Клодин (34 года) и Ришар (36 лет) пришли на консультацию в январе 2010 года в связи с драматическими событиями: за несколько дней до того как Клодин записалась на прием, она узнала, что у ее мужа были многочисленные внебрачные связи «исключительно сексуального» (как он утверждает) характера, и это связано с давно укоренившимся в ней отсутствием желания (а это подтвердили оба), причем такая ситуация наблюдается с самого начала их отношений.
Осознание со стороны Клодин параллельной жизни Ришара стало предупреждением об опасности, потрясло фундамент, на котором была выстроена их пара: идеализация, которая поддерживалась и сохранялась вплоть до момента кризиса, раскололась, однако эта трещина не нанесла удара по их взаимной привязанности. По рассказам пары, у них все хорошо и со здоровьем, и с деньгами, и в доме, и даже в отношениях друг с другом, кроме этого острого эпизода, который послужил причиной для обращения к специалисту и стал для них громом среди ясного неба.
Во время первичных консультаций удалось выделить симптом, три аспекта которого оказались перемешаны между собой в запросе на терапию. Первый, самый очевидный аспект – тот, который вызвал острое страдание и послужил причиной для обращения к специалисту, принял форму тяжело переживаемого опыта, стал причиной потери доверия и отдаления. В данном случае речь идет о страданиях, связанных с деидеализацией.
Второй аспект – это поведение Ришара, поиск сексуального удовлетворения вне брака, в беспорядочных связях, тайных разовых встречах и/или виртуальных отношениях в сети. Сколько времени это длится? Три месяца? Год? Намного больше? Продолжается ли это в первые дни терапии?
Третий аспект симптома представляет собой отсутствие сексуального желания у Клодин, это первое звено цепи, на которое нанизываются два других. Этот аспект первым появляется в семейной хронологии событий и присутствует в отношениях пары с самого начала.
В процессе сбора информации на первичных консультациях оба партнера говорят о том, что в семейной жизни их ничего не беспокоит, если не считать смерти отца Клодин, умершего от рака за два года до начала терапии: они ведут мирную жизнь в окружении дружной семьи, у их родителей нет никаких семейных проблем, нет никаких событий, о которых стоит рассказать, и никаких травм. Хотя каждый из них умалчивает о большей части своей личной истории, делают это они неосознанно, и по этой причине у меня долгое время нет доступа к основной информации, необходимой для совместной работы. Лишь после долгих месяцев терапии с помощью определенных усилий у меня получится соединить конструкции, которые я подмечаю во время сеансов, с биографической реальностью каждого из партнеров.
Пара
Когда они познакомились, Клодин было двадцать четыре, а Ришару – двадцать шесть. Молодые люди выросли в одной и той же среде – парижский средний класс, ревностные католики. В течение полутора лет они трижды виделись в гостях у общих друзей, но никакой искры между ними не вспыхнуло. Отношения начались в 2002 году по инициативе Ришара. Оба партнера на тот момент были независимы, работали и жили отдельно.
В отношениях довольно быстро был поднят вопрос о сексе: Ришар не считал официальное заключение брака обязательным условием для секса, в то время как Клодин, активная прихожанка, посещавшая религиозный кружок, отказывалась заниматься любовью до тех пор, пока не выйдет замуж. Эти разногласия в 2004 году привели пару к разрыву, который продлился полтора месяца. Отношения возобновились, когда Клодин уступила требованиям Ришара, касающимся секса и совместного проживания, – тем не менее Клодин держала эти факты в секрете от своей семьи в течение полугода. Они поженились в конце 2005 года. К тому времени, когда разразился кризис, послуживший причиной для начала терапии, у них уже было два сына, старшему было три года, а младшему – шесть месяцев. Ришар работал в сфере финансов, а Клодин, ведущая культурных программ, находилась в декретном отпуске.
Клодин
Клодин – младший ребенок в семье, у нее есть четыре старших брата, о которых ей нечего рассказать во время сеансов. Она признается, что начала интересоваться мальчиками только в старших классах лицея. Два года она встречалась с одноклассником Н., в которого, как ей казалось, она была влюблена, и их чувства были взаимны. Но эти отношения закончились, поскольку были омрачены постоянными расставаниями из-за конфликтов, связанных с отказом Клодин заниматься любовью. В конце концов, через полтора года игры в догонялки, им удалось договориться, и перед тем, как окончательно расстаться, у них несколько раз были сексуальные отношения. Клодин ничего не говорит о том, что она тогда чувствовала, в процессе терапии она лишь высказывает мнение о своем бывшем парне, называя его доминантным и даже первертом. Затем была вторая история любви (без сексуальных отношений), в то время Клодин была глубоко погружена в религию и жила в католическом общежитии, проводя время в компании других участников «молитвенной группы». По ее словам, второй парень был отвергнут из-за своего образа жизни и неустойчивых убеждений.
Ришар
Ришар – старший из четырех детей, у него есть две младшие сестры и брат, Ришар описывает их отношения как очень дружные, счастливые, где все стоят друг за друга горой.
В подростковом возрасте и в юности Ришар флиртовал, именно так он описывает свой тип любовных отношений, начиная с первой подружки в четырнадцать лет и до момента встречи с Клодин. Отношения в подростковый период оцениваются им как многочисленные, легкие, честные, секса в них было мало, хотя первый сексуальный опыт Ришар получил в шестнадцать лет. Поступив на подготовительное отделение университета, Ришар встретил Ф., которая училась на том же факультете. Это стало его первой историей любви. Они встречались около года до момента, когда девушка призналась Ришару, что изменила ему со своим бывшим во время каникул три месяца назад. Когда во время терапии Ришар чувствует себя готовым довериться и рассказывает этот эпизод, он говорит о том, что они с Ф. были на одной волне и что он не смог восстановить их единство после того, как узнал про измену, что привело к расставанию, которое оба партнера воспринимали как серьезную потерю.
Начиная с первичных интервью, Клодин и Ришар держатся просто и сердечно, непринужденно занимают терапевтическое пространство. Их манера общения меня трогает, что достаточно быстро позволяет мне спрогнозировать, что первые движения интерпереноса, а также переноса и контрпереноса смогут в дальнейшем стать динамической основой, необходимой для психоаналитической терапии пары, целью которой является создание связей между индивидуально-внутрипсихическим уровнем и пространством межличностных отношений.
Когда я представляю себе эту пару, я думаю об их эстетических качествах, особенно о Клодин, свежей, «естественной» молодой женщине, мягкие округлости которой только подчеркивают ее тонкость и изящество. Ее личность привлекает меня, ее женственность отзывается во мне, все это является важным показателем движения контрпереноса. Этот феномен обольщения, который оказал воздействие на терапевта, указывает на вхождение в психоаналитический процесс: моя работа, как уже было отмечено ранее, заключается в том, чтобы отмечать эти возникающие связи, уметь в процессе работы отделяться от обольщения, которое исходит как от одного из партнеров, так от пары в целом. Параллельно мы увидим, что это широкое поле соблазнения засеяно токсичными зернами, особенно в сексуальной сфере пары.
Семейные сложности Ришара и Клодин являются отражением всех тех бед, с которыми сталкиваются современные пары. Неоднозначность данного симптома – когда очень тесно связанные между собой браком и чувствами мужчина и женщина не способны поддерживать сексуальные отношения – вызывает у меня сильный интерес, питает мои размышления о том, что же прячется за отсутствием желания. Из чего состоит «сексуальное» желание Ришара, когда он ищет удовлетворения во внебрачных связях? Какие бессознательные фантазмы и тревоги скрываются за этим поведением? О каком сексуальном желании идет речь у каждого из партнеров? Желание разрядки или сексуальное желание?
Начиная с первичных консультаций, Клодин и Ришар с помощью переноса показали хорошие способности к проработке и пересмотру способов взаимодействия в их паре. Согласие на мое предложение продолжить терапию принесло им реальное облегчение, включая обсуждение условий, стоимости, регулярности встреч, обязательств оплачивать пропущенные сеансы и присутствовать на сеансах вдвоем, ибо отсутствие одного из них должно было приводить к отмене сеанса.
