Наиболее распространенными являются две модели (или два типа организации) школьной психологической службы, принципиальное отличие которых заключается в том, где работает психолог—в ДОУ или вне ДОУ (в консультации, психологическом кабинете при районных или городских отделах народного образования и пр.).
Каждая из этих моделей имеет свои особенности. Первая модель предполагает работу группы психологов при районном (городском) отделе народного образования.
Опыт работы наших практических психологов при роно также позволяет говорить об этой форме психологической службы как о весьма полезной. Психологи организуют циклы лекций для воспитателей и родителей района с целью повышения их психологических знаний, проводят для них консультации по вопросам обучения и воспитания детей, диагностируют психическое развитие отдельных учащихся и дают на основании этого рекомендации воспитателю или родителям по дальнейшей работе с ними, организуют постоянно действующие семинары по проблемам возрастной, педагогической, социальной психологии, психологии личности и межличностных отношений и пр.
Однако эта модель адекватна решению лишь актуальных, конкретных задач, стоящих перед психологической службой. Эта модель является узкой, ограниченной и не отвечает в полной мере современному уровню психологической практики. Почему это происходит? Во-первых, здесь налицо оторванность психологической службы от учебно-воспитательного процесса, от реальной жизни.
Во-вторых, эта модель провоцирует ожидания немедленных позитивных сдвигов в решении конкретной проблемы, с которой пришли к психологу. Психологическая служба выступает тогда как подобие «оперативного вмешательства», «скорой помощи», после которых ДОУ смогли бы обходиться и без психолога.
Вторая модель психологической службы предполагает работу практического психолога непосредственно в ДОУ. Это позволяет психологу более основательно вникнуть в воспитательную ситуацию, узнать как воспитателей, так и детей, – их взаимоотношения, вступить в контакт с родителями. Он имеет возможность сочетать изучение личности и поведения ребенка в реальных жизненных условиях с углубленным анализом его индивидуальных особенностей. Эта модель в большей степени отвечает решению перспективной задачи психологической службы – максимальному содействию развитию каждого ребенка – и предусматривает более активные формы деятельности практического психолога: психопрофилактику, специальную работу по развитию способностей, интересов, формированию определенных личностных качеств, психокоррекцию, психологический тренинг и пр.
Примерное календарное планирование на 1 неделю месяца
ЦИКЛОГРАММА работы педагога-психолога
Фамилия, имя ребенка__________________________________________________
Группа______________________________________________________________
Ф.И. ребенка:
Год рождения:
Дата поступления:
Группа:
Заключение: от “___”___________20_года
1) Эмоциональное состояние ребенка:
2) Социальные контакты ребенка:
3) Сон ребенка:
Уровень адаптации:
Степень адаптации:
Педагог-психолог:
(Ф.И.О., подпись)
Ф.И. ребенка:
Возраст (год рождения):
Образовательное учреждение: Группа:
Дата обследования:
1. Общие сведения
1. Легко ли вступает в контакт при обследовании
2. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении (точность представлений)
2. Характеристика интеллектуальной деятельности.
Особенности восприятия:
1. Восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом, пересекающемся изображении). Выделение в предмете существенных деталей, частей.
3. Умение дорисовать предмет.
4. Восприятие величины.
5. Восприятие цвета:
а) соотносит ли цвет;
б) различает ли цвета;
в) различает и знает ли названия цветов.
6. Восприятие формы:
а) знает, дифференцирует основные геометрические фигуры;
б) узнает формы в рисунке, в предмете.
7. Восприятие пространства:
а) различает правую и левую стороны на своем теле, на теле другого человека;
б) может сложить разрезную предметную картинку (по вертикали, горизонтали, диагонали);
в) ориентируется в пространстве;
г) понимание предлогов (простых, сложных).
8. Восприятие времени (части суток, времени года)
Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков мелкой моторики.
1. Срисовать картинку “Домик”.
2. Умение зрительно планировать – выполнение задания (“Лабиринт”, “Проведи зайку к морковке”).
Особенности памяти.
1. Быстрота запоминания, точность воспроизведения (запомнить и воспроизвести 10 слов в любом порядке 1-5 раз, затем через 50-60 минут; норма – воспроизведение 3-4 слова через час).
2. Заучивание короткого стихотворения.
Особенности мышления.
1. Невербальная классификация геометрических фигур: понимает ли безречевую инструкцию при раскладывании геометрических фигур по определенному признаку (цвет, форма)
2. Способность к обобщению (по картинке, в том числе по назначению (что можно надеть, кушать). Подбор обобщающего слова.
3. Классификация обобщающих понятий (посуда, одежда).
4. Исключение лишнего предмета (4-й лишний).
5. Понимание серии картинок, связанных единым сюжетом.
6. Придумывание начала и конца рассказа по серии картинок.
7. Может ли объяснить смысл загадки.
8. Устанавливает ли причинно-следственные связи.
Особенности речи.
1. Понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи).
2. Объем пассивного и активного словаря (по предметным и сюжетным картинкам).
3. Особенности фразовой речи.
4. Связная речь:
а) составит рассказ по малосюжетной картинке;
б) составит рассказ по серии картинок;
в) пересказ короткого текста.
Развитие элементарных математических представлений.
1. Пересчет предметов до 5-10.
2. Соотнесение данного количества предметов с количеством пальцев.
3. выделение предметов из множества (1-5) по слову, образцу, показу.
4. Сравнение множеств (больше, меньше, равно).
5. счетные операции (счет вслух, счет “про себя”, без конкретного материала).
6. Решение простых задач (6 лет).
7. Придумывание простых задач (6 лет).
Конструктивная деятельность.
1. Умение строить по образцу.
2. Умение строить самостоятельно.
3. Умение строить по графическому рисунку.
4. Умение зарисовывать, обыгрывать постройку.
Особенности эмоционально-волевой сферы.
1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования.
2. Характер деятельности:
а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса;
б) целенаправленность деятельности;
в) наличие самоконтроля в деятельности (нуждается ли в помощи, какой);
3. Критичность в оценке своей деятельности.
4. Понимание эмоционального смысла картинок, текстов.
5. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения.
6. Контактность в общении со взрослыми, детьми.
Консультации специалистов
Заключение по результатам обследования