Введение

Актуальность исследования определяется тем, что период «перестройки» 1985–1991 гг., являющийся комплексом многоплановых процессов, занимает особое место в истории и позволяет понять глубинный смысл современных преобразований.

Важность темы монографии обусловливается и необходимостью анализа общественных настроений, отношения к курсу КПСС периода «перестройки» на региональном уровне, т.к. события конца 1980-х – начала 1990-х гг. положили начало региональным политическим процессам.1 Учёными неоднократно высказывалось мнение, что рассмотрение исторического явления лишь в общегосударственном масштабе неизбежно нивелирует частные факты, детали, подробности и специфические черты, определяемые многообразием факторов. Позиция о значимости таких исследований в связи с отражением в их рамках «различий в темпах процесса, его наполнении и толковании, очерёдности шагов», правомерна для любого периода, и мы солидаризуемся с ней.2 Выбранный регион Южного Урала отличается обширной территорией, достаточно низкой плотностью населения, наличием крупного областного центра и небольших райцентров, наличием формирующегося единого информационного пространства.

Социально-политический курс «перестройки» изучается в ракурсе его восприятия и осмысления региональным обществом. Комплексная картина динамики отношения к курсу, помимо анализа потока настроений, успешно раскрывается посредством изучения таких общественных институтов, как партия (понимание и оценка курса в региональных структурах КПСС) и СМИ, в частности, периодическая печать (видоизменение канала воздействия партии на общество, спектр воззрений в периодике).

Особую актуальность и значимость изучению проблемы придаёт тот факт, что в годы «перестройки» складывались предпосылки перехода к демократическому правовому государству и гражданскому обществу, возникали основы прав и свобод, которые ныне закреплены в Конституции и законодательстве РФ. В связи с исторически обусловленным продолжением реформирования, усилением информационной составляющей процессов и вытекающей из этого активизацией общественных настроений, в настоящее время необходимо опираться на прошлый опыт во избежание его недооценки, а также – своевременной и адекватной реакции на ситуацию в регионе. Исследование отношения к социально-политическому курсу «перестройки» и его оценки на региональном уровне способствует лучшему пониманию причин распада СССР, механизмов становления новой российской государственности, трансформации СМИ, общественных настроений, противоречий мировосприятия граждан в переломные периоды. Всё перечисленное, как и недостаточная научная разработанность проблемы, обусловливает актуальность проводимого исследования.

Объектом исследования выступает общество Оренбургской области в условиях проведения социально-политического курса «перестройки» (1985–1991 гг.)

Предметом исследования являются особенности понимания социально-политического курса «перестройки» и отношения к нему представителей партийных органов Оренбургской области; специфика отражения в оренбургской периодической печати спектра воззрений «перестройки» и трансформация периодики; динамика общественных настроений оренбуржцев.

Хронологические рамки исследования охватывают временной промежуток с апреля 1985 г. по декабрь 1991 г., традиционно датируемый как «перестройка». Нижняя временная граница определяется началом проведения М. С. Горбачёвым реформаторского курса в СССР в рамках Апрельского (1985) пленума ЦК КПСС. Верхняя граница обусловлена отставкой Президента и прекращением существования СССР.

Территориальные рамки исследования охватывают территорию Оренбургской области в её современных границах, неизменных с декабря 1934 г. изучаемый регион, располагаясь на Южном Урале, в отдалённой от столицы степной зоне с низкой плотностью населения и неравномерностью заселения, небольшими по числу жителей районными центрами и достаточно крупным областным центром имеет и свою специфику, что нашло отражение в темпах и формах происходящих процессов.

Целью исследования является анализ отношения субъектов регионального общества и общественных институтов (партии (КПСС), СМИ – периодической печати) к идеям, новациям и общественно-политическим мероприятиям «перестройки», выявление трансформационных особенностей под влиянием данных процессов.

Эта цель реализуется через решение взаимосвязанных задач:

– исследовать динамику восприятия и понимания социально-политического курса КПСС периода «перестройки» на двух этапах, отличающихся по смысловому содержанию; отношения к базовым идеям курса и оценки событий, явлений, процессов представителями партийных организаций Оренбургской области;

– проанализировать поток общественных настроений и политических приоритетов оренбуржцев в рамках предвыборных кампаний периода «перестройки»;

– выявить особенности трансформации оренбургских областных газет разной направленности (областной и районной партийной печати, комсомольской прессы, «новых» изданий), рассмотренные в контексте социально-политических преобразований, провести и обосновать классификацию их качественных видоизменений;

– показать эволюцию общественных настроений периода «перестройки» в Оренбуржье, их хронологию, этапы и специфику, изучив их поток с опорой на важные события и явления общественно-политической жизни, публикации;

– проанализировать отношение к социально-политическому курсу и осмысление «перестройки» современниками событий в народном творчестве на уровне массового сознания, проанализировав настроения, мнения и оценочные суждения жителей.

