Методические рекомендации к процедуре диагностирования

Диагностика технологической компетентности

Диагностика технологической компетентности дошкольников 5–7 лет осуществляется по следующим параметрам:

1. Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации.

2. Умение планировать этапы своей деятельности.

3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий.

4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

5. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов.

6. Умение использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии и т. д.).

7. Умение понимать и принимать задание и предложения взрослого.

8. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.

9. Умение организовать рабочее место.

10. Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов. По каждому параметру выделяются уровни сформированности технологической компетентности: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень (оценивается в 3 балла) – ребенок самостоятельно выполняет задания, добивается результата.

Средний уровень (оценивается в 2 балла) – ребенок понимает инструкцию взрослого и готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого.

Низкий уровень (оценивается в 1 балл) – ребенок понимает смысл предлагаемого ему задания, но либо отказывается его выполнить (не проявляет интереса или не уверен в достижении результата), либо затрудняется выполнить задание, совершив несколько малорезультативных действий (теряет интерес, отказывается от выполнения), на помощь взрослого не реагирует.

Методический материал по диагностике[1]

Диагностическое задание 1 Решение проблемных ситуаций

Цель. Выявить умения детей ориентироваться в новой, нестандартной для них ситуации; выбирать способы действий из усвоенных ранее; принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.

Материал. Схематичное изображение сути проблемной ситуации по выбору педагога.

1-й вариант

Содержание. Каждому ребенку предлагается ряд проблемных ситуаций (их содержание схематично изображено на карточках), например: «Как можно чисто вымыть руки без мыла?», «Мяч упал в лужу – как его достать?», «Воздушный шар поднялся к потолку – как его достать?» Ребенок должен принять правильное решение, выбрать способы действий и применить имеющиеся знания в новой для него ситуации.

2-й вариант

Содержание. Каждому ребенку предлагается ряд проблемных ситуаций, например: «Красная Шапочка и Дюймовочка захотели прочитать одну книгу. Как помочь им это сделать?», «Иван Царевич ищет свою принцессу, которую заколдовал злой колдун, и она стала прозрачной – как ему помочь?», «Вспомни сказку „Лиса и журавль“» Герои сказки не могли есть из определенной посуды: лиса – из кувшина, а журавль – из тарелки. Какая посуда необходима для того, чтобы им было удобно есть одновременно?» Ребенок должен выбрать способы действий и помочь героям. Высокий балл выставляется, если ребенок не решает проблемную ситуацию, а, размышляя, задает вопросы поискового характера.

Оценка результатов

По результатам ответов детей выставляются следующие баллы.

Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации:

• 3 балла – ребенок самостоятельно ориентируется в новой, нестандартной для него ситуации и предлагает несколько вариантов проблемы;

• 2 балла – ребенок ориентируется в новой ситуации и предлагает решение проблемы на основе имеющегося опыта;

• 1 балл – ребенок бездействует, так как не может применять имеющиеся знания, умения и опыт в данной конкретной ситуации.

Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов:

• 3 балла – ребенок самостоятельно выбирает способы действий и находит новые варианты решения проблемы;

• 2 балла – ребенок выбирает способы действий с помощью взрослого;

• 1 балл – ребенок пытается выбрать способ действия, у него не получается, на помощь взрослого не реагирует.

Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях:

• 3 балла – ребенок принимает осознанное решение и применяет знания в различных жизненных ситуациях;

• 2 балла – ребенок применяет знания в тех или иных жизненных ситуациях с помощью взрослого;

• 1 балл – ребенок затрудняется применять знания в различных жизненных ситуациях, на помощь взрослого не реагирует.

Диагностическое задание 2 «Лото»

Цель. Выявить умения планировать этапы своей деятельности; понимать и принимать задание взрослого и выполнять алгоритм действий.

Материал. Большие карты лото 21·7 см, разделенные на 6 клеток, в центре карты расположено изображение конечного результата действия; маленькие карточки размером 4·5 см, на которых изображены этапы алгоритма действий.

Содержание. Диагностическое задание включает 5 серий заданий (рис. 1–5). Взрослый может использовать одну из серий или все серии заданий, количество выбранных серий заданий зависит от опыта детей, но количество выполненных заданий не влияет на качественную характеристику изучаемых умений ребенка. Каждому ребенку предлагается большая карта лото и соответствующий набор маленьких карточек. Он должен последовательно разместить карточки на большой карте лото, отразив последовательность выполнения действий; после завершения задания объяснить логику выполнения действий.

