Идея взаимодействия общественного и семейного воспитания прошла длинный путь развития. Утверждение идеи сотрудничества общественности и семьи в воспитании детей в конце XIX – начале XX в. привело к появлению разных форм просвещенческого взаимодействия: педагогических кружков, клубов для родителей, публичных лекций, курсов для матерей, к работе которых подключились специалисты – педагоги, врачи, гигиенисты, психиатры (Е.А. Аркин, В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев).
В 40—60-е гг. XX в. провозглашалась неразрывность общественного и семейного воспитания детей, приоритет отдавался первому. Исследования тех лет показали, что ни один вопрос воспитания не мог быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей.
В 70-х – начале 80-х гг. в связи с повышением требований к воспитанию, возрастанием общей культуры семьи, необходимостью использования ее педагогического потенциала под руководством Т.А. Марковой были проведены исследования, которые конкретизировали содержание педагогического просвещения родителей. Давались практические рекомендации по работе с семьей. Д.Д. Бакиева, С.М. Гарбей, Д.О. Дзинтаре, Л.В. Загик, М.И. Иззатова, В.М. Иванова, Н.А. Стародубова активно изучали содержание и средства воспитания детей в семье, а также предпринимали попытки определить содержание педагогических знаний и умений, необходимых родителям для успешного решения задач воспитания дошкольников.
Во второй половине 80-х гг. XX в. в связи с развитием идей педагогики сотрудничества (среди которых важное место занимала идея «педагогики для всех») повысился интерес к взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьей, педагогов с родителями. Работы В.И. Безлюдной, О.Л. Зверевой, Р.В. Овчаровой обозначили важные аспекты социально-педагогического взаимодействия, требующие внимания педагогов-практиков.
Новый этап в развитии идеи взаимодействия детского сада с семьей наступил в конце XX в., в период, известный сегодня как «кризис 90-х гг.».
Десятилетиями воспитатели детских садов пытались работать с родителями разными способами, используя такие формы, как собрания, беседы, консультации. Но количество членов семей, понимающих ценность совместных усилий, оставалось небольшим. «Кризис 90-х гг.» существенно повлиял на институты социализации: на 50–55 % сократилось количество воспитанников в детских садах. В связи с падением уровня жизни россиян и невозможностью вносить плату за пребывание ребенка в общественно-образовательном учреждении (реже по другим причинам) семья оказалась без поддержки в решении задач воспитания детей. Эта ситуация значительно изменила прежние отношения между семьей и детским садом, активизировала ранее не используемые ресурсы обеих сторон. Чтобы выжить в непростых условиях, необходимо было конструктивно взаимодействовать, переходить от монолога к диалогу, учиться слышать проблемы и поддерживать друг друга в их решении.
Количество научных трудов, посвященных семье и взаимодействию с ней, увеличилось в этот непростой для России период в несколько раз по сравнению с прошлыми десятилетиями. Разрабатывались методические рекомендации для педагогов детских садов, направляющие их к творческому, равноправному и заинтересованному взаимодействию с семьей дошкольника.
Первое десятилетие XXI в. ознаменовалось дальнейшим ростом интереса к процессу взаимодействия детского сада и семьи, рассматриваемому как сотрудничество, сотворчество, партнерство. Ученые и практики, утверждая новые подходы к семье в дошкольном образовании (системно-средовой, личностно ориентированный, дифференцированный, семейно-общественный, этнопедагогический), стремились развивать взаимодействие с семьей в вопросах социализации (О.В. Огороднова, В.И. Сметанина), оздоровления, физического (Н.В. Андреева, Г.В. Глушкова, З.П. Красношлык, И.Н. Моргун), эстетического (Г.Л. Мозжухина), духовно-нравственного (О.М. Вотинова) воспитания и развития детей.
Именно в этот период ученые (Е.А. Александрова, В.П. Бедерханова, Е.В. Коротаева, Н.Н. Михайлова, Р.В. Овчарова, С.М. Юсфин) начинают активно разрабатывать понятия «сопровождение» и «поддержка», «поддерживающее взаимодействие».
Взаимодействие в образовательном процессе представляет собой систему взаимообусловленных контактов в единстве социальных, психологических и педагогических связей, где социальная сторона предопределяет результат педагогического взаимодействия, психологическая – обеспечивает механизм его осуществления, а педагогическая – создает ту среду, в рамках которой становится необходимым и возможным сам процесс организации педагогического взаимодействия [18].
Поддерживающее взаимодействие определяется учеными (Т.В. Анохина, Н.Н. Михайлова, Т.В. Фролова) как оказание помощи человеку в затруднительной ситуации, чтобы он научился самостоятельно решать свои проблемы и справляться с повседневными трудностями. Движение к реализации собственных возможностей достигается за счет приобретения опыта проектирования собственной позиции по отношению к проблемной жизненной ситуации, т. е. путем самоопределения.
Важной характеристикой педагогической поддержки служит ее непрямое, опосредованное воздействие на человека. Педагогическая поддержка рассматривается как создание условий для саморазвития.
Педагогическая поддержка родителей способствует их самостоятельному осмыслению существующего опыта общения и воспитательных отношений в целом, поиску новых форм, способов взаимодействия с ребенком в семье [5].
В современной системе дошкольного образования существует как поддерживающее взаимодействие педагогов и родителей, устремляющее их к пониманию, активности и ответственности, так и конструктивное взаимодействие, развивающее общекультурную и педагогическую компетентность родителей, обеспечивающее необходимые духовные связи между ДОО и семьей.
Наши исследования проблем образования родителей, а также многочисленный опыт инновационных ДОО России показывают, что присвоение идей поддержки и непрерывного развития взаимодействия с семьей становится возможным, если педагоги и родители идут:
– от неосознанности к осознанности своих чувств, мыслей и действий;
– закрытости и ограниченности в отношениях к открытости и целостности;
– монолога к диалогу, от обвинений и критики к пониманию и прощению;
– безразличия к заинтересованности духовным миром семьи, заботе о его сохранении и развитии;
– безответственности к ответственности;
– гнева к творящему терпению;
– уныния и зависти к радости;
– страха и тревожности к вере в силу духовной общности в воспитании детей;
– неблагодарности к благодарению;
– ненависти к любви [11].
Педагогам и родителям важно осознать, что отношения между семьей и педагогами детского сада нередко носят деструктивный или ограничивающий характер вследствие переживаемого людьми духовно-нравственного кризиса. Он разобщает, нарушает духовное единение поколений, лишает воспитывающих взрослых и детей чувства взаимной духовной сопринадлежности. Обретение этого чувства может сплотить родителей, детей, педагогов, укрепить связи между ними.
Педагогам важно осознать, что родители нуждаются в любви так же, как и дети. С этой потребностью человек рождается, она проявляется на протяжении всего его бытия. Только потребность в любви способна сотворить настоящее чудо: развить способность слышать, видеть и понимать ребенка. Мудрая любовь педагогов открывает родителям путь мудрой любви к детям – путь, где обретаются высшие образы матери и отца, благородного и великодушного родительства.
Педагогам важно осознать, что родители испытывают потребность быть хорошими так же, как и их дети. Они не желают быть плохими, неуспешными. Родители нуждаются в ситуации педагогического успеха в воспитании сына ⁄ дочери, поскольку это развивает их способность быть хорошей матерью, хорошим отцом.
Педагогам и родителям важно осознать, что в каждом ребенке есть зерно родительства: материнства, отцовства, которое начинает созревать уже в дошкольные годы, и поэтому одна из жизненно важных задач семьи и детского сада – воспитание матери и отца. Им важно задуматься над вопросом: «Что нового я могу привнести в отношения родителей и педагогов, семьи и детского сада?»
Препятствиями на пути развития отношений воспитывающих взрослых выступают их закрытость, установка границ взаимодействия. Отчего и почему педагоги и родители закрываются, чего избегают? Что вызывает беспокойство? Чаще всего – это страх быть собой, боязнь показать другим то, что внутри тебя; предъявить то, что может вызвать неодобрение и отвержение: усталость и раздражение, незнание и неопытность в деле воспитания. Однако, устанавливая границы во взаимодействии, воспитывающие взрослые обделяют себя открытиями Человека в человеке, красотой и искренностью отношений, радостью общения, счастьем обретения друзей и добродетелей. Открывая свой внутренний мир, воспитывающие взрослые получают шанс изменить себя и окружающих людей; создается основа для содействия во всех аспектах воспитания ребенка.
Рядом с открытыми взрослыми ребенок чувствует себя в безопасности: его слушают и слышат, отсутствует напряженность, ведущая к стрессам, обеспечивается целостность его развития. В открытом к взаимодействию с родителями и детьми детском саду каждая семья может найти и выбрать для себя интересные и вдохновляющие на творчество и сотворчество формы взаимодействия: семейные студии и секции, клубы и лаборатории, занятия в родительском университете и академии искусств.
Открытость дает дорогу к общению, доверию и взаимозависимости, в результате чего семьи воспитанников, а также независимые друг от друга педагоги и родители образуют нерасторжимое целое, внутри которого каждый становится уже чем-то иным и воспринимается не так, как в закрытой системе.
Согласованности действий взрослых в воспитании детей способствует диалог. Он не предлагает готовых ответов, а приглашает собеседников к совместному поиску ответов на актуальные для них вопросы о развитии, воспитании и образовании детей. В диалоге воспитывающие взрослые получают возможность высказать свою и принять другую точку зрения, договориться по принципиально важным позициям в воспитании ребенка, посоразмышлять и посочувствовать, познать себя и другого человека, решить и предупредить конфликты.
Перейти к диалогу – задача сложная, особенно для педагогов, привыкших недооценивать родителей как воспитателей и воспринимать себя как единственных носителей истинного знания о сути детства и взрослости, семье и родительстве, об образовательном процессе. Непросто слушать и слышать, интересоваться, понимать другого, прежде чем себя, видеть причинно-следственные связи. Сложно отказаться от пустословия и критики, принять правила возвышающего общения и жить, руководствуясь золотой формулой: «Думай, что говоришь, кому говоришь, зачем говоришь, где говоришь, и какие от этого будут последствия».
Мысли, возникающие у воспитателей, – «Родителям ничего не нужно», «Я ничего не смогу сделать для семьи моего воспитанника» – разрушающие для отношений с родителями воспитанников. Можно ли осуждать, не зная обстоятельств жизни семьи? Не осуждение, а познание и понимание, принятие и устремление к духовнонравственному развитию и самосовершенствованию необходимы сегодня матерям и отцам.
Воспитателям и родителям непросто отказаться от привычки вносить в общение друг с другом тревожность, агрессивность и усталость от жизни, говорить о духовном, миссии матери и отца, прародителей в жизни ребенка, потребностях и страстях, переживаемых им. Но это единственный путь к конструктивному взаимодействию с семьей.
Семья – уникальный духовный мир, лоно человеческой культуры, в котором пробуждаются и начинают просыпаться дремлющие силы души ребенка. В семье он учится любить, верить и надеяться, жертвовать и проявлять терпимость, брать ответственность. В семье как в зеркале отражаются все проблемы и достижения социального мира. Выстроенная на порядках любви семья дает ребенку, по выражению философа И.А. Ильина, «огонь духовности, который светит ему на протяжении всей жизни». Нарушение порядка ведет к нарушению супружеских и детско-родительских отношений, подвергает опасности жизнь и духовное здоровье взрослых и детей.
По мнению И.А. Ильина, задача родителей состоит в том, «чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни…». Задача педагогов – заботиться о сохранении и развитии семьи как лона человеческой культуры, устремлять родителей воспитанников к постижению семейных ценностей.
Что знает о мире семьи воспитатель детского сада? Что знает он о пройденном ребенком пути в семье, о том, какой опыт он получил задолго до поступления в детский сад? Эти вопросы важно задавать родителям воспитанников не из любопытства, а ради мудрого сопровождения ребенка, основанного на знании о нем. Ребенка трудно понять, не постигнув мир, в котором он растет и развивается. Подлинная, а не ложная заинтересованность этим миром, основанная на нравственных принципах, позволяет понять причины проблемного (или успешного) взросления ребенка, определить поле внимания и заботы о его духовно-нравственном развитии и совершенствовании.