Кенди-Ненси и Пельмешка, устроившись на уютном диване, листали толстый географический атлас в картинках.
Географический атлас
Картинки были завлекательными и познавательными: скалы, сочная зелень низин, бриллиантовая россыпь росы на траве, пенистые водопады, серпантин горных рек, бескрайние воды Нила, разноцветье полей и витиеватые горные дороги приглашали любознательных девочек отправиться в путешествие. Перевернув очередную страницу, Кенди-Ненси застыла как королевская кобра перед броском на жертву. В её глазах блеснул азарт. От избытка чувств она вскрикнула на выдохе:
– Вау! Какая красотища…
Этот возглас объединил массу эпитетов: великолепно, прекрасно, потрясающе, завораживающе и ещё множество других непередаваемых словесно.
Пещера с озером
Пещерное озеро на картинке отражало натёчные драпировки, которые были подсвеченны синим, красным и зелёным светом. Фантастический вид заставил девочек отыскать на полке отца Пельмешки ещё одну книгу, где было множество фотографий пещер. Полистав несколько страниц, они заметили разнообразие ландшафтов и сказочность подземного царства. На поверхности земли такого мира они не встречали.
Мысли Кенди-Ненси вознеслись над комнатой, в которой они сидели на диване и отправились путешествовать по подземному миру. В её синих, будто море, глазах разгулялись молнии, – предвестники авантюрных решений. Вернувшись из мира грёз, она упёрлась в карие радужки Пельмешки, которые от вида пещер лучились восхищением. Чтобы не спугнуть зародившийся запал, она легко толкнула подругу в плечо:
– Ну? Как тебе картинки?
– Кра… красоти-и-ща! – заикаясь, Пельмешка кратко выразила эмоции. Она хотела добавить эпитетов, но слова запутались на языке: – Я-я… – она умолкла не словословя.
Кенди-Ненси кивнула в знак согласия и, перевернув страницу, указала пальцем на другое фото:
– Смотри сюда.
В атласе во весь формат листа разместилась пещера. Кенди-Ненси прочитала: «Вайтомо, Новая Зеландия», – и сказала:
– Далековато. Нам туда не попасть.
Пещера была усыпана алмазами, которые сияли в свете ламп. Но это были не алмазы, а миллионы светлячков размером с комара, которые живут только в этой пещере. Перевернув страницу, Пельмешка нашла ещё одну не менее загадочную пещеру:
– Вот бы сюда попасть, – и прочитала: «Кунгурская пещера находится в селе Филипповка, её протяжённость пять километров.»
Со страницы географического атласа в картинках мерцал таинственным светом многовековой лёд. Он был похож на окаменевший водопад, над которым с арок свисали крупные сосульки. Девочка дочитала ознакомительный фрагмент: «У каждого грота есть название и своя интересная история. Самые красивые места находятся в гротах Алмазный и Полярный». На фото был запечатлён грот Великан. Пельмешке казалось, что он надел платье из кружев, которые соткала за двенадцать тысяч лет струящаяся по камням вода.
– Фью! – присвистнула Пельмешка. Даже в голове не умещается такое количество лет.
– Точно, – Кенди покачала головой.
Путешествуя по страницам атласа у подружек зародилось стойкое желание воочию увидеть неземную красоту пещер. Девочки заёрзали папами по дивану, когда увидели следующую картинку:
– Вот бы в эту пещеру попасть, – Пельмешку пленила необычайного вида пещера и она всматривалась в каждую деталь на картинке. – Кажется, что она самая объёмная, правда Кенди?
– Правда! – подруга от удовольствия потёрла ладони. – Мы побываем в ней с фотокамерой. Точно. Это будет незабываемое путешествие.
– Сколько же тайн и неизвестностей хранит Земля… – закусив нижнюю губу и раскрыв широко глаза, она глубоко вздохнула и медленно выдохнула.
