живем.

Священный синод в 2000 году установил празднование Собора Санкт-Петербургских святых в третью неделю по Пятидесятнице. Первоначально Собор Петербургских святых составили 45 святых. Принцип отбора был достаточно широким. Главное требование состояло в том, чтобы святой подвижник достаточно долгое время жил на землях епархии. Поэтому в Собор Санкт-Петербургских святых кроме общеизвестных небесных покровителей – благ. кн. Александра Невского, блаж. Ксении Петербуржской, прав. Иоанна Кронштадтского – вошли святые, которые в нашем представлении связаны с другими епархиями и даже поместными церквами, как, например, сибирские святые Софроний и Иннокентий Иркутские, которые были в свое время настоятелями Александро-Невской лавры; Филарет Московский, служившим викарным епископом Санкт-Петербургской епархии (освятил Андреевский собор в Кронштадте); Феофан Затворник, бывший ректором Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА), или сщмч. Владимир Киевский, занимавший Петербургскую кафедру. В Собор Санкт-Петербургских святых включен даже сербский святой свт. Петр Цетинский, он учился в Санкт-Петербургской духовной академии. Такой принцип не обособляет Петербургскую землю, но соединяет ее со всей Россией и со всем вселенским Православием.

Спустя всего месяц после первого празднования Собор Петербургских святых пополнился новыми именами. На Архиерейском Соборе в августе 2000 года были еще причислены к лику святых многие мученики и исповедники, подвизавшиеся на территории нашей епархии. В частности, прославлены святые Царственные страстотерпцы, преп. Серафим Вырицкий, сщмч. Философ Орнатский и многие другие.

Борис Алмазов

Загрузка...