Глава 1 Бросьте якорь

Прежде чем отправиться в дальнее плавание, нужно понять, какие чувства мы испытываем, вступая на борт судна и бросая якорь. В этой главе мы научим вас плавно и легко идти по волнам жизни и процесса роста, порой бурным, коварным и непредсказуемым. Мы познакомим вас с различными частями воображаемого парусника, на котором вы покинете порт, расскажем, кто может отправиться вместе с вами, подготовим к различным аспектам этого путешествия и поможем сделать судно надежным и прочным. Полный вперед!

Что вам нужно?

Каждый человек на планете имеет основные потребности, которые скорее объединяют нас, чем делают непохожими друг на друга. Вы наверняка слышали об иерархии потребностей Маслоу – диаграмме с пирамидальной структурой, авторство которой приписывают Абрахаму Маслоу. Согласно этой иерархии, мотивация людей обуславливается потребностями все более «высокого» уровня. В академической и популярной психологии это принято понимать таким образом, что полной самоактуализации и реализации личности должно предшествовать удовлетворение базовых нужд – физического здоровья, безопасности, чувства принадлежности и чувства собственного достоинства{26}.

На деле же, как Скотт уже подробно описывал в книге «Путь к самоактуализации», сам Маслоу никогда не рисовал эту пирамиду потребностей{27}. Форма пирамиды подразумевает, что для завершения очередной стадии мы должны, не оглядываясь назад, подниматься на некую метафорическую гору и лишь затем нам откроется следующий уровень возможностей, но это в корне противоречит самой сути человеческого существования. Маслоу подчеркивал, что мы находимся в непрерывном процессе созревания и этот процесс зачастую подразумевает два шага вперед и шаг назад. Эволюция человека не предполагает единого пункта назначения, к которому следует стремиться; это опыт. И чтобы провести нас через этот опыт роста, Скотт предложил новую гибкую и функциональную метафору – парусник, – которая поможет нам понять конфигурацию основных человеческих потребностей.



Если днище нашего судна прохудилось, корабль непригоден для плавания. Когда мы живем в опасных условиях, страдаем от одиночества или низкой самооценки, наших сил и энергии хватает лишь на то, чтобы пытаться хоть как-то держаться на плаву, затыкая дыры и то и дело вычерпывая воду, чтобы избежать кораблекрушения. Когда обстановка более благоприятна, реализованные потребности в безопасности, близких отношениях и самоуважении приносят нам стабильность, обеспечивая защиту от превратностей судьбы.

Но нам этого мало. Человеку по сути его необходим рост, чтобы стать тем, кем он может стать, – по выражению Маслоу, «полноценным человеком». А для роста мало укрепить корпус (это делается скорее для обеспечения безопасности и защиты) – нужно расправить паруса и, несмотря на собственную уязвимость, устремиться навстречу жизненным волнам и бурям. Паруса – это наша любознательность и любопытство, открытость к пониманию новых истин, готовность преодолеть привычные границы и раскрыть новые возможности. Для роста нужна тяга к исследованиям, любовь и осознание цели; все это помогает нам в полной мере ощутить красоту и величие этого мира и найти свое место в нем. Тогда мы видим мир таким, какой он есть, – а не только ту его часть и обитателей, которые способны дать нам то, чего нам не хватает.

Из практических заданий, представленных в этой книге, мы узнаем, что для укрепления судна важно не столько то, насколько успешно мы это делаем, и не столько размер нашего паруса, сколько единение и гармония на самом корабле – гармония с собой, с экипажем и с морскими волнами. Трансценденция, фундаментом которой служат безопасность и рост, позволяет нам постичь мудрость и ощутить связь со всем человечеством. Однако есть одно но: мы не можем стремиться к трансценденции напрямую. Скорее, трансцендентный опыт приходит в процессе работы над собой и тесного взаимодействия с окружающим миром.

Начнем с размышлений о том, как сделать так, чтобы наше воображаемое судно выдержало путь по волнам жизни, и где, в случае чего, его можно будет починить и переоборудовать.

ЗАДАНИЕ

1. Подумайте над тем, что только что прочитали, и представьте образ парусника в контексте своей жизни. Ответьте на вопросы, касающиеся ваших потребностей.

БЕЗОПАСНОСТЬ

● В каких аспектах жизни я сейчас чувствую себя уверенно и в безопасности?

● В чем состоит угроза моей безопасности?

● Каково качество моих взаимоотношений с другими людьми?

● Как звучит мой внутренний диалог или внутренний голос?

● Есть ли сферы жизни, в которых я чувствую себя неуверенно?

● Как я в целом чувствую себя в последнее время?

РОСТ

● Что я чувствую при мысли о будущем?

● Что вызывает у меня радостное волнение?

● Какие аспекты моей личности и сферы жизни мне интереснее всего исследовать?

● Что привносит смысл в мою жизнь?

● Чему я хочу посвятить себя целиком и полностью?

● Что позволяет мне чувствовать себя цельной личностью?

● Что дает мне возможность жить полной жизнью?

2. Изобразите ниже свой парусник, исходя из того, насколько удовлетворены ваши потребности (если, скажем, вы чувствуете себя в полной безопасности, но пока далеки от соответствия критериям роста, – нарисуйте лодку с прочным корпусом и хлипким парусом).



3. Глядя на свой корабль, определите, каковы ваши потребности и как их можно в данный момент удовлетворить. Что может этому помешать? Назовите хотя бы одну цель, которой вы хотите достичь в этом путешествии.

