Примечания

1

Моя мама часто говорила мне (не только когда я был маленьким, но и когда стал уже взрослым): «А что люди скажут?» и была ярким представителем «культуры стыда».

2

Лучше К. М. Гожева мне не сказать: «По всему тексту употребляю личное местоимение "я", так как не приемлю императорско-великокняжеское "мы", не прячусь за него, отвечаю за себя. "Прислонение" к преобладающему мнению большинства, привлечение на помощь этого самого большинства ведет к социальной мимикрии. Отсутствие личного местоимения "я" – важнейший признак первобытного сознания. С этим связано и отсутствие исторической памяти. И ребенок начинает помнить себя с того времени, когда впервые сказал о себе "я". Мифический Адам, оправдываясь перед Господом, уже говорит о себе в первом лице. Личностная ментальность, осознание себя является величайшим открытием человека, несоизмеримым ни с каким другим, он должен скорее вытеснить коммунальное "мы", тогда человек быстрее очеловечится» (Гожев К. М. История и философия великой Кавказской войны: к вопросу о методологической концепции // Общество. Среда. Развитие (TERRA HUMANA). 2007. № 3 (8). С. 34).

3

См.: Психология: Учеб. для гуманитарных вузов / Под общей ред. В. Н. Дружинина. СПб., 2001. С. 12.

4

Гергилов Р. Е. Стыд как множественный феномен: теоретико-методологический анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 4. С. 2.

5

Автор цитируемой статьи использует здесь метафору из работы: Pattison S. Shame: theory, therapy, theology. Cambridge University Press, 2003.

6

Дана цитата из работы: Кинстон У Стыд, теоретический обзор (Kinston W. A Theoretical Context for Shame // The International Journal of Psycho-Analysis. – 1983. – № 64 (2). – P. 213–226). Пер. с англ. Д. Г. Борисова. URL: http://www. PsyQ.ru>publications/kinston_shame.html (дата обращения: 03.08.2020).

7

Мелкая М. В. «Стыд» в философии Аристотеля // История – интернет ресурсы. Специальность 07.00.00. С. 111. URL: http://www.net.knigi-x.ru>…misli… stid…filosofii-aristotelya… (дата обращения: 03.08.2020).

8

Гергилов Р. Е. Указ. соч. С. 3.

9

Чтобы не опозориться, я решил опираться как можно чаще на определения основных социальных понятий, данные ведущими западными и российскими социологами, социальными психологами – если что, прикроюсь их авторитетом (☺).

При этом в выборе источников информации предпочитал учебные пособия – они редко содержат в себе теоретические утверждения, разделяемые лишь небольшим количеством исследователей из-за своей неапробированности, сомнительности исходных данных и несогласованности с основным «корпусом» теории. Вот что пишет по поводу обращения к учебной литературе в исследовательских целях (правда, не для изучения стыда, а относительно определения предмета социологии) Н. С. Смольников: «Мы не случайно для выяснения предмета социологии используем учебники по ней. Именно они наиболее релевантны этой познавательной процедуре, так как предлагаемые в них определения социологии являются наиболее устоявшимися и получившими признание в разных группах научного сообщества» (Смольников Н. С. О предмете социологии // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2014. № 23. С 179).

Кроме того, цитирую я разные учебные пособия – чтобы показать, что создаваемая мною «картина мира стыдящегося» («энциклопедия стыда») согласована с мнением многих авторитетных исследователей (каждый автор учебного пособия в душе – хотя бы немножко – исследователь), а также продемонстрировать читателям, что я использовал многие источники информации в поисках ответов на поставленные перед собой вопросы, а не списал всё из одной умной книжки (☺).

10

Социальная философия и социология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. д. филос. н. С. А. Хмелевской. М., 2002. С. 5. Подобное определение мы находим и в учебнике под редакцией И. А. Гобозова, в котором отмечается, что «философия, социальная философия в том числе, проводит свое исследование реальности, опираясь и на умозрительную идею, в которой обосновываются и делаются явными ценностные основания философских изысканий», что «социальная философия, будучи не только наукой, но одновременно и формой общественного сознания, осмысливает… факты еще и с точки зрения ценностного понимания их содержания» (Социальная философия. Учебник. Под редакцией И. А. Гобозова. М., 2003. С. 9, 15).

11

Социальную философию можно понимать как верхний, методологический «этаж» социологии (ниже – «этаж» социологических теорий среднего уровня, еще ниже – прикладной «этаж» науки). При этом социальная философия занимает весь верхний «этаж здания» данной науки – об этом пишет, например, С. Э. Крапивенский (см.: Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для гуманит. – соц. специальностей высших учебных заведений. 3-е изд., испр. и доп. Волгоград, 1996. С. 17).

12

Социальная философия. Учебник… С. 40 41.

13

МайерсД. Социальная психология. СПб., 1997. С. 30.

14

Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М., 1999. С. 32. (Г. М. Андреева ссылается здесь на работу Московичи С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология. Тексты, 1983. С. 217).

15

Горбунова М. Ю. Символический интеракционизм как методологическое основание изучения эмоций в социологии // Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Социология. Политология. Вып. 2. С. 10 11.

16

Зиновьев А. А., Стёпин В. С., Голдберг Ф. И. Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2010–2017 (последняя редакция: 27.06.2020). URL: |Щр://\у\у\у. д1тагке1.ги>Копценты>Гумапитарпая энциклопедия (дата обращения: 07.08.2020).

17

Кравченко Е. И. Научные воззрения Дж. Г. Мида в курсе истории и теории социологии // СоцИс. 2010. № 10. С. 131.

18

Бабосов Е. М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов. Мн., 2004. С. 97.

19

В связи с поставленным мною вопросом следует учитывать рассуждения Г. П. Орлова: «Систему категорий нельзя начинать с любой абстракции, ибо она так или иначе тянет за собой дискурсивно всю цепочку, образующую понятийную логику. Следовательно, постоянное возвращение к "исходной категории" – отнюдь не дурной тон» (Орлов Г. П. Категории социологии: проблема классификации // Социс. 1997. № 10. С. 110).

20

М. Вебер пишет, что социальным следует назвать «такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него» (Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избр. произв. М., 1990. С. 602).

21

Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996. Часть первая. Глава 5. § 2. Теория «социального действия».

22

Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Указ. соч. Часть первая. Глава 5. § 2. Теория «социального действия».

23

Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Указ. соч. Часть вторая. Глава первая. § 1. Общая теория действия. «Единичный акт» и системы действия.

24

Фролов С. C. Социология: Учебник. 3-е изд., доп. М., 2000. С. 72.

«Социальное действие – это любое проявление социальной активности., ориентированное на других людей. Социальное действие, как правило, предполагает социальное взаимодействие, но оно может остаться без ответного действия. Социальное взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных субъектов (акторов) друг на друга. Это процесс обмена действиями между двумя или более акторами» (Козырев Г. И. Социальное действие, взаимодействие, поведение и социальный контроль // Социс. 2005. № 8. С. 124).

25

См.: Мельник С. Н. Психология личности: Учеб. пособие. Владивосток, 2004. 4.1.2. Основные положения классического бихевиоризма.

Но есть и иная точка зрения на содержания термина «поведение». Вот что пишет, например, Г. И. Козырев: «Социальное поведение – это качественная характеристика социального действия и взаимодействия; это то, как человек ведет себя в той или иной ситуации, в той или иной социальной среде» (Козырев Г. И. Указ. соч. С. 126). Если в бихевиоризме смысл этого термина близок значению русского слова «поведение» как «ведение» себя за кем-то или чем-то («А ты и повелся!» говорят тогда, когда человек оказался ведомым, и кто-то сумел ему навязать свое представление, но «повестись» можно и за своими потребностями, социальными нормами и т. п.), то здесь главное то, что «человек ведет себя», т. е. «сам себе указывает путь». «Следовательно, социальное поведение – это способ проявления социальным актором предпочтений, мотивов, установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии» (Там же).

26

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. М., 1955. С. 25. К. Маркс и Ф. Энгельс писали «Немецкую идеологию» еще в 1845–1846 гг., т. е. задолго до М. Вебера.

27

Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984.С. 3.

28

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. 2-е изд. М., 2008. С. 6566.

29

Там же. С. 66.

30

Орлов Г. П. Указ. соч. С. 111. Как тонко правоверный советский марксист в середине 90-х годов прошлого века, когда в России все дружно открещивались от советской идеологии, перешел в своем рассуждении от идеологически правильного термина «человеческая деятельность» к термину, принятому в западной социологии, а значит, неправильному по меркам советской идеологии, – к термину «социальное действие»!

31

Фролов С. C. Указ. соч. С. 75.

32

См.: Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000. С. 200.

33

См. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. М., 2000. С. 114. Авторы данного пособия ссылаются здесь на работу Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985. С. 6162.

34

Д. В. Ушаков пишет в связи с этим: «Как формирование отдельной личности, так и общественные процессы, социальная структура и социальный порядок в целом являются продуктами социального взаимодействия, а само оно выступает, в сущности, как основа общественного развития» (Ушаков Д. В. Концепции социального взаимодействия в теоретической социологии теоретико-методологический анализ: автореферат дис… кандидата философских наук: 09.00.11. Новосибирск, 1999. URL: http://www.dissercat.com>…kontseptsii… sotsiologii-teoretiko (дата обращения: 07.08.2020).

35

Когда я уже убедил себя в правильности выбора основных понятий теории социального действия как фундамента описания стыда, «на просторах Интернета» нашел автореферат диссертационного исследования Д. В. Ушакова, в котором отмечается, что проблематика социального взаимодействия занимала в зарубежных социальных исследованиях, проводимых как на макро-, так и на микроуровне, одно из ключевых мест. Речь идет об исследованиях Р. Дарендорфа, Л. Козера, В. Бланша, Р. Кеохейна, Д. Най, Д. Розенау, М. Смуте, М. Шоу, И. Валерстайна, Г. Блумера, Ч. Кули, М. Куна, Д. Мида, Д. Морено, Р. Парка, Т. Партленда, А. Стросса, Т. Шибутани, П. Блау, Д. Хоманса, Р. Эмерсона, Г. Гарфинкеля. В последнее десятилетие XX-го в., указывает этот автор, использование понятия «взаимодействие» для объяснения широкого круга явлений социальной действительности стало характерной тенденцией и для отечественного обществознания. В области социологии и социальной философии, в частности, Ушаков указывает на публикации A. M. Аблажей, С. Н. Артановского, С. А. Арутюнова, В. И. Бойко, В. В. Браницкого, В. В. Груздевой, А. Я. Гуревича, С. Н. Еремина, Н. К. Иконниковой, А. Д. Карнышева, С. Г. Ларченко, В. В. Мархинина, Ю. В. Попкова, Н. С. Розова, И. В. Удаловой, H. A. Фролова. См.: Ушаков Д. В. Указ. соч.

Упс! А я-то думал, что сделал что-то прорывное в исследованиях социальных явлений, а, оказывается, сотни исследователей давно уже пользуются этими понятиями как рабочим инструментом! (☺)

36

Имеется несколько вариантов данной версии.

Например, по мнению некоторых специалистов, как пишет об этом Б. С. Ерасов, «в широком смысле культурология представляет собой комплекс отдельных наук, а также богословских и философских концепций культуры. В таком случае культурология лишается своего собственного предмета исследования и становится составной частью отмеченных дисциплин» (Ерасов Б. С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 2000. С. 32).

Близкий указанному вариант понимания – когда считают, что культурология формируется на стыке многих наук (философии, социологии, психологии и др.), синтезируя знания различных наук о культуре в целостную систему (см.: Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. СПб., 1998. С. 371). И тогда культурология выступает как комплекс дисциплин, изучающих культуру.

Несколько иной вариант, но также лишающий культурологию статуса отдельной дисциплины, – когда «культурология включается в социальную философию, которая использует общие философские, социологические подходы, а также и категории смежных дисциплин…» (Ерасов Б. С. Там же).

Еще один вариант – культурология понимается как раздел философии культуры, но и этот вариант лишает культурологию самостоятельного статуса.

37

Ерасов Б. С. Там же. Хотя, замечают авторы энциклопедии по культурологии, в западной науке название «культурология» не привилось, но закрепилось в России, а основными науками о культуре в Европе и Америке являются социальная и культурная антропология. См.: Культурология. XX век… С. 371.

38

См.: Культурология. XX век… С. 372.

39

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г. В. Драча. М., 2003. С. 184.

40

Садохин А. П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. М., 2007. С. 12.

41

Но подобный подход к познанию своего объекта – это не отрицание исследователем вообще каких-либо закономерностей человеческой жизни, а использование тех или иных законов лишь в качестве средства для наилучшего постижения индивидуального феномена.

42

Астафьева О. Н. Культурология. Теория культуры. 3-е изд. М., 2012. С. 342. Подобным образом рассуждает и А. М. Лобок: «Культура никогда не бывает одна. Культура всегда существует как множество культур. И факт одной культуры всегда предполагает факт других культур. Существование культуры всегда обременено фактом наличия множества иных культур и множества взаимно непереводимых культурных языков» (Лобок А. М. Антропология мифа. Екатеринбург, 1997. С. 23).

43

Эти слова – строка стихотворения «Весны пословицы и скороговорки…» (1919) Велимира Хлебникова, которую я первый раз встретил в работе В. А. Малахова «Стыд: (Философско-этический очерк)» в качестве названия одной из ее глав.

44

Симонова О. Страх комбинируется с надеждой // ПЛАТФОРМА. Журнал экспертных позиций. 2017. № 2. С. 28.

45

Отношения Я-Ты и Я-Мы являются определяющими для поведения «человека стыдящегося» – об этом далее будет сказано более подробно.

46

Анализ дистанцированных субъекта и объекта был характерен для классической социальной философии, знавшей лишь отношение Я-Он, а не Я-Ты и Я-Мы.

47

Куликова Т. В. Философия границы: феноменологический и эпистемологический подходы: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности 09.00.01. «Онтология и теория познания». Нижний Новгород, 2011. С. 9.

48

Culture Theory: Essays on Mind, Self, and Emotion / Shweder R. A., LeVine R. A. (ed.). Cambridge, 1984. P. 46. Цит. по: Васильев А. Ф. «Человек гордящийся» в социокультурном контексте: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.11. «Социальная философия». Ижевск, 2004. С. 5.

49

Отечественная философия также включилась в «революцию аффекта» – так, например, еще в прошлом веке один из номеров журнала «Логос» был целиком посвящен этой теме. См.: Логос. 1999. № 2 (12).

50

Вэлэнс А. де. Заметки о понятии страха в современной философии // Феномен человека: Антология. М., 1993. С. 297.

51

Использование термина «эмоция» для обозначения того, что им обозначается именно сегодня, – явление относительно недавнее. А. Ф. Васильев, опираясь на работы T. Dixon (Dixon T. From Passions to Emotions: The Creation of a Secular Psychological Category. Cambridge, 2003) и A. Wierzbicka (Wierzbicka A. Emotions across Languages and Cultures: Diversity and Universals. Cambridge, 1999), замечает, что слово «эмоция» встречается уже в работах Д. Юма, но в целом Юм предпочитал говорить о «страстях» и «аффектах» подобно предшествовавшим ему мыслителям. Понятие «эмоция» (emotion) начало входить в широкий обиход в Великобритании только в начале XIX в. и еще позже в других европейских странах, заменяя понятия «страсть» (passion), «аффект» (affect) и просто «чувство» (sentiments), что было связано с возникновением светской психологии и общей секуляризацией культуры (см.: Васильев А. Ф. Указ. соч. С. 5).

Что касается термина «переживание», то, например, согласно Википедии, этим термином обычно обозначают «исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие» (Эмоция // Русская Википедия. URL: http://www.ru.wikipedia.org>wiki/ Эмоция (дата обращения: 07.08.2020)).

Но вот Ф. Е. Василюк, ведущий исследователь в области переживаний, определяет переживание иначе – как процесс, соотносящий субъекта с миром и решающий его реальные жизненные проблемы, поэтому переживание – не просто эмоция: «эмоция только констатирует отношение между "бытием и долженствованием", но не властна изменить его» (Василюк Ф. Е. Указ. соч. С. 23). А в результате переживания это отношение изменяется. Однако поскольку чаще всего основную часть работы переживания берут на себя эмоциональные

52

Горбунова М. Ю., Фиглин Л. А. Эмоции как объект социологических исследований: библиографический анализ // Социологические исследования. 2010. № 6. С. 1415.

53

См.: Добреньков В. И., Кравченко А. И. История зарубежной социологии. М., 2005. Раздел 1. Глава 3. Основные парадигмы и перспективы в социологии.

54

Смелзер Н. Социология. М., 1998. С. 137.

55

Горбунова М. Ю. Указ. соч. С. 1112.

56

Горбунова М. Ю. Указ. соч. С. 12.

57

Симонова О. А. Стыд и бедность: последствия для социальной политики // Журнал исследований социальной политики. 2014. Т. 12. № 4. С. 540.

58

Николаев В. Г. Джек М. Барбалет. Эмоция, социальная теория и социальная структура: макросоциологический подход // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 2. С. 3.

59

Николаев В. Г. Указ. соч. С. 3 4.

60

Barbalet J. M. Emotion, Social Theory and Social Structure: A Macrosociological Approach. Cambridge, 1999. Р. 27. Цит. по: Николаев В. Г. Указ. соч. С. 5.

61

См.: Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб., 1994.

62

См.: Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблемы человека в западной философии. М., 1988. С. 361 362.

63

Психология человека от рождения до смерти / под ред. А. А. Реана. СПб., 2002. С. 645.

64

Социальные эмоции // Психологос – энциклопедия практической психологии. URL: http://www.psychologos.ru>articles/view/socialnye_emocii (дата обращения: 07.08.2020).

65

Объединение страха, стыда и «угрызений совести» (вины) в единую систему предложено И. С. Коном, хотя в его работах и нет четкого терминологического оформления этой системы – в его текстах имеются разные названия для этой системы: «виды социального контроля», «формы регулирования», «механизмы культурного контроля», «типы регуляции», «контрольные механизмы» (см., например: Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984. Часть первая. Глава вторая. Античное наследие).

66

См.: Апресян Р. Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М., 1995. С. 8 9.

67

Wurmser L. Die Maske der Scham. Die Psychoanalyse von Schamaffekten und Schamkonflikten. Berlin, 1998. S. 398.

68

См.: Козлова Н. Н. Социально-историческая антропология: Учебник. М., 1998. С. 183.

69

См.: Литвинский В. М. Психоанализ ребенка – на пороге новой антропологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. 1998. Вып. 4 (№ 27). С. 34.

70

Плужников И. Жить страшно умереть // Материалы портала «Научная Россия». 30 июня 2014 г. URL: http://www.scientificrussia.ru>articles/ zhit-strashno-umeret (дата обращения: 11.08.2020).

71

Lewis M. Scham. Annahrung an ein Tabu. Hamburg, 1993. S. 286. Цит. по: Гергилов Р. Е. Культурные детерминанты стыда // Обсерватория культуры. 2014. № 3. С. 113.

72

Pattison S. Shame: theory, therapy, theology. Cambridge, 2003. 343 p.

73

Мелкая М. В. Указ. соч.

74

С. Кьеркегор (Киркегаард) посвятил философии страха работу «Понятие страха» (Кьеркегор С. Понятие страха // Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. С. 115 250).

75

Анализ метафизики ужаса содержится в работе М. Хайдеггера «Что такое метафизика?» (Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. С. 16 26).

76

Хольцхей-Кунц Э. Зачем нужно философское размышление о стыде? // Теория и практика психотерапии. – 2015. – № 4 (8). С. 11.

77

Результаты исследования стыда Липпсом представлены в книге «Человеческая природа»: Lipps Н. Die menschliche Natur. Frankfurt a. М. 1941. 155 s.

78

Больнов О. Ф. Философия экзистенциализма. СПб., 1999. С. 165.

79

Хольцхей-Кунц Э. Указ. соч. С. 11.

80

Там же.

81

Там же.

82

Там же. С. 12.

83

См.: Хольцхей – Кунц Э. Указ. соч. С. 13.

84

Касумов Т. К. Стыд как философский концепт // СОТИС – социальные технологии исследования. 2016. № 1 (75). Глава «Чем вызван интерес к изготовлению концептов в философии».

85

самых цитируемых авторов социальных и гуманитарных наук (Делёз Жиль // Русская Википедия. URL: ЬИрУ/^^^гимтИреФа. огдДелёз, Жиль (дата обращения: 12.08.2020)).

86

Касумов Т. К. Указ. соч. Глава «Чем вызван интерес к изготовлению концептов в философии».

87

Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М., Спб., 1998. С. 21.

88

Касумов Т. К. Указ. соч. Глава «Структура и удерживаемые смыслы концепта стыд».

89

Там же.

90

Там же..

91

Там же.

92

Яркой особенностью статьи «Стыд как философский концепт» являются специфическая терминология, представляющая попытку индивидуальной интерпретации стыда, и сложнейший стиль. Но при этом нужно отметить, что и эта система терминов, и яркая стилистика, характеризующая статью, изящны, элегантны. Впрочем, Тофику Касумовичу было у кого учиться – концепт стыда он создавал, ориентируясь на содержание и стиль книги Ж. Делёза и Ф. Гваттари «Что такое философия?». Материал этой статьи я не могу использовать в собственных целях – очень уж у нас разные с Т. К. Касумовым подходы к пониманию стыда и стиль описания «мира стыда». Так что, вот – наконец-то нашелся у меня российский «брат по несчастью», так же, как я, пытающийся понять это загадочное чувство – стыд, но – к сожалению – оказалось, что мы с ним говорим на разных языках и понимаем мир по-разному (☺). А просто пересказывать здесь содержание статьи Т. К. Касумова я не хочу (да, наверное, и не получится) – ее нужно читать самому.

93

Козловский В. В. Фигуративная социология Норберта Элиаса // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т. 3. № 3. С. 48.

94

Г.-П. Дюрр посвятил опровержению теории Элиаса четырехтомное исследование «Миф процесса цивилизации» (Der Mythos vom ZivilisationsprozeB).

95

Гергилов Р. Е. Культурные детерминанты стыда… С. 108 109.

96

Николаев В. Г. Указ. соч. С. 4.

97

См.: Горбунова М. Ю., Фиглин Л. А. Указ. соч. С. 18.

98

Там же. Дж. М. Барбалет отмечает, что важным вкладом, который внес Т. Шефф в истолкование стыда, являются обоснование первичности стыда в качестве механизма конформности и обоснование возможности переживания стыда ниже порога сознания. См.: Николаев В. Г. Указ. соч. С. 7 8.

99

Васильев А. Ф. Нужен ли другой, чтобы гордиться? // Вестник Удмуртского университета. Серия социология и философия. 2003. С. 220.

100

Скэрдеруд Ф. Беспокойство. Путешествие в себя. Самара, 2003. § Негативная феноменология стыда.

101

Якоби М. Стыд и истоки самоуважения. М., 2001. С. 5.

102

Авторы статьи, И. К. Макогон и С. Н. Ениколопов, скорее всего, имели в виду симпозиум по проблеме эмоций, состоявшийся в Виттенберговском колледже (отсюда название – Виттенберговский) в Спрингфилде, США, штат Огайо, 19–23 октября 1927 г. В 1928 г. материалы симпозиума были опубликованы под названием: Feelings and Emotions. The Wittenberg symposium. Worcester, 1928.

103

В 1948 г. симпозиум, посвященный эмоциям, был организован Чикагским университетом.

104

Макогон И. К., Ениколопов С. Е. Моральные эмоции и регуляция поведения. URL: http://www.scienceandeducation.pdpu.edu.ua>doc/2009/8_2009/7… (дата обращения: 12.08.2020).

105

См.: Быт 3:7.

106

Льюис К. С. Страдание // Этическая мысль: Науч. – публицист. чтения. М., 1992. С. 396.

107

Мелкая М. В. Стыд как онтологическое чувство. Вопрос о стыде на стыке философии и психотерапии // Сборник научных статей и рабочих материалов к докладам участников II Международной конференции «Философия и психотерапия». СПб., 2014. URL: I^p://www.l4>sy.ru>l 1убликации>х6з88.1111 т (дата обращения: 12.08.2020).

108

Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. М., 1995. С. 108.

109

Характеризуя трилог, Л. Л. Читахова пишет, что, «во-первых, при относительной простоте этой формы качественные отличия диадических взаимодействий (дилогов) от полилогических проявляются в трилоге в полной мере, а, во-вторых, как свидетельствуют данные социологии и психологии, прибавление третьего лица к диаде имеет более существенные последствия для общения, чем любое другое дальнейшее увеличение группы, и придает триаде особые свойства» (Читахова Л. Л. Трилог как форма общения коммуникантов в современном французском языке: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.02.05 «Романские языки». Москва, 2001. С. 5. URL: http://www.cheloveknauka. com>trilog-kak-forma-obscheniya…v… (дата обращения: 12.08.2020)).

110

И. С. Кон по поводу «мы» замечает, что «мы» – это либо «я плюс вы», либо «я плюс они» (см.: Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. С. 124).

С точки зрения морфологии местоимение «вы» «указывает на группу лиц, к которым обращаются с речью, включая собеседника» (Личные местоимения в русском языке // Образовака. URL: l^p://www.obrazovaka.ru>Правила>Личные местоимения в русском (дата обращения: 12.08.2020)).

111

М. Бубер в книге «Я и Ты» пишет про «сочетание Я-Оно; причем, не меняя основного слова, на место Оно может встать одно из слов Он и Она» (Бубер М. Я и Ты. М., 1993. С. 5).

112

Заховаева А. Г. Философия и ее смысл. М., 2017. Глава «Человек и природа» URL: http://www.monographies.ru>section (дата обращения: 12.08.2020).

113

См.: Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. Т.1. М., 1990. С. 123.

114

См.: Соловьев В. С. Указ. соч. С. 131.

115

Вариант местоимения «Оно» (Id), а не «Он» (или «Она») выбран в качестве указания на психоаналитическую традицию, согласно которой – на это указывает, например, Е. В. Змановская – «Оно (Ид) – термин, используемый для обозначения той (большей) части психики, которая содержит примитивные желания, импульсы, иррациональные стремления» (Змановская Е. В. Современный психоанализ. Теория и практика. СПб., 2011. § Я и оно (структурная модель)). Но примерно такой смысл и вкладывается в термин «плоть» согласно христианской традиции. Следует также учесть специфику латыни как языка: «Личные местоимения 3 лица в латинском языке классического периода отсутствовали, вместо них использовались указательные местоимения» 1, ea, id – этот, эта, это / тот, та, то / он, она, оно (Местоимение (pronomen) // Alia Lingua Project. URL: http://www.alia-lingua.info>pronomen.s (дата обращения: 06.10.2020)).

116

См.: Григорьев С. И., Растов Ю. Е. Основы современной социологии. Учебное пособие. М., 2002. § 2.2. Макросоциология и микросоциология: отличия и принципиальное единство.

117

Крылов А. А. Психология: учебник. 3-е изд. М., 2005. § 19.1. Социальные роли личности.

118

Общественные отношения // Русская Википедия. URL: http://www.ru.wiki-ре&а. огд>Общественные отношения (дата обращения: 12.08.2020).

119

Гидденс Э. Социология. 2-е изд. М., 2005. С. 90.

120

Андреева Г. М. Указ. соч. С. 56.

121

Понятия «социальные отношения» и «общественные отношения», как мне кажется, можно отождествлять в том случае, когда социальные отношения понимаются в широком смысле – как в данном случае.

122

Данный подход предложен И. Гофманом. См.: Ковалев А. Д. Книга Ирвинга Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни» и социологическая традиция // Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000. С. 9.

123

Например, на основе концепции М. Фуко, известной под названием «микрофизика власти». В. В. Меньшиков отмечает, что суть этой концепции – в выдвижении на первый план рассмотрение отдельного человека в качестве объекта целенаправленного воздействия со стороны власти. «Такой подход позволяет глубже понять механизмы воздействия на человека, перенося основной акцент в исследовании с власти на объект, подвергаемый властному воздействию» (Меньшиков В. В. Проблема власти в «политической анатомии» М. Фуко // Человек. Сообщество. Управление. 2004. № 3 4. С. 125).

И еще один вариант – на основе понятия «временная общность» в интерпретации А. Шютца. См.: Шютц А. Структура повседневного мышления // Социол. исследования. 1988. № 2. С. 131.

124

Аберкромби Н, Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. М., 2004. С. 449.

125

С. Э. Крапивенский, например, пишет, что «первичное историческое действие принадлежит индивиду, выступающему, разумеется, не в качестве Робинзона, а в качестве человека, включенного. в определенные социальные группы (большие и малые) и в общество в целом» (Крапивенский С. Э. Указ. соч. С. 32 33).

126

Андреева Г. М. Указ. соч. С. 58.

127

Э. Хольцхей-Кунц подчеркивает, что Ж.-П. Сартр «подробно рассказывает о бытии-для-других, которое мы узнаем в… стыде, а не о бытии-с-другими» (Хольцхей – Кунц Э. Указ. соч. С. 12).

128

Л. Коуэн пишет о том, что люди, «приходящие на терапию с жалобой на склонность к мазохизму, просят помощи, чтобы справиться не только с болью, но и с удовольствием… Ощущать себя больным – значит чувствовать свою близость к чему-то глубоко человеческому: ограниченному, неадекватному, подчиненному и даже постыдному. Ощущение в этой болезни мучительной сладостной горечи – даже острого наслаждения – удерживает человека вблизи от этого глубинного, подчиненного ощущения ограничения, неадекватности и стыда» (Коуэн Л. Мазохистское удовольствие: Суть Игры // Журнал практической психологии и психоанализа. 2004. № 4. URL: http://www.psyjournal.ru›Все статьи›Мазохистское удовольствие (дата обращения: 12.08.2020)).

129

Когда неожиданный порыв ветра обнажил бедра Эммануэль – героини романа Э. Арсан «Эммануэль», – эта женщина, казалось бы, полностью отринувшая стыд в погоне за сексуальными наслаждениями, обеими руками прикрыла низ живота (жест стыдливости!).

130

Ильин Е. П. Психология совести: вина, стыд, раскаяние. СПб., 2016. § 6.6. Избавление от чувства стыда.

131

Подобным образом рассуждает и Аристотель: «Мы ведь уверены, что он (взрослый человек. – М. Б.) не должен совершать поступки, которых стесняются… Стыд ведь бывает за произвольные поступки, а порядочный человек по своей воле никогда не сделает дурного. Стыд мог бы быть чем-то порядочным условно: ведь если [порядочный] человек совершил [постыдный] поступок, он будет этого стесняться, но к добродетелям это не имеет отношения» (Аристотель. Никомахова этика. IV. 15, 11281,15–30).

132

Шелепова Н. Парадоксы вины и стыда // Психологи на b17.ru. URL: http:// www.b17.ru>article/83612/ (дата обращения: 12.08.2020).

133

девам и мальчикам (лат.), т. е. девственникам.

134

Соловьев В. С. Указ. соч. С. 125 126.

135

Скэрдеруд Ф. Указ. соч. § Негативная феноменология стыда.

136

Герасимов С. В. Психология зла. М., 1999. 1.5. Стыд как прививка от зла.

137

Гергилов Р. Е. Культурные детерминанты стыда… С. 113.

138

Schorn A. Scham und Offentlichkeit. Genese und Dynamik von Scham- und Iden-titatskonflikten in der Kulturarbeit. Regensburg, 1996. S. 11. Цит. по: Гергилов Р. Е. Культурные детерминанты стыда… С. 113.

139

Прокофьев А. В. О моральном значении стыда // Этическая мысль. 2016. Т. 16. № 2. С. 108.

140

Например, вот что пишет Е. В. Белинская: «Вина и стыд – это психические явления, которые следует отнести исключительно к сфере социальных эмоций. Их источником и движущей силой является включенность человека в сообщество других людей, т. е. процесс социализации» (Белинская Е. В. Вина и стыд: социально-психологический подход // Психологический центр «Гелиос», психологическая помощь в Ростове-на-Дону. URL: http://www.ras-stanovki-rostov.ru>?p=i8i6 (дата обращения: 12.08.2020)).

141

Василюк Ф. Е. Указ. соч. С. 3.

142

Там же. С. 9.

143

Об этом уже говорилось во Введении со ссылкой на работу Ю. Б. Гиппенрейтер. Вот и сам Ф. Е. Василюк пишет, что «переживание как деятельность реализуется и внешними, и внутренними действиями» (Там же).

144

Гергилов Р. Е. Социальное избегание и преодоление стыда // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 5. С. 184.

145

К. Э. Изард здесь дает ссылку на работу Х Льюис: Lewis H. B. Shame and guilt in neurosis. New York, 1971.

146

Изард К. Э. Психология эмоций. СПб., 2000. С. 355.

147

Не только М. Вебер рассматривал социальное взаимодействие как предмет социологии. Например, П. Сорокин пишет: «Чтобы два или большее число индивидов могли составить "общество", могли дать "общественные явления", необходимо, чтобы они взаимодействовали друг с другом, обменивались взаимно акциями и реакциями. Следовательно, моделью социальной группы может быть только два или больше число индивидов, находящихся между собой во взаимодействии. Моделью социальных процессов могут быть только процессы взаимодействия между индивидами.» (Сорокин П. Социальная аналитика. Анализ элементов взаимодействия // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. М., 2002. Ч. 2. С. 137).

148

Шелепова Н. Указ. соч.

149

Там же.

150

Белинская Е. В. Указ. соч.

151

Р. Т. Поттер-Эфрон ссылается здесь на источник использованной им в данном фрагменте текста метафоры – на работу Г. Кауфмана: Kaufman G. Shame: The Power of Caring. Cambridge, 1980.

152

Поттер – Эфрон Р. Т. Стыд, вина и алкоголизм: клиническая практика. М., 2002. С. 39.

153

Изард К. Э. Указ. соч. С. 347.

154

Мелкая М. В. Указ. соч.

Пояснение относительно нарциссизма: «Нарцисс» зациклен на себе, и «основными особенностями нарциссического типа личности являются: ощущения опустошенности в душе, чувства зависти, фальши и стыда, или полярные переживания – самодостаточность, превосходство, тщеславие. О. Кернберг объяснял такие полярности в качестве противоположных состояний в "Я" восприятии. Т. е. нарцисс воспринимает собственное "Я" либо с позиции чего-то грандиозного, либо – ничтожного» (Нарциссизм // Психология и психиатрия. URL: http://www.psihomed.com>nartsissizm/ (дата обращения: 12.08.2020). (В данной статье, скорее всего, использован материал книги О. Ф. Кернберга «Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии» (Кернберг О. Ф. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии. Пер. с англ. М. И. Завалова под ред. М. Н. Тимофеевой. М., 2000)).

155

Тарасевич М. Анализ различных взглядов на понятие стыда // Психологи на b17.ru. URL: http://www.bi7.ru>article/i3504/ (дата обращения: 07.10.2020).

156

Боголюбова О. Н, Киселева Е. В. Психологические и психофизиологические характеристики переживания стыда: роль неблагоприятного детского опыта // Вестник СПбГУ Сер. 12. 2015. Вып. 2. С. 31.

157

Изард ссылается здесь на работу Х. М. Линд: Lynd H. M. On shame and the search for identity. New York, 1961.

158

Изард К. Э. Указ. соч. С. 345 346.

159

Изард К. Э. Указ. соч. С. 346.

160

Гергилов делает здесь отсылку к книге Г. Андерса: Anders G. Die Antiquiertheit des Menschen. Bd. I: Uber die Seele im Zeitalter der zweiten industriellen Revolution. Munchen, 1980. S. 94.

161

Дана ссылка на работу Ч. Мариауцоулз: Mariauzouls Ch. Psychophysiologie von Scham und Erroten. Inaugural-Dissertation. Munchen, 1996. S. 25.

162

Гергилов Р. Е. Стыд как множественный феномен… С. 5.

163

М. В. Мелкая цитирует здесь работу Д. Агамбена: Агамбен Дж. Homo sacer. Что остается после Освенцима: архив и свидетель. М., 2012. С. 113.

164

Мелкая М. В. Указ. соч.

165

Гергилов здесь анализирует материал одной из работ Г. Х. Зайдлера: Seidler G. H. Der Blick des Anderen. Eine Analyse der Scham. Klett-Cotta, Stuttgart, 1995.

166

Гергилов Р. Е. Стыд как множественный феномен. С. 4.

167

Куприянова Е. Стыд. Стыдливость. Смущение // psychologies.today. – URL: https://psychologies.today/stud-studlivost-smuschenie/ (дата обращения: 13.08.2020).

168

М. В. Мелкая в данном случае цитирует работу М. Хайдеггера: Хайдеггер М. Парменид. СПб., 2009. С. 166.

169

Хайдеггер М. Парменид… С. 165.

170

Мелкая М. В. Указ. соч.

171

Там же.

172

Орлов Г. П. Указ. соч. С. 113.

173

Кравченко А. И. Социология: Учебник для студентов вузов. М., 1999. С. 63–64.

174

На эти основания науки указывают, например, Т. Г. Грушевицкая и А. П. Садохин: Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. М., 1998. Тема 2. Научная теория. Структура и основания теории.

175

Аксиома – «исходное, принимаемое без доказательства положение какой-либо теории, лежащее в основе доказательств других ее положений. Долгое время термин "аксиома" понимался не просто как отправной пункт доказательств, но и как истинное положение, не нуждающееся в особом доказательстве в силу его самоочевидности, наглядности, ясности и т. п.» (Философия: Энциклопедический словарь. Под ред. А. А. Ивина. М., 2004).

176

Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Указ. соч. Тема 2. Научная теория. Структура и основания теории.

177

В подавляющем большинстве российских источников традиционно принят подход, согласно которому натуральные числа определяются как «числа, возникающие при подсчёте (нумерации) предметов: первый, второй, третий.» (Натуральное число // Русская Википедия. URL: http://www.ru.wikipedia.org>wiki/Натуральное_число (дата обращения: 13.08.2020).

178

Повторюсь – согласно традиционно принятому российскими математиками подходу, «ряд натуральных чисел начинается с единицы» (Натуральное число // Русская Википедия.)

179

Отрицательное число // Русская Википедия. URL: http://www.ru.wikipedia. огд>Отрицательное число (дата обращения: 13.08.2020).

180

Бушмакина О. Н. Онтология постсовременного мышления. «Метафора постмодерна». Ижевск, 1998. С. 197.

Загрузка...