Новая идея тюкнула в голову Кенди-Ненси, и она выдала:
– Решено! Займёмся фото охотой. Запечатлеем незыблемую мощь подземного королевства и привезём доказательства существования волшебных мест, – в подтверждение сказанного она, закрыв книгу, хлопнула перед самым носом подруги.
Пельмешка вздрогнула от резкого звука. Очумев от грандиозных планов старшей девочки и оставив фееричные мечтания, она заверила:
– Я согласна! Это будет шедевральное путешествие! – и щёчки полыхнули румянцем. – Ты же знаешь, как я люблю бродить по новым местам. А рядом с тобой вдвойне интереснее.
– И мне нравится с тобой путешествовать, – Кенди подняла сжатый кулак до уровня лица.
Малышка в ответ салютовала правой рукой, плотно сжав пальцы рук – как символ единства, – и выкрикнула избитую фразу пионеров:
– Будь готов!
Бросив вызов миру с гордо поднятой головой, малышка взглянула на подругу.
– Всегда готов! – выказала готовность к активным действиям Кенди-Ненси.
С этого момента стало очевидно, что для девочек девиз пионеров – жизненное кредо.
От папы Пельмешка узнала, что пионеры, – первооткрыватели, исследователи и разведчики. Ей нравилось слушать о них рассказы. Ещё она узнала, что ребята, вступающие в ряды пионеров, на каждой школьной линейке торжественно обещают ставить общие интересы выше личных. При вступлении в пионеры комсомольцы вручали каждому ученику красный галстук в форме треугольника и значок, – атрибут их сообщества. Приветствием у пионеров был как раз тот салют, которым воспользовалась Пельмешка.
Малышка решила, что когда дорастёт до пионерского возраста, то вступит в их ряды и будет помогать людям. Станет собирать макулатуру для вторичной переработки сырья и металлолом – для переплавки, а также ходить на субботники и возьмёт шефство над октябрятами, чтобы с детства заложить в них ответственность перед государством. Запишется в кружок «Умелые руки» и будет участвовать в военно-спортивной игре «Зарница». Она пообещала папе, что будет учиться на отлично.
Кенди-Ненси в ответ салютовала подруге и крикнула:
– Всегда готов! – уважая принципы подруги и дополнила: – Я рада, что твой неизменный девиз в действии. Молодчина!
– Я стараюсь! – потупила взгляд застенчивая малышка.
– Не забывай, я всегда рядом и помогу, – спокойным тоном заверила Кенди-Ненси, одарив снисходительной улыбкой.
Глаза Пельмешки заблестели добротой при взгляде на Кенди-Ненси. Они обнялись. Малышка робко напомнила подруге:
– В прошлый раз, путешествуя по Байкалу, мы не увидели в пещере летучих вампирных мышей. Я была страшно напугана даже при мысли о встрече с ними. Но сейчас готова их увидеть. Может на этот раз повезёт? – она хотела убедить подругу, что больше не подведёт и не будет трусихой.
Летучая мышь
Подметив страх в детских глазах, Кенди-Ненси усомнилась в искренности её желаний – встретить ужасных монстров и хохотнула:
– Посмотрим!
По хитрющему взгляду напарницы Пельмешка сообразила, что она ей не верит. Малютка и сама не верила собственным словам, ведь, при воспоминании о зверьках у неё шевелились волосы. Просто она хотела казаться храброй. Однако страх просочился в её душу и выдал себя дребезжащими нотками голоса. Раскрасневшись, будто варёный рак, она спросила:
– Когда выезжаем?
Кенди-Ненси была, как всегда, неумолима:
– Нам на сборы сутки! Время пошло! – приказ прозвучал бодро, будто пушечный выстрел.
Наполеоновская черта характера подруги восхищала Пельмешку, – крайне неуверенную в собственных силах девочку.
