О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…
Обычно ни у кого из нас не возникает сомнений в том, что объективная реальность существует и что окружающий нас мир – это лишь малая его часть.
Мы пребываем в нем постоянно: от первого и до последнего вздоха. Мы его часть и он является неотъемлемой частью нас.
Знаний об окружающем нас мире собрано столько, что они уже с трудом помещаются в толстые учебники школьной программы. Но это лишь малая часть знаний. В высших учебных заведениях учебных пособий еще больше, а сведения о мире расписаны в них более подробно.
Так что наши современные знания об объективной реальности уже достаточно глубоки и детальны. Они касаются буквально всего, что нас окружает: материи органической и неорганической, строения атома и Вселенной, организмов и их эволюции.
Кроме того, они настолько сложны, что о том, что делается внутри протона, являющегося всего лишь частицей атома в каждой молекуле любого вещества, или же о том, какие процессы могут происходить внутри звезды, расположенной от нас в сотнях тысяч световых лет, могут рассуждать и более-менее понимать друг друга лишь немногие из нескольких миллиардов людей, населяющих нашу планету.
И тем не менее, зная о том, какие процессы происходят в живой клетке, мы все же еще не понимаем того, что такое жизнь. Мы уже имеем представление о том, как возникают, развиваются и угасают звезды, но мы не знаем того, зачем они светят. Мы уже высчитали момент, когда возникла Вселенная, но мы не знаем причин ее возникновения. Это вопросы, на которые пока что нет убедительного ответа, несмотря на то, что мы уже знаем чуть ли не все составные элементы окружающей нас объективной реальности.
Получается, что у нас в руках огромное количество пазлов, каждый из которых отражает определенный элемент этой реальности, но, тем не менее, из них пока что никак не удается сложить единый образ, в котором все имеет свое четко обусловленное место и, самое главное, значение, несмотря на то, что мы постоянно пребываем в этой реальности и она постоянно находится у каждого из нас перед глазами.
Из многочисленных пазлов-знаний мы уже уложили фрагменты этой реальности и многие из них даже соединили между собой. Вроде бы уже появился ее четкий образ, но, тем не менее, еще не хватает некоторых элементов, благодаря которым появится единство и завершенность этой реальности и тем самым исчезнут многие волнующие нас вопросы.
Пока же мы понимаем, что невероятно огромная Вселенная – это наш дом, но нам до сих пор кажется, что она существует сама по себе, а мы сами по себе, хотя в то же время мы понимаем, что по сравнению с ней мы даже не пыль и не мгновение. Зачем же тогда столько энергии? Откуда она взялась? И вообще, зачем мы? Ведь без нас природа Земли жила сотни миллионов лет и еще столько же может прожить. Это мы ей зачастую мешаем, а не она нам.
Кроме того, вокруг нас и внутри нас миллиарды различных организмов – от примитивных до высокоразвитых. Каждый из них изо всех сил борется за жизнь. Мы сами являемся организмами, но опять же что такое жизнь, мы все-таки еще не понимаем.
Часто бывает и так, что чем дальше мы продвигаемся в познании мира и материи, тем все больше расползаются уже, казалось бы, уложенные пазлы, а некоторые все труднее укладывать. Да и многие пазлы на определенном уровне начинают делиться на части и не стыкуются, хотя раньше казалось, что это целостные и уже достаточно хорошо известные нам фрагменты окружающего мира.
Иногда буквально на глазах рассыпается стройная система взглядов и исчезает убежденность в незыблемости тех или иных научных представлений о мире, существовавших достаточно длительное время, на основе которых мы создавали общее мировоззрение.
Реальность часто смеется над нами, подсовывая сюрпризы, тем самым ставя ученых в тупик и вынуждая делать выводы, совершенно не укладывающиеся в логику сформировавшихся и устоявшихся представлений об ее природе.
Например, новые данные исследований из области квантовой физики демонстрируют нам так называемую двойственную природу материи, когда исследуемые электроны и даже целые молекулы могут проявлять себя как волны или же как материальные частицы в зависимости от того, происходит за ними наблюдение или нет. Эти данные невероятны, тем не менее это факт, подтвержденный многочисленными опытами в различных лабораториях мира.
Суть в том, что на уровне привычного для нас материального мира – то есть того, в котором мы живем – определенные физические явления для нас совершенно естественны, а на уровне микромира материя может вести себя совершенно иначе.
Например, мы знаем, что если пустить струю краски из пульверизатора на экран, то на нем появится пятно. Если же между экраном и пульверизатором поставить преграду со щелью, то на экране получится полоса, как след от щели. Если мы сделаем две щели, то на экране будет две полосы. Это для нас привычно и потому понятно.
Если же перенести опыт на поверхность воды и на преграду с двумя щелями пускать волны, то в результате волнового взаимодействия за преградой появятся не две полосы, а накладающиеся друг на друга волны. Это эффект так называемой интерференции.
Интерференция волн на поверхности воды
Подобным образом ведет себя испускаемый свет. Если его также пропускать через две щели, то на экране появятся полосы.
Полосы на экране от интерференции света
Что касается электронов, то оказалось, что они могут проявлять себя не только как частицы, но также и как волны. То есть, если электронной пушкой стрелять через одну щель, то мы получим на экране полосу. Если же электроны летят через две щели, то, как ни странно, на экране получается множество полос.
Без детектора электроны проявляют себя как волны
При стрельбе одиночными электронами, а не серией, результат все равно оказывался такой же.
