Люди, которыми движут эмоции, демонстрируют чудеса самообмана.
Вы знаете анекдот про неуловимого Джо?
Стоят два ковбоя, смотрят на холмы, где, вздымая пыль, скачет всадник. Первый ковбой спрашивает:
– Кто это?
– О, это неуловимый Джо!
– А что, его поймать никто не может?
– Да кому он на фиг нужен?!
В старших классах школы я курил. И друзья мои курили – тогда вообще все курили, модно это было. Денег у нас было мало, и на хорошие сигареты, естественно, не хватало. Дорогие мы редко могли себе позволить, покупали дешевые, отечественные. Однажды с моим другом Серегой сидели у подъезда его дома. Разумеется, курили. И тут Серега внезапно высказал гениальную догадку:
– А я знаю, почему отечественные сигареты хуже, чем импортные!
– Да? И почему же? – спрашиваю я.
– Потому что в них табак сырой. Если бы табак хорошо высушили, тогда эти сигареты были бы абсолютно такими же, как из-за границы. Там все компании, производящие табак, используют технологию суперсушки. В российских сигаретах табак сырой, поэтому так плохо тянется. И вкус поэтому отличается.
Тут мы оба поняли, что в рассуждениях Сереги присутствует здравый смысл, и решили, что сигареты нужно подсушить. Высыпали их на блюдце, поставили в микроволновку, включили на две минуты. Сигареты начинают кружиться за стеклом. Не знаю, почему нам тогда показалось, что микроволновка – это самое лучшее решение. В общем, достали мы эти сигареты, вышли на балкон, закурили и поняли, что они реально стали круче. Это действительно уже не те сигареты, которые были до момента погружения в микроволновку. А совершенно другие табачные изделия на уровень выше. И тут в наших неокрепших умах появляется осознание, что мы сделали невероятное.
Очень быстро было принято решение не останавливаться на достигнутом и просушить сигареты повторно. Проходит несколько минут, и мы с Серегой уже наблюдаем, как сигареты вертятся в чудо-печке. Процесс подходит к концу. Балкон. Закуриваем. И новое открытие: они стали еще лучше! Они точь-в-точь как Marlboro!
До «Парламента», конечно, им еще далеко, но уже чувствуем – курим фирму́! Преисполненные восторгом от своего неожиданного супероткрытия, мы уже видим себя мультимиллионерами, держащими в руках весь отечественный табачный рынок. И, чтобы окончательно проверить нашу великую теорию, которая заслуживает как минимум немедленного вручения Нобелевской премии, мы в третий раз отправляем в печь многострадальные российские сигареты. И вытаскиваем из микроволновки уже точно Marlboro. В эйфории мы наперегонки бежим к телефону, чтобы позвонить приятелю, который жил этажом ниже.
– Витек, мы сейчас придем!
– А что случилось? – вяло поинтересовался сосед.
– Сейчас узнаешь! Короче, мы сейчас тебе дадим сигарету, ты с закрытыми глазами должен ее закурить и отгадать, что это.
– Ну ладно, давайте, – без особого энтузиазма согласился Витек.
Мы даем ему прикурить, он затягивается и морщится: «Да, блин, дерьмо какое-то отечественное!»
Для нас с Серегой это стало лютым разочарованием. Мы настолько были уверены, что с каждым разом эти сигареты становились лучше, что не учли фактор самовнушения. Мы убедили себя в этом, а сигареты как были дерьмом, так им и остались. В их составе ничего не изменилось – изменилось только в нашей голове.
Даже спустя столько лет я помню эту историю. Убеждение (особенно самоубеждение) – губительная штука. Ты можешь сколько угодно говорить себе, что твой проект крутой, а мысль гениальна, но все это несусветная ерунда. Гораздо продуктивнее внушать кому-то, что твой товар лучший и что твоя услуга классная. Часто бывает так, что люди вкладывают в какую-то идею деньги, держат ее в секрете, но идея-то по факту – дерьмо! И все выстроенные вокруг нее воздушные замки – лишь результат самовнушения, подобный тому, на крючок которого однажды попались мы с Серегой.
Люди вообще любят выдавать желаемое за действительное. И эта особенность человеческого поведения была серьезно исследована учеными-психологами. В 50-е годы прошлого века Джером Бруннер и Сесилия Гудман предложили концепцию принятия желаемого за действительное. Они провели исследования, в ходе которых предложили детям оценить размер монет при помощи изменения отверстия в деревянном ящике.
На первом этапе детей разделили на три группы по десять человек. Две группы были экспериментальными, а одна – контрольной. Каждый ребенок держал монету в левой руке на одинаковой высоте и на одном и том же расстоянии от отверстия в ящике. При этом правой рукой нужно было давить на кнопку для изменения размера отверстия. Контрольной группе, в отличие от остальных, следовало оценить не настоящие монеты, а картонные «кружочки» такого же размера, как оригинал. Опыт показал, что дети в экспериментальных группах переоценили размер монет на 30 %.
Второй этап эксперимента подразумевал разделение детей на две группы. Главным критерием для дифференциации стал экономический статус семей. Образовались две группы: «бедная» и «богатая». Группы оценивали размер настоящих монет путем изменения диаметра отверстия. Выяснилось, что обе группы переоценили диаметр монет. Но при этом «бедная» группа ошиблась в диаметре почти на 50 %. Из этого Брунер и Гудман сделали вывод, что бедные дети имели больше желания овладеть деньгами, поэтому монеты казались им большими.
К сожалению, выросшие дети, которые мечтают поменять свой экономический статус, нередко обманываются «в размере монеты». Только в данном случае в роли монеты выступает придуманная идея – по их мнению, абсолютно гениальная, но ни на чем не основанная. На разработку этой мифической идеи человек тратит все свое время.
В бизнесе иллюзии могут привести к неправильным решениям и выборам, не только невыгодным, но и опасным. Например, компания может потратить много денег на неэффективную рекламу в надежде, что она обязательно приведет к увеличению продаж. Или попасться в ловушку иллюзий, связанных с новыми технологиями, инвестируя в них большие деньги, но не учитывая риски и возможные негативные последствия. Важно научиться различать реальность и иллюзии в бизнесе, чтобы не тратить ресурсы на ненужные вещи и не попадать в неприятные ситуации.