Мы договорились обо всех этих условиях работы и решили встречаться раз в неделю, кроме периода школьных каникул. Наша договоренность была достигнута без каких-либо споров и затруднений, практически без проявлений классического конфликтного переноса на терапевтические рамки.
Несколько слов о форме семейной структуры
Через год терапевтической работы я отмечаю множество похожих черт у Ришара и Клодин, их поразительное сходство. У обоих большие сложности в самонаблюдении, в начале нашей работы им сложно говорить о себе и о супруге.
Кем была Клодин как дочь по отношению к своему отцу, о чьей недавней смерти было рассказано «объективно», без чувств и репрезентаций. Кем была Клодин для отца, который явно выделял ее среди остальных детей, четырех братьев, о чем она сообщила мне в отстраненной манере? В то же время Ришар рассказывает нам об отце Клодин, человеке с сильным характером, любящем, который не упускал случая предупредить свою дочь об опасностях неконтролируемой сексуальности (как разогнавшаяся машина без тормозов, замечает Клодин). Подчинялась ли она своему отцу в эдиповом регистре, то есть вела ли себя как послушная и верная папина дочка, привязанная к нему, чтобы гарантированно получить отцовскую любовь?
Я задаю себе вопросы того же порядка по поводу отношений матери и дочери и братьев и сестры.
Характер отношений Ришара со своими близкими – матерью, отцом, братом, сестрой – также остается для меня малоизученным, несмотря на многочисленные попытки исследовать этот вопрос. Редкие воспоминания Ришара о его детстве, подростковом возрасте и жизни его родительской семьи вызывают у меня всегда один и тот же контрпереносный фантазм: выводок птенцов, слившихся между собой и неотличимых один от другого. В этом образе я не вижу ни отца, ни матери.
Тем не менее Ришар говорит о сестре, которая младше его на одиннадцать месяцев, как о своем близнеце, в то время как Клодин, самая младшая в семье (разница между ней и братом, после которого она родилась, составляет восемь лет), говорит такую показательную фразу: «Люди часто замечают, что мы с Ришаром похожи, как брат и сестра».
Теперь мы можем определить, из каких основных групп состоит их семейная организация:
– Речь идет о семейных отношениях братско – сестринского типа с симбиотическими элементами, в которых один партнер представляет собой нарциссического двойника другого. Ведущей тревогой является идентификационная тревога, отсутствие различий, появление сексуальной дистанции становится защитной мерой.
– Очень сильные анальные защиты Клодин выражаются на догенитальном уровне в отказе удовлетворить сексуальные желания Ришара. В этом симптоме соединяются стремления к овладению, удержанию и желание оказать сопротивление влиянию Ришара. В этой семейной организации Клодин ощущает себя победительницей и удовлетворяет свои фаллические желания, кроме того, она кастрирует своего мужа и наносит раны его мужественности. В отношениях Клодин и Ришара эти садомазохистические игры продолжают развиваться: когда она отказывает, то страдает от фрустрации своих бессознательных желаний и заставляет страдать Ришара, который, в свою очередь, причиняет Клодин страдания своими изменами. В этом также задействован регистр эксгибиционизма и вуайеризма: прятать, не показывать, не говорить, но одновременно с этим показывать, внушать определенные мысли, ставить терапевта, вынужденного докапываться до подробностей интимной жизни, которую от него прячут, в вуайеристскую позицию.
– На эдипальном уровне подобное отношение Клодин фантазматически подкреплялось ее отцом, который предписывал ей подавлять свою сексуальность. Когда она отказывает мужу, она «отдает» себя отцу на уровне бессознательных фантазмов. В своих бессознательных инцестуозных фантазмах Ришар представляет себя сиротой: внутри этой пары, где жена отказывает ему, он чувствует себя защищенным от фантазма соединиться со своей матерью.