Сноски

1

Подробнее о концепции, адресах и коллекции Московского музея живописной культуры см.: Л. Р. Пчелкина. Московский музей живописной культуры. История без купюр. – в кн. Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры. Каталог выставки. – М.: ГТГ, 2019. – с. 9–33.

2

Modern Couples. Art, Intimacy and the Avant-garde. London, Barbican, 10.10.2018–27.01.2019. К выставке был издан каталог: Modern Couples. – London, Barbican; Munich, Prestel, 2019.

3

В 1921 году по решению 2-й Коммунистической женской конференции было решено праздновать Международный женский день 8 марта.

4

Из письма А. М. Родченко В. Ф. Степановой 16 апреля 1915 г. из Казани в Кострому. В кн. Александр Родченко. Опыты для будущего. Дневники. Статьи. Письма. Записки. – М.: ГрантЪ, 1996. – С. 42.

5

Собрание новой западной живописи размещалось в особняке купца, промышленника Сергея Щукина в Большом Знаменском переулке, перестроенном под нужды коллекции Львом Кекушевым в 1913 г. После 1928–1929 гг. коллекция Щукина размещалась в особняке Морозова на Пречистенке и вошла в состав Государственного музея нового западного искусства.

6

А. М. Родченко. О Татлине. Рукопись. Эти записи воспоминаний на тетрадных листках Родченко начал вести в 1941 г., во время эвакуации в Очер Молотовской области. Основная часть воспоминаний была опубликована в книге: А. М. Родченко. Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма. – М.: Советский художник, 1982. – С. 83–87. Приведенный фрагмент не вошел в ту первую публикацию.

7

Варвара Степанова. Человек не может жить без чуда. Письма, поэтические опыты, записки художницы. – М.: Сфера, 1994. – С. 20.

8

Попова Любовь Сергеевна (1889–1924) – живописец, график, театральный художник, дизайнер, педагог. Член Левой федерации профсоюза художников-живописцев. Впоследствии участница многих принципиальных выставок «левых» художников.

9

Удальцова Надежда Андреевна (1886–1961) – живописец, педагог. В те годы – член Левой федерации профсоюза художников-живописцев. Отношение Удальцовой к работам Малевича, Татлина и художественной жизни тех лет отражено в книге: Н. Удальцова. Жизнь русской кубистки. Дневники, статьи, воспоминания. – М.: RA, 1994.

10

Экстер Александра Александровна (1882–1949) – живописец, театральный художник, художник-модельер. В 1916–1917 годы оформила спектакли «Фамира Кифаред» по пьесе И. Анненского и «Саломея» по пьесе О. Уайльда в Камерном театре, режиссер А. Таиров.

11

Пестель Вера Ефимовна (1886–1952) – живописец.

12

Клюн (Клюнков) Иван Васильевич (1873–1943) – живописец, педагог. В те годы был последователем супрематизма и беспредметничества в живописи, член Левой федерации профсоюза художников- живописцев.

13

Бруни Лев Александрович (1894–1948) – художник-монументалист, график. В те годы участник первых футуристических выставок предреволюционных лет, выставлял, в основном, объемные композиции-ассамбляжи.

14

Александр Родченко. Опыты для будущего. – М.: ГРАНТЪ, 1996 (далее – Родченко, 1996)

15

Записка В. Татлина А. Родченко. Архив А. Родченко и В. Степановой.

16

Васильева Мария Михайловна (1884–1957) – живописец. В те годы работала в духе импрессионизма и кубизма.

17

Под «беспредметной графикой» Родченко имеет в виду свою серию абстрактных композиций 1915 года, выполненных при помощи линейки и циркуля.

18

Родченко, 1982 (Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма… – прим. к странице 18 нынешней книги). С. 83.

19

Н. Лаврский. Выставка творчества А. М. Родченко. – Раннее утро, № 91 от 22 мая 1918 г.

20

Александр Родченко. Опыты для будущего. – М.: ГРАНТЪ, 1996 (далее – Родченко, 1996)

21

Я. Т-дъ. Художественные вести. По выставкам. – Русские ведомости, апрель 1916.

22

Родченко, 1996, с. 32. (14 октября 1915 г., окончание дневника, обращенное к В. Ф. Степановой).

23

Родченко, 1996, с. 59.

24

Родченко, 1982, с. 85

25

А. М. Родченко. Работа с Маяковским. 1941–42. – А. М. Родченко. Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма. – М.: Советский художник, 1982. – С. 58

26

Г. Б. Якулов. «Народному комиссару Просвещения». Письмо. Цит. по А. Райхенштейн. 1 Мая и 7 Ноября 1918 года в Москве (из истории оформления первых пролетарских праздников). – Агитационно-массовое искусство первых лет Октября. Материалы и исследования. – М.: Искусство, 1971. – С.128

27

Цит. по: А. Райхенштейн. 1 Мая и 7 Ноября 1918 года в Москве (из истории оформления первых пролетарских праздников). – Агитационно-массовое искусство первых лет Октября. Материалы и исследования. – М.: Искусство, 1971. – С.101

28

А. Родченко. О Татлине. 1940. Цитируется по черновому варианту рукописи.

29

А. Родченко. Работа с Маяковском. – в кн. А. Родченко, 1996. С.220–222.

30

Гордин Аба Лейбович (Александр Львович) (1887–1964), писатель, педагог, поэт и переводчик, теоретик анархизма, создатель нового направления «анархо-индивидуализм», писал в том числе и с братом, Гординым Вольфом Лейбовичем (Владимиром Львовичем) (1878–?) под общим псевдонимом «братья Гордины».

31

В 1918 году в газете «Анархия» Родченко опубликовал несколько статей-воззваний. Он призывал художников творить без оглядки на прошлое, призывал помогать изобретателям в искусстве, призывал к демократизму в искусстве. Лишь в этой газете, в ее разделе «Искусство» он мог опубликовать в те годы описание своей серии живописных работ из плоскостей под названием «Динамизм плоскости» или, например, приветствия левым художникам-живописцам, объявление о своей первой персональной выставке в клубе Левой федерации профсоюза художников-живописцев или текст своего доклада на общем собрании профсоюза художников-живописцев, в котором Родченко был секретарем молодой (или «Левой», как она еще называлась) федерации. «Анти» – так зачастую подписывал свои статьи Родченко. Воззвание опубликовано в газете «Анархия», № 61 от 17 мая 1918 г.

32

А. Родченко. «Самобытным» критикам и газете «Понедельник». – Анархия № 85 от 15 июня 1918.

33

Подробнее об этом, см. Авангард. Список № 1: К 100-летию Музея живописной культуры. Каталог выставки. – М.: ГТГ, 2019 – 360 с.

34

Родченко А. М. Работа с Маяковским. – В кн. Александр Родченко. Опыты для будущего. – М.: ГрантЪ, 1996. – с. 224.

Загрузка...