Когда же ученые в попытке понять, через какую щель пролетают электроны, поставили детектор, регистрирующий их полет, то те начали себя вести как частицы и на экране образовывались две полосы. Иначе говоря, на поведение электронов вдруг повлияло появление постороннего наблюдателя.
При наличии детектора электроны проявляют себя как частицы
Эти эксперименты натолкнули некоторых ученых на вывод о том, что наш окружающий мир существует лишь только тогда, когда мы на него смотрим. И хоть это звучит парадоксально, но, тем не менее, есть ученые, которые убеждены в том, что это именно так, а наш мир – это, собственно говоря, иллюзия.
В области микробиологии тоже оказалось все далеко не так, как это представлялось до сих пор. Например, исследования последних десятилетий показали, что некоторые организмы, например жгутиковые бактерии, обладают такими морфологическими особенностями, которые ставят под сомнение общепринятую теорию естественного отбора Дарвина.
Жгутиковые бактерии
Эти бактерии передвигаются в жидкости благодаря так называемым молекулярным моторчикам. Используя электронные микрографы, биохимики распознали части и трехмерную структуру этого моторчика.
B процессе исследований ученые открыли удивительную инженерию на микроскопическом уровне, состоящую из системы сложно расположенных деталей. Моторчик имеет два передаточных механизма, механизм охлаждения, работающий за счет силы протонов, стартер, ротор, ведущий вал и даже пропеллер. И все эти части функционируют как детали обычного двигателя. Сами биологи говорят о том, что они эти части не ради удобства называют деталями. Они именно так выглядят и так функционируют.
Строение жгутика грамотрицательных бактерий
Некоторые из элементов этих устройств вращаются co скоростью примерно 100 оборотов в секунду! Они встроены в сенсорный механизм для обратной связи c окружающей средой. И несмотря на то, что они так быстро вращаются, им хватает всего лишь четверти оборота, чтобы остановиться, после чего они тут же могут начать вращаться в обратную сторону c неменьшей скоростью. Направление оборота может изменяться менее чем за 0,1 секунды.
Микробиологи назвали это устройство самым эффективным механизмом во Вселенной и одновременно пытались понять то, как такой живой роторный двигатель мог возникнуть путем естественного отбора.
Мало того, в последние годы исследования микроорганизмов показывают, что не только в самих клетках, но и в самих органеллах клетки задействованы настолько сложные молекулярные компоненты и устройства, а их взаимодействие настолько слаженное и многофазовое, что поневоле приходит на ум мысль об их искусственном происхождении, а значит и о том, что все же существует некая внешняя сила, которая приложила руку, по крайней мере, к их созданию. Ученые это так и называют: «Разумный замысел» (Intelligent Design).
Таким образом, чем больше мы узнаем o биологическом аспекте жизни, тем больше возникает проблем c тем, что до этого казалось понятным и не вызывающим никаких сомнений. Оказывается, что теория естественного отбора Дарвина лишь частично описывает процессы билогической эволюции и чем глубже биологи проникают в строение живой материи, тем более явственно видится чей-то сознательный проект в ее основе, а также в основе всего мира.
Итак, в последние годы начал возникать определенный кризис мировоззрения, основанного только на материалистических предпосылках.
Оказывается, что объективная реальность не просто намного сложнее, чем это виделось до сих пор, но к тому же она еще и не так однозначна. В ней все же задействовано нечто такое, что научная мысль долго игнорировала и с чем даже боролась. В определенный момент она была уже уверена в том, что победила окончательно, доказав первичность материи над сознанием.
Но вдруг на горизонте знаний, до которого дошли ученые, продираясь через загадки мироздания и постепенно открывая все новые и новые стороны материи, проявилось то, во что им трудно поверить, но что, тем не менее, является ее неотъемлемым элементом – метафизика. И это оказывается часть объективной реальности как на уровне макромира в процессах, происходящих во Вселенной, так и на уровне субатомного мира – например, в строении атома и его составляющих.
Парадоксальность этой объективной реальности заключается в том, что на определенном уровне материя функционирует вполне ожидаемо и даже обыденно. Атомы складываются в молекулы. Они взаимодействуют между собой и создают стабильные структуры физической материи. Благодаря этому созданы многочисленные современные технологии, делающие наш мир более безопасным, более сытым и более комфортным.
Но на уровне микромира материя буквально исчезает и функционирует по совершенно другим законам и принципам, которые мы никоим образом не в состоянии использовать в каких бы то ни было технологиях для улучшения нашей жизни и благосостояния.
Современная фундаментальная наука оказалась в некоторой растерянности. Она дошла до места, в котором не способна объяснить основные вопросы мироздания: что такое жизнь и каков ее смысл, а также каков смысл существования такой огромной по своим масштабам Вселенной, не говоря уже о том, что было до нее – до этого пресловутого Большого взрыва? Поэтому некоторые ученые начинают громко высказываться об определенном тупике в попытке объединить уже имеющиеся обширные знания об окружающей действительности.
Но ведь и Вселенная, и жизнь на Земле – это часть нашего огромного мира. Все то, что нас окружает, нам не кажется. Все это действительно существует, а значит, есть и определенный абсолютный смысл всего этого. Он существует без всяких сомнений.
Но чтобы его осознать, необходимы недостающие элементы – что-то вроде ключей-пазлов, благодаря которым все остальные знания-пазлы начнут укладываться так, как они должны лежать и тем самым отражать единый образ нашей объективной реальности, являющейся частью абсолютного смысла.