Кто с вами в одной лодке?

Итак, мы осмотрели свою лодку, оценили ее состояние – теперь подумаем о том, кто отправится в путешествие вместе с нами. Конечно, это сугубо личный процесс, но вы вовсе не должны предпринимать одиночное плавание. Стремление к росту затрагивает межличностные отношения, а исследования показывают, что присутствие рядом друга, партнера или коллеги, которому близки наши идеалы, повышает вероятность успеха, а также уровень удовлетворенности жизнью и психологического здоровья{28}.

Надеемся, что вы все-таки поделитесь с окружающими (друзьями, родными, коллегами, партнерами или даже психологом или коучем) мыслями и открытиями о себе самом и своем месте в мире. Возможно, вы захотите обсудить какую-нибудь тему за обедом с семьей, на собрании коллег, в беседе со своей половинкой, организуете группу единомышленников, чтобы делиться впечатлениями о книге и поддерживать друг друга. Кроме того, оказавшись на глубине вдали от берега, вы нередко будете чувствовать себя неуютно. Поэтому нужно подготовиться к неизбежным неудобствам и подумать о том, кого вы позовете на помощь, кто бросит вам спасательный круг, чтобы вы с новыми силами взяли курс на неизведанные земли.

ЗАДАНИЕ

1. Определитесь с экипажем.

1. Кто из вашего окружения входит в ваш «экипаж»? Кого вы взяли бы с собой под парус? Кто мог бы поддерживать вас на пути к росту и требоват отчета о ходе путешествия? (Это может быть кто угодно из тех, кто есть в вашей жизни: живые или мертвые, люди или животные – словом, те, с кем вы связаны физически или духовно, к кому обращаетесь в письмах, дневниках, молитвах.)

2. Кому вы пошлете сигнал SOS? К кому обратитесь за помощью? Кто выслушает вас, когда будет очень тяжело и неприятные ощущения, мысли или эмоции станут невыносимы?

3. С кем вы готовы делиться открытиями, озарениями, моментами красоты? Есть ли в вашей жизни человек, с которым вам приятно обмениваться добрыми новостями, кто помогает вам использовать во благо то хорошее, что с вами происходит?


2. Самопроверка.

Здесь стоит сделать паузу и подумать, насколько сложным для вас было это задание. Выберите свой вариант:



Некоторые читатели обнаружат, что обладают большим количеством ценных связей с другими людьми. Они могут считать себя счастливыми, ведь отношения – это один из величайших даров жизни и, как мы узнаем из следующей главы, один из самых мощных факторов благополучия, здоровья и удовлетворенности.

Кто-то, напротив, осозна́ет, что, несмотря на множество знакомых вокруг, не может назвать хотя бы одного человека, с кем искренне готов делиться самым сокровенным, бок о бок преодолевать трудности или познавать себя. Безусловно, можно быть одиноким даже среди людей, и осознание этого – важный сигнал, что над качеством отношений нужно работать. Если это ваш случай, попробуйте сначала выполнить упражнения из главы 2, а потом вернуться к этому заданию.

А многие наверняка подумают: «Мне некого позвать с собой в путешествие» или «Я один на белом свете, у меня вообще никого нет». Если это про вас, ответьте на вопросы:

● Как вышло, что я оказался настолько оторван от мира? Это был мой выбор или результат принятых решений? А может быть, стечение неблагоприятных обстоятельств – например, потеря любимого человека? Или причина в чем-то еще?

● Как мне живется в одиночестве? Будь у меня выбор, что бы я предпочел?

Учитывая огромную важность отношений в нашей жизни и эпидемию одиночества, охватившую современный мир, мы призываем вас подумать вот над чем:

● Есть ли отношения, которыми я пренебрегал – намеренно или неосознанно – и которые еще можно восстановить? Есть ли человек, которому я мог бы позвонить?

● Что еще можно сделать, чтобы стать более открытым и сблизиться с людьми?


3. Рассуждайте здраво и позовите экипаж на помощь.

Выполняя практические задания, не забывайте о своем экипаже: обращайтесь к нему за поддержкой, чтобы обменяться мыслями или просто поднять себе настроение. Многие не решаются обратиться за помощью, боясь стать обузой для близких. Однако это распространенное заблуждение: по данным исследований, тот, кто оказывает поддержку, порой испытывает гораздо больше удовлетворения, чем получающий ее{29}. Помогая другим, мы помогаем себе; а обращаясь за помощью, вручаем дар, который потом возвращается к нам.

Вспомните, когда у вас в последний раз просили помощи, совета или консультации по личному вопросу.

● Что вы чувствовали, когда вам нужно было помочь другому человеку?

● Было ли вам некомфортно? Если да, почему?

Если да, может быть, к вам обратились в неподходящий момент или предъявили требования, которые вы были не в состоянии удовлетворить. Либо вашего совета не послушались или неверно его восприняли; а может, попросили помощи в вопросе, в котором вы сами плохо разбираетесь или которым не интересуетесь. Независимо от того, что именно вызвало у вас негативные эмоции, помните об этих подводных камнях, когда будете сами обращаться за помощью.

● Что вам понравилось в процессе оказания помощи? Как возможность оказать помощь укрепила вашу уверенность в себе?

Опираясь на свой опыт, подумайте о том, как обратиться за поддержкой к окружающим, чтобы одновременно дать им заряд положительной энергии?

Загрузка...