Поволжье и Волгоградская область является одним из крупнейших регионов России, интенсивно развивающими социальную инфраструктуру, в частности физическую культуру и спорт. Спортсмены Поволжья составляют значительную часть команды спортсменов, участвующих в Олимпийских играх и занимающих призовые места. Потребность в квалифицированных специалистах, кадрах в области педагогики и психологии физической культуры и спорта в этом регионе обусловлены перспективой развития спорта. Наметившиеся в последнее десятилетие тенденции реализации компетентностного подхода ставят и перед вузами физической культуры задачи подготовки компетентного специалиста, владеющего рядом компетенций.
Педагогическая компетентность – это интегративное свойство личности преподавателя, которое характеризует глубокую осведомленность в психолого-педагогической и предметной областях знаний, единство теоретической и практической готовности к педагогической деятельности.
В отличие от господствующих технократических парадигм педагогического образования сейчас необычайно актуализируется развитие социокультурного, интеллектуального и нравственного потенциала личности педагога, его способности не только обслуживать имеющиеся педагогические и социальные технологии, но и осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле.
В связи с этим важным направлением деятельности вузов, осуществляющих подготовку педагогов, является развитие у них основ методологической, профессионально-этической, технологической, педагогической, коммуникативной культуры в научных знаниях, ценностях, традициях, нормах поведения и деятельности.