День отъезда был солнечным и тёплым. Автобус, будто круизный лайнер, бороздил чёрную реку асфальта, оставляя за собой шлейф выхлопных газов. За окном вдоль трассы мелькали ряды деревьев. Лиловые поля шалфея сменяли жёлтые из одуванчиков или красные тюльпанные. Наконец они достигли предгорья. Натужно рыча, автобус брал очередную высоту, медленно поднимаясь над уровнем моря. Девочки, чтобы не мешать другим пассажирам, тихо обсуждали живописный ландшафт.
Горная трасса
Малые поселения проглядывали черепичными крышами сквозь ветки высоких деревьев. Сверху лес казался непроходимым. Смена пейзажей вдохновляла несостоявшихся художниц взять кисти в руки и акварелью нарисовать на мольберте увиденную сказку. Но с собой девочки прихватили только фотокамеру.
Переезд был долгим и девочки по очереди периодически дремали, а та, которая не спала, была фотографом. Кенди-Ненси будила Пельмешку, толкая в плечо:
– Смотри! – громче повторила она.
Не понимая, что от неё хотят, заспанная, она вяло ответила:
– Что?
Подруга указала на башни поверх ломаной терракотовой крыши:
– Там! Видишь? Старинный замок. Давным-давно в нём жил герцог с потомками, а сейчас там исторический музей.
Замок, – исторический музей
Кенди-Ненси указала на многочисленные шпили на ограждении из камня вокруг замка. Пельмешка присмотрелась и спросила:
– Здесь люди жили, да? Прям посреди леса? В нём же зверей полно…
Неожиданные вопросы удивили старшую девочку:
– Да, так и есть…
– А как они добирались в магазины, чтобы купить еду? Машины тогда тоже были? Или они в руках сумки с едой тащили?
– В магазины?
Вопросы Пельмешки озадачили Кенди-Ненси. Вместо того, чтобы спросить о музее, расположившемся в замке или о самом герцоге, она поинтересовалась бытом людей, проживавших в замке в давние периоды. Она ждала, что подруга восхитится архитектурой замка и тем, что строение сохранилось до нынешних времён. В её вопросах сквозило некое равнодушие к истории. Пельмешку интересовали совершенно иные вещи.
– Как в твою кудрявую голову лезут нелепые вопросы? – возмущённо спросила старшая девочка.
У Пельмешки не было ответа. Она пожала плечами и выдавила:
– Прости!
– Тебя волнует еда и только еда.
– Точно! Я проголодалась…
Кенди-Ненси пояснила малышке:
– Не было раньше супермаркетов, как сейчас. Были лавки и рынки на которых крестьяне и охотники продавали выращенные или собранные в лесу продукты. Жизнь с тех пор кардинально изменилась.
В те времена люди сеяли пшеницу и рожь. На мельницах мололи муку и в печи пекли хлеб. На полях растили горох и фасоль. Охотились в лесах на диких уток и зверей. Заготавливали на зиму травы для чая и варили варенье. Сушили на зиму выращенные в садах фрукты. Качали на пасеках мёд.
Титулованным особам крепостные готовили еду только из свежих продуктов. Беднякам же доставался провиант не первой свежести: чёрный ржаной хлеб, сало и объедки со стола хозяев. У крепостных раньше были хозяева. Теперь это смешно. А раньше люди были подневольные.
– Что такое подневольные?
– Значит рабы или крепостные. Люди, которых кормили и одевали их хозяева, Богатеи покупали других людей на рынке, как скот. Крепостные крестьяне не имели права выбора, где работать и как жить. Все проблемы за них решал хозяин. Как скажет, так и будет.
– Это неправда! Разве может такое быть?
– Было, было… историю знать нужно, – Кенди-Ненси придавили указательным пальцем кончик носа подруги. – Но потом люди добились свободы. Они восстали с вилами и лопатами против использования рабского труда. И богачи сдались. Рабов не стало.
– А расскажи мне о рабах и крепостных и чем они питались.
