«Степфордские жены» – мистический роман американского писателя Айры Левина (1972), героиня которого попадает в город Степфорд, населенный идеальными домохозяйками. Дважды экранизирован в США (1975 и 2004-й, с Николь Кидман). Оборот «степфордская жена» стал нарицательным обозначением женщины, которая внешне выглядит слишком безупречно, как истинная леди, и поэтому вызывает безотчетную настороженность. (Прим. ред.)
Публичная церемония признания заслуг для успешных полководцев. (Прим. ред.)
Кэтрин Маколи (1731–1791) – первая британская женщина-историк, автор восьмитомной «Истории Англии» (1763–1783). Придерживалась либерально-республиканской направленности, ей принадлежит фраза «Каждая деталь республиканского правления лучше, чем любая деталь монархии» – поэтому она была популярна в ранних Соединенных Штатах. (Прим. ред.)
Масло, получаемое из сухого корня nardostachys jatamansi, – травянистого растения семейства валериановых, распространенного на Ближнем Востоке, используется как афродизиак. Впрочем, в прежние времена рецепт нардового масла был гораздо сложнее – например, у Ибн Сины оно характеризуется как «одно из самых благородных масел», включает два десятка компонентов и готовится в три варки. (Прим. ред.)
Под этим псевдонимом укрылся французский искусствовед и систематизатор античных изображений Пьер-Франсуа Юг (1719–1805), издавший два альбома фривольных стилизаций под такие изображения. Хотя эти стилизации иногда именуют «порнографическими», они не содержали ничего, что бы не встречалось на реальных античных вазах и камеях. (Прим. ред.)
Травертин – известковый туф, горная порода, образованная различными минералами карбоната кальция. Образуется в результате осаждения карбоната кальция из воды углекислых источников. Имеет белый, сероватый или желтоватый цвет. Травертин добывался у города Тиволи близ Рима, а также в Сабинских горах. (Прим. ред.)
Храм в северо-восточной части Авентинского холма, южнее восточной оконечности Большого Цирка. Назывался так, потому что лежал чуть ниже вершины этого холма, называемой Саксум. Сейчас здесь находится церковь Санта-Бальбина, одна из древнейших римских церквей, возведенная на месте храма в IV веке. (Прим. ред.)
Строго говоря, портик был возведен не вокруг городского форума, а вокруг стоящего на нем так называемого «здания Евмахии» – помещения гильдии городских ткачей и красильщиков, одновременно выполнявшего роль специализированного торгового центра. (Прим. ред.)
Современный Реджо-ди-Калабрия. Интересно, что в годы ранней Республики он именовался Regium Julium. (Прим. ред.)
Plutarch, Caesar 10.8. Миссис Ландингем, секретарь и консьерж президента, произносит эту фразу в эпизоде «18 и Потомак», вторая серия «Западного крыла».
В примечаниях мы перевели все ремарки автора, при этом указания на литературные источники (название книги и место в ней) постарались дать так, как они приведены в оригинале – на латыни, английском или других языках. Автор приводит здесь сокращенные обозначения источников; их развернутые наименования вместе с годом и местом выхода см. ниже, в списке литературы. (Прим. ред.)
О методе, которым читаются портреты императоров, см.: Vout (2009), 262. Этот бюст Фаустины Младшей является копией с оригинала: Vatican, Braccio Nuovo, 2195. Museum of Classical Archaeology, Faculty of Classics, Cambridge: no. 601.
О времени написания «Я, Клавдий», см.: Spivey (1999), vii, and Seymour-Smith (1995), 227–33. О восприятии телевизионной драмы: Joshel (2001), везде, и 159, n. 35 – об изображении Ливии, в частности. И в книге, и в телевизионной версии мать Нерона именуется Агриппиниллой, чтобы отличить ее от матери Агриппины Старшей.
Джонатан Стамп, креативный директор «Рима», писал, что образцом для Атии стала Клавдия Метелла, матрона времен Римской республики, но в «Я, Клавдий» ясно распознаваем ее портрет. См. также: Ragalie (2007), 5–7. О признании Грейвзом влияния историков древности см. Spivey (1999), ix.
В 1893 году итальянский врач Чезаре Ломброзо и историк Гульельмо Ферреро – восемнадцать лет спустя написал историю римских императриц под названием «Женщины Цезарей» – опубликовали труд по физиогномике и патологии женской преступности, на обложке которого было помещено изображение бюста жены Клавдия, Мессалины. Авторы утверждали, что пропорции ее лица были такими же, как у проституток XIX века, см. Wyke (2002), 328–30.
О литературной традиции «достойных женщин» и их корнях в римской истории см. Winterer (2007), 41f; Hicks (2005a) и (2005b); McLeod (1991). О взгляде современных историков на Мессалину см. для более полного впечатления главы 9 и 10 в: Wyke (2002).
См. последние ревизионистские работы о Нероне – например, Elsner and Masters (1994).
См. Elsner and Masters (1994), 2, о проблемах в отношении истории Нерона см. также Edwards (2000), xvi и D’Ambra (2007), 160.
О проблемах биографии как жанра см. Lee (2009) и (2005).
Литературные ссылки на отдельных женщин-императриц включают: Ovid, Epistulae ex Ponto 3.1.125, Ovid, Tristia 1.6.25 and the anonymous Consolatio ad Liviam 303 (все относятся к Ливии) and Macrobius, Saturnalia 2.5.6 (относятся к Ливии и Юлии). См. также Purcell (1986), 78–9 о терминах; а также Barrett (2002), об аналогиях с «первыми леди» применительно к Ливии.
О манерах первых леди Америки см.: Caroli (1995), 5–7 (о Марте Вашингтон); 148 (об Эдит Вильсон); 56 (о Марте Джонсон Паттерсон); 90 (о Лаки Хейз); 71–2 (о Мэри Линкольн); 275–6 (о Нэнси Рейган).
См. Caroli (1995), 35.
Начало записей Хейз о Ливии, книга 2 «Женских биографий».
Этот драматический портрет побега Ливии основан на: Suetonius, Tiberius 6; also Cassius Dio, Roman History 54.15.4 and Velleius Paterculus 2.75.
Suetonius, Caligula 23.2. О переводе этого эпитета см.: Purcell (1986), 79.
Рождение Ливии обычно датируется 59 или 58 годом до н. э. – для более подробного разбора см. приложение 5 в Barrett (2002). Я использовала более распространенную дату – 58 год до. н. э.
Suetonius, Tiberius 1. О генеалогии Ливии см. Barrett (2002), 4–8.
В каком году Ливия и Тиберий Нерон заключили брак, доподлинно неизвестно – но Barrett (2002), 11, говорит о 43 годе до н. э. как о наиболее вероятном.
Cicero, Letters to his Friends 13.64.2: trans. Treggiari (1991), 129.
Barrett (2002), 11 – о вероятном возрасте Тиберия Нерона.
Treggiari (2007), 95; см. также D’Ambra (2007), 73. О письме Цицерона и о роли согласия женщин на брак в целом – см. Gardner (1986), 41f.
О женщине, браке и законах – см. Gardner (1986), 5 и 13.
Gardner (1986), 42–3 – об ограниченных возможностях для знакомства.
Использование булавки в этом контексте трудно интерпретировать. Как предполагает Плутарх, она могла быть символическим напоминанием римлянам о воинственных сабинянках. Подробнее об этом см. Olson (2008), 21f.
Я реконструировала эту сцену на основе современных научных данных о римских свадьбах, главным образом по Treggiari (1991), 161ff. О подробностях см. также Hemelrijk (1999), 9 – о дарении игрушек; Lefkowitz and Fant (1992), no. 271 – о свадебных приглашениях III века и о значении времени суток; Croom (2000), 95–6, цит. Pliny the Elder, Natural History 9.56–114, – о жемчужных вышивках; Shelton (1998), no. 56 – о спетой Катуллом на свадьбе песенке насчет «грязных шуток Фесцении».
Suetonius, Tiberius 5 – о дате и месте рождения Тиберия.
Barrett (2002), 177.
Suetonius, Tiberius 14.1; Pliny the Elder, Natural History 10.154.
Rawson (2003), 101–2.
Kleiner and Matheson (1996), 92, cat. no. 56 – о вагинальном зеркале из Помпеи; Lefkowitz and Fant (1992), no. 355 – об инструкциях по акушерству: Soranus, Gynaecology 1.67–9.
Rawson (2003), 106.
См. эпизод с Фаворином, описанный в Aulus Gellius, Attic Nights 12, а также ниже.
On the lustratio, or cleansing ritual, см. Rawson (2003), 110–11.
Aulus Gellius, Attic Nights 12.
Hemelrijk (1999), 66, цит. Tacitus, Dialogue 28, который также утверждает, что Аурелия, мать Юлия Цезаря, и Атия, мать Августа, кормили своих детей. См. также Gardner (1986), 241f – по вопросам грудного вскармливания, где кратко обсуждается обрывочная запись III века, по-видимому, от отца зятю, с требованием обеспечить свою дочь кормилицей: «Я не позволю, чтобы мою дочь сосали».
Suetonius, Tiberius 6.
Suetonius, Tiberius 4; Cassius Dio, Roman History 48.15.3.
Inscriptions Latinae Liberae Rei Publicae 1106 and 1112: translated P.J. Jones (2006), 98; см. также Hallett (1977), 151–7.
О репутации Фульвии см. Delia (1991).
Martial, 11.20.3–8 приводит это стихотворение. О том, как Фульвия радовалась смерти Цицерона, см. Cassius Dio, Roman History 47.8.3–4. О злоупотреблениях Фульвии – Wyke (2002), 170 and Pelling (1988), 141.
Cм. Milnor (2009), 277–8 – о женщинах, прославившихся добродетелью в общественной сфере. О республиканских героинях Рима см. Hillard (1992) and Joshel (1992). Об их восприятии британскими и американскими женщинами в XVIII веке см. Hicks (2005a) and (2005b).
Цицерон также намекал на кровосмесительные отношения между Клавдией Метеллой и ее братом – стандартный «черный пиар» в римской политике тех лет, он также будет использован в случаях с Калигулой и Друзиллой, Нероном и Агриппиной Младшей, Береникой и Агриппой II; Домицианом и Юлией Флавией, Юлией Домной и Каракаллой, Галлой Плацидией и Гонорием.
Plutarch, Life of Antony 10.5.
См. Fischler (1994), 117: Inscriptiones Latinae Selectae 8403.
Cartledge and Spawforth (1989), 94. О связях Клавдия в этом регионе, см. также Barrett (2002), 17.
Lefkowitz and Fant (1992), no. 179.
Tacitus, Histories 1.3.1. Есть также упоминания о матерях, поддерживавших политические кандидатуры своих сыновей, – например, в случаях Гельвии и Сенеки или Сервилии и Брута: см. Dixon (1988), 5. О концепции sui iuris, см. Gardner (1986), 6.
Plutarch, Life of Antony 31: см. также Wallace-Hadrill (1993), 32, and Wood (1999), 30–1. Octavia родилась около 69 года до н. э. и была родной сестрой Октавиана – у него имелась еще старшая сводная сестра, тоже Октавия. В своих записях Плутарх путает двух сестер. Для большей ясности я вообще не упоминаю о сводной сестре Октавии в этом повествовании.
Antony and Cleopatra, II. vi.119–23. Речь идет о телевизионной драме HBO «Рим».
Plutarch, Life of Antony 87 – о детях Антония и Октавии.
Существует мнение, что Фульвия была первой женщиной, изображенной на монете, но эта идентификация еще слишком неуверенна: см. Wood (1999), 41–3, и Wallace-Hadrill (1993), 32 – в поддержку теории, что первой женщиной являлась Октавия.
Kleiner (2005), 262, предполагает, что именно Октавия и ее парикмахеры придумали нодус.
Wood (1999), 44 – о царских парах на монетах эллинской чеканки.
Полный обзор монетных портретов Октавии см.: Wood (1999), 41–51.
Barrett (2002), 18–19 – о дате возвращения Ливии и Тиберия Нерона.
О браке с Клавдией см. Suetonius, Augustus 62; and Plutarch, Life of Antony 20. Barrett (2002), 22 – брак с Клавдией фактически никогда не пошел дальше.
О сопровождении Ливией Августа см. Barrett (2002), 26.
Suetonius, Augustus 62.2.
Suetonius, Augustus 69. Касательно доводов по поводу того, была это жена Ливия или нет, см. Barrett (2002), 24 and Flory (1988), 352–3. О влюбленности Августа в Ливию см.: Cassius Dio, Roman History 48.34.
Velleius Paterculus, 2.79 and 2.94.
Barrett (2002), 26 – о конфликте из-за отношений Друза к свадьбе. Открытие календаря на Верулае в Лацио в 1922 году показало дату свадьбы: Flory (1988), 348.
Suetonius, Claudius 1.1. См. также: Cassius Dio, Roman History 48.44.5.
Об историографической традиции в отношении этого эпизода см. Flory (1988).
См. об этом эпизоде также Vout (2007), 1–3.
Gardner (1986), 146–7 and Pomeroy (1975), 158 – об опеке детей и попечительстве. Как можно судить, детям иногда было разрешено остаться со своими матерями.
Fantham (2006), 23.
Seneca, Epistulae Morales 70.a2; Propertius 4.11.65. Генеалогия Скрибонии является чрезвычайно сложной. Мы должны быть несколько осторожнее с термином «миастения», который по-разному переводится у разных переводчиков: см. Severy (2003), 149.
О Кэтрин Маколи и Гортензии см. Winterer (2007), 44f. О доме Гортензии см. Tamm (1963), chapter iv; Kleiner (1996), 34; Claridge (1998), 128–30; Barrett (2002), 177f.
О женщинах семьи Цицерона крупным планом см. Treggiari (2007).
Ovid, Amores 3.2.
Некоторые вечера, очевидно, предназначались только для мужчин – за исключением дам, самок, нанятых для обеспечения развлечения. О женском пьянстве см. Treggiari (2007), 19. Современник Цицерона Корнелиус Непот писал об обычае римских женщин ужинать вне дома в прологе к Lives of the Foreign Generals, 6.
Hemelrijk (1999), 10; см. также Treggiari (1991), 414.
см. Hemelrijk (1999), 42–4 – о присутствии женщин на званых обедах.
см. Treggiari (2007), 7; также Treggiari (1991), 420 – о женских салютациях.
Casson (1974), 139.
Об открытии виллы Прима-Порта и ее идентификации см. Zarmakoupi (2008), 269–70; а также Reeder (2001), 13f. Эта идентификация в настоящее время общепризнана, хотя еще остается простор для разумного сомнения.
Reeder (2001), 84 – О наименовании виллы. Также, возможно, вилла была известна, как ad gallinas.
Casson (1974), 145.
Reeder (2001), 12.
Reeder (2001), 84. См. Pliny the Elder, Natural History 15.136 – об истории куропатки, и Macaulay-Lewis (2006), об открытии перфорированных горшков на вилле.
У этой истории существуют небольшие вариации в зависимости от разных записей: ср. Pliny the Elder, Natural History 15.136–7; и Suetonius, Galba 1.1. См. Flory (1995) о предзнаменованиях.
Plutarch, Life of Antony 35. Существует вероятность того, что Октавия на самом деле была беременна здесь не Антонией Младшей, которая родилась в январе 36 года, а другой дочерью, не выжившей: см. примечания Филиппа Штадтера к переводу Плутарха: Plutarch, Life of Antony by Waterfield (1999), 525.
Plutarch, Life of Antony 31; Barrett (2002), 30 – об эпитете, вдохновленном случаем у Тарента.
См. Wood (1999), 50, and figs 9 and 10; Zanker (1988), 61.
Plutarch, Life of Antony 36.
Cicero, Letters to Atticus 15.15.
Существует бесчисленное множество книг о Клеопатре и связанных с ней легендах, и я не имею никакого намерения пытаться забраться на чужую территорию. Основы биографии Клеопатры и ее художественный портрет см. Walker and Higgs (2001) and Kleiner (2005); о ее последующей жизни см. Hamer (1993) and Wyke (2002), 195–320.
Bondanella (1987), 215 – о непомерных расходах на создание фильма.
См. Walker and Higgs (2001), cat. 381–2 – о часовых крышках; cat. 390–1 for figurines, Hamer (2001), 306, о картинах Тьеполо, одну из которых можно увидеть в Национальной галерее в Лондоне: cat. no. 6509: The Banquet of Cleopatra.
См. Pelling (2001), 298 – о роли Плутарха в создании «легенды о Клеопатре»; Pelling (1988), 37 – об опоре Шекспира на перевод Норта, который, в свою очередь, основывался на французском переводе 1559 года.
Pelling (1988), 33–6 – о реальной реконструкции записей Плутарха.
Plutarch, Life of Antony 28–9.
Plutarch, Life of Antony 53–4. См. Fischler (1994), 118 – об этом пассаже.
Cassius Dio, Roman History 49.38.1.
Об организации такой опеки см. Hemelrijk (2005); Flory (1993) and Purcell (1986), 85–7. О концепции тутела см. Gardner (1986), 14f.
Эта статуя обсуждается более подробно в главе 2 этой книги. Flory (1993) приводит несколько ссылок на упоминание в римской литературе памятников других женщин, которым были предоставлены государственные статуи, ни одна из которых не сохранилась. Но почти все эти женщины были из мифологической истории Рима; ср. Hemelrijk (2005). Единственным заметным исключением является позолоченная статуя самой Клеопатры – как считается, она была возведена Юлием Цезарем в храме Венеры-прародительницы. О статуях Ливии и Октавии в качестве возможной пропагандистской реакции на эту статую, см. Flory, 295–6, а также Hemelrijk, 316 – аргументы, что это на самом деле мог сделать Октавиан, а не Юлий Цезарь.
О статуях и надписях в честь женщин на греческом Востоке см. Flory (1993), 296 и Hemelrijk (2005), 309; подробнее – Smith (1987), Kajava (1990) и Van Bremen (1996).
Выводы на основе последнего визита в 2008 году.
О голове из Веллетри (Museo Nazionale Romano inv. 121221), см. Wood (1999), 52ff.
Wood (1999), 96 – о «клавдиевом» характерном прикусе Ливии.
Wyke (2002), 217–18, and Kleiner (1992), fig. 3. Клеопатра, в свою очередь, поместила Антония на своих собственных монетах.
Suetonius, Augustus 69.
Ibid.
Edwards (1993), 47.
См. Hamer (1993), 60ff – об отражении этого эпизода в искусстве.
Pliny the Elder, Natural History 12.84 and 9.120–1. Edwards (1993), 186–91 – о затратах на продукты питания и расходах.
Об использовании ослиного молока в женской косметике см. Richlin (1995), 198f.
Plutarch, Life of Antony 57. Интересно, что Плутарх также отмечал, что люди скорее жалели Антония, чем плачущую Октавию, потому что Клеопатра была не более красива, чем она.
Cassius Dio, Roman History 50.3 and Plutarch, Life of Antony, 58.
Plutarch, Life of Antony 58–9 and Cassius Dio, Roman History 50.4. См. Zanker (1988), 57–8 – об идентификации Антония с восточным богом Дионисом.
Plutarch, Life of Antony 60; Cassius Dio, Roman History 50.4–6.
Plutarch, Life of Antony 60; Cassius Dio, Roman History 50.8.
С другой стороны, рассказы об этом могли иметь целью преувеличить значение победы Октавиана: см. Pelling (1996) 55, n. 297.
Plutarch, Life of Antony 65.
Virgil, Aeneid 8.678–708.
Plutarch, Life of Antony 85. Шекспир, «Антоний и Клеопатра»: ‘It is well done, and fitting for a princess, / Descended from so many royal kings’ (V.ii.325–6).
См. Flory (1987) – о критериях присуждения титула Августа в течение всего периода правления Юлиев-Клавдиев.
D. Kleiner in K. Galinsky, ed. (2005) The Cambridge Companion to Augustus (Cambridge: Cambridge University Press), 203.
I, Claudius, Episode 2: ‘Waiting in the Wings’.
Как, например, поступает Майкл Блумберг, нынешний мэр Нью-Йорка, внесший себя в общественный телефонный справочник.
Suetonius, Augustus 72. О дубовом венке см. Ovid, Fasti 4.953–4 and Augustus, Res Gestae 34; cf. Favro (1996), 203.
Richardson (1992), 73; ср. некролог для Пьетро Роса в «Нью-Йорк таймс» от 13 сентября 1891 года.
На свинцовой трубе было клеймо с именем «Юлия Авг [уста]», почетным именованием Ливии в дальнейшей жизни: см. подробнее в третьей главе. Это привело к современной идентификации дома как Casa di Livia, или Дом Ливии. Нет никаких убедительных доказательств, что у Ливии имелись другие личные резиденции. Тем не менее литературные свидетельства позволяют предположить, что у разных членов императорской семьи были свои жилища вместе с собственной домашней обслугой. О «Доме Ливии» и позднее открытом «Доме Августа», отождествляемом со старым жилищем Катулла см. в: Tamm (1963), chapter iv; Richardson (1992), 73; and Claridge (1998), 128–31.
Cassius Dio, Roman History 54.16.5; Ovid, Epistulae Ex Ponto 3.1.142.
Об изречении Корнелии см. Valerius Maximus 4.4 pr.: Lefkowitz and Fant (1992), no. 259.
О рецепте «зубной пасты» императрицы см. Levick and Innes (1989), 17–18.
См. D’Ambra (2007), 60.
Edwards (1993), 166 – об использовании местного камня. Suetonius, Augustus 64 – о заботе императора о том, чтобы его дочери и внучки занимались прядением.
Treggiari (1975), 54 and 74.
Обо всем изложенном см. основополагающую статью Treggiari (1975). Об обуви римских женщин см. Croom (2000), 107 and Olson (2008), 56.
Этот конкурс начался в 1992 году после того, как Хиллари Клинтон спровоцировала возмущение, сказав в интервью, что она выбрала не «остаться дома и печь печенье», и была вынуждена искупать это заявление, противопоставив свои рецепты рецептам Барбары Буш в конкурсе, устроенном журналом «Family Circle».
Suetonius, Augustus 64. Edwards (2000), 313, n. 76 предлагает именно это объяснение появлению «повседневных хроник».
Октавия имела пятерых собственных детей: сын Марцелл и две дочери, Клавдия Марцелла Старшая и Клавдия Марцелла Младшая – от Марцелла, еще две дочери, Антония Старшая и Антония Младшая – от Антония. Для ясности я не стала вдаваться в подробности жизни двух Клавдий Марцелл и старшей Антонии.
Hemelrijk (1999), 17 – об отсутствии информации о детстве римских девочек; D’Ambra (2007), 62, and figs 25 and 26 – о кукле из слоновой кости из саркофага II века Крептерия Трифена в Капитолийском музее в Риме.
Olson (2008), 16; cf. Croom (2000), 91–3.
Treggiari (1975), 52 and 56 – о Доркас и образовании членов семьи Ливии.
См. Hemelrijk (1999), 79–88.
Hemelrijk (1999), 22.
Macrobius, Saturnalia 2.5.2. Об образовании Агриппины Старшей см. третью главу в этой книге.
Об изготовлении и распространении античных портретов см. Fittschen (1996), 42 and Wood (1999), 6.
О нодусе Юлии см. Wood (1999), 64 and figs. 20 and 21; также Wood (1999), 1–2 – об изображениях женских идеалов империи.
Plutarch, Peri tou Ei tou en delphois 385F; cf. Barrett (2002), 37.
Casson (1974), 180 – о способе передвижения императоров.
Cassius Dio, Roman History 54.7.2. О деталях путешествий Августа и Ливии см. Barrett (2002), 34–8.
См. Reynolds (1982), 104–6: Document 13. Надпись предполагает, что ее семья имела патрон-клиентские отношения с островом: см. Barrett (2002), 37.
О сроках их пребывания на Самосе см. Barrett (2002), 37–8. О статуях на Самосе см. Flory (1993), 303, n. 27. См. также Reynolds (1982), 105 – о предоставлении привилегий самосцам.
Fischler (1994), 118 and n. 10 – больше примеров. См. также Dixon (1983). О Клеопатре см. Plutarch, Life of Antony 83.
Выдержки из: Cassius Dio, Roman History 55.16–21.
Привычка Августа консультироваться с Ливией по таким вопросам дает современные параллели с Гарри Трумэном и его женой Бесс. Известно, что Трумэн советовался со своей женой при принятии важных решений, их личная переписка была опубликована в 1983 году: см. Caroli (1995), 203–4.
D’Ambra (2007), 77–8 – дискуссия; ср. Lefkowitz and Fant (1992), nos. 242–6 – эпистолярные образцы, а также о письмах ритора II века Фронтона и о его отношениях с женой Кратией.
Cassius Dio, Roman History 54.19.3 – об отношениях Августа с Теренцией; Suetonius, Augustus 62 – о любви Ливии и Августа; 71 – о том, как она подыскивала ему девственниц. См. также Aurelius Victor, de Caesaribus1.7 and the anonymous Epitome de Caesaribus 1.23: первый говорит, что Августу не повезло в браке, второй – что Ливия была увлечена своим мужем.
Pierre d’Hancarville (1787), Monumens du culte secret des dames romaines, no. IV, Auguste et Livie. Благодарю Дэниела Орреллса, который обратил мое внимание на эту работу.
Cassius Dio, Roman History 58.2.5.
О Ливии как наследнице женщин золотого века см. Consolatio ad Liviam 343; об истории с голыми мужчинами см. Cassius Dio, Roman History 58.2.4.
Cassius Dio, Roman History 55.16.2.
Suetonius, Augustus 63; Pliny the Elder, Natural History 7.13.
См. Barrett (2002), 35.
Его старший сын от Фульвии, Юлл Антилл, был предан смерти Октавианом после победы последнего, но младший сын Юлл Антоний в конце концов женился на дочери Октавии – Клавдии Марцелле Старшей. Антоний также имел троих детей от Клеопатры: близнецов Александра Гелиоса и Клеопатру Селену, и сына Птолемея Филадельфа.
Suetonius, Augustus 28.
См. Kleiner (1996), 32. Об истории портика см. Ridley (1986), 179–80.
Pliny the Elder, Natural History 34.31. См. Flory (1993), 290, and Plutarch, Caius Gracchus 4 – о статуе.
О надписи см. Flory (1993), 290–2 and Hemelrijk (2005), 312f – о наличии у Августа статуи греческой богини, которую он заново надписал как Корнелию.
Marcellus’s qualities: Velleius Paterculus 93. О внешнем виде и поведении Тиберия см. Suetonius, Tiberius 68.
Это не была первая помолвка Юлии – первая состоялась, когда ей было два года, со старшим сыном Антония, Антиллом, но была разорвана после того, как в 37 году до н. э. рухнуло краткое сближение двух лидеров.
Fantham (2006), 29.
О смерти Марцелла и дарах ему: Fantham (2006), 29f. Seneca, Consolatio ad Marciam 2 – о том, что Октавия так и не оправилась после смерти Марцелла.
Donatus, Life of Virgil 32. Эта работа основывается только на данных Светония.
Siegfried and Rifkin, eds. (2001) 16–22, – о композиции Энгра с Вергилием.
Graves (1934), 37; BBC‘s I, Claudius, episode 1.
См. примечание 50.
Currie (1998), 147. О Клеопатре см. Plutarch, Antony 71.
Juvenal, Satires 6.629–33.
Marcellus Empiricus, De Medicamentis liber 15.6 and 35.6: см. Barrett (2002), 111–12 – о переводе. О зубной пасте Октавии см. Levick and Innes (1989), 17–18.
Seneca, Consolatio ad Marciam 2.
О возможном замужестве для вдов см. Severy (2003), 53; о брачных законах в целом см. Gardner (1986), часть третью.
Cassius Dio, Roman History 54.6.5 – о советах Мецената Августу; о роли Октавии в деле см. Plutarch, Antony 87. Точная дата рождения Агриппы неизвестна, но считается, что он родился около 63 года до н. э.
О вилле Боскотреказе см. Crawford (1976) and von Blanckenhagen and Alexander (1962); о домах, имевшихся у Агриппы в этом районе, см. Cassius Dio, Roman History 54.28.2. Маттео делла Корте, который опубликовал в 1922 году только список находок и план виллы, считал, что она принадлежала Юлии и сыну Агриппы, Агриппе Постуму – благодаря открытию плитки, носящей его имя. Этой версии был брошен вызов в 1926 году Михаилом Ивановичем Ростовцевым, который считал, что дом изначально принадлежал Агриппе, а потом был передан им своему сыну. Эта версия в настоящее время является общепринятой.
Более подробную информацию о рисунках Боскотреказе, см. Ling (1991), 55–6; and Fantham (2006), 77.
D’Ambra (2007), 96; Wallace-Hadrill (1988), 50–2 – об отсутствии определяющих признаков в домах Помпеи.
Treggiari (1975), 52 – о кубикулярии Ливии. Обратите внимание: хотя «спальня» является обычным переводом слова cubiculum, оно имеет не совсем те же коннотации, как наше современное понимание этой комнаты. Кубикулами являлись большинство частных комнат в доме.
Suetonius, Augustus 72 – о дворце Юлии Малой и загородных резиденциях Августа.
Такой акт именовался adoptio, он обозначал, что человек – мужчина или женщина – переходил под patria potestas другого; однако если усыновляемый мужчина не находился под отцовской властью (sui iuris) или даже сам был отцом семейства, он назывался adrogatio. Женщины осуществлять такой акт не могли – хотя более поздние императоры, судя по всему, допускали это в тех случаях, когда женщина потеряла ребенка.
C.B. Rose (1997), 225, n. 154.
Точная дата брака Юлии и Агриппы неизвестна, как и годы рождений их дочерей Юлии и Агриппины Старшей. Но, основываясь на оценке годов их брака и даты рождения других детей, Юлия почти точно родилась до 16 г. до н. э., а Агриппина – после: см. Fantham (2006), 108.
C.B. Rose (1997), 13: I. Priene 225. См. Fantham (2006), 66 – подробнее о надписях в честь Юлии.
О запрете сенаторам вступать в брак с женщинами из определенных классов см. Gardner (1986), 32; о наследовании лишь до шестой степени родства см. Gardner (1986), 178.
Lex Papia Poppaea of AD 9. См. Edwards (1993), 40.
Gardner (1986), 77. Эти цифры были позже пересмотрены – до двух лет для вдов и восемнадцать месяцев для разведенных. Имелись также некие формы возмещения для женщин, которые могли бы доказать, что их несправедливо обвинили в прелюбодеянии, или же чьи мужья обманывали их с замужними женщинами: см. Gardner (1986), 90.
Gardner (1986), 178.
О ius trium liberorum, см. Gardner (1986), 20. Женщины по-прежнему находились в patria potestas – иными словами, женщинам, чьи отцы были еще живы, приходилось ждать их смерти, прежде чем закон начинал распространяться на них. О статуе см. Zanker (1988), 157.
Edwards (1993), 34 – перевод Res Gestae 8.5.
Edwards (1993), 56. Вряд ли эти законы приводились в действие очень часто, см. Gardner (1986), 121 and 124.
Suetonius, Augustus 34.2 о публичных демонстрациях; дело Вистилии на самом деле дошло до суда во время правления преемника Августа, Тиберия: см. Tacitus, Annals 2.85.
Ovid, Amores, 1.4. О новых правилах размещения при Августе см. Rawson (1987), 85, 89 and 113; also Edmondson (1996), 88–9.
см. Richlin (1992), 76 and Fantham (2006), 81.
Macrobius, Saturnalia 2.5.9. О Домиции Марсе в качестве источника см. Fantham (2006), 81; and Richlin (1992), 69 and n. 7. О предполагаемом романе с Семпронием Гракхом во время замужества за Агриппой см. Tacitus, Annals 1.53.
Macrobius, Saturnalia 2.5.2.
Macrobius, Saturnalia 2.5.3–5.
Croom (2000), 74 and 87, and Olson (2008), 32.
On colours, см. Ovid, Ars Amatoria 3.169; о вульгарных красках см., например, Martial Epigrams 10.29.4; cf. Olson (2008), 11–12.
Olson (2008), 55–7 and Croom (2000), 104–7 and Stout (1994) – о женских аксессуарах.
О ценности тканей см. Croom (2000), 21; о косском шелке см. Olson (2008), 14 and Croom (2000), 121.
Macrobius, Saturnalia 2.5.7.
Olson (2008), ch. 2 и далее – о косметическом искусстве римских женщин, 73 – о лечении седых волос.
D’Ambra (2007), 115 – о кремах для лица и состоянии римской косметической индустрии.
Об украшающей женщин риторике см. Wyke (1994).
Seneca, Consolatio ad Marciam 2.3–4 – о поведении Октавии после смерти Марцелла.
Richardson (1992), 248.
С. Flory (1998), 491 – о роли римских женщин в триумфе.
Suetonius, Tiberius 7.
Fronto, De Nepote Amisso, ii (Haines. Vol. 2. 229–9).
О празднестве Друза см. Cassius Dio, Roman History 55.2.4; and Flory (1998), 491.
Consolatio ad Liviam, 133–7. Перевод мой. Suetonius, Claudius I сообщает о подозрении, что Август приложил руку к смерти Друза, имевшего репутацию сочувствующего республиканцам, – хотя сам Светоний отклоняет эти обвинения. Более подробную информацию о последовательности событий см. Barrett (2002), 42–4.
См. Flory (1993), 299.
Seneca, Consolatio ad Helviam; cf. Lefkowitz and Fant (1992), no. 261.
См. Flory (1993), 297–300.
См. Kleiner (1996) – о переоценке роли женщин в этой области, а также Purcell (1986), 88–9 – о вкладе Ливии.
Cassius Dio, Roman History 55.8.4 пишет об ипподроме Випсании Поллы.
О празднике Благой богини см. Beard, North and Price (1998), Vol. 1: 296–7 and Takács (2008), 101; cf. Juvenal, Satires 6.314–41. См. Takács (2008), 23 – о происхождении храма Фортуны Мулибрис.
Kleiner (1996), 32–3.
Strabo 5.3.8. Barrett (2002), 200–1 – больше подробностей о портике.
Сам портик давно исчез, но сохранившийся фрагмент мраморной плиты с планом Рима начиная с эпохи династии Северов сохранил для нас факт его существования, местоположение и общий поэтажный план здания. Он был построен в форме прямоугольника 115 на 75 метров вокруг внутреннего двора с садом. Ovid, Ars Amatoria 1.71–2, говорит нам, что там была художественная галерея, а Плиний Младший упоминает встречи там с друзьями: Epistulae 1.5.9.
Kleiner (1996), 33–4 – о портике Евмахии, а также о других женщинах, по заказу которых строились сооружения.
Severy (2003), 131f – о культе Согласия; 134 – об идее Дня матери и фестиваля Матралия.
См. Suetonius, Tiberius 10; Tacitus, Annals 1.53; Velleius Paterculus 2.99; Cassius Dio, Roman History 55.9.5–8.
См. предыдущее примечание, а также Fantham (2006), 83 – о возможных мотивах Тиберия.
Macrobius, Saturnalia 2.5.3; 2.5.6; 2.5.8.
См. об этом случае Ovid, Fasti 2.127f. Об обожествлении Юлия Цезаря см. Beard, North and Price (1998), Vol. 1, 208.
Velleius Paterculus, 2.100; Seneca, de Beneficiis 6.32; Pliny the Elder, Natural History 21.8–9; Tacitus, Annals 3.24; Suetonius, Augustus 64–5; Cassius Dio, Roman History 55.10.12–16. См. также Syme (1984) о кризисе 2-го года до н. э.
Cassius Dio, Roman History 55.10.14.
См. Ferrill (1980) – обзор исследований о причинах падения Юлии.
Seneca, De Brevitate Vitae 4.5: translation from Richlin (1992), 68.
Edwards (1993), 42–7 and Fischler (1994), 118–19 – об адюльтере и политических инвективах.
Varner (2004), 46.
Linderski (1988), 190. См. Suetonius, Augustus 65 and 101; Cassius Dio, Roman History 56.32.4.
Wood (1999), 30.
Wood (1999), 30 and 74; C.B. Rose (1997), 21 and Varner (2006), 86–8 – о возможной обработке портретов Юлии после ее изгнания.
Wood (1999), 69–70, and Fantham (2006), 137.
О последующих судебных решениях в отношении Юлии см. Fantham (2006), chapter 10.
Suetonius, Tiberius 11 and 15; Barrett (2002), 52.
О toga virilis см. Olson (2008), 15.
C.B. Rose (1997), 18.
Резюме – Barrett (2002), 53.
Potter (2007), 55. Очевидным исключением, конечно, была Британия, завоеванная Клавдием в 43 году нашей эры.
Suetonius, Augustus 97–9; Velleius Paterculus 2.123.
Cassius Dio, Roman History 56.42–6
Tacitus, Annals 1.5–6: Cassius Dio, Roman History 56.30.
К этим вопросам мы снова возвратимся в главах с четвертой по шестую – на этот раз в отношении Агриппины Младшей и Плотина. О сравнении с Агриппиной см. Barrett (1996), 24–5.
My Turn: The Memoirs of Nancy Reagan (1989), 216, цит. у Caroli (1995), 279.
Les femmes illustres, or Twenty heroick harangues of the most illustrious women from history. London: Dormand Newman (1693), trans. James Innes.
Это описание обратного пути Агриппины основано на выдержках из: Tacitus, Annals 3.1.
О возрасте и долголетии Скрибонии см. Fantham (2006), 17–18 and 158, n. 30. Мы знаем, что она была еще жива в 16 году, через два года после смерти Юлии, а Сенека (Epistulae Morales 70, 12) ссылается на ее советы относительно заговора против Тиберия.
Германик родился 24 мая в 15 или 16 году до н. э. Я остановила здесь свой выбор на более поздней дате.
О пути между Брундизием и Римом по Аппиевой дороге см. Casson (1974), 194f.
Описание Тиберия см. Suetonius, Tiberius 21.
Suetonius, Augustus 101.