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Историография «перестройки» обладает рядом особенностей. Во-первых, источниковая база и методологические подходы исследования находятся в процессе становления ввиду малой временной отдалённости изучаемых событий и отягощаются проявлениями имевшего место в 1990-е гг. методологического кризиса общественных наук, а также, по мнению А. С. Барсенкова, – «обслуживанием партийных интересов исторической наукой до недавнего времени».3 Во-вторых, для работ историков, политологов, публицистов и социологов, изданных в 1990-е гг., характерны как плюрализм мнений, суждений, подходов, так и пристрастное отношение к событиям и явлениям периода, что обусловлено субъективными факторами.4 Лишь с 2000-х гг. начинается более объективное изучение проблем «перестройки».

В историографическом обзоре диссертации мы выделили два блока исследований: 1) труды по общественно-политическому курсу «перестройки» 1985–1991 гг. общероссийского и регионального уровней, которые, в свою очередь, классифицируются по двум периодам – «советскому» и «постсоветскому», обладающими различными качественными характеристиками; 2) оренбургская региональная историография о «перестройке».

1. Труды по общественно-политическому курсу «перестройки» 1985–1991 гг. общероссийского и регионального уровней. Первый этап историографического изучения темы (1985–1991 гг.) – «советский» – связан с расширением смыслового содержания понятия «гласность», рассекречиванием многих документов, характеризуется стремлением изучить процессы реформирования «изнутри» и прикладной направленностью. Главная роль принадлежит публицистике: массив работ остро и проблемно освещает мероприятия и идеи «перестройки», авторами выдвигаются «модели» решений актуальных вопросов на практике.5 Н. Шмелёв, Г. Лисичкин, И. Клямкин, А. Нуйкин, Ю. Черниченко, Г. Попов, Ю. Карякин, В. Селюнин, Ю. Афанасьев, В. Коротич, Ф. Бурлацкий, другие учёные и публицисты, среди которых много экономистов, историков, – рассматривают суть проблем, анализируя их причины в рамках установки о незыблемости социалистической системы. 6

Характерные черты публицистики периода «перестройки»: взгляд на человека как на индивидуума с собственными интересами, позициями и запросами (идея соответствует концепции XXVII съезда КПСС – признание приоритета общечеловеческих ценностей и интересов перед классовыми, групповыми, национальными); обращение к истории СССР, влиянию лидеров страны на ход истории и современную ситуацию.7 Корни современных проблем социалистической системы авторы находят в отступлении И. В. Сталина от марксистко-ленинского учения; осуждаются репрессии и политика 1930-х гг., а в «грамотной перестройке» видится возможность решения проблем.8 Авторы-публицисты9 освещали обширный спектр актуальных и дискуссионных тем: кризисная ситуация в экономике СССР, новые неформальные молодёжные течения, проблемы в реализации курса в сельской жизни, восприятие и проведение реформ сотрудниками обкомов КПСС и гражданами и др.

К первому этапу относятся и многочисленные статьи в центральных журналах, в местной периодике, сборники статей научно-практических конференций научно-прикладного характера.10 Примечательна работа, посвящённая выборам народных депутатов 1989 г. – «Весна-89: География и анатомия парламентских выборов», где на основе статистических данных обобщаются общесоюзные сведения по итогам избирательной кампании 1989 г., дается сравнительный анализ активности электората, рейтингов первых секретарей региональных комитетов КПСС в регионах.11

Второй этап – «постсоветский» – позволил анализировать процессы «перестройки» в рамках демократической модели общественного устройства. После кратковременного обращения исследователей к другим приоритетам, к концу 1990-х гг. появляются общие и региональные аналитические работы, отличающиеся разнообразием тематики и, на наш взгляд, более объективными подходами. Способствует проявлению интереса научного сообщества к теме 10-летний юбилей событий, которому посвящается немало статей, начинается подведение предварительных итогов преобразований.12 20-летие «перестройки» также отмечено наличием «круглых столов» и дискуссий учёных и методистов, например: «Перестройка. 20 лет спустя», «Некоторые проблемы освещения вопросов «перестройки» в учебниках истории» и т.д.13 Для 30-летнего юбилея с начала «перестройки», проходившего в 2015 г., также характерно наличие научно-практических конференций и круглых столов разного уровня.14 Сборники докладов в настоящий момент находятся в печати.

Учеными В. Э. Бойковым, Н. И. Лапиным, В. В. Гаврилюком, З. Д. Ильиной, Л. Б. Косовой анализируется динамика ценностных ориентаций.15 Исследователи В. Н. Лысенко, В. К. Левашов, Г. В. Осипов, А. А. Лапин изучают реформы и процессы эволюции однопартийной системы.16 И. Д. Короева исследовала феномен КПСС как государствообразующей партии, её роль и участие в финальном этапе существования СССР.17 По мнению О. В. Казначеева, внутренний механизм процесса распада КПСС и формирования разных курсов его дочерних организаций, во многом остается вне поля зрения и внимания прессы и массового сознания людей.18

Восприятие власти массовым сознанием и отношение к ней в условиях общественной трансформации России (включая период «перестройки») анализируют О. М. Здравомыслова (восприятие курса гражданами), В. Б. Кувалдин (анализ процессов и роли «перестройки», действий реформаторов), С. В. Гуторов (трансформация политической системы), И. М. Мусатов (трансформация советского общества), О. В. Сербская (общественно-политическое движение в СССР), С. П. Обухов (развитие парламентаризма), О. Г. Харитонова (трансформация и демократизация политической системы).19 По мнению С. В. Гуторова, период «переоценки ценностей» 1985–1990 гг. был объективно необходим обществу для осознания бесперспективности существовавшей социально-экономической системы и выработки программы перехода к новой модели развития, а навыки и идеи оказались необходимыми для последующих реформ.20

Восприятие власти массовым сознанием и отношение к ней в условиях общественной трансформации России (включая период «перестройки») анализирует С. П. Обухов.21 И. М. Мусатов придаёт большое значение общественным настроениям в процессах реформирования, которые определяли курс, задавая темп реформам, подготовили страну к формированию постсоветской государственности.22 О. В. Сербская анализирует эволюцию общественных настроений, формирование оппозиции и неформальных организаций.23

В региональных диссертационных исследованиях социально-политические процессы «перестройки» затрагиваются В. В. Власовой, С. Н. Бугаевым, А. Ю. Казанцевым.24 Из трудов, изучающих региональные особенности, необходимо выделить работы челябинского исследователя В. Н. Иванова об аспектах деятельности КПСС и вопросах кризиса партии; работы пермского ученого В. П. Мохова, рассматривающего региональную политическую элиту.25 С. А. Величко подробно и обстоятельно изучила общественно-политические процессы «перестройки» на примере Сибирского региона, особенности выборов народных депутатов и Президента РСФСР, показав депопуляризацию в массах «старой идеологии», основанной на коммунистических идеалах: общественно-политические движения перешли в оппозицию к КПСС в 1989 г., а в 1990 г. произошёл массовый отход общественности Сибири от социалистической ориентации.26 Внимание учёных уделяется и локальным проблемам, например, общественно-политической и идеологической деятельности областных организаций КПСС (Лежнев К. М., Мельниченко О. В.).27

Причины распада СССР, вытекающие из внутреннего содержания социально-политического курса «перестройки» и напрямую связанные с регионалистикой, вызвали дискуссии среди историков. В научной литературе широко освещены концепции по данной проблеме. Д. В. Маслов считает, что распад системы был обусловлен стечением субъективных факторов, непониманием советскими руководителями сути советской системы.28 А. Д. Чернев утверждает, что попытки преобразования и сохранения системы были обречены на неудачу в связи с узурпацией власти и деструктивной ролью КПСС в обществе.29 Р. Г. Пихоя убеждён, что советская система была «нереформируемой»: каждый шаг по пути реформ давал последовательно негативный результат, и в конечном итоге накопление отрицательных моментов привело к распаду СССР.30 По мнению Т. Н. Заславской, «перестройку» следовало осуществить гораздо раньше, поскольку к началу реформ советская система выработала свои социальные ресурсы, и СССР ждал распад.31 Особенности разработки курса «перестройки» М. С. Горбачёвым и её хода глубоко проанализированы В. В. Согриным32, который видит причину отхода значительной части населения от приверженности марксистско-ленинским идеям и социалистическим принципам, в наличии комплекса экономических противоречий и раскрепощении сознания. А. С. Барсенков проанализировал внутренние и внешние причины и итоги «перестройки», роль политических элит.33 Особенности системы власти политических элит, в том числе и при М. С. Горбачёве, раскрывает О. В. Крыштановская. 34

На современном этапе появляется много авторских концепций, отличающихся эмоциональной насыщенностью. Например, рассуждения о политике М. Горбачёва А. Гранатовой; «исторический триллер» В. Шамбарова о стремлении «мировой закулисы» разрушить СССР; научно-публицистические произведения С. Г. Кара-Мурзы. 35

Группа исследователей отождествляет итоги «перестройки» с личностью М. С. Горбачёва: В. Коротич отмечает отсутствие у лидера сильной воли, «изворотливости и проницательности», Д. Волкогонов подчёркивает «слабость характера»; учёный из США Л. Демоз, считая главным фактором в истории психогенез, отмечает «спокойный и ровный» характер М. Горбачёва, что способствовало проведению им демократических реформ.36

Весьма интересно видение концепции «перестройки» и причин краха системы главой СССР, инициатором реформ М. С. Горбачёвым. Изначально ясного представления о последовательных задачах «перестройки», кроме осознания факта, что «так дальше жить нельзя»,37 у него не было. Эволюция подходов лидера к содержанию и темпам преобразований в рамках «социалистического демократизма» видна в книгах и программных заявлениях. В 1987–1988 гг. автор заявляет, что «мир повседневных реальностей и мир показного благополучия всё больше расходились друг с другом». У М. С. Горбачёва чётко прослеживался мотив, указывающий на диалектичность процесса и отсутствие «готовых рецептов»: в докладе на XIX Всесоюзной партконференции в 1988 г. он отметил необходимость «обогатить стратегию и конкретизировать тактику преобразований, определить пути, формы и методы работы, которые обеспечили бы неуклонное развитие и необратимость перестройки». «В течение какого-то времени мы надеялись преодолеть застой, опираясь на такие «преимущества социализма», как планово-мобилизационные методы, организаторская работа, сознательность и активность трудящихся, – признаётся М. С. Горбачёв в 2003 г. – Нам тогда казалось, вот поправим дела, вытянем на прежних подходах, а там возьмёмся уже за глубокие реформы».38 Необходимо отметить, что отсутствие чёткой программы «перестройки» у Генерального Секретаря КПСС уже на Январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС обсуждалось и тревожило представителей Центрального Комитета партии, о чём заявил Н. И. Рыжков в интервью от 6 января 2011 г.39 В книге «Декабрь-91…» М. С. Горбачёв уже апеллирует к тому, что «процесс» должен быть «сотворён людьми» с опорой на «новые ценности, демократию, экономическую и политическую» свободу. В книге «Августовский путч…» он видит причины провала ГКЧП в «необратимом характере изменений» в обществе, связанных с демократизацией и гласностью.40 Очевидно, что вопрос концептуальности курса реформ поднимался уже в конце 1980-х гг., но партия не вносила ясность в целостную концепцию, что предполагало самостоятельность в регионах.

Темы общественно-политической трансформации, общественных настроений «перестройки», анализ причин распада СССР широко представлены в научных журналах «Политические исследования», «Социологические исследования» и др. Они поднимаются экономистами, политологами, социологами, психологами, философами и культурологами, воспринимающими «перестройку» как «многомерный исторический феномен». Журнальные публикации отличаются оперативностью, новейшими подходами в исследовании, часто не являясь его итогом, но корректируются и дополняются их авторами.

Причины распада СССР и краха советской системы, обозначившиеся по ходу изучаемого нами восприятия социально-политического курса, – также одна из основных тематик. Б. Н. Шапталов утверждает, что крах СССР был предопределён неконкурентной социалистической экономикой, не обеспечивавшей населению страны те блага, которые стали привычными для людей на Западе, а решение руководства СССР «перейти к рынку» – неверная постановка задачи модернизации.41 К. А. Рогожина полагает, что «коммунистическая система была замкнута и лишена внутренних механизмов самосовершенствования», а советский период был «историческим тупиком».42 Г. М. Дерлугьян заключает, что трансформация советского блока и его центральной составляющей – СССР была необходима, а причину распада социалистической системы учёный усматривает в предательстве М. С. Горбачёва номенклатурой, принявшей участие в национальных движениях и частном накоплении.43 Причины распада СССР, по мнению А. В. Шубина, заключаются в национально-этническом кризисе, совпавшем с острым социально-экономическим и политическим кризисом, в поведении лидеров, которые предпочли задаче сохранения социального баланса тактические цели борьбы за власть.44 Писатель и государственный деятель Б. Н. Олейник определил итоги «перестройки» как «просчёт» её авторов, которые не смогли учесть в обществе специфику революционных потрясений в виде ослабления моральных и нравственных норм».45 Глубокий анализ предпосылок крушения социализма даёт С. П. Перегудов, отмечая, что механизмы рыночных отношений были противопоказаны системе и потому могли лишь разрушить, а не «перестроить» её. 46 К глубоким и комплексным выводам приходит Д. А. Волкогонов.47 Об опасности нарождающейся после тоталитарной системы демократии при отсутствии её различных предпосылок пишут И. К. Пантин и А. Г. Глинчикова.48

В научных публикациях активно разрабатывается вопрос об инициаторах «перестройки»: кто ими выступил – «верхи» или «низы» общества, мнения авторов кардинально различаются. По мнению Т. Л. Карла и Ф. Шмиттера, в большинстве стран бывшего СССР режимные изменения осуществлялись под давлением снизу и носили «реформистский» характер.49 Противоположная точка зрения у Т. П. Лебедевой: демократизация бывших тоталитарных стран осуществлялась преимущественно «сверху» и была инициирована «политическими элитами», которые определили их динамику и содержание.50 Промежуточную позицию занимает Г. М. Дерлугьян, заявляющий, что крушение государственного социализма было революцией не сверху или снизу, а скорее – из середины. После 1989 г. советские государственные руководители среднего звена приняли решение освободиться от центрального правительства, подавляя или вбирая в себя внутренних противников и заново укрепляя свою власть в управляемом ими пространстве.51 По мнению А. Ю. Мельвиль, до легализации радикальной оппозиции проводилась так называемая «политика дозированных реформ», осуществляемая «реформаторами-центристами», которые часто обращались за поддержкой к гражданскому обществу, оппозиционным движениям и балансировали между охранителями режима и его радикальными противниками.52 На взгляд И. К. Пантина, в российском обществе практически не было ни экономических, ни социальных, ни историко-психологических предпосылок перехода к демократии «в западном её понимании». Противоречие между развивающейся в верхних слоях общества западной культурой и коммунистическим способом реализации власти в комплексе с системным кризисом конца 1980-х, стало предпосылками горбачёвской «перестройки» и последовавших радикальных перемен».53

Ход процессов «перестройки», их смысл, итоги, восприятие изучали зарубежные исследователи А. Браун, Дж. Ф. Мэтлок, Р. В. Дэниэлс, М. Урбан, С. Уайт и др. А. Браун отмечает невозможность преобразования советского социализма с нерыночным распределением благ в социал-демократизм западного типа и создания полноценной концепции перехода от тоталитаризма к демократии; деструктивную роль опоры на труды В. И. Ленина. М. Урбан обозначает самоидентификацию оппозиционных партий как «антикоммунистических». Р. В. Дэниэлс отмечает успехи М. С. Горбачёва на внешнеполитической арене и поражения его внутренней политики. С. Уайт анализирует аспекты реформы избирательной системы в 1989 г. Дж. Ф. Мэтлок, как американский дипломат, анализирует «перестройку» сквозь призму её внешнеполитического значения.54

2. Особенности Оренбургской региональной историографии55 заключаются в том, что вопросы восприятия «перестройки» и её оценки разработаны фрагментарно в рамках иных обширных тем. В целом, интерес к проблеме в регионе достаточно низок.

По аналогии с общегосударственной ситуацией, в конце 1980-х гг., на страницах журнала обкома КПСС «Диалог» появились публицистические произведения местных авторов. Но, в отличие от центральной публицистики, они занимали более традиционные позиции. Авторы пытались оправдать критикуемую многими столичными публицистами социалистическую модель общественного развития. Ярким примером выступает мнение В. М. Пузанёва, как «они с небывалым апломбом, насилуя факты, в погоне за сенсацией не оставили в нашей отечественной истории ни одного не проплёванного места». Он приводит своё видение методики работы публицистов, составляющие части которой: оторванность от контекста, неуместность цитат, атака на Ленина и ленинизм, сознательная фальсификация и искажение истории, ссылка на сомнительные факты как на проверенный источник и незрелость публицистики в целом.56 Г. М. Ралдыгина задаётся целью дать объективный анализ истории СССР, но личные предпочтения отдаёт политике В. И. Ленина, противопоставляя её с «чрезмерным централизмом» И. В. Сталина, который и «погубил всё дело».57 Показательны в этом плане статьи «КПСС: время поисков и бремя ответственности», «Искушение простотой» В. М. Пузанёва, «И вновь до основания, а затем?..».58 Д. А. Сафонов анализирует причины критики общественно-политического курса «перестройки», полагая, что определённые силы в обществе считают его переходящим через необходимые рубежи в их понимании, иные же – напротив, недостаточным.59

На современном этапе разработки темы имеются региональные диссертационные исследования, отдельные главы которых включают хронологические рамки 1985–1991, и исследования, посвящённые отдельным темам изучаемого периода. Достаточно подробно разработаны вопросы, связанные с культурной жизнью периода «перестройки». В работах В. П. Торукало60 и М. П. Кузнецова61 отражены изменения в административных структурах, осуществлявших управление культурными процессами на Южном Урале.62 В исследованиях В. В. Амелина63 исследовано многонациональное народное творчество, роль СМИ в культуре Оренбуржья.

Социально-культурная сфера села Южного Урала, политические партии и общественные организации периода «перестройки» были комплексно изучены А. Г. Ивановой.64 В её диссертации впервые в хронологических рамках 1980-х гг. на основе архивных источников, материалов государственной и ведомственной статистики, результатов социологических опросов населения и публикаций местной печати исследованы вопросы социально-культурной жизни сельского населения Южного Урала. Объективно изучила вопросы культурной жизни и роли СМИ в культурных предпочтениях населения Южного Урала С. А. Заельская, хронологическими рамками её диссертации были охвачены и «перестроечные» годы.65

Взаимодействие органов власти и прессы, их трансформация за последние десятилетия проанализированы в работе А. П. Прусса.66 Исследование включает в себя множество актуальной на изучаемый период и на сегодняшний день информации социально-политического и психологического характера, привлекает глубиной идей и профессиональным анализом: например, исследованы особенности «информационных войн» в системе политических отношений в современном обществе, проблемы и риски для молодого поколения, связанные с сетью Интернет. В совместной работе А. Г. Ивановой и С. А. Заельской одна из глав посвящена роли СМИ в культуре России и затрагивает период «перестройки».67 Осуществлению молодёжной политики на Южном Урале с 1985 по 2005 г. посвящено диссертационное исследование И. М. Бояршиновой.68

Книга В. Н. Рагузина и А. П. Прусса69 о формировании гражданского общества в Оренбуржье, процессах его становления в 1990-х гг., отличается высоким уровнем осмысления вопроса, систематизации, структурирования информации, привлечением социологических данных. В первой главе работы был дан обзор событий и явлений в Оренбуржье периода «перестройки».

В 1999 г. выходит монография челябинского исследователя В. Н. Иванова «КПСС и власть: Департизация органов государственной власти и управления на Южном Урале»70, в которой проводится анализ поэтапного ослабления влияния КПСС на Южном Урале, в том числе и в Оренбургской области, вплоть до окончания «перестройки». Весьма интересно двухтомное издание екатеринбургских учёных А. Д. Кириллова, Н. Н. Попова, Б. А. Кириллова, В. П. Леднёва.71 В первой книге исследователи дают обзор политической жизни Урала и происходящих процессов, ими подробно изучены предвыборные кампании 1990-х гг., захватывается и период «перестройки». В работе имеется информация даже о том, что оренбургские «демократы» добились отставки председателя облисполкома А. Костенюка и председателя Оренбургского горисполкома Г. Донковцева. Во второй книге данных авторов представлен подробный историографический обзор литературы по теме исследования.

Итоги анализа Г. В. Шешуковой72 проведённых в 2003–2006 гг. масштабных и репрезентативных социологических опросов, показали, что быстрый распад СССР был связан с девальвацией привычной системы ценностей, т.к. реально массовое сознание содержало неверие в идеалы, символы и ценности, внешне скреплявшие общественную систему.

Для понимания эволюции массового сознания населения Оренбургской области накануне и в период «перестройки», интересны и весьма полезны воспоминания партийных работников.73 Важным источником для научного исследования сложнейшего процесса изменения мировоззрения жителей области, особенно у представителей элитных групп населения, является и содержание многочисленных очерков по истории отдельных муниципальных образований, которые были изданы по случаю юбилеев муниципальных образований, например: Первомайского,74 Оренбургского,75 Пономаревского районов.76 После 2000 г. вышло в свет более двадцати изданий по истории городов и районов Оренбургской области. Но данный историографический источник имеет одну особенность применительно к освещению периода «перестройки» – и в большинстве работ период «перестройки» нивелируется и, порой, игнорируется, более того – заметна ностальгия по советскому коммунистическому прошлому. Причина подобной политической тональности становится понятной при анализе биографий авторов: главными редакторами данных книг выступают бывшие советские, партийные и руководящие работники – главные редакторы районных газет, ныне также занимающие посты уже постсоветских администраций.

Формирование многопартийности в регионе было подробно изучено в диссертации А. А. Левченко.77 Возникновение протопартийных организаций на Южном Урале (1987–1991 гг.) стало встречной реакцией общества на перестроечную инициативу «сверху» по демократизации управления страной, – заключает автор. А. Левченко делает вывод, что консолидация неформалов в режиме противостояния неэффективной политике КПСС создала «демократический центр тяжести», стремительно перехвативший политическое первенство в стране. Процесс вытеснения КПСС демократами в Оренбуржье происходил, по мнению учёного, сдержанно. Общественно-политическая жизнь в четырёх субъектах РФ на Южном Урале, деятельность органов КПСС и общественных объединений была изучена в диссертационном исследовании Т. Г. Шарафутдинова.78 Данная работа показывает общие черты демократизации жизни 1985–1991 гг. и открывает широкие перспективы для углубленного изучения социально-политических процессов в каждом из самобытных регионов Южного Урала.

В 2015 г. А. В. Пахомовым79 была защищена кандидатская диссертация, в которой затрагиваются темы формирования, материального обеспечения, социально-профессиональных характеристик региональной политической элиты Оренбургской области, в том числе в период «перестройки». Информация проливает свет на отношение советских, партийных деятелей и руководящих работников к проводимому курсу, его восприятие и понимание.

Подводя общие итоги анализа историографического обзора, можно констатировать, что общероссийская историография «перестройки», имея массив работ, содержащих анализ важных аспектов темы, находится в стадии активного развития. Но отношение общества к социально-политическому курсу и его оценка подробно не изучаются, аспекты вопроса рассматриваются опосредованно, как составная часть иных масштабных вопросов (в рамках истории трансформации КПСС, экономических и политических реформ). Начинает активно привлекаться материал субъектов РФ.

На региональном уровне, при наличии значимых исследований, аспекты, выбранные нами (позиции обкома КПСС, общественные настроения и трансформация периодики в условиях «перестройки» в ракурсе их отношения к курсу) затрагивались фрагментарно, не выделяясь в отдельную логически выстроенную тему; не был освоен существующий массив источников. Следовательно, тема нуждается в подробном и комплексном анализе. Поэтому нами впервые был изменён ракурс изучения «перестройки»: исследованы не ход реформ, но отношение к ним и их оценка, задействовано поэтическое и фольклорное творчество оренбуржцев о данном периоде, приведён интересный иллюстративный материал.

Источниковая база исследования

При наличии технической возможности и отработанной правовой базы целенаправленного сбора исторических источников, а также установки на их сохранение, характерных для XX в. в целом, комплекс разнообразных и многоплановых источников рассматриваемых нами лет особенно велик.80

Комплекс источников, необходимых для комплексного исследования темы, представлен широким спектром неопубликованных и опубликованных материалов. Первая по важности группа источников – это материалы, извлеченные из центральных и местных архивов. Автором были изучены материалы 28 фондов пяти архивов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) важные материалы находятся в фондах Верховного Совета СССР (Ф. Р-7522), Главлита СССР (Ф. 9425), Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли (Ф. Р-9604), Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам (Ф. 9553), Госкино РСФСР (Ф. А-546) и Госкомиздата РСФСР (Ф. А-631). Здесь содержится информация о выборах народных депутатов СССР 1989 г., референдуме СССР 1991 г. и периодических изданиях. В Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) в фонде Центрального комитета КПСС (Ф. 17) была найдена информация об осуществлении курса «перестройки» в Оренбургской области, о реформировании периодической печати региона, списки фамилий делегатов XIX Всесоюзной партконференции. В Российском государственном архиве новейшей истории (РГАНИ) большинство фондов изучаемого периода находятся в процессе формирования, что усложнило задачи исследования. Были изучены Ф. 1 (Съезды КПСС) и Ф. 77 (Сводные статистические материалы о составе КПСС по РСФСР). В Ф. 91 (Российская партийная конференция и Учредительный съезд коммунистической партии РСФСР) были найдены данные по устным и письменным обращениям граждан в ЦК КПСС.

Основной массив ценных документов был обнаружен в региональных архивах: делопроизводственные материалы и документально-статистические источники. Было изучено более 300 дел, извлечённых из 11 фондов Центра документации новейшей истории Оренбургской области (ЦДНИОО). Значительный материал был обнаружен в Ф. 371 (Оренбургский обком КПСС). Важны для поэтапного изучения и анализа отношения партии и общества к социально-политическому курсу «перестройки» планы, государственные и партийные отчётные материалы, обзоры, тезисы выступлений делегатов, протоколы и постановления, стенограммы заседаний бюро, пленумов и партийных конференций, содержащие решения обязательные для исполнения на местах. Статистические и социологические материалы помогли исследовать региональную периодическую печать и динамику общественных настроений оренбуржцев. Фонды 267 и 748 (Оренбургский и Орский горкомы КПСС) позволили выявить специфику трансформации восприятия и понимания процессов «перестройки» в областном центре и втором по величине городе области – Орске. Осуществлению сравнительного анализа в рамках районов области, географически отдалённых друг от друга, способствовала информация, полученная из фондов Адамовского (Ф. 1165), Бугурусланского (Ф. 1547), Илекского (Ф. 13), Соль-Илецкого (Ф. 12) и Шарлыкского (Ф. 24) райкомов КПСС. Для целостного исследования издания обкома ВЛКСМ «Комсомольское племя» были изучены материалы архива газеты (Ф. 7621) и Оренбургского обкома ВЛКСМ (Ф. 1697), для уточнения деталей – Ф. 6002 (Партийный архив). Информация об отношении к курсу в сельской местности получена из фондов сельских и поселковых Советов народных депутатов и их исполкомов Государственного архива Оренбургской области (ГАОО): Краснохолмского (Ф. 2935), Куйбышевского (Ф. 2933), Каргалинского (Ф. 2877), Нижнесакмарского (Ф. 2922) и Самородовского (Ф. 2932). Информация о репертуаре областных и районных кинотеатров и её идеологическую направленности – (Ф. 2138) Оренбургского областного управления культуры. В фонде Управления по охране государственных тайн в печати при Оренбургском облисполкоме (Ф. 1191) обнаружена информация по местной периодике.

Архивные материалы при их анализе по годам позволили проследить динамику настроений представителей партийных структур и в обществе, эволюцию смысла понятий, трансформацию приоритетов политической жизни. Обком КПСС в новой для себя ситуации изучал общественное мнение: материалы, созданные современниками событий с характерными для них видением проблем, критериями, оценками, несмотря на свой субъективизм, имеют большую значимость для анализа; важна лексика и граждан. 81

Отдельная группа источников – нормативно-правовые акты – Конституции, законы и Указы СССР и РСФСР. 82 Этот материал способствовал анализу местных источников на предмет их понимания и исполнения на региональном уровне. Важная группа источников – периодическая печать (периодика, пресса).83 Являясь основным каналом партийного воздействия на население, она показывает и взаимодействие власти с обществом, и динамику общественных настроений, и чаяния граждан. Периодика открывает массив возможностей, являясь также самостоятельным объектом исследования. КПСС вместе с передачей информации, акцентирует внимание на актуальных моментах, осуществляя пропагандистские цели и формируя нужное мировоззрение. Общество, посредством «обратной связи» отражает свои мысли, переживания и приоритеты.84 Исследуемые годы внесли существенные коррективы в стиль изложения, содержание, информационную насыщенность, тематику, идеологическую направленность и внешний облик советских периодических изданий. Для извлечения максимальной пользы необходимо исследовать и содержание областной периодики, и её трансформацию под влиянием перемен в общественном сознании. Ценность сведений из местной прессы заключается в отражении на её страницах расстановки политических сил региона, в преломлении на местах идей, исходящих из центра, в хронологическом характере изложения сведений; в проведении социологических опросов, в наличии анкет, «обратной связи». Было проанализировано более 30 областных, районных, городских и «независимых» периодических изданий различной направленности, характера и времени основания.85

Значимой группой источников являются результаты социологических опросов, т.к. сама концепция реформ выводила на передний план гласность. Критерием прогрессивности и показателем приверженности проводимому партией курсу становилось новое «поведение»: способность открыто рассуждать, ставить «неудобные» вопросы, мыслить критически. В годы «перестройки» и КПСС, и СМИ активизируется проведение исследований общественного мнения, корректируется их методология.86 Их отличала насыщенность и актуальность содержания, злободневность, избирательность тематики, иногда предсказуемость ответов (если опрос являлся инструментом идеологического давления на сознание людей),87 публицистический характер и кратковременная актуальность, периодическое отсутствие среди приоритетов грамотной методики исследования, репрезентативности и глубокого анализа. Опросы, обнаруженные в архивах и прессе, в т.ч. недавние, способствовали изучению степени актуальности события, отношения к нему, мировоззренческих ориентиров.

Следующая группа источников – сборники докладов, приветствий, материалов партийных съездов и конференций,88 программных выступлений М. С. Горбачёва в ходе встреч с гражданами в городах СССР. Они позволяют понять задачи и сущность проводимой политики, противопоставить и сравнить «перестройку» во всесоюзном масштабе и восприятие социально-политического курса на региональном уровне. Этим целям служит и широкий спектр изданий научно-прикладного и прикладного значения, выходивших в 1985–1991 гг. «для системы политической учёбы», что говорит о масштабной и целенаправленной кампании власти и партии по продвижению идей «перестройки» в общество. Издательствами РСФСР было усилено внимание к пропаганде решений партии и правительства в рамках «антиалкогольной кампании», здорового образа жизни и активных форм организации досуга, к внешне- и внутриполитическому курсу, к социально-экономическому развитию.89 Отдельный массив изданий посвящён опосредованной агитации за «перестройку» в сфере науке, в армии, при изучении ораторского искусства, издавались учебные пособия для разных возрастных категорий.90 К концу периода выходят научно-прикладные издания «дискуссионного характера»: авторы на фактах анализируют «первопричины кризисных явлений» во всех сферах жизни общества и «ищут возможности выхода из кризиса».91 Происходит изучение эволюции идеалов марксизма-ленинизма и «совершенствования социализма» в период перестройки.92 Сборники издавались массовыми тиражами, и их приобретение было весьма доступным.

Группа источников, важная для изучения понимания сущности «перестройки» и отношения к ней – труды и мемуары политических деятелей эпохи. Особое внимание необходимо обратить на работы главы СССР и инициатора реформ М. С. Горбачёва, где видна эволюция его понимания смысла и значения проводимых реформ, анализ их последствий. Причём, и по прошествии времени, М. Горбачев высоко оценивает свой курс, считая его закономерным и необходимым этапом в мировой истории.93 В Оренбургской области также опубликованы десятки воспоминаний как со стороны находящейся у власти группы руководителей (В. Д. Бурматов, В. С. Черномырдин, А. Г. Костенюк, М. Г. Озеров, П. И. Гуркалов, Р. А. Храмов и др.), так и написанных их оппонентами (О. Г. Наумов, А. Н. Алешин, С. М. Катасонов, и др.).94 Они носят, преимущественно, субъективный характер. [Приложение 1]95

Источники личного происхождения – письма, фольклор, карикатуры, воспоминания и поэтические произведения жителей области, помещённые на страницах местной прессы, помогли определить события и явления «перестройки», вызвавшие наибольший интерес и душевное участие, проследить изменения в общественных настроениях и оценках событий.

Таким образом, весь комплекс событий и связанный с ними спектр психологических ощущений оказал влияние на формирование источниковой базы периода, придавая ей своеобразие и особенности. При всей сложности отбора и систематизации источников, каждый их вид имеет черты, наиболее подходящие для решения поставленных задач, следовательно, их сочетание и взаимное дополнение позволяет достичь успешных результатов работы. Следовательно, каждый вид анализируемых источников, включающих в себя обширный комплекс разнообразных по типам и характеру материалов, предоставляет не только весьма важное информационное поле, но, во многих случаях, и сам предстаёт как предмет для исследования эпохи. Использованный нами спектр исторических источников обеспечил качественную и количественную представительность, позволил получить необходимую информацию и явился достаточным для реализации цели и задач исследования, а привлечение эмпирического материала и его критический анализ способствовали получению целостной картины изучаемого периода.

Теоретико-методологическую основу исследования определяют принципы научной объективности и историзма, позволившие рассматривать события, явления и процессы прошлого в динамике, во взаимосвязи и взаимодействии, с учётом обстоятельств и факторов, присущих изучаемому времени. Кроме общенаучных методов (сравнительно-сопоставительный, анализ и синтез, классификация, дедукция и индукция, аналогия), использовались специальные методы исторического исследования. Сравнительно-исторический, проблемно-хронологический и ретроспективный методы96 позволили изучить материал в хронологическом порядке, по мере актуализации, проследить динамику изменений и этапы процессов (например, общественных настроений и трансформации периодики). Описательно-аналитический и описательно-иллюстративный методы – многогранно показать реакции и оценки. С помощью системно-структурного метода составлены таблицы, графики и диаграммы; метод психоистории – интроспекция и методы гносеологии – эмпатия и интенция помогли понять и прочувствовать причины настроений и мотивы действий.97 При изучении периодики использован метод контент-анализа.

Загрузка...