Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида (под ред. Е. Г. Речицкой)

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика»

Часть 1. Направления и содержание воспитательной работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида

Слово к будущему сурдопедагогу

Каждый учитель, с какими бы детьми он ни работал и какой бы предмет ни преподавал, всегда является, прежде всего, воспитателем. Поэтому овладение мастерством воспитания, методами и формами организации воспитательной работы – важнейшая задача сурдопедагога.

В курсе «Педагогические технологии воспитательной работы» представлены разные виды воспитательной работы, которые имеют место в специальных (коррекционных) школах I и II вида. В профессиональной деятельности будущим сурдопедагогам предстоит не только вести уроки, но и проводить занятия в различных кружках и секциях, организовывать труд, общественно полезную работу учащихся, вовлекать их в различные виды творческой деятельности, формировать их многосторонние интересы в системе дополнительного образования. Но в какой бы конкретной позиции ни выступал сурдопедагог-воспитатель, он должен быть и хорошим психологом-организатором, знающим особенности развития детей с нарушениями слуха и владеющим не только основами педагогического мастерства, но и инновационными, личностно-социально ориентированными, коррекционно-развивающими технологиями воспитательной работы.

Основными признаками педагогической технологии являются:

• системность, обеспечивающая гармонию целей и средств, имеющая природосообразное научное обоснование;

• критериально-диагностические цели;

• система предписаний, с большой гарантией ведущих к результату;

• система обратной связи.

В современной личностно ориентированной педагогике главное – это смена целевых установок, определение ее приоритетов: самоактуализирующаяся личность – цель образования, а технологии, проекты, программы – средства и ориентиры организации изменения и совершенствования личности.

Методологическая позиция современного воспитательного процесса – идея интегративности, которая предполагает конструктивный синтез, т. е. осмысленный, системный, в результате которого решается проблема развития личности человека и появляется новое качество. В сурдопедагогике эффективно работают идеи воспитания, предложенные А. Макаренко, – развитие индивидуальности личности через ее социализацию (только процессы социализации носят несколько иной характер вследствие другого характера особенностей развития детей с нарушением слуха), средством которой выступает гуманное сообщество – воспитательный коллектив. При интегративном подходе коллизия «личность – сообщество» разрешается через их объединение, сотрудничество в воспитательном процессе, который представляет собой единство непрерывного и дискретного.

Воспитательные мероприятия личностно-социально ориентированного плана должны осуществляться с помощью технологий таким образом, чтобы способствовать развитию личности или сообщества.

В целом это ведет и к развитию личности и коллектива в целом, так как развитие одного способствует развитию другого. Чем более развит коллектив в нравственном, эмоциональном, интеллектуальном плане, тем больше возможностей создается для личностного развития каждого из его членов.

При педагогически грамотной технологии такого воспитания гарантируется развитие у каждой личности таких индивидуальных качеств, которые трудно развить вне гуманного сообщества, например, способность к эмпатии, рефлексии, коллективной мыследеятельности, гуманному общению и т. д.

Мысль о том, что необходимым средством для развития личности является сообщество, в котором неповторимость личности обнаруживает внутренний смысл, прослеживается во многих психологических концепциях. Именно направленность к сообществу, к коллективу (детей и сурдопедагогов в учебно-воспитательных учреждениях) позволяет смыслу индивидуальности превзойти себя.

Подчеркнем еще раз, что в личностно ориентированной педагогике акцент делается на развитии личностного отношения к миру, к деятельности, к себе. Смысловая, ценностно-эмоциональная сфера личности (мотивы, ценности, интересы) должна входить в систему целей деятельности. Ее развитие не должно являться побочным продуктом деятельности учащихся. В личностной педагогике ребенок – творец и создатель себя и собственной деятельности.

Современные технологии воспитательной работы опираются на знания психологии детей, предполагают изучение их индивидуальности, особенностей возраста и пола, условий, в которых живут учащиеся, научный подход к коррекции их развития, интеграции их в социум.

Индивидуальная программа личности ребенка вырабатывается сурдопедагогом в ходе практической работы с детским коллективом и каждым учеником. Именно работа одновременно с коллективом и каждым ребенком позволяет сурдопедагогу сочетать общую и индивидуальные программы воспитания, быть настоящим педагогом-мастером.

С первых дней работы в школе от вас, будущих сурдопедагогов, потребуются, прежде всего, самостоятельность педагогического мышления, способность взвешенно анализировать различные обстоятельства жизни детей, изучать эту жизнь со всеми ее сложностями и противоречиями и, творчески действуя, принимать верные решения во благо детей, которых вам доверили.

В современных условиях возрастают требования к личности самого учителя-воспитателя, к его гражданской позиции, педагогическому мастерству, профессиональной компетенции.

Деятельность сурдопедагога немыслима без подвижничества, без полной самоотдачи, благородства, которые всегда были присущи великим труженикам просвещения, таким, как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.И. Флери, Ф.А. Pay, H.A. Pay, Ф.Ф. Pay, H.M. Лаговский, С. А. Зыков, К.Г. Коровин, А.Г. Басова и др. Многие современные учителя-новаторы, которые обладают острым чувством подлинно нового, умеют заглядывать в будущее, готовить своих питомцев к жизни в этом будущем, к успешной интеграции в обществе с учетом индивидуальности и неповторимости каждого из них.

Каждый педагог, безусловно, тоже индивидуальность, с присущими ему неповторимыми чертами и особенностями. Уметь изучать самого себя, свои сильные и слабые стороны необходимо для того, чтобы целенаправленно и систематически совершенствовать свой характер, учиться управлять поведением и эмоциями, в любой сложной ситуации оставаться на высоте своего учительского звания.

Передовой опыт учит, что только коллективные усилия педагогов, хорошо владеющих современными технологиями, работающих с энтузиазмом, могут принести настоящий успех. Воспитательная работа должна рассматриваться как общее дело сплоченного и целеустремленного педагогического коллектива. Поэтому готовить себя не только к работе с детьми, но и к деятельному, заинтересованному, творческому сотрудничеству со своими коллегами на подлинно демократических, высокогуманных началах – ваша задача уже сейчас, в стенах педагогического вуза.

Каждый будущий сурдопедагог должен помнить о том, что проблемы социальной адаптации и реабилитации школьников с нарушениями слуха, их личностного самоопределения решаются в условиях направленного педагогического воздействия через включение их в доступные области общественно значимой, художественно-творческой, бытовой, индивидуальной деятельности с учетом личных потребностей, интересов и возможностей каждого с учетом структуры нарушения.

Книга не дает готовых ответов, она показывает лишь путь к достижению успеха. Творчески работающий педагог в контексте личностно ориентированной парадигмы обучения должен руководствоваться рядом принципов:

Принцип первый – вникни, подумай, поразмышляй.

Принцип второй – создай благоприятную атмосферу.

Принцип третий – не унижай, а возвышай.

Современной школе необходим компетентный специалист, педагог-воспитатель, педагог-психолог, который не только умеет думать, но и способен мыслить, порождать собственные смыслы педагогической деятельности.

Путь творческого овладения технологиями воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения слуха, нелегок, но, как гласит народная мудрость: дорогу осилит идущий – через тернии к звездам.

Е.Г. Речицкая

Соотношение понятий «воспитание» и «воспитательная работа» (В.В.Линьков)

Понятия «воспитание» и «воспитательная работа» относятся к числу основных терминов педагогической науки и часто используются в современной методической литературе. Безусловно, эти понятия связаны между собой, но следует учитывать, что они все же не являются эквивалентными.

По объему понятие «воспитание» шире понятия «воспитательная работа», поскольку воспитательная работа проводится планомерно и предполагает внешнее воздействие на детей, а воспитание не обязательно является планомерным и связано не только с внешним воздействием на ребенка, но и с его внутренним изменением, саморазвитием. Процесс развития ребенком у самого себя определенных качеств и способностей входит в объем понятия «воспитание», но не входит в объем понятия «воспитательная работа». Кроме того, понятие «воспитание» охватывает всю совокупность воздействий на ребенка окружающих людей и общественных институтов в различных ситуациях повседневной жизни и организованной деятельности. Понятие «воспитательная работа» указывает только на такие воздействия на ребенка, которые осуществляются специалистами в детских организациях, образовательных учреждениях, досуговых центрах и по месту жительства. Можно сказать, что воспитательная работа является особым видом воспитания, но не всегда воспитание выступает в виде воспитательной работы, которая требует специальной подготовки, упорядоченной деятельности и строгой организации.

По содержанию понятия «воспитание» и «воспитательная работа» во многом сходны. Они имеют ряд общих существенных признаков, к числу которых можно отнести целенаправленность осуществления и обусловленность социальными потребностями. Наличие общих признаков позволяет в случаев использовать эти понятия в качестве контекстуальных синонимов или взаимозаменяемых терминов.

Под воспитанием обычно подразумевается процесс целенаправленного воздействия на развитие человека, его сознание, поведение и личностные качества. При этом понятие «воспитание» может использоваться в широком и в узком смысле. В широком смысле воспитание означает воздействие на человека окружающей его природной и социальной среды в целом. В узком смысле воспитание представляет собой воздействие педагогов на детей, создание условий для развития учащихся в образовательных учреждениях. Если понятие «воспитание» используется в этом узком смысле, то оно почти полностью смыкается с понятием «воспитательная работа».

Суть воспитания состоит в его направленности на создание оптимальных условий для развития способностей детей в позитивном направлении. Прав Клод Адриан Гельвеций, когда указывает, что «наука о воспитании сводится может быть к тому, чтобы поставить людей в положение, которое заставило бы их приобрести желательные таланты и добродетели»[1]. Ясно, что развитие способностей и индивидуальных качеств детей составляет основу как воспитания, так и воспитательной работы. Развитие детей происходит благодаря тому, что в процессе деятельности и общения они овладевают человеческими знаниями и опытом. Не случайно Поль Анри Гольбах пишет: «Воспитать человека – значит передать ему опыт и знания, на основе которых он будет делать правильные оценки и выносить верные суждения, станет благоразумным и рассудительным, если ему дано хорошее воспитание, или, напротив, неразумным и безрассудным, если воспитание было дурным»[2]. Нельзя не заметить, что опыт и знания составляют единое содержание воспитания и воспитательной работы. Полнота передачи этого содержания зависит от уровня эффективности выбранной технологии воспитания, от степени воздействия разных систем и сочетаний средств и методов воспитательной работы на развитие детей в определенных ситуациях урочной и внеурочной деятельности.

Характер воспитательного процесса во многом определяется поставленными воспитателем задачами, а также его способностью осуществить их в конкретных условиях. Рассматривая общие основания воспитательной деятельности, Джон Локк замечает: «Великая задача воспитателя заключается в том, чтобы формировать поведение и душу своего воспитанника, чтобы привить ему хорошие привычки, заложить в нем основы добродетели и мудрости, учить его постепенно знанию людей, внушить любовь и стремление подражать всему, что прекрасно и достойно похвалы, и вооружать его силой, энергией и усердием в стремлении к этим целям»[3]. Очевидно, что эта и многие другие задачи воспитания могут быть реализованы в процессе воспитательной работы, так что в сфере задач не обнаруживается явных различий воспитания и воспитательной работы.

Существенное отличие воспитательной работы от воспитания заключается в порядке их организации и проведения. Дело в том, что воспитание может быть по способу осуществления стихийным и организованным. Стихийное воспитание не имеет четкой структуры и осуществляется в процессе спонтанного взаимодействия людей в условиях их повседневных взаимоотношений. В частности, стихийное воспитание имеет место в различных неформальных группах, где непосредственно не планируется осуществлять какую-либо программу воспитания, но тем не менее происходит определенная трансформация поведенческой активности индивидов и оказывается некоторое влияние на их психическое состояние, ценностные представления, индивидуальные отношения и социальные ориентиры. Организованное воспитание в целом отличается от стихийного воспитания планомерностью, последовательностью, управляемостью, большей целенаправленностью и интенсивностью. К этому можно прибавить, что организованное воспитание осуществляется в структурно четких формах в процессе регулируемой деятельности обычно на базе различных учреждений и центров. Организованное воспитание может рассматриваться в качестве воспитательной работы, если оно осуществляется в силу профессиональной обязанности и носит системный характер. Воспитательная работа не может быть стихийной и бессистемной, она всегда имеет организованный, продуманный и системный характер.

Воспитательная работа опирается на систему разнообразных задач, форм, методов, приемов, средств воспитания, которые изучаются и обосновываются в педагогике. Воспитательная работа предполагает особый порядок организации воспитания, который характеризуется научной обоснованностью, строгой целенаправленностью, планомерностью осуществления, содержательностью проведения, регулярностью воздействия. Проведение воспитательной работы требует от педагога специальной подготовки, проявления профессиональных знаний и навыков. Итак, можно сказать, что воспитательная работа – это профессионально организованное и системно осуществляемое воспитание, которое проводится целенаправленно, планомерно и последовательно в условиях образовательных учреждений и общественных организаций.

Как правило, воспитательная работа ведется в рамках определенной воспитательной системы, которая обеспечивает согласованную взаимосвязь разных видов, направлений и структурных элементов воспитания в деятельности педагогического коллектива. Воспитательная система создает условия для реализации теоретически обоснованных целей воспитания профессионально подготовленными субъектами посредством оптимизации отношений, общения и управления в единой среде педагогического взаимодействия. Конкретные приемы, средства и методы воспитательной работы становятся более эффективными в рамках воспитательной системы, чем в том случае, когда применяются по отдельности и несогласованно.

Воспитательная работа может осуществляться в школе, в различных внешкольных учреждениях и по месту жительства. В школах воспитательная работа составляет важную сторону профессиональной деятельности педагогов. В зависимости от формы организации воспитательная работа в школе может быть урочной и внеурочной. Урочная работа, которую иногда называют классной воспитательной работой, проводится во время основных занятий в образовательных учреждениях. Из названия ясно, что урочная воспитательная работа тесно связана с уроком как основной формой обучения в современной школе. Разумеется, урочная воспитательная работа ведется с учетом предметного содержания преподаваемых на уроках дисциплин и программных требований. Она имеет упорядоченную и последовательную форму проведения, отличается четкой регламентированностью порядка и способов осуществления. В рамках целостного учебно-воспитательного процесса урочную работу дополняет внеурочная воспитательная работа, которая ведется во время, свободное от основных школьных занятий. Внеурочная работа, которая также может называться внеклассной воспитательной работой, направлена на создание условий для конструктивного использования школьниками своего свободного времени. Особенность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что она не требует жесткой регламентации деятельности детей. Внеурочная работа направлена на активизацию творческих способностей учащихся, расширение сферы общения детей, развитие их межличностных отношений, повышение эффективности подготовки к урокам. Основу внеурочной работы составляет внеурочная деятельность, которая позволяет гибко учитывать личные стремления и индивидуальные запросы учащихся. Во внеурочное время задачи воспитания осуществляются с помощью индивидуальных и коллективных видов творческой деятельности.

В содержательном отношении внеурочная работа связана с организацией отдыха и творческой активности школьников. Она может включать разнообразные формы проведения досуга школьников в соответствии с их интересами и возможностями. Широко распространены спортивные, художественные, технические, производительные, туристические, общекультурные направления и формы внеурочной воспитательной работы. Во внеурочное время воспитательная работа в школе активно ведется в различных кружках, обществах, объединениях и клубах, на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях, тематических вечерах и праздниках. Для внеклассной работы характерна добровольность выбора учащимися формы деятельности, высокая степень их самостоятельности. Внеурочная работа позволяет реализовывать функции самоуправления в детских коллективах. Соуправление и самоуправление в полной мере возможно реализовать во внеурочное время, а на уроках в большей мере имеет место руководство учителя. Вместе с тем существует преемственность целей и направлений воспитательной работы в урочное и внеурочное время. На уроках и во внеурочное время проводятся наиболее важные виды воспитания – нравственное, умственное, гражданское, трудовое, физическое. Особенность воспитания во внеурочное время состоит в предоставлении детям большей самостоятельности по сравнению с урочной деятельностью.

Внеурочная работа требует особых технологий проведения воспитательной работы. Вопрос о технологии воспитания и воспитательной работы является достаточно сложным. Еще Б.Т. Лихачев отмечал: «Процесс воспитания – это своеобразная "технология" производства взглядов, убеждений, мировоззрения, привычек, словом формирования личности, часто скрытая от непосредственного взгляда взрослых»[4]. Но правомерность постановки вопроса о технологии воспитания может быть поставлена под сомнение. Дело в том, что технология чаще всего относится к процессу обучения, и остается открытым вопрос, – насколько возможно технологизировать процесс воспитания. Признавая актуальность вопроса о технологии в педагогике, Г.И. Саранцев вместе с тем указывал, что даже «процесс усвоения понятия не может быть технологизирован во всех деталях». При этом Г.И. Саранцев особо подчеркивал: «Еще сложнее технологизация воспитательной сферы, где огромное значение имеет личность учителя. А все то, что идет от нее, что воспитывается в ученике благодаря ей, остается за порогом технологии. Между тем масса примеров из школьной жизни говорит о том, что личность педагога может многое изменить во взглядах, потребностях, идеалах обучаемых»[5]. Иногда высказываются сомнения относительно возможности технологического оформления отдельных видов воспитания. Эти сомнения имеют своим источником вполне резонные вопросы: могут ли быть построены особые технологии трудового, нравственного или эстетического воспитания в ситуации недостаточной полноты или отсутствия диагностически значимых описаний соответствующих качеств личности? Не приравнивает ли технологизация известные виды воспитания к производству? Не означает ли этот процесс рост технократических тенденций в педагогике, которые могут вызывать небезосновательные опасения? Многие из этих вопросов, по-видимому, могли бы быть сняты при уточнении представлений о структуре и функциях технологии воспитательной деятельности. Дискуссионность вопросов о технологии воспитания и воспитательной работы делает необходимым прояснение смысла исходных понятий, уточнение сущности технологии в педагогической деятельности вообще и в воспитательной работе в частности.

Термин «технология» получил распространение во многих областях профессиональной производственной и научной деятельности. Этот термин теперь широко используется в педагогике, но исследователи понимают его по-разному. По мнению В.М. Монахова, для педагогической технологии характерны два момента – «гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса». С учетом этого В.М. Монахов утверждает, что «педагогическая технология – набор процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный планируемый результат»[6]. В данном определении неявно предполагается, что педагогическая технология при правильном применении ее процедур гарантирует и обеспечивает получение заданного результата вне зависимости от того, кто ее применяет, какими индивидуальными качествами обладает педагог. Тем самым выделяются функциональные моменты педагогической технологии, которая рассматривается в качестве инструмента, позволяющего снизить влияние субъективных факторов на общую эффективность педагогической деятельности.

На структурные моменты педагогической технологии обращает внимание А.К. Колеченко, который понимает под педагогической технологией «набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями». В качестве составной части педагогической технологии рассматривается технология воспитания, которая представляет собой «набор операций по целенаправленному формированию относительно устойчивых и постоянных высокообобщенных отношений»[7]. Такое понимание педагогической технологии и технологии воспитания акцентирует системное соответствие операций целевой составляющей педагогической технологии.

Наряду с понятием «педагогическая технология» иногда используется понятие «образовательная технология». Рассматривая содержание этих понятий, С.А. Маврин пишет: «Педагогическая технология в известной степени может быть рассмотрена в качестве разновидности, частного случая образовательной технологии. Разница заключается лишь в том, что если образовательная технология в большей степени сориентирована на учебную деятельность учителя, то педагогическая технология может быть инструментом активного воспитательного воздействия наличность педагога-воспитателя, работающего во внеучебное время». Вместе с тем С.А. Маврин признает, что «разница в целом невелика и достаточно условна», так что «не будет ошибкой считать данные понятия синонимичными»[8]. Иначе говоря, указанные термины являются в ряде контекстов взаимозаменимыми.

Многообразие подходов к определению понятия «педагогическая технология» в условиях произвольного использования синонимичных понятий затрудняет разработку педагогической теории, мешает пониманию смысла и взаимосвязей ее основных терминов. На отсутствие четкости в определении педагогической технологии указывает М.В. Кларин, который в частности подчеркивает: «Понятие "педагогическая технология" в отечественной педагогике – одно из часто употребляемых и вместе с тем недостаточно проясненных. В нашей образовательной практике это понятие, как правило, употребляется нестрого, обозначает воспроизводимые приемы, способы работы педагогов и относится к области обучения и воспитания… Кроме того, это понятие нередко смешивается с понятием "педагогическая техника", которое обозначает воспроизводимые приемы общения, взаимодействия учителя и учеников». Пытаясь снять эту двусмысленность, М.В. Кларин предлагает придерживаться представления о «педагогической технологии как воспроизводимых способах организации учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданную цель»[9]. Таким образом, педагогическая технология по сути оказывается четко выстроенной системой педагогических методов, сочетающихся между собой и направленных на реализацию достижимых целей. К числу существенных признаков педагогической технологии при этом могут быть отнесены воспроизводимость педагогических действий и их результатов, ясность, однозначность и достижимость целей, диагностируемость результатов их осуществления.

В наиболее общем виде педагогическая технология определяется как «совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели»[10]. В качестве составной части педагогической технологии может рассматриваться технология воспитания, которая, в свою очередь, включает институционально закрепленную и четко структурированную технологию воспитательной работы и внеинституциональную технологию воспитательного влияния, которая является слабоструктурированной и может применяться без специальной профессиональной подготовки в разных ситуациях повседневного общения. Если говорить о технологии воспитательной работы, то надо отметить, что эта технология имеет общие существенные признаки с педагогической технологией, входит в сферу профессиональной компетентности педагога и предполагает четкую регламентацию его практической деятельности в целях достижения выявляемых и воспроизводимых результатов в развитии детей.

Технология воспитательной работы – это совокупность средств, методов и форм педагогической деятельности, обеспечивающих осуществление общих целей воспитания в конкретных условиях. Понятие «технология воспитательной работы» следует отличать от понятия «техника воспитательной работы», которое означает комплекс приемов, с помощью которых в процессе педагогического взаимодействия решаются частные цели и задачи воспитания.

Технология воспитательной работы связана с методикой воспитания, причем возможны разные точки зрения на характер этой связи. Например, технология воспитательной работы в педагогической литературе может рассматриваться как усовершенствованная и более эффективная методика воспитания, или как альтернатива традиционной методике, или как современный уровень развития методики воспитания, или как инструментальная часть соответствующей методики или как самостоятельная методика воспитательной деятельности во внеурочное время. Однако в любом случае следует учитывать, что в отличие от методики технология воспитания не охватывает содержательных моментов педагогического процесса. Иными словами технология воспитательного процесса включает все его важнейшие параметры за исключением содержания. Педагогическая технология индифферентна по отношению к содержанию, поскольку одни и те же методы и средства могут использоваться при объяснении совершенно разного в содержательном отношении материала, а кроме того, одно и то же содержание может быть предъявлено с помощью технологически разных средств.

Педагогическая технология проектируется таким образом, чтобы снизить влияние ситуативных и субъективных факторов на организацию воспитательного процесса и оценку его результатов. Но нельзя не отметить, что успешность использования педагогической технологии в практике воспитательной работы все же в некоторой степени зависит не только от характеристик самой технологии, но и от умения педагогов ее применять, от их мастерства, проявляющегося в выборе и реализации того или иного технологического элемента в уникальных изменяющихся условиях воспитательного взаимодействия, в реальной ситуации личного контакта с учащимися. При немеханистическом понимании технологии воспитательной работы можно избежать крайности технократического подхода, нивелирующего личностные различия педагогов.

Ясно, что использование технологии воспитательной работы требует профессионального подхода, специальной подготовки и определенных навыков от педагогов. Особенно важно учитывать это обстоятельство при построении и применении технологии воспитательной работы в специальной школе, где обучаются дети, нуждающиеся в коррекционной помощи и усиленном внимании со стороны педагогов. Эффективность воспитания повышается в случае реализации научно обоснованной технологии воспитательной работы компетентными и гуманными специалистами, которые обладают личностными качествами, важными для оптимизации процесса воспитания учащихся.

Вопросы и задания

1. В каких смыслах используется понятие «воспитание» в педагогике? Выпишите из учебников педагогики три разных определения понятия «воспитание». Сравните эти определения, укажите в чем они совпадают и в каких элементах различаются.

2. Как можно определить понятие «воспитательная работа»? Каким образом связаны между собой понятия «воспитание» и «воспитательная работа»? Могут ли эти понятия использоваться в качестве синонимов? Аргументируйте ответ.

3. На основе изучения научной литературы подготовьте сообщение на тему «Виды воспитательной работы в общеобразовательной школе». Особое внимание обратите на формы организации воспитательной работы во внеурочное время.

4. Укажите, чем отличается внеурочная воспитательная работа от воспитательной работы во время уроков. Установите, на чем основана преемственность в организации воспитательной работы в урочное и внеурочное время.

5. Дайте общую характеристику технологии воспитательной работы. С учетом современного понимания сущности педагогической технологии покажите, чем обусловлены трудности технологизации внеурочной воспитательной работы.

Литература

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

2. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1998.

3. Воспитание школьников во внеурочное время. Сборник методических материалов/ Под ред. Л.К. Балясной. М., 1971.

4. Гельвеций К Л. О человеке // Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1974.

5. Донцов И Л. Самовоспитание личности. Философско-этические проблемы. М., 1984.

6. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 1999.

7. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. Учеб. пособие по спецкурсу для педагогических институтов. М., 1979.

8. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие. М., 1999.

9. Шаврин С Л. Образовательные и педагогические технологии: сущность понятий и классификационная характеристика // Понятийный аппарат педагогики и образования. Сборник научных трудов. Отв. ред. Е.В. Ткаченко. Вып. 2. Екатеринбург, 1996.

10. МудрикА.В. Психология и воспитание. М., 2006.

11. Педагогика. Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998.

12. Селиванов B.C. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2002.

13. Сурдопедагогика. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Е.Г. Речицкой. М., 2004.

14. СухомлинскийВА.О воспитании. М., 1982.

15. ХарламовИ.Ф. Нравственное воспитание школьников. Пособие для классных руководителей. М., 1983.

16. Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб. пособие. М., 2000.

17. Шамова Т.И. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. Учеб. пособие для системы дополнительного профессионального педагогического образования. М., 2003.

Задачи, принципы и содержание воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида(Е.Г.Речицкая)

Воспитание в условиях специальной школы направлено на решение общепринятой в системе образования воспитательной цели гармоничного и планомерного развития личности человека, овладения им необходимыми социальными, духовно-нравственными и эмоциональными ценностями.

В ходе реализации принципов государственной политики в сфере образования в настоящее время разработана и принята программа воспитания в системе образования России, ориентированная на повышение общественного статуса социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе отечественных традиций и современного опыта, на обеспечение единства и разнообразия воспитательного пространства, взаимосвязи государственного, общественного и семейного воспитания, укрепление механизмов воспитания во всех типах и видах образовательных учреждений.

Исходя из Закона РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих ценностей, оказание им помощи в жизненном, нравственном, гражданском и профессиональном самоопределении.

Задачами образования детей и молодежи с нарушением слуха является не только формирование у них знаний и расширение кругозора, но и уточнение диагностики, коррекция и компенсация нарушенного хода развития, становление базовых способностей личности, ценностных ориентации, развитие навыков общения и межличностного взаимодействия в человеческом сообществе.

Организация воспитательной работы с детьми с нарушениями слуха базируется на выделении специальных принципов, положенных в основу воспитания детей с нарушениями слуха (С. А. Зыков, P.M. Боскис, Ф.Ф. Pay и др.), к которым относятся:

1. Генетический принцип, основанный на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе. Реализация этого принципа позволяет создать модель коррекционно-развивающей воспитательной работы, ориентированную на учет сензитивных периодов в развитии психических функций.

2. Принцип развивающего воспитания. В основу содержания воспитательной работы положена ориентация на здоровые сохранные силы ребенка и обеспечение соответствующего возрасту уровня психического развития.

Принцип развивающего воспитания связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения, т. е. амплификации развития.

3. Принцип коррекционной направленности работы предполагает индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и степени выраженности нарушения, выявлении потенциальных возможностей личности. Коррекционная направленность выражается также в использовании специфических средств общения, дактильной речи, в частности, активизации остаточного слуха и речевого развития.

4. Принцип формирования речевого общения, который прямо связан с необходимостью реализации потребности детей в общении с помощью, прежде всего, звуковой речи в условиях образовательных учреждений.

5. Принцип развития слухового восприятия предполагает максимальное развитие остаточного слуха при широком использовании современной звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования.

Ограничение поступления информации из внешнего мира, недостаточный словарный запас детей обуславливает ещё ряд особенностей воспитательной работы:

• информативность при проведении воспитательных дел, что подразумевает под собой более тщательную подготовку при отборе информации, как со стороны педагога, так и со стороны детей;

• адаптация потока информации (синхронный дактильно-жестовый перевод при проведении общешкольных праздников, наличие дополнительных иллюстраций, схем, таблиц и т. д.);

• преобладающее использование наглядных и практических методов, наблюдений, бесед, экскурсий, создание проблемных ситуаций, внедрение метода проектов, творческих методов, типа олимпиад, использование возможностей современных информационных технологий, в том числе Интернета;

• реализация гуманистических идей в воспитательной работе лиц с нарушениями слуха протекает в достаточно сложных условиях, связанных с трудностями общения с окружающими людьми, с замедленным темпом процесса восприятия и переработки информации, ее кодирования и декодирования, и менее разнообразным опытом, с ограниченными возможностями спонтанного усвоения социального опыта;

• одним из путей формирования адекватного взаимодействия с социальной средой, обеспечения высокого уровня речевого развития, чувства защищённости, атмосферы психологического комфорта, оптимистического настроения и уверенности в своих силах является создание интегративной образовательно-воспитательной системы, специальных условий;

• к числу важнейших условий реализации возможностей развивающейся личности и её успешной социальной адаптации, преодоления отрицательных последствий нарушения слуха является её органичное и естественное взаимодействие со слышащими сверстниками в совместном коллективе (имеется в виду использование разных моделей интегрированного обучения и воспитания – частичное, временное, комбинированное и полная социально образовательная интеграция).

Одной из особенностей организации воспитательной работы является тесное взаимодействие с родителями, как слышащими, так и неслышащими.

При работе с неслышащими детьми актуализируется проблема дополнительного образования.

При организации воспитательной работы с детьми необходим учёт всех этих вышеназванных особенностей.

Гуманистический характер образования в специальной школе предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном занятии, создание воспитывающей среды во внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие каждого, которая помогает учащимся с нарушениями слуха понять и принять себя как главных действующих лиц в самоорганизуемой деятельности, наполненной личностным смыслом.

Для более полной характеристики интегративного подхода к воспитанию детей с нарушениями слуха необходимо учитывать тот факт, что ребенок с нарушением слуха в реальном воспитательном процессе одновременно является и объектом, и субъектом воспитания, а словесная речь играет решающую роль в развитии его социальной сущности, способствует его всестороннему развитию как социальной личности. При интегративном подходе к личности ребёнка в специально организованном учебно-воспитательном процессе возможно достижение высших форм компенсации. Недостаточная разработанность сложнейшего внутреннего психологического образования – направленности личности – затрудняет процесс научного понимания процесса самовоспитания и саморазвития личности неслышащего ребёнка.

В условиях века информационной цивилизации для создания интегративной образовательно-воспитательной системы важной представляется готовность педагогов к инновационной деятельности, к использованию различных педагогических систем в образовании лиц с нарушениями слуха, сотрудничеству со школьниками в совместной деятельности по достижению общих целей.

В практике обучения и воспитания детей с нарушением слуха появились новые тенденции, которые можно считать инновационными.

Изучение теории и практики развития отечественной школы показало, что не все аспекты содержания и методов работы в воспитательных системах отработаны, каждая школа ищет свой путь. Сурдопедагогика призвана определить условия реализации технологии воспитательной работы, помочь педагогам в решении сложнейшей проблемы воспитания культурно развитого человека.

В настоящее время главная цель специальной (коррекционной) общеобразовательной школы I и II вида – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для развития индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущего человека придает «человеческое измерение» таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.

Традиционными составными частями воспитания называют умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое. Аналогичные составные части выделяются уже в древнейших философских системах, затрагивающих проблемы воспитания.

Кратко остановимся на каждой составляющей.

Умственное воспитание вооружает детей с нарушениями слуха системой знаний основ наук. В ходе и в результате усвоения научных знаний закладываются основы научного мировоззрения. Мировоззрение – это система взглядов человека на природу, общество, труд, познание.

Оно предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, формирование умения сознательно объяснять эти явления и определять свое отношение к ним: умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая идеи с делами.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, развитию склонностей и дарований.

В задачи умственного воспитания входят:

• Усвоение определенного объема научных знаний.

• Формирование приемов интеллектуальной деятельности, развитие способностей и дарований.

• Формирование познавательных интересов, познавательной активности.

• Развитие потребности постоянно пополнять свои знание, повышать уровень образовательной и специальной подготовки.

Непреходящая ценность умственного воспитания как важнейшей задачи школы сомнению не подвергается. Его содержание должно быть направлено, прежде всего на развитие личности, а не на усвоение суммы знаний, умений, навыков. Из сферы образования не должны выпадать такие важнейшие его компоненты, как передача опыта различных форм, видов, приемов выполнения познавательной деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, опыта общения и т. п.

Физическое воспитание – неотъемлемая составная часть воспитательной системы. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью и самоотдачей трудиться в разных производственных сферах деятельности, переносить повышенные нагрузки. Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности. Задачи физического воспитания:

– Коррекция недостатков физического развития и моторики детей с нарушением слуха.

– Укрепление здоровья, грамотное физическое развитие (силы, ловкости, выносливости и др.).

– Повышение умственной и физической работоспособности.

– Развитие и совершенствование основных двигательных качеств.

– Обучение новым видам движений, свойственным различным видам трудовой и интеллектуальной деятельности.

Трудовое воспитание. Перестройка школы потребовала эффективного решения задач трудового воспитания. Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников. Переосмысление назначения и характера школьного труда вызвало к жизни новые нестандартные подходы, включающие целый ряд альтернатив: от полного отказа от производственного и даже учебного труда школьников до организации школьных кооперативов, бизнес-структур, представляющих собой хозрасчетные предприятия, действующие по всем законам рыночных отношений. При этом внедряются новые технологии трудового воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы.

В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе I и II вида всё настойчивей звучит идея необходимости политехнического трудового воспитания.

Нравственное воспитание – необходимая важная часть воспитания, нацеленная на формирование морали у человека. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность – это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других – для себя. Важнее всего формировать глубокую человеческую нравственность. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Непреходящие нравственные качества – честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим. Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим интернационализм, уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, гражданский долг, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие.

Эстетическое воспитание – еще один базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы – приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая – активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания:

Формирование эстетических чувств, знаний и эстетической культуры в целом.

• Овладение эстетическим и культурным наследием прошлого.

• Формирование эстетического отношения к действительности.

• Развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты.

Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т. п.

Эстетическое воспитание в современной школе еще не соответствует всем требованиям эстетического сознания личности, развитию эмоциональной сферы.

Содержание должно быть реализовано основными средствами воспитания, к которым можно отнести: деятельность, общение, отношение.

Традиционные методы, составляющие основу педагогической технологии: убеждение, упражнение, побуждение – в современных условиях малоэффективны.

К современным развивающим средствам в условиях реализации личностно ориентированного подхода следует отнести такие, как: внимание, забота, понимание, поддержка, совет, принятие, сопереживание, инициатива.

Гуманистическая воспитательная технология – это цепочка педагогических действий сурдопедагога-воспитателя с учащимися, выстроенная в адекватной закономерной последовательности.

Система методов, приемов, используемых в педагогической технологии воспитательной работы, должна выводить ребенка на:

• прочувствование;

• переживание;

• осмысление;

• оценивание собственной позиции.

Цель деятельности сурдопедагога должна сочетаться, согласовываться, соотноситься с целью деятельности учащихся, что и приводит к их успешному взаимодействию.

В центре педагогических технологий – система отношений между педагогом и учащимися. Эти отношения проецируются через:

• культуру, гуманистические ценности, информационный материал;

• характер деятельности.

Основные требования к педагогической технологии воспитания и воспитательной работы:

• позитивное восприятие ребенка педагогом;

• воспитание без принуждения и насилия;

• обращение личности к самой себе;

• свобода и творчество;

• воспитывающие ситуации;

• игра, игровая деятельность.

Психологи правомерно отмечают, что формирование личности важно изучать в референтных группах, которые выступают частью существующей социальной системы, и необходимо учитывать влияние этих групп на процесс социализации человека.

Э.В. Ильенков считал, что личность – единое выражение совокупности отношений, которыми она непосредственно связана с другими индивидами: «Личность не только существует, но и впервые рождается именно как "узелок", завязывающийся в сети взаимных отношений, которые возникают между индивидами в процессе коллективной деятельности»[11].

Социальная группа предъявляет свои требования к личности независимо от её индивидуальных особенностей. Эти требования в виде «ролевого ожидания» определяют поведение человека в данной социальной системе в форме выполнения заданных социальных функций (ролей) (Б.Г. Ананьев, 1980).

Необходимое условие развития личности – возможность самовыражения и самоутверждения, которые возникают в реальных группах. В них индивид как бы пробует себя в различных социальных ролях. Если роль выполняется успешно и деятельность индивида соответствует социальным ожиданиям группы, то это способствует развитию у него уверенности, активности и позитивно влияет на формирование его самосознания.

А.В. Петровский выдвигает принципиально важное положение: развитие группы выступает фактором развития личности в группе и от уровня последней зависят особенности становления личности в группе. Необходимыми признаками коллектива, в который смогут перерасти отношения в группе, по мнению большинства отечественных психологов, является наличие значимых целей совместной деятельности и органов самоуправления.

Коллектив – это основная ячейка общества, на базе которой формируются и развиваются отношения сотрудничества, взаимопомощи и взаимной солидарности.

Коллектив в отличие от мнимой коллективности образует такую общественную связь людей, на основе которой произрастает свободная индивидуальность, т. е. личность, обладающая развитым чувством ответственности и сознанием собственного достоинства.

Само же развитие коллектива во многом зависит от интересов, ценностных ориентации его членов, их психологической совместимости, от особенностей лидеров и т. д.

В воспитательной работе необходимо считаться с существованием принципа единства и взаимообусловленности личности и коллектива, сложности их взаимовлияний; неправомерно изучать коллектив, не изучая особенностей личностей, в него входящих.

Однако невозможно глубоко познать личность, игнорируя межличностные связи, отношения в тех группах и коллективах, которые для нее референтны.

В школьном возрасте, где дети имеют равные права и близкие интересы, они учатся ориентироваться на затруднения, огорчения сверстников, приобретая практический опыт оказания действенной помощи другому. Именно в обществе сверстников закладываются основы справедливости, совести, социальной активности, без чего проблема человеческого фактора не может быть решена успешно.

В заключение подчеркнем, что все виды воспитательных воздействий на ребенка должны быть гармонично связаны между собой. Взаимодействие школы, семьи, других воспитательных институтов начинается с установления благожелательных взаимоотношений, взаимодоверия.

Вопросы и задания

1. Каковы цели и задачи воспитания детей с нарушениями слуха? Соотнесите их с общими задачами образования.

2. Назовите общие принципы воспитания, а затем охарактеризуйте специфические.

3. Какие особенности воспитательной работы необходимо учитывать при проведении внеурочной деятельности? Приведите конкретные примеры из практики или разработайте свой вариант какого-либо внеклассного мероприятия. При анализе покажите, как учитываются специфические особенности развития детей.

4. Раскройте содержание воспитания, его составные части.

5. Покажите значимость для развития личности социального окружения, коллектива и межличностного взаимодействия.

Литература

1. Воронов В.В. Технология воспитания: Учеб. пособие для студентов. М., 2000.

2. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности / Под ред. Е.Г. Речицкой. М., 2005.

3. Сурдопедагогика / Под ред. Е.Г. Речицкой. Учебник для вузов. М., 2004.

4. Пенин Г.Н., Кораблева Л.В., Пономарева З. А., О Л. Красильникова. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. – СПб., 2006.

Планирование воспитательной работы

Перспективное планирование воспитательной работы(Е.Г.Речицкая)

В специальных (коррекционных) учебных учреждениях I–II вида вся воспитательная работа тщательно планируется. Трудно себе представить жизнедеятельность образовательного учреждения без:

• перспективного и календарного планов работы;

• плана подготовки и проведения школьных мероприятий;

• рабочего плана руководителя учреждения и его заместителей;

• плана работы с родителями и ученическим самоуправлением;

• плана воспитательной работы в классе. Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить порядок протекания процессов обучения и воспитания школьников. Педагогическому планированию присущи следующие функции:

направляющая, связанная с определением в процессе планирования сферы воспитательной работы, цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов;

прогнозирующая, заключающаяся в том, что в ходе разработки плана формируется педагогический замысел, проектируется будущее воспитательной системы, прогнозируются результаты ее функционирования и развития;

координирующая (организаторская), позволяющая сурдопедагогам с помощью обоснованных и рациональных действий в планировании получить ответ на вопросы: кто, где, когда и что должен делать в процессе воспитательной работы;

контрольная, предоставляющая педагогическому коллективу или отдельному звену возможность с помощью действий планирования и контроля проверять и корректировать траекторию пути достижения намеченной цели в области воспитательной работы;

репродуктивная (воспроизводящая), предполагающая, что через некоторый промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы в сфере воспитания.

Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности сурдопедагога и детей по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе. Основу этой деятельности составляет моделирование, так как план воспитательной работы – это не что иное, как модель одного из фрагментов будущего воспитательного процесса. Чтобы успешно осуществить планирование, необходимо соблюдать следующие принципы педагогического моделирования: системности, конкретности, оптимальности, диалога, индивидуальности, научности, непрерывности.

Принцип системности предполагает рассмотрение воспитательного процесса как сложной системы, состоящей из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов. Это сурдопедагог, работающий в классе, учащиеся класса, их родители, воспитатели, педагоги школы и др. взрослые; их индивидуальные и коллективные интересы, потребности, ценностные ориентации; цели, принципы, содержание, формы и способы организации совместной деятельности, общения и взаимоотношений; внутренние и внешние связи классного коллектива; критерии, показатели, приемы и методы изучения, анализа и оценки состояния и результатов воспитательного процесса.

Принцип конкретности имеет в виду включение в план конкретных мероприятий, определение сроков и ответственных за их проведение.

Принцип оптимальности связан с тремя важными обстоятельствами в деятельности по планированию воспитательной работы. Во-первых, нужно найти наилучший вариант участия детей и взрослых в коллективной работе по планированию. Во-вторых, результатом этой совместной деятельности должны стать модельные представления об оптимальном варианте построения жизнедеятельности в школе или классе и воспитательного процесса в нем. В-третъих, сурдопедагог должен избрать оптимальный вариант формы и структуры самого плана воспитательной работы, чтобы этот документ был удобен для использования в повседневной деятельности.

Принцип диалога означает диалог действий, мнений, мотивов участников планирования, учет различных точек зрения, что представляет собой необходимое условие подготовки оптимального варианта плана.

Принцип индивидуальности предполагает учет индивидуальных особенностей и способностей детей и взрослых при организации коллективной деятельности при разработке плана. Особенно большое внимание следует уделять учету уровня речевого развития детей с нарушениями слуха и возможностям их коммуникации со слышащими сверстниками в процессе планирования и проведения интегрированных мероприятий.

Принцип научности требует от сурдопедагога опираться на теоретические положения современных педагогических и сурдопедагогических концепций, на технологические разработки организации воспитательной работы отечественных и зарубежных ученых и методистов.

Принцип непрерывности обусловливает внесение изменений в план воспитательной деятельности с учетом интересов, потребностей учащихся с нарушениями слуха, изменения ситуаций и контактов с окружающей социальной средой.

В совместном обсуждении деятельности коллектива с коллегами, учащимися и родителями, учитывая перечисленные принципы, составляется календарный и перспективный план работы. Календарный план воспитательной работы охватывает недельный или месячный промежуток времени и содержит такую информацию, как наименование планируемых дел, дата и время их проведения, фамилии организаторов проводимых мероприятий, всех участников. Такой план (чаще всего план-сетка) называют рабочим планом. Его составлению посвящен следующий параграф, а в данном речь пойдет о технологии перспективного планирования, о содержании, форме и структуре плана воспитательной работы в классе на учебный год или полугодие.

Сначала об алгоритме разработки перспективного плана. Он представляет собой своеобразную технологическую цепочку последовательно выполняемых действий всех участников планирования. Основными звеньями этой цепочки являются следующие:

1) определение содержания, порядка и сроков действий по планированию воспитательной работы;

2) анализ состояния и результатов воспитательного процесса;

3) моделирование образа класса (школьного коллектива), его жизнедеятельности и воспитательного процесса в нем;

4) коллективное планирование;

5) уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы.

Загрузка...