Оценка результатов

По результатам выполнения задания выставляются следующие баллы.

Умение планировать этапы своей деятельности:

• 3 балла – ребенок планирует этапы своей деятельности, прогнозирует ее результаты;

• 2 балла – ребенок планирует этапы деятельности с помощью взрослого;

• 1 балл – ребенок затрудняется планировать этапы своей деятельности даже с помощью взрослого.

Умение понимать и принимать задание взрослого, выполнять алгоритм действий:

• 3 балла – ребенок понимает и принимает задание взрослого и самостоятельно выполняет алгоритм действий;

• 2 балла – ребенок понимает и принимает задания с помощью взрослого и выполняет знакомые алгоритмы действий;

• 1 балл – ребенок не понимает и не принимает задание взрослого и алгоритм действий.

Диагностическое задание 3 Постройка на тему «Улицы Изумрудного города»

Цель. Выявить умения детей использовать способы преобразований (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии и т. д.); доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

Материал. Картон, коробки разных размеров, цветная бумага, ножницы, клей, самоклеящаяся лента, изображение вариантов построек; детали для украшения зданий, улиц (природный и бросовый материал, проволока, поролон и пр.).

Предварительная работа. Взрослый читает детям сказку «Волшебник Изумрудного города», показывает иллюстрации к сказке.

Содержание. После знакомства с произведением «Волшебник Изумрудного города» взрослый предлагает игровую ситуацию: «Нам пришло письмо от волшебного Гудвина с просьбой построить в Изумрудном городе улицу, на которой будут жить герои сказки». Педагог и дети находят в конверте картинки с разными постройками, выбирают объекты, которые они будут строить, обозначают, для кого из героев сказки будет предназначена постройка, и выясняют, как постройку можно красиво оформить. Готовую поделку ребенок сравнивает с образцом, рассказывает, что он переделал или дополнил и почему. Работа завершается коллективной деятельностью по созданию улицы Изумрудного города.

Оценка результатов

По результатам наблюдения за деятельностью детей выставляются следующие баллы.

Умение использовать способы преобразований (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии и т. д.):

• 3 балла – ребенок использует различные способы преобразования, проявляет творчество;

• 2 балла – ребенок при создании нового объекта применяет способы преобразования, предложенные взрослым;

• 1 балл – ребенок не вносит в постройку ничего нового, не реагирует на помощь взрослого.

Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов:

• 3 балла – ребенок самостоятельно и осознанно доводит начатое дело до конца, добивается качественных результатов;

• 2 балла – ребенок завершает начатое дело и добивается результатов с помощью взрослого;

• 1 балл – ребенок не всегда доводит дело до конца, на помощь взрослого не реагирует.

Диагностическое задание 4

Изготовление из природного материала поделок на тему «Старичок-лесовичок и его друзья»

Цель. Выявить умения детей устанавливать причинно-следственные связи при выборе материала; организовывать рабочее место.

Материал. Шишки, желуди, семена, скорлупа от грецких орехов и фисташек, мелкие веточки, сухие листья, ракушки, бусинки, пластилин, зубочистки.

Предварительная работа. Чтение сказок о лесных жителях (например, русская народная сказка «Дедушка Ау»), рассматривание иллюстраций к сказкам, рисование героев сказок.

Содержание. Взрослый предлагает детям вспомнить сказки о сказочном лесе и его жителях и рассказать, кто там живет, что делает, чем занимаются эти герои. Дети рассматривают рисунки, вспоминают сюжет сказки (что произошло с героями, как им можно помочь). Взрослый предлагает им «оживить» сказочных героев, изготовить их из природного материала. В ходе беседы педагог уточняет, какого героя сказки изготовит каждый ребенок; обращает внимание детей на выбор материала; он должен соответствовать характеру героя и его внешнему облику. В процессе работы педагог наблюдает за действиями детей. По завершении работы дети под руководством взрослого обыгрывают сюжет сказки.

Оценка результатов

По результатам наблюдения за деятельностью детей выставляются следующие баллы.

Умение устанавливать причинно-следственные связи:

• 3 балла – ребенок стремится самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между материалом и героем, которого изготавливает;

• 2 балла – ребенок устанавливает причинно-следственные связи с помощью взрослого;

• 1 балл – ребенок не умеет устанавливать причинно-следственные связи, к помощи взрослого не прибегает.

Загрузка...