Пролог Тайна подземного царства (во всей красе его тени)

Один из греческих мифов рассказывает о том, как бог подземного царства Аид похищает и насилует богиню-девственницу Персефону. Скорее всего, вы знаете эту историю, но я кратко ее перескажу, чтобы освежить вашу память.

В один прекрасный олимпийский день юная Персефона гуляла по лугам и собирала цветы. Внезапно под ее ногами разверзлась земля, появился угрожающего вида мужчина, схватил ее, утащил в подземное царство, изнасиловал, женился на ней, а затем обманом заставил съесть зернышки граната. После этого она уже не могла его покинуть и сама стала владычицей подземного царства.

Это ужасная и очень грустная история о похищении, изнасиловании, контроле и абьюзе.

Однако.

На протяжении тысячелетий никому в Греции и в голову не приходило, что есть какой-то владыка Подземного царства. Была только владычица. И если мы докопаемся до корней этого мифа, еще до истории о Персефоне, то обнаружим некую «Разрушительницу света». Как и индуистская богиня Кали, Персефона почиталась в качестве богини смерти.

Так что задолго до Аида у нас была Персефона сама по себе. Она была богиней-девственницей – а значит, самостоятельной, цельной, ни от кого не зависящей. Ее звали Кора, что означает «девственница», но в то же время «сердцевина, основа». То есть именно она была сердцем, основой сущего.

История об Аиде и изнасиловании Персефоны появилась гораздо позже, тысячи лет спустя после того, как богиню начали почитать.

И что же нам думать по этому поводу? Вот что думаю я: Аид сам по себе есть неосознанный аспект божественности Коры (Персефоны).

В современной астрологии Аид означает неосознанную божественную силу, а точнее, неумолимую мощь смерти, страха, насилия, зла и разрушения. Другими словами, всего того ужасного, что есть в мире. Того, с чем мы по привычке отказываемся ассоциировать себя, за что отказываемся брать личную ответственность, чтобы ни в коем случае не лишиться ощущения «нормальности».

Аид воплощает в себе возможность алхимии – преднамеренной чудесной трансформации. Эта возможность появляется лишь тогда, когда мы признаем, принимаем и осознаем все божественные силы, от которых так стремимся откреститься.

Мне кажется, дело было так: однажды великой Коре наскучило быть одинокой всесильной владычицей Подземного мира. Она решила, что надо как-то разнообразить рутину своего сильного, независимого и цельного существования.

Так что Кора разделилась надвое – создала себе милую, добрую и осознанную личность и ее коварного неосознанного божественного близнеца Аида.

Она разделилась надвое, чтобы иметь возможность побыть маленькой невинной девочкой, собирающей полевые цветы, и в то же время окунуться в невероятные ощущения двойственности, сексуальности и насилия. Пощекотать себе нервы и почувствовать, как побежали мурашки.

Кора захотела стать героиней великой истории. А великая история, будь то комедия или трагедия, невозможна без страданий, преодолений и конфликтов. Без расставаний и встреч.

С этой точки зрения изнасилование Персефоны – это история единой божественной сущности, решившей разделиться и пережить ужасный болезненный опыт, а затем вновь прийти к единению и цельности, но на этот раз с самосознанием, которое появилось в итоге этого переживания.

Аид – суть этого переживания, слишком ужасная, необъятная, грандиозная и жестокая, чтобы осознанно ее принять. Аид – это Другой[4].

В дошедшей до нас общепринятой версии греческого мифа Персефона после похищения очень грустна и совершенно не хочет быть владычицей Подземного мира. Она съела в прямом смысле слова проклятые гранатовые зерна, а значит, может проводить со своей матерью Деметрой на солнечных олимпийских полях всего полгода. В остальное время ее приговор – жизнь в Подземном царстве, в окружении призраков и замужем за насильником.

Эта версия звучит не слишком вдохновляюще, да?

Мне кажется, есть все основания подозревать, что «настоящая история» об изнасиловании Персефоны, которую наверняка знали участники Элевсинских мистерий[5], звучала несколько иначе.

Персефона страдает, переживая случившееся (похищение, насилие, контроль), и однажды вечером, погрузившись в мысли о своей несчастной судьбе, съедает пищу Подземного мира, гранатовые зерна. И в этот момент, проглатывая их, она принимает Подземный мир в себя – в прямом смысле слова, физически, и вспоминает, что сама создала Аида. Это был ее выбор и ее желание пережить случившееся. Как говорится, эврика! Вспомнив об этом, Персефона смотрит на Аида другими глазами.

Перед ней – не ужасное чудовище, а настолько самоотверженный и преданный любовник, что ради нее он был готов сыграть роль ужасного злодея. Просто потому, что она попросила. Осознав это, Персефона прощает Аида, и они воссоединяются.

Персефона продолжает править Подземным царством, но уже не в одиночестве и скуке, но с преданным возлюбленным, полностью осознавая свою силу и ответственность. Это осознание стало возможным благодаря тому, что она испытала собственную силу как проявление Другого.

Тайна Подземного царства заключается в том, что Аид, во всей своей омерзительности, это наше собственное творение, добрый и преданный любовник. И вся его безграничная мощь передается нам в тот момент, когда мы вспоминаем об этом, прощаем его, берем на себя ответственность за, на самом-то деле, нашу собственную силу и начинаем его любить.

Наша природа двойственна – у каждого есть светлая (осознанная) и темная (неосознанная) сторона. Темная сторона нашей личности – «другой», тень, является такой не только потому, что мы не видим или не хотим ее видеть. Темной она становится от того, что скрывает в себе наши якобы примитивные или негативные порывы. В общем, все то, что мы прячем подальше от сознания и отрицаем. Но, как и Персефона, мы хотим стать цельными.

Стать цельными – значит признать нашу темную, извращенную сторону. Но просто признания мало. Ее нужно простить. Нужно взять на себя ответственность за нее. Более того, нужно полюбить ее, начать наслаждаться ее странностями и наконец-то встроить в свою цельную личность.

Вот где кроется источник настоящей силы. Вот что такое трансформирующая магия.

Загрузка...