НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – целенаправленное познание, результатом которого является выработка нового в системе научных понятий, законов и теорий. Это – получение объективно нового знания, т.е. открытие нового в науке.
УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – поисковая познавательная деятельность по самостоятельному приобретению практических и теоретических знаний. Это – получение субъективно нового знания, т.е. получение нового знания для себя.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ представляет собой работу в четырех направлениях:
– проведение исследования;
– написание и оформление научно-исследовательской работы;
– публичное выступление на конференции;
– написание тезисов.
Все эти виды деятельности формируют важные исследовательские компетенции:
– получение и обработка информации для осмысления и рождения новых идей;
– умение обращаться с различными источниками и использовать их данные;
– систематизация и анализ документов;
– умение аргументировать собственную точку зрения;
– навыки общения, умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
– выступление на публике, ведение дискуссии;
– готовность к самообразованию и самоорганизации;
– умение брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения.
Для того чтобы по-настоящему заниматься наукой, ко всему вышеперечисленному надо еще добавить:
– постоянное пополнение багажа собственных знаний;
– освоение методов научного исследования;
– овладение основными категориями науки и выражение своих мыслей на языке ученого сообщества.
РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – интеллектуальный, творческий продукт, полученный в результате самостоятельного приобретения знаний, проведения процедуры исследования, применения научных методов и представленный в стандартном виде.