Слава о дивном образе Пресвятой Богородицы в Песках быстро распространилась по всей стране, и сюда для поклонения местной святыне стали стекаться многочисленные богомольцы. А распространившиеся сказания об исцелениях молящихся прославили Песчанскую иконы Богоматери, как чудотворную. Теперь одному священнику невозможно было удовлетворять всем духовным нуждам даже местных прихожан, а потому был открыт при церкви второй штат священнослужителей, а вскоре и третий.
Приведем лишь некоторые из чудес, проявленных Царицей Небесной через Свою явленную икону.
Около 1800 г. в Изюмском училище трудился учитель Стефан Гелевский, в семье которого умирали малолетние дети. И вот у них занемог тяжкой болезнью младенец Петр. Веруя в благодатную силу чудотворного Песчанского образа Богоматери, Гелевский вместе с женой и больным ребенком на руках отправились пешком на Пески, дав обещание отслужить молебен о здравии дитяти. Но в пути их сын умер. Жена хотела с умершим младенцем возвратиться домой, но благочестивый муж настоял на продолжении пути и возвратиться только после исполнения обета. И как ни тяжела была потеря, удрученные горестью родители продолжали свой путь с умершим сыном к Утешительнице всех скорбящих. Не говоря никому о смерти принесенного малютки и только проливая горячие слезы, они просили священника отслужить молебен перед Песчанской иконой Божией Матери. Во время молебного пения печальные родители со слезами и воплем умоляли Заступницу христиан быть их Утешительницей, и их упование веры оправдалось. Когда запели «Взбранной Воеводе…», то при чтении кондака «О Всепетая Мати» дитя, до того бездыханное, вдруг вскрикнуло так сильно и пронзительно, что священник и предстоящие ужаснулись, а мать и отец упали в обморок. Когда они были приведены в чувство, то рассказали о том, как умерло их дитя, но ожило перед благодатной иконой Приснодевы. Затем родители прослушали Литургию, причастили младенца Святых Таин и лишь затем отправились домой. Слышавшие и видевшие это чудо были поражены случившемуся, и слух о чуде воскрешения привлек еще больше богомольцев, особенно жителей города Изюма. А воскресший младенец совершенно выздоровел, вырос, впоследствии служил в Петербурге и кончил жизнь в чине полковника довольно пожилых лет.
В 1819 г. в связи с ветхостью деревянной Вознесенской церкви в слободе Пески и увеличения числа ее прихожан местные жители решили построить новый каменный храм. Но, когда церковь была возведена лишь до окон нижнего этажа, дальнейшее строительство прекратилось то ли по недостатку средств, то ли помещики-устроители охладели к этому делу. Прихожане потеряли всякую надежду закончить сооружение храма. А в это время у одного из прихожан Песчанской церкви, богатого помещика Андрея Федоровича Тимошенко, умерла жена Екатерина, которая при жизни имела особое благоговение к Песчанской чудотворной иконе и соорудила на образ Матери Божией массивную серебряную позолоченную ризу. Перед смертью она умоляла мужа окончить строительство церкви ради Царицы Небесной, но он по скупости своей отказывался. И вдруг, после смерти жены, у Тимошенко явилось желание закончить постройку церкви исключительно на свои средства.
Оказалось, что это жена Тимошенко по смерти явилась во сне мужу в том самом платье, в котором была похоронена. Она трогательно просила его построить Дом для Царицы Небесной ради спасения души его. Жена уверяла мужа, что скопленное богатство, не употребленное во славу Божию, после смерти будет ему виною страшных мучений. Она сообщила также, что она за сделанную ризу по молитвам Царицы Небесной удостоилась получить большое облегчение в загробной жизни. После этих слов, жена с шумом от своего платья вышла из комнаты в двери, замкнутые ключом. Пораженный видением Тимошенко проснулся, бросился к двери, но она оказалась запертою. Видение это повторялось еще дважды в последующие ночи с той лишь разницей, что в последний раз жена явилась с чудотворной Песчанской иконой Богоматери, от которой исходило яркое сияние. И слышен был им голос не из уст жены, а исходящий от самой иконы, объявивший ему, что за маловерие, нежелание и промедление к построению новой церкви он не удостоится приносить молитвы в сооруженном храме. Последнее явление так поразило его, что он немедленно отправился к своему священнику, настоятелю Песчанской церкви протоиерею Льву Яровому, рассказал о явлениях и спрашивал, как ему поступить в таком необычайном случае. Протоиерей Яровой дал совет Тимошенко: достроить новую церковь на свои собственные средства, не жалея при этом издержек для скорейшего завершения стройки. Тимошенко на это сказал: «Может быть, пощадит меня Царица Небесная и удостоит помолиться в новом храме». Но пророчество последнего видения сбылось во всей силе! Церковь быстро была выстроена и богато снабжена всем необходимым для богослужения, ожидалось только освящение ее, как строитель А. Ф. Тимошенко внезапно был поражен апоплексическим ударом и, едва успев получить напутствование Святыми Дарами, скончался за полтора месяца до освящения сооруженного им храма, которое было совершено 12 июня 1826 г.
В 1873 г. благочинным протоиереем в Изюмской церкви был Иоасаф Погорлевский. Когда он учился в Белгороде, то на экзамене обратил на себя внимание свт. Иоасафа Горленко, который в знак особенного расположения к нему велел ему называться Погорлевским (от фамилии «Горленко»). Погорлевский был определен в Изюм соборным протоиереем и главным членом духовного управления или «духовным управителем». После смерти жены он проводил жизнь в строгом посте и молитве, часто в уединении. И вдруг протоиерей Иоасаф сделал распоряжение о прекращении служения молебнов всем посторонним богомольцам, кроме местных прихожан, в Песчанской Вознесенской церкви пред Песчанской иконой, как еще официально непризнанной прославленной или чудотворной. Несмотря на просьбы богомольцев, молебны перед Песчанской иконой прекратились. А протоиерей вскоре сильно занемог мучительной болезнью: судорожным стягиванием жил и корчами членов с необыкновенной болью во всем теле, так что при малейшем движении эта боль усиливалась в высшей степени. Больной, сознавая, что эта болезнь есть наказание Божие за распоряжение о прекращении молебнов, велел нести себя на Пески к чудотворной иконе. Везти о. Иоасафа было невозможно от невыносимой боли, поэтому он был принесен в Песчанскую церковь на простынях и положен перед Песчанской иконой Божией Матери. Во время молебного пения и чтения акафиста он со слезами молился и просил Царицу Небесную о прощении и исцелении от тяжкого недуга. Как только кончился молебен, и болящий протоиерей приложился к образу Пресвятой Богородицы, тотчас руки и ноги разрешились от болезни, и он без помощи других вышел из церкви. Через несколько дней Погорлевский был совершенно здоров. После этого протоиерей не только не воспрещал служить молебны перед Песчанской иконой Богоматери, но всегда благоговел перед ней, как чудотворной, советуя всем обращаться к ней как к видимому источнику благодати Божией.
Не менее знаменательны были следующие обстоятельства к прославлению Песчанской иконы Царицы Небесной. Изюмское соборное духовенство и прихожане, преимущественно из религиозного желания, хлопотали у епархиального начальства о разрешении переносить икону ежегодно на несколько месяцев в Изюмский собор. В первый раз это происходило в сороковых годах XIX в. при Преосвященном Смарагде (Крыжановский, †1863), когда протоиерей Лев Яровой был переведен с Песок в Изюмский собор. Преосвященный Смарагд, желая исполнить просьбу уважаемого им протоиерея и изюмских прихожан, приказал с Крестным торжественным ходом перенести икону к служению своему в собор. Икона была несена от Песчанской церкви до Изюмского собора, по распоряжению владыки, песчанскими и окружными священниками и встречена Преосвященным с изюмским соборным духовенством возле собора, принята на руки соборными священниками, но по необъяснимой причине так неосторожно, что икона упала на грудь близ стоявшего архиерея. Это до того поразило и возмутило Смарагда, что он тут же энергично высказался о неблаговолении такой святыни пребывать в Изюмской церкви, хотя и временно, и по этому случаю или потому, что вскоре Преосвященный Смарагд переведен был в Астрахань, дело о перенесении иконы в собор осталось без исполнения.
При архиепископе Харьковском Иннокентии (Борисов, †1857) Изюмское соборное духовенство с прихожанами возобновило свою просьбу о перенесении Песчанской иконы в Изюм. Тогдашний Изюмский предводитель дворянства Алексей Михайлович Мартынов при разборе этого дела вывел заключение, что «по близости слободы Песок от города Изюма горожане удобно могут бывать в церкви на Песках и брать благодатную икону к себе в дома беспрепятственно». Посему Преосвященный, получив о сем уведомление от предводителя дворянства, отказал в просьбе изюмского духовенства.
Такой же неудачный исход имели возобновлявшиеся просьбы к епархиальным Преосвященным Филарету (Гумилевский, †1866) и Макарию (Булгаков, †1882). Итак, чудотворная икона Матери Божией благоволит пребывать в Вознесенском храме на Песках и будет пребывать дотоле, доколе державной воле Царицы Небесной то будет угодно.
В 1830 г. в Изюме появилась страшная болезнь – холера. Заметим, что это был год, когда еще не был наложен запрет на перенесение Песчанской иконы в Изюм. И тогда чудотворная икона Божией Матери явилась истинным утешением для всего Изюма и его окрестностей. Пораженные холерою жители прибегали с верой и надеждой к Самой Царице Небесной. Песчанскую Ее чудотворную икону торжественно перенесли из Песок в Изюм, и на площади отслужили трогательный молебен, а затем обошли с иконой все дома изюмских обывателей, окропляя святой водой и вознося молитвы Царице Небесной о прекращении лютой язвы. Затем холера внезапно прекратилась, так что все жители считали это особенным чудом от Песчанской иконы Божией Матери.В страхе близкой и великой опасности от внезапной смерти жители ближайших к городу местностей с Крестным ходом с Песчанской иконой прошли не только по улицам, но и по домам местных жителей, и опасность смерти по вере молящихся миновала. В тех местностях (Гончаровка, Замостье, Песок, Гнидовка, Поповка) никто не умер от эпидемии, и вообще весьма мало было умирающих даже от естественной смерти.
В 1847-1848 гг. холера снова появилась в здешнем крае и произвела страшное опустошение. Окрестности Изюма были наполнены умирающими. Но живущие на Песках вблизи церкви Вознесения и молившиеся перед чудотворным образом Богоматери все остались живы. А если и появлялись заболевшие, то в редких случаях, и умирали притом не внезапной смертью, а через некоторое время, успев достойно приготовиться к переходу в вечность.
В 1854-1855 гг. Изюм и его окрестности еще раз подверглись холерной эпидемии, но жители слободы Песок и особенно живущие вблизи Вознесенской церкви так же, как и прежде, были защищены благодатной силой чудотворного Песчанского образа Богоматери. В это время замужняя дочь Песчанского волостного головы Павла Андреевича Маликова Варвара Ямбольская сильно занемогла холерой. Верующий в милосердие Божие ее отец немедленно пригласил к себе в дом священника с Песчанской чудотворной иконой Богоматери. По совершении над безнадежно болящей Таинства Елеосвящения (соборования) она 11 дней лежала почти без чувств, а на 12-й день ей стало легче, и она вскоре начала выздоравливать. Родители больной и знакомые в выздоровлении Варвары ясно видели чудодейственную силу Богоматери, явленную через Ее Песчанскую икону.
Крестьянин села Черкасского Изюмского уезда Иван Колесников, будучи сборщиком податей, в Славянской волости, дал обет посетить Иерусалим и поклониться у гроба Господня, но не имел столько средств, чтобы отправиться туда. Наслышавшись о чудотворениях, истекающих от Песчанской иконы Божией Матери, он пришел на Пески в Вознесенскую церковь и стал на колени перед иконою, прося со слезами Заступницу усердную помочь ему исполнить обещание. В то время вошла в церковь какая-то знатная дама и, заметив его молитвенные слезы, спросила, о чем он молится. И когда он ей объяснил, она тут же дала ему 500 рублей, сказав: «Вот тебе, исполни свой обет», и удалилась. Исполнив обещанное, Иван Колесников впоследствии постригся в монахи в Иерусалимском православном монастыре с именем Игнатий. А 1-го августа 1831 г. он, получив в дар от Иерусалимского Патриарха часть Древа Животворящего Креста Господня и частицу мощей св. священномученика Иоанна, пожертвовал их в перламутровом Кресте в Песчанскую Вознесенскую церковь на память о чудной помощи от Царицы Небесной, оказанной ему через неизвестную госпожу. Перламутровый Крест этот, как святыня Песчанской церкви, был вделан в особый киот с двумя поддерживающими ангелами и помещен над царскими вратами. Каждую пятницу перед Божественной Литургией он опускался и пред ним читался акафист Страстям Христовым.
Изюмский мещанин Тихон Антонович Климаш еще в молодые годы страдал припадками сильнейшего умопомешательства, или по народному «беснования». Однажды в таком припадке он был приведен в Вознесенскую церковь к чудотворному Песчанскому образу, где, неистово крича, он пытался вырваться от державших его. По окончании молебна перед образом Богоматери при чтении заклинательных молитв над главою болящего он становился все тише и тише, и при чтении третьей молитвы сказал: «Не держите меня». Затем сам подошел к Песчанской иконе Царицы Небесной и никем не поддерживаемый с умилением приложился к ней. Потом он осознано и спокойно выслушал Божественную Литургию и отправился домой совершенно здоровым, с умилением прославляя Пресвятую Богородицу.
Крестьянин Бирючинского уезда Воронежской губернии был болен два года глазами и с год уже ничего не видел. Ему посоветовали сходить помолиться у чудотворного образа Божией Матери на Песках. Он поверил рассказам и советам добрых людей, но как идти в дальнюю дорогу одному и притом слепому? Долго и усердно молился он Богу, чтобы иметь спутника. Вскоре после того ему нужно было выйти со двора и он, к удивлению своему, начал понемногу различать дорожку, по которой шел. Спустя некоторое время он так мог различать дорогу, что решился отправиться в продолжительное странствие на Пески один и прибыл благополучно. Здесь он говел, совершил молебствие перед образом Пресвятой Богородицы и отправился в обратный путь со здоровыми, совершенно ясно видящими глазами. Так Богоматерь наградила за труды, предпринятые путником на прославление Пресвятого Ее Имени.
Анна Сергеевна, жена изюмского отставного штабротмистра Феодора Заремба, опасно заболела тифозной горячкой так, что лежала без чувств в страшной истерике. Болезнь не поддавалась никаким врачебным средствам. Тогда скорбящий муж, видя жену в безнадежном состоянии, решился обратиться с единственной надеждой к Матери Божией. Он пригласил к себе в дом священника с Песчанским образом Богоматери. Возле болящей был отслужен молебен, и муж в это время со слезами горячо молился Царице Небесной. Когда чудотворный образ был поднесен болящей, она пришла в сознание, сама со слезами приложилась к иконе, и ей тотчас стало легче. Вскоре она совершенно поправилась на утешение мужу и радость детям.
Землевладелица Бахмутского уезда Екатеринославской губернии Екатерина Ивановна Шахова почти ежегодно посещала Вознесенский храм. Всякий раз она говела, делала пожертвования на церковь и имела особенное благоговение к Песчанскому образу Пресвятой Богоматери. Она сообщила церковному старосте Павлу Андреевичу Маликову следующее. «Я никогда не должна забывать Песковской церкви и чудотворного образа в ней находящегося! Старший сын мой еще в младенчестве отчаянно заболел, так что никакие лекарства не помогали, и доктора отказались лечить ребенка. Услышав о чудотворном образе Богоматери на Песках, я немедленно с больным сыном отправилась туда, остановилась в доме местных жителей и тогда же попросила отслужить молебен Богородице. Господь видел мои слезы и скорбь и послал моей вере утешение: сыну моему тотчас после молебна стало лучше. Прожила я тут три дня, говела и больного младенца всякий день приносила к образу Богоматери и приобщала Святых Таин. В течение этих дней и обратного пути сын мой совершенно выздоровел. Как Господь посетил меня печалью в болезни сына, так дивно и утешил своею милостью! Со слезами скорби я выезжала из дома, а с радостью невыразимою возвращалась. И теперь я и мой муж считаем за священный долг ежегодно бывать у чудотворного образа на Песках и приносить теплые мольбы благодарности Богоматери за явленное Ею нам чудо».
Бывший Песчанский церковный староста Павел Андреевич Маликов рассказал, что он, участвуя однажды в клиросном пении перед чудотворным Песчанским образом Богоматери, был поражен необыкновенным видом, показавшимся ему на образе Матери Божией. Лик Ее, до того кроткий и светлый, во время пения кондака “Взбранной Воеводе” вдруг сделался гневным и грозным. «Испуганный таким необыкновенным явлением, я тут же сказал священнику, что мне грозит какое-то несчастье, болезнь или смерть, ибо не напрасно Богоматерь явила мне Свой гневный Лик. Предчувствие скоро сбылось: через два дня я сильно заболел и едва не слег в могилу. В день Светлого Христова Воскресенья после заутрени, когда приложился к чудотворному образу, болезнь немедленно прекратилась, при этом я заметил, что Лик Богоматери попрежнему был кроткий, милосердый и светлый. Твердо веруя в дивную благодать, обитающую в образе Пресвятыя Богородицы, с тех пор я стал замечать по производимому на меня впечатлению, грозный или светлый Лик на образе. И, предчувствуя как бы гнев или милость Пресвятыя Богородицы, старался первый предотвратить усердной молитвою, а за последнее вознести хвалу и благодарение Богу и Его Пречистой Матери».
Тот же церковный староста Маликов сообщил и о другом знамении. Прослужив при Вознесенском храме 15 лет, он по общему желанию местного причта и прихожан был вновь избран на шестое трехлетие. Не желая более продолжать службу церковного старосты, он упорно отказывался от избрания, скорбел и молился об этом перед Песчанским образом Богоматери и снова увидел строгий и грозный Лик Царицы Небесной. При этом правая рука Ее была светло-сияющей и казалась как бы от другой иконы. «Это было знамением того, – говорил Маликов, – что гнев Божией Матери за мое противление избранию, растворен будет Ее милостью. Предвестие грядущих мне бед и при этом поразительное мне покровительство Богоматери не замедлилось скоро исполниться: по ложному доносу в общественных делах я был обвинен и потом совершенно оправдан».
У того же Маликова, как он сообщал, в 1868 г. скончалась жена, оставив трех малолетних детей. При выносе тела ее из дома в Вознесенскую церковь дети подняли такой плач о потере матери, что удрученный скорбью отец в успокоение и утешение детям сказал: «Перестаньте плакать, так как теперь осталась вашей матерью Матерь Божия, всемилостивая всем сиротам, вы должны просить Ее с верою и упованием обо всем». Слова эти так на них подействовали, что они совершенно затихли и спокойно шли в погребальном шествии. При входе в церковь печальный отец подошел с детьми к чудотворному Песчанскому образу Богоматери и, указывая на него, повторил: «Вот вам, дети, мать! Ей молитесь и Ее просите, Она вас не оставит». И сам тут же со слезами стал молиться и усердно просить покровительства Матери Божией, и, приложившись к образу, поручил себя и детей Ее заступничеству во всем, дав при этом обет, что если дети будут пристроены, немедленно удалиться от мира, чтобы стать иноком. Вскоре, действительно, дети были пристроены, а сам Маликов, сделав окончательные распоряжения о семействе и своем доме, отправился в Святогорскую Успенскую обитель, поступил в число монастырской братии, где был пострижен в монашество под именем Пимен.
В октябре 1865 г. жена бывшего изюмского нотариуса Ивана Феликсовича Залесского занемогла неизлечимой болезнью, так что консилиум врачей определил уже день и час кончины ее. Но Залесская обратилась за помощью к Матери Божией. Всегда с благоговением чтившая Песчанскую икону и во всех скорбях к ней прибегавшая, она пожелала, чтобы привезли икону в дом ее на хутор Вейковка, недалеко от Изюма, где она лежала. К безнадежно больной привезли чудотворную икону и отслужили молебен с акафистом Покрову Божией Матери. Этот день совпал с назначенным докторами днем ее кончины. Во время пения молебна больная, при взгляде на икону, проливала горячие слезы умиления, и внезапно совершился перелом ее болезни к лучшему, что ясно обнаружилось для присутствующих. После того М. Залесская скоро поправилась, что изумило врачей, предрекавших ей неизбежную смерть. Один из них даже заявил, что выздоровление Залесской он приписывает единственно чудотворной силе, и что поэтому он имеет особенное благоговение к Песчанской иконе Матери Божией, хотя сам не православного исповедания.