– Это совсем другая история, как-нибудь расскажу. Прислуга проживала в помещениях этого замка вдали от хозяев. Богатеи заботились о своих подданных, – словно опытный экскурсовод, Кенди-Ненси просвещала пытливую кроху.
Малышку задел за живое рассказ о рабстве:
– Значит, я тоже раба? Мама с папой что скажут, то я и делаю.
– Ой! Морока с тобой. Ты ребёнок, вот они и учат тебя жизни. Ясно?
– Ясно… – Пельмешка не унималась. – Скучно жить без магазинов. В них столько всего вкусненького и интересного. Я бы ни за что не осталась жить в замке. Через месяц сбежала бы в город. – Она обречённо глянула на подругу, поставив точку в теме об истории замка.
Рассуждения подруги сразили Кенди-Ненси. Вздохнув, она поняла, что та безнадёжно глупа в силу своего возраста. Голодные приступы подруги может убрать только огромный бутерброд с сыром и колбасой, и она полезла в сумку за провиантом:
– Держи! Поешь. И сразу пройдёт тоска по шопингу.
– Спасибо! – ухватив бутерброд, малышка от радости запихала его в рот и откусила.
– Ох! Горе мне с тобой! Кто о чём, а лысый про расчёску. Так и ты всё время думаешь о еде, – у начинающего экскурсовода сформировалась угрюмая морщинка между бровей.
Автобус карабкался выше и выше. Натужно рыча, он брал очередную метку над уровнем моря. У девочек уже закружилась голова от серпантина горной трассы с километровой пропастью слева и такой же высоты гор справа. Автобус тащился, как черепаха, потому что начался перевал. Пахло гарью от сцепления. Лайнер медленно объезжал препятствие и, наконец, встал.
По салону пробежал взволнованный шёпот. Пассажиры прилипли к окнам. Девочки увидели посреди дороги камень величиной с легковую машину, который рухнул с горы, а другой, – поменьше, сплющил, словно бумажный лист, капот легкового автомобиля.
Авария на дороге
– Ого! Вот это размерчик, – Пельмешка от страха вцепилась в руку Кенди-Ненси.
– Хорошо, что глыба упала не на салон, иначе погибли бы люди, – покачала головой старшая девочка.
– Хорошо, что мы задержались в пути на пару секунд. На месте синей машины мог же быть наш автобус? – малышка вжалась в сиденье.
– Смотри, у «Опеля» от удара колёса перекосились, – Кенди-Ненси присвистнула, – и даже бампер отлетел на обочину.
– Так эта железяка и преградила нам путь, – малышка указала на запчасти, которые водитель автобуса оттащил в сторону.
– Бывают в жизни огорчения! – Кенди-Ненси обняла Пельмешку и погладила её по вихрастой чёлке.
Автобус снова тронулся, объезжая место аварии по краю дороги. Двухэтажная машина цепляла колёсами узкую обочину. От вида пропасти у девочек захватило дух. Внизу глубокого ущелья виднелась нитевидная река и остов от упавшей ранее машины. Головокружительной высоты обрыв чуть не свёл с ума Пельмешку, её сердце бешено заколотилось. По возгласу пассажиров было ясно, что всеми овладело желание миновать опасный участок. Жизнь людей зависела от природных катаклизмов, профессионализма водителя и ответственны даже рабочие, которые комплектуют на заводе автобусы. Ведь любая оплошность механиков и сборщиков машин могла привести сейчас к крушению.
Автобус вздохнул с облегчением голосами пассажиров, когда съехал на свободную полосу асфальта. Путешественники долго обсуждали вопрос безопасности, вернее сказать опасности.
К вечеру девочки добрались до места назначения. С трудом дотащив багаж, они устроились в уютной гостинице на верхнем этаже. Крохотная и скромно обставленная комната хостела встретила их, как гостеприимная хозяйка. При виде мягкой постели Кенди-Ненси, раскинув руки в стороны, рухнула на кровать спиной и, закрыв глаза, выдохнула: