2.Педагогические основы профессиональной подготовки летного состава

Подготовка – это целенаправленный процесс обучения и воспитания человека для выполнения им определенного вида деятельности. Это накопление кем-либо запаса теоретических знаний и практических навыков и умений необходимых для решения каких-либо задач и реализации определенных функций, готовность к выполнению определенного вида проведению деятельности..

В результате подготовки обучаемый приобретает совокупность определенного объема и сложности знаний, умений, навыков, компетенций и опыта деятельности в интересах самого обучаемого, организации и государства.

Надо отметить, что в понятийной терминологии педагогики отсутствуют понятие «подготовка», но есть образование, обучение, воспитание.

Понятия «образование» и «подготовка» принципиально различаются по целям, месту и функциям в обществе, а также по решаемым задачам. «Образование» отвечает на вопрос «кого?» обучать, воспитывать, развивать, а «подготовка» «для чего?».

Результат «образования» – это личность, человек во всех ипостасях его развития, а результат «подготовки» – это специалист, профессионал, человек деятельный, человек функционирующий (Homo Faber).

Таким образом, подготовка – это целенаправленный процесс обучения и воспитания человека для выполнения им определенного вида деятельности, но подходы, методы и приемы обучения и воспитания при ней используются те же, что и в общей педагогике, но с пониманием специфики деятельности специалистов. При этом при первоначальной летной подготовке следует учитывать возраст и недостаточную зрелость личности обучаемых.

Профессиональная подготовка летного состава проводится в целях получения, поддержания и повышения уровня профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения своевременных и правильных действий членов экипажа в ожидаемых условиях и особых ситуациях, обеспечивающих высокую безопасность, регулярность и экономическую эффективность полетов.

Профессиональная подготовка летного состава включает:

– первоначальную подготовку;

– переподготовку на другой тип ВС;

– повышение квалификации;

– подготовку в летных подразделениях.

Каждый из этих этапов должен содержать теоретическую подготовку, практические занятия на авиационной технике, тренажерную и летную подготовку.

Профессиональная подготовка проводится в соответствии с утвержденными нормативными документами (учебными планами и программами, инструкциями и курсами учебно-летной подготовки).

2.1 Комплексный подход к организации профессиональной подготовки летного состава

Современное психолого-педагогическое представление о сущности процесса профессиональной подготовки, в том числе летного состава, включает следующие положения:

1. Профессиональную подготовку следует рассматривать как системное образование. Только системный подход позволяет целенаправленно управлять этим процессом и изучать закономерности формирования навыков и профессионального мастерства обучаемых.

2. Профессиональная подготовка пилотов рассматривается как особый вид деятельности – усвоение обучаемым нормативно одобренного способа летной деятельности (НОСЛД) и формировании на его основе собственной системы деятельности применительно к конкретному типу ВС.

3. Содержание профессиональной подготовки определяется спецификой той деятельности, к которой готовится обучаемый, и основывается на анализе ее психологического сущности.

4. Профессиональная подготовка – это планомерная совместная деятельность обучающих и обучаемых, направленная на формирование психологической системы деятельности.

5. Обучение является процессом закономерного изменения психических свойств и качеств обучаемых, адаптивными коррекциями их психофизиологического состояния. Эти процессы неразрывно связано с процессами воспитания обучаемых в летных традициях и ценностях.

Если говорить о подготовке вообще, то следует иметь в виду, что пилот обучается и тогда, когда он готовится к самостоятельной деятельности (первоначальная подготовка) и когда он работает (профессиональная деятельность), и когда он, уже будучи профессионалом, проходит подготовку для поддержания уровня мастерства или же когда он переучивается на новые типы ВС, освоивает новые летнык приемы, новую техники (периодическая подготовка).

Таким образом, на протяжении своей профессиональной жизни пилот, если он не хочет остановиться в своем развитии, должен постоянно находиться в режиме постоянной профессиональной подготовки.

2.3 Психолого-педагогическая система подготовки летного состава

Современный уровень знаний позволяет рассматривать профессиональную подготовку летного состава как системное образование, представляющее собой множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, образующих устойчивое единство и целостность, подчиненных задачам обучения и воспитания летного состава.



Рис.2.1

Модель структуры учебного процесса (П. И. Пидкасистый).


Результатом работы этой системы являются психологическая система деятельности, включающая в себя систему профессиональных знаний, навыков и умений, а также систему профессионально важных свойств и качеств авиаспециалистов.

Основные элементы системы подготовки и их взаимосвязи показаны на рис.2.2.



Рис. 2.2.

Взаимосвязи основных элементов учебного процесса


– Цель подготовки.

Это важнейший структурный компонент системы, ее системообразующий фактор. Любая система подготовки возникает только в том случае, когда есть потребность в ней и имеется осознанная ее целесообразность, т.е. цель подготовки, а также условия для ее выполнения.

Так, например, перед первоначальной летной подготовкой стоит цель:

– формирование первичной системы деятельности пилота (формирование концептуальной модели летной деятельности);

– приобретение первичного летного опыта (совокупности летных знаний, навыков и умений управления первым типом учебного самолета);

– создание базиса для развития профессионально важных качеств (ПВК) пилота.

На этапе практической деятельности пилота основная цель его летной подготовки – совершенствование летного мастерства путем дальнейшего накопления летного опыта и повышение уровня развития сложившейся системы ПВК.

При освоении пилотом новых типов ВС цель летной подготовки заключается в формирования новой системы профессиональной деятельности, а также в изменении структуры имеющихся ПВК и развитие новых качеств.

В соответствии с данными целями определяются требования к другим элементам системы летной подготовки: контингенту обучаемых, инструкторам и преподавателям, содержанию и средствам подготовки.

– Субъекты педагогического взаимодействия:

субъект обучения: руководитель подготовки, преподаватель, инструктор и другие лица, осуществляющие обучение и воспитание обучающихся;

объект обучения: учащийся, курсант, слушатель, члены экипажа и другие категории обучающихся.

Содержание подготовки.

Содержанием подготовки является нормативно – одобренный способ летной деятельности (НОСЛД), который должен освоить обучаемый.

НОСЛД – это обобщенный и нормативно закрепленный инструкциями, рассчитанный на абстрактного человека и усредненные условия, способ летной деятельности. В нем обобщен опыт и способности предшественников (общественный опыт, способности). Общие положения как выполнить требования по освоению НОСЛД представлены в соответствующих наставлениях, инструкциях, руководствах, учебных программах и других регламентирующих деятельность документах.

Содержание учебного занятия или тренировки определяется целью подготовки и конкретизируется учебной программой, в задании на тренировку, и реализуется в соответствии с учебным планом подготовки.

Обучающийся должен проявить активность в освоении НОСЛД, чтобы создать свой индивидуальный способ действий (ИСЛД), соответствующий и не противоречащий общим требованиям программы летной подготовки.

– Средства подготовки.

Преподаватели (инструктора) используют различные средства подготовки летного состава, среди которых выделяют формы, психолого – педагогические методы и приемы подготовки, а также технические и вспомогательные средства подготовки (табл. 2.1,2.2,2.3).


Таблица 2.1

Формы подготовки


Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых, которые направлены на достижение дидактических задач.

Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят.


Таблица 2.2

Методы обучения


Таблица 2.3

Технические и вспомогательные средства обучения


Объекты формирования (результаты подготовки)

Результатами летной подготовки является формирование:

– системы летных знаний, навыков и умений действовать (ЗНУ);

– психологической системы деятельности летного состава (ПСД).

На основе- системы ЗНУ формируется ПСД, которая является конечным итогом, результатом любой формы профессиональной подготовки летного состава. Система ЗНУ при этом выступает как система способов выполнения ПСД.

Психологическая система деятельности (ПСД) как результат подготовки летного состава представляет собой целостное единство психических свойств субъекта (обучающегося) в их всесторонних связях, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность в плане достижения цели. В ходе подготовки формируются подструктуры ПСД:

1. Мотивационно – целевая подструктура (МЦП).

Это совокупность индивидуально-психологических особенностей обучающегося, которая побуждает, определяет способ действия и определяет цель его деятельности.

2. Информационная основа деятельности (ИОД).

Это совокупность информационных признаков, которая характеризует объективные предметные (внешние) и субъективные (внутренние) условия деятельности, позволяющие организовать обучающему деятельность в соответствии с вектором «мотив – цель – результат».

ИОД следует рассматривать как динамическую систему информационных признаков, в которой сосредоточена и организована адекватно задачам и условиям деятельности, вся необходимая информация для ее управления. Она представлена как образами этих сигналов (представлениями), так и их значениями (понятиями).

3. Исполнительная часть деятельности (ИЧД).

Это система различных действий (навыков, умений, элементарных двигательных и речевых актов), позволяющая обучаемому достигать целей деятельности. Система ИЧД представлена:

интеллектуальными (умственными) действиями – алгоритмами обработки информации и принятия решения;

сенсомоторными и моторными действиями – алгоритмами, включенными в блоки формирования и реализации моторных программ, реализации контроля и коррекции моторных программ.

В конечном счете основу ИЧД составляет то, что принято называть совокупностью навыков и умений выполнять практическую летную деятельность.

4. Профессионально важные качества (ПВК).

Под профессионально важными качествами понимаются свойства и качества работника включенные в процесс деятельности и влияющие на эффективность ее выполнения по основным параметрам: качеству, производительности и надежности.

Система ПВК может быть представлена различными свойствами личности обучаемого: биологически обусловленными, например, свойства темперамента, и социально обусловленными, например, системой ценностных ориентаций и установок. Их совокупность определяет структуру способностей обучаемого в отношении конкретной деятельности.

Способностиэто степень соответствия свойств и качеств данной личности требованиям деятельности. Они раскрываются через структуру личности обучаемого и структуру требований к личности при выполнении данного вида деятельности. При этом учитывается возможность компенсации одних качеств личности другими.

2.4 Сущность процессов обучения и научения летного состава

Основными элементами психолого-педагогической системы летной подготовки являются преподаватель (инструктор) и обучающие.

Нередко можно услышать, что знания, навыки и умения, профессионально – важные качества и свойства передаются от преподавателя (инструктора) обучающимся, но в действительности передать их от одного человека другому в буквальном смысле невозможно. Все это формы и результаты отражательных и регуляторных процессов в психике человека. Поэтому они могут возникать у обучаемыхя только в результате его собственной активной деятельности в процессе подготовки. Основная задача инструктора (преподавателя) – развивать активность и творческие способности обучающихся в учебной деятельности, тем самым он способствует формированию активной жизненной позиции обучающихся в учебном процессе и производственных условиях деятельности.

В структуре процесса обучения следует выделять две взаимосвязанные подструктуры: научение (учение) и собственно обучение (преподавание).

Научение – это приобретение знаний, умений и навыков.

В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания термин «научение» применяется преимущественно в психологии и охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта.



Основные этапы процессов обучения и научения и их содержание представлены в табл. 4



Таблица 2.4

Этапы процессов обучения и научения


Примечание: НОСЛД – нормотино – одобренный впособ летной деятельности.

Преподаватель (инструктор), руководствуясь содержанием подготовки и используя различные средства подготовки, раскрывает НОСЛД обучающим.

Разумеется, этот процесс творческий, так как каждый преподаватель (инструктор) привносит в НОСЛД свой опыт и знания, а избирательное использование определенных средств накладывает свой отпечаток на ход подготовки.

При реализации процессов обучения и научения следует обратить внимание на следующие моменты.

Восприятие обучаемыми информации может быть ясным, смутным, полным или частичным, глубоким или поверхностным и зависит от их подготовленности, заинтересованности и психического состояния.

Преподаватель (инструктор) имеет возможность активно управлять процессом подготовки, используя различные способы передачи информации (объем, последовательность, интенсивность и др.), а также выбирая адекватные психолого-педагогические методы и приемы обучения.

Необходимо обеспечить доступность изложения учебного материала обучаемым.

Следует мотивировать познавательную активность обучающихся, повышая «эмоциональность» процесса обучения, используя чувство заинтересованности, соревновательности и другие стимулирующие подготовку приемы.

Необходимо обеспечить условия осмысленного усвоения обучаемыми предъявляемого учебного материала. Запоминание зависит от индивидуальных способов и каналов получения обучаемым информации, степени ее наглядности и установки обучающихся.

Также необходимо обеспечить логическое структуирование заданий и распределение их во времени. Желательно, особенно для ключевых элементов учебных заданий, «проговаривание» обучающимися усеваемого материала во внешней и внутренней речи для создания психических образов (понятий, представлений), в форме которых информация храниться в их памяти.

2.5 Дидактические принципы подготовки летного состава

Принципы профессиональной подготовки – это основные правила организации и проведения практического профессионального обучения летного состава. Они реализуютс в процессе подготовки через использованные инструкторами методами и методическими приемами (рис.2.1).



Рис.2.1

Принципы и функции их реализации


Отечественная методика летного обучения основывается на следующих основных дидактических принципах:

Загрузка...