Техническое обслуживание (ТО) автомобиля

«Вчера позвонили от моего доктора и пригласили на очередное техобслуживание»

Система технического обслуживания

Основной задачей технического обслуживания (ТО) автомобиля является поддержание его в надлежащем внешнем виде и технически исправном состоянии. Основным отличием технического обслуживания от ремонта является то, что оно является профилактическим мероприятием.

ТО включает в себя следующие виды работ:

– смазочные;

– регулировочные;

– контрольно-диагностические;

– крепежные;

– заправочные;

– электротехнические.

В зависимости от периодичности выполнения работ, их количества, сложности и трудоемкости, существуют следующие виды технического обслуживания автомобилей:

– ежедневное (ТО) – каждый день;

– первое (ТО-1) – каждые 10—15 000 км или раз в год;

– второе (ТО-2) – каждые 30—60 000 км;

– сезонное (СО) – 1—2 раза в год.

Работы, выполняемые при ЕТО (ежедневном техобслуживании)

По возможности старайтесь выполнять все пункты ежедневного ТО. Оно не требует никаких специальных навыков, не занимает много времени.

Но в случае каких-то неисправностей это не приведет ваш автомобиль до значительной поломки и сохранит ваше здоровье.


Контрольный осмотр включает:

проверку комплектности вашего автомобиля (состояние кузова, стекол, зеркал заднего вида, окраски, замков дверей, подвески, ходовой, колес и шин);

– осмотр автомобиля с целью проверки отсутствия подтекания топлива, масла, тормозной и охлаждающей жидкостей;

– проверку уровня масла в картере двигателя и уровня охлаждающей жидкости в радиаторе (расширительном бачке) перед пуском двигателя, при необходимости дозаправку до нормы; проверку работы генератора, указателя тока;

– заполнение водой бачка омывателя стекла;

– проверку исправности и действия приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, контрольно-измерительных приборов и стеклоочистителей;

– проверку исправности сцепления, привода рулевого управления, рабочих и стояночных тормозов, колес и шин.

Еженедельные проверки

Несколько простых советов помогут сэкономить Вам и время и деньги. Еженедельно проводите регулярные проверки они не требуют большого умения или специальных инструментов, на них уходит мало времени, и это окупается безотказной работой вашего автомобиля.


Шины: следите за состоянием шин и давлением в них: это продлит их срок службы, к тому же ваша безопасность здесь играет не последнюю роль: внешними признаками нарушения и отклонения от нормы являются:

– боковой и центральный износ протектора шин. Причиной в данном случае является избыточное давление, проверьте и отрегулируйте давление в шинах в соответствии с нормой давления для вашего автомобиля (информацию можно найти на средней стойке кузова в районе водительской двери) средняя норма для легковых автомобилей составляет порядка 2—2,2 Атмосфер

– износ с обеих сторон: недостаточное давление либо частое и резкое прохождение поворотов на большой скорости – проверьте давление в шинах, спокойный стиль езды сохранит ваши шины (снижайте скорость!)

– износ с одной стороны: неправильный развал колес.


Электрическая система: наиболее часто встречающиеся неприятности связаны с аккумулятором, при условии выполнения ряда проверок можно избежать большинства из них:

– перед тем, как приступать к работам с аккумулятором, ознакомьтесь с правилами техники безопасности;

– держите аккумулятор в чистоте, клеммы перед зимой смажьте консервирующей смазкой типа WD40;

– удостоверьтесь, что лоток аккумулятора в хорошем состоянии: коррозию на лотке, зажимах и аккумуляторе можно удалить водным раствором соды, все металлические части, поврежденные коррозией необходимо обработать цинковой грунтовкой, затем покрасить;


Тормоза: лучше узнать об утечке тормозной жидкости при проверке ее уровня в бачке, чем по внезапно отказавшим тормозам. Главная предосторожность: тормозная жидкость может повредить глазам и окрашенным поверхностям.

Проверяйте уровень тормозной жидкости при низком уровне добавьте до среднего уровня. Не используйте жидкость, которая стояла открытой в течение некоторого времени, тормозная жидкость способна поглощать влагу из воздуха, в результате чего может произойти потеря эффективности торможения.


Двигатель: для хорошей работы двигателя необходимо регулярно совершать следующие проверочный действия:

– осмотр, проверка и очистка аккумулятора;

– проверка всех заправленных в двигатель жидкостей;

– проверка состояния и натяжения вспомогательных приводных ремней;

– замена свеч зажигания – осмотр компонентов системы зажигания;

– проверка состояния воздушного фильтра и замена его при необходимости;

– проверка топливного фильтра, замена его при необходимости – проверка состояния всех шлангов, в том числе на предмет утечек;


Уровень моторного масла:

– убедитесь, что автомобиль установлен на ровном месте

– уровень масла необходимо проверять перед запуском двигателя или по крайней мере через 5 мин. после его выключения

– современные двигатели очень требовательны к качеству масла – очень важно использовать подходящее для вашего автомобиля масло

– если приходится часто добавлять масло, проверьте двигатель на утечки: поместите лист чистой бумаги под автомобилем на ночь и утром осмотрите его;

– всегда поддерживайте уровень масла между верхней и нижней отметкой на щупе: если уровень будет слишком низким, то повредится двигатель при переливе масла может повредиться сальник.


Уровень охлаждающей жидкости:

– ни в коем случае не снимайте крышку радиатора и расширительного бачка на работающем двигателе, а также до тех пор, пока двигатель остыл полностью – можно обжечься горячим паром и жидкостью, доливку можно производить через расширительный бачок;

– регулярного добавления охлаждающей жидкости не требуется, если же систему охлаждения приходится часто дозаправлять, то, вероятно, имеется утечка – надо проверить радиатор, все шланги и места соединений, в случае выявления обратитесь на станцию технического обслуживания автомобилей


Уровень жидкости в гидроусилителе рулевого механизма:

– припаркуйте автомобиль на ровном месте;

– при работающем на холостых оборотах двигателе несколько раз медленно проверните рулевое колесо из одного крайнего положения в другое, затем установите колеса в положение прямолинейного движения и заглушите двигатель;

– чтобы точно определить уровень, рулевой механизм не должен вращаться во время проверки и двигатель должен быть прогрет до рабочей температуры;

– не оставляйте автомобиль с гидроусилителям руля припаркованным с выкрученными до полного колесами – это может привести к поломке насоса ГУР.

Работы, выполняемые при ТО-1

Во время технического обслуживания №1 необходимо:

– выполнить работы, предусмотренные ежедневным техническим обслуживанием;

– внешним осмотром элементов и по показаниям штатных приборов автомобиля проверить исправность тормозной системы, устранить неисправности;

– отрегулировать зазор между колодками и барабанами рабочих тормозов;

– отрегулировать ход штоков тормозных камер; слить отстой из фильтра тонкой очистки топлива и топливных баков;

– при температуре ниже плюс 5 °С сменить спирт в предохранителе от замерзания (для предохранителя вместимостью 0,2 л спирт меняется раз в неделю, вместимостью 1 л – раз в месяц);

– довести до нормы уровень масла в бачке насоса гидроусилителя рулевого управления и подъемника запасного колеса;

– уровень масла в насосе гидроподъемника кабины и запасного колеса; уровень электролита в аккумуляторных батареях; давление в шинах;

– смазать подшипники водяного насоса, шарниры рулевых тяг, пальцы передних рессор, втулки валов разжимных кулаков, регулировочные рычаги тормозных механизмов, оси передних опор кабины;

– продуть сжатым воздухом или промыть бумажный элемент воздушного фильтра;

– при каждом втором ТО-1 проверить крепление глушителя и приемных труб, гайки крепления ушка передней рессоры.

Работы, выполняемые при ТО-2

В процессе технического обслуживания №2 надо:

– провести все работы, предусмотренные техническим обслуживанием №1.


Обслуживание двигателя:

– проверить герметичность соединений воздухопроводов впускного тракта от воздушного фильтра к двигателю;

– состояние и действие жалюзи (шторы) радиатора;

– передние и задние опоры силового агрегата;

– отрегулировать натяжение ремней привода генератора, водяного насоса, гидромуфты;

– тепловые зазоры между стержнями клапанов и коромыслами клапанного механизма (предварительно проверив момент затяжки болтов головок цилиндров и гаек стоек коромысел).


Обслуживание двигателя (система смазки):

– закрепить масляный картер двигателя;

– сменить масло в системе смазки двигателя;

– сменить фильтрующие элементы фильтра очистки масла.


Обслуживание трансмиссии (сцепление):

– проверить герметичность привода выключения сцепления;

– проверить действие оттяжных пружин педали сцепления и рычага вала вилки выключения сцепления;

– отрегулировать свободный ход толкателя поршня главного цилиндра привода и свободный ход рычага вала вилки выключения сцепления;

– отрегулировать свободный ход педали сцепления;

– смазать подшипник муфты выключения сцепления, втулки вала вилки выключения сцепления;

– довести до нормы уровень жидкости в главном цилиндре привода сцепления.


Обслуживание трансмиссии (МКПП):


– проверить внешним осмотром герметичность коробки передач и надежность их крепления;

– очистить от грязи сапуны;

– довести до нормы уровень масла в картере КПП;

– смазать опоры тяг дистанционного привода управления коробкой передач;


Обслуживание трансмиссии (кардан и ведущие мосты):

– проверить состояние карданных валов, устранить неисправности;

– состояние и свободный ход в шарнирах карданных валов;

– закрепить фланцы карданных валов;

– смазать шарниры карданного вала заднего моста;

– проверить герметичность мостов;

– состояние шкворневых соединений;

– закрепить главные передачи мостов

– отрегулировать схождение передних колес и подшипники ступиц передних колес (при вывешенных колесах);

– смазать верхние подшипники шкворней;

– очистить от грязи сапуны;

– довести до нормы уровень масла в картерах мостов;


Обслуживание ходовой части:

– закрепить стремянки передних и задних рессор;

– проверить съемные ушки передних рессор;

– стяжные болты проушин кронштейнов передних рессор;

– пальцы и верхние кронштейны реактивных штанг;

– проверить шплинтовку гаек шаровых пальцев рулевых тяг; —

– закрепить рессоры и амортизаторы.


Обслуживание электрооборудования:

– состояние электропроводки (отсутствие потертостей, провисаний);

– состояние тепловых и плавких предохранителей;

– исправность электрической цепи датчиков;

– отрегулировать направление света фар;

– проверить работу аккумуляторных батарей;

– смазать выводы аккумуляторных батарей;

– внешним осмотром проверить работу и надежность крепления световых приборов и стоп-сигнала;


Обслуживание кузова и дополнительного оборудования:

– проверить состояние замков дверей, сидений